Как-то раз решила попугаться на ночь глядя и наугад ткнула пальцем в "Адский бункер" Стива Баркера. Ну, не совсем наугад. Во-первых: поисковик сообщил, что это "зомби-хоррор и боевик". Во-вторых: знакомое имя - Ричард Брейк, непревзойденный исполнитель всякой человеческой мерзости, пусть и не столь популярный, как Николсон, зато действительно противный в образах, которые создает на экране.
Сразу уточню: получила не совсем то, что хотела. Зомби оказались "неправильными", командир наемников Рэй Стивенсон почему-то показался очень похож на нашего Михаила Пореченкова, а один из наемников - на лысого дядьку, что играет в "Кривом зеркале" Петросяна. Мерзкий Ричард Брейк на этот раз оказался самым отчаянным и каким-то благородным. А финальная сцена - пародией на догонялки из экранизации DOOM, который мне с целью "просто развлечься" нравится, но до настоящего хоррора ему о-о-очень далеко.
Однако испугаться получилось. Собственно, поэтому и решила выложить свои мысли по поводу. Кстати, нестандартность фильма заключается в том, что ближе к концу перестаешь бояться ( просто привыкаешь к постоянному страху) и начинаешь думать. Правда, мне кажется, сколько людей, столько и мыслей вызовет этот фильм. А многим вообще не понравится. Потому что там нет того, что зрители привыкли видеть в голливудских страшилках: моря крови ( оно есть, только не ярко-красного цвета томатной пасты с остатками помидоров, пропущенных гримером), диких визгов без остановки ( крики тоже есть, но они не дикие, а действительно страшные, - что в оригинале, что в переводе), открытого садизма ( который так шокировал в российском "Чистилище"), а главное, нет спецэффектов, ярких красок, красивых женщин, которых надо спасать и голливудского красавца-победителя зомби. И end совсем не happy. Так же не стоит смотреть особам впечатлительным, потому что, несмотря на отсутствие всего перечисленного, фильм реально страшный. Не Хичкок, естественно, и утонченности Стивена Кинга не хватает. Но темнота в комнате, звук dolby в динамиках и "Адский бункер" на экране - то самое для адреналинового кайфа с активным размышлением в конце: а чего это режиссер и компания хотели сказать? Эффект потрясающий.
Итак, может пригодятся мои выводы писателям, хоть и сделаны на основе малобюджетного фильма.
К сожалению, не пригодится писателям метод звуковой агрессии, использованный в фильме. У меня создалось впечатление оглушающей тишины, несмотря на звуки - полной тишины в фильме нет. В эту "тишину" врываются "звуки-раздражители", подстегивающие психику зрителя, не дающие ни на минуту расслабиться и собрать мысли в кучу: только ощущения и эмоции ( даже не чувства). А единственное музыкальное сопровождение откладывается в памяти не столько своей неожиданностью, сколько различной реакцией героев фильма на музыку, что вызывает настоящий стресс.
А вот цвет может пригодиться. Фильм, естественно, цветной. Все ж таки на дворе двадцать первый век. Но оттенки настолько блеклые, что все видится черно-белым. Особенно внутри бункера. И особенно трупы и кровь.Тот же цвет создает заранее тоскливое настроение и желание скорее выбраться на белый свет, а там тоже блекло-серый, хоть и дневной свет, от которого хочется вернуться обратно в бункер. Создается безвыходная ситуация, подобная состоянию больного, который страдает одновременно клаустрофобией и боязнью открытого пространства. И сюжет только усиливает ощущение безвыходности: плохо и внутри, и снаружи.
Дальше - место действия. Место как место. В любом подмосковном районе прям за городом таких мест - не сосчитать: и полянки, и непонятные сооружения, уходящие вглубь земли. Но там не страшно - можно ведь и не подходить; а подошел - можно и отойти; а залез - можно и вылезти. А теперь представьте, что залезли - и засыпало, без всяких зомби. Страшно?
Декорации тоже никакие - просто заброшенное сооружение посреди леса, каким оно и должно быть без всяких зомби. Страшна не внешняя сторона. Суть панического ужаса в фильме в другом: режиссер "вывез" команду наемников из реального нормального мира и "запер" в замкнутом пространстве, ограниченном полосой деревьев вокруг поляны. Оттуда выхода нет, "живые здесь не ходят". Таким образом обычная лесная поляна с обычным старым бункером пугает куда больше, чем Фредди Крюггер со своими ножами.
Теперь тема. Страшные загадки нацистов "затерты" до дыр мировым кинематографом и, особенно, Голливудом. Но Баркер чуть изменил традиционный сюжет. В мелочах, оставив основу примитивного зомби-хоррора нетронутой. Только немножко все перевернул.
Зомби. "Правильные" зомби должны быть абсолютно бестолковыми, их жестокость одномоментна, мотивация зависит от того, есть ли кто в поле зрения, дисциплины никакой, рассыпаются в прах при малейшем ударе, но иногда могут сожрать или заразить противной зомби-инфекцией - сам станешь таким. Ничего этого Баркер не оставил, его нацисты-зомби "неправильные" в первую очередь потому, что их нельзя убить. Это одна из причин страха - злобный противник практически непобедим. Но есть еще один прием, доводящий зрителя до отупения от постоянного стресса: противоречивость образов "злых" зомби и "добрых" наемников - зритель не может сразу определить, кого бояться. Единственный зомби, лицо которого мы видим постоянно - жалкая "жертва" нацистских опытов, овощ, не реагирующий на внешние раздражители и издевки "добрых" наемников.Несчастное создание с пистолетом у лба в кинохронике вообще вызывает слезы.В общем, "злые" и "добрые" поменялись местами. Сначала. Тем страшнее главный зомби кажется в конце: он не только "обманул" людей, он еще и является лицом безликой армии, а еще его не убить... Мученик с закрытыми глазами, вызывавший слезы, спустя несколько минут экранного времени втыкал металлические стержни в глаза живого человека медленно и со знанием дела. А, может, и не он - у них не было в фильме лиц.
Кстати, остальная "армия зла" так и остается до конца без лиц. В начале они вообще доводят до мандража и героев и зрителя, просто прикидываясь глюками. Вроде тень за спиной, но поворачиваешься - ее нет; лишняя пара ног под столом - нету ничего: кажется. Когда кажется непонятно что - страшно. Потому что непонятно, враг не поддается анализу и описанию. Скажем, монстр, у которого можно посчитать щупальца и понюхать вонь изо рта - не так страшен, как таинственное "бу-бу" в темноте.
Садизм в фильме может вызвать шок. У меня даже возникла ассоциация с "Чистилищем" Невзорова. Только пересмотрев эпизоды, чтобы понять, что общего, обнаружила - ничего. Нет в фильме откровенно садистских эпизодов: картинка размыта, деталей не разглядеть, результат - труп, показан вскользь или издалека. Именно отсутствие деталей и вызывает шок. Самое страшное зритель представил сам настолько ярко, что кажется - это видел на экране. Режиссер всего лишь намекнул, показав алгоритм, создав атмосферу звуком, цветом и парой реплик героев. Ну, естественно, гримом и костюмами ( в смысле, кровь кругом, да и та черно-белая). Но от отсутствия зверских подробностей легче не становится.
Тем более, что режиссер устраивает "контрастный душ": долго " насладиться" негативными ощущениями не получается. Треш и хоррор резко сменяются бытовыми действиями героев, теоретическими и сюжетными отступлениями: страх загоняется вглубь, чтобы при следующей эмоциональной атаке стать еще сильнее.
Подобное воздействие доводит зрителя до той черты, когда страх перестает ощущаться. Тогда появляются мысли. От них становится не то что страшно, но очень неуютно. Потому что, перестав ощущать, начинаешь понимать, что все герои фильма очень похожи независимо от того, "добрые" они или "злые". Режиссер уже надавил на жалость к несчастным жертвам нацистов в начале, теперь предложил представить тех, с кем мы живем рядом - людей-наемников. Страшной кажется суть этой "армии" то ли мертвецов, то ли душ: их жестокость не мотивирована, не доставляет им удовольствия, и даже бесцельна, ведь вермахт давно мертв. Зверство мертвых во славу мертвой империи, ставшее ненужной вечной профессией. И поневоле проводишь параллель с еще живыми профессионалами-наемниками. И те, и другие не нужны миру, ни реальному, ни потустороннему, только самим себе. Разница лишь в индивидуальности: зомби безлики, толпа, лицом которой является двуличное существо, на протяжении полутора часов вызывающее искреннюю жалость и сильное отвращение, отчего кажется больше, чем просто монстром. Зато каждый наемник - отдельная личность, черты которой зритель легко дорисовывает сам по короткой фразе, одному выразительному взгляду, незаметному жесту. И смерть каждой личности на фоне бессмертной мертвой армии вызывает ощущение пошагового приближения конца света, как это ни глупо звучит.
Посмотрела фильм первый раз - впечатление,что кровищи до фигищи, адские мучения, страх, жуть, найтмар. Второй раз смотрю внимательно, дабы увидеть детали работу режиссера и актеров - нету кошмара, только мелочи, то тут, то там. Но мелочи оказались хороши тем, что к кульминации фильма довели зрителя до состояния невосприимчивости страха. Возможно, свою роль в этом сыграла невероятная примитивность финального боя. И снова оказалось, что не зря самый "зрелищный" эпизод сделан так кустарно. Зритель расслабился, зомби вповалку, всеобщее (на троих) ликование. Нелепость столь легкой победы вызывает сомнения в победе добра над злом, хотя финальный кошмар еще впереди, а зритель о нем не подозревает. И не зря сомневается.
Финал заставляет вспомнить Стивена Кинга, который заставлял своих героев справляться со злом и под занавес создавал угнетающую недосказанность. Но если мастер хоррора оставлял читателю хоть маленькую надежду этой недосказанностью: все же осталось еще последнее слово, - то Баркер надежды не оставил: полная безнадега, поражение, ловушка в виде адской петли во времени и пространстве. А претензия на документальность при всей абсурдности сюжета делает финал еще более угнетающим и депрессивным.
Вот вкратце и все мысли о том, как сделать настоящую страшилку на пустом месте.
Итог. Получив заряд адреналина в начале, перестав бояться к концу, я начала думать. Вообще слово "думать" для хоррора неприемлемо, чувствовать надо, пугаться. Но финал "Адского бункера" вызывает мысли. Именно ради этого момента стоит смотреть фильм. Так же как Кинг: сначала страшно, а потом начинаешь думать - и становится еще страшнее. Уверена, что каждый найдет у Баркера что-нибудь еще, какую-нибудь мелочь, способную напугать.