Аннотация: Статья опубликована в журнале "Популярная психология" #1, 2003 г.
Хотя реактивный самолет НЛП не отбуксирован на запасной аэродром, его грохот поутих, давая возможность не только оценить броский внешний вид и красоту стремительного полета, но и поковыряться, так сказать, в механизмах, и понаблюдать за экипажем и пассажирами...
НЛП НА ПРОДАЖУ
Буквально в двух словах напомню читателям журнала как выглядит история создания НЛП в самом кратком изложении. Два человека - студент психологии Ричард Бэндлер и ассистент профессора лингвистики Джон Гриндер смогли в начале 70-х годов 20-го века проникнуть в "тайную комнату", а именно - в секреты мастерства выдающихся психотерапевтов всех времен и народов: Фрица Перлза, Милтона Эриксона и Вирджинии Сатир. Через несколько лет после этого своеобразного "хакерства", в бревенчатом домике высоко в горах за бутылочкой калифорнийского вина новорожденному дали имя - нейро-лингвистическое программирование.
Этим именем создатели утверждали, что занимаются изучением алгоритмов взаимосвязи между внутренним представлением информации и ее словесным описанием. "Программа" переводится с греческого как "четкая последовательность шагов, направленных на достижение результата". "Нейро" указывает на первоисточник поведения - кодирование информации о внешнем мире в головном мозге. "Лингвистическое" подчеркивает принципиальное значение языка, слов при описании мышления и поведения, а особенно, при коммуникации. Т.е. НЛП изучает как мы воспринимаем окружающий нас мир, как устроено наше внутреннее представление о реальности, как мы пытаемся говорить об этом вИдение другим людям.
С середины 70-х годов благодаря энергичной деятельности обоих отцов-основателей и вскоре присоединившихся крестных (Р. Дилтс, С. Андреас и др.), ребеночек стал расти, расти и стремительно шагать по Штатам, границы которых, он, впрочем, быстро перешагнул.
Эта захватывающая "история успеха" кочует из одной книжки в другую с разнообразными впечатляющими деталями. Например, о том, как Бэндлер, договариваясь по телефону о встрече с Милтоном Эриксоном, продемонстрировал умение интонационно выделять ключевые слова, т.е. владение элементами эриксоновского гипноза.
С небольшим - двадцатилетним опозданием НЛП пришло в Россию. В России первой половины 90-х годов НЛП ждал успех. Российские первопроходцы, заплатив за обучение у западных спецов сумму, примерно равную стоимости автомобиля, стали гуру, быстро обрастающими учениками, последователями, подражателями. Наиболее масштабные и предприимчивые личности открывали свои центры, другие же становились авторитетными "фри лансерами" с собственной клиентурой.
Естественно, появилось много литературы. Большинство книг представляли собой не очень удачные переводы вышедших в Америке отредактированных расшифровок видео и аудиозаписей тренингов отцов-основателей.
НЛП обрело ореол всемогущества и "тайного знания". Один раскрученный журнал для мужчин опубликовал статью, в которой утверждалось, что руководитель московского центра НЛП обучает тому, как снимать на улице женщин. Автор не той, а этой статьи именно тогда учился НЛП именно у упомянутого мастера и может засвидетельствовать, что подобное заявление - выдумка. Что, впрочем, признал позже и сам автор нашумевшей публикации.
На сегодняшний день НЛП - это, в частности, продукт. Его продают. На нем зарабатывают. От одних учебных центров отпочковываются другие. Вновь испеченные специалисты проводят собственные семинары, ретранслируя полученные знания и возвращая себе немалые деньги, потраченные на оплату курсов. Появилось много толковых книг, как зарубежных, так и отечественных авторов.
Происходит очередной этап освоения нового рынка. Хотя уже и не очень нового. Бум НЛПизма уже прошел. К вершине рыночного спроса приближается новый "зверь" с очаровательным названием - коучинг. Но это - совсем другая история...
А количество желающих изучать НЛП "в чистом виде" поубавилось, но в программах подавляющего большинства тренингов мастерства делового общения можно встретить базовые элементы НЛП. И многие психотерапевты в своих рекламных объявлениях указывают НЛП в числе применяемых лечебных методик. Вот об этом мы сейчас подробнее и поговорим.
НЛП В ПСИХОТЕРАПИИ
Итак, изначально НЛП было создано как метод психотерапии. Психотерапии быстрой: утверждалось, что проблемы, на решение которых традиционными путями уходят годы, решаются за полчаса. Фобии исчезали, аллергии проходили, конфликты разрешались, страхи и волнения по самым разным житейским поводам устранялись, как говорится, "легким движением руки". Бэндлер даже жаловался, что не может найти для демонстрации техники человека, боящегося войти в лифт - все уже исцелены.
Арсенал психотехник НЛП, безусловно, впечатляет.
К наиболее простым относятся техники "личностного редактирования" - т.е. быстрого изменения эмоционального состояния. Есть психотехники для изменения реакции на стрессогенные ситуации, для изменения отношения к травмирующему событию из прошлого (называется красиво: "изменение личностной истории"), для изменения поведения в конфликтных ситуациях, для разрешения внутренних противоречий и много, много других.
Вообще, ключевое слово в НЛП это - изменение. Изменяется поведение, потому что изменяются внутренние ресурсы, потому что изменяется внутренний образ ситуации и себя.
Характерно, что человек, который работает с клиентом, в НЛП называется оператором. Тем самым подчеркивается пошаговость, алгоритмичность и даже определенная механистичность работы, которую по большому счету сложно назвать психотерапией. Как говорят НЛПеры, самое главное в этих техниках то, что они работают, т.е. выполняется последовательность операций и достигается заданный результат.
По моему мнению, главное достижение НЛП в психотерапии заключается не в психотехниках, а в способе описания внутреннего мира человека. Науке известно, что на самом глубинном уровне наши эмоции представляют собой возбуждение определенных участков головного мозга. НЛП не спускается в такие глубины, но оперирует очень удобными моделями. НЛП работает с мысленными образами проблемных ситуаций. С одной стороны, это достаточно глубокий уровень для изменений, с другой стороны, производить преобразования на этом уровне относительно легко. Но, кажется, пора приводить примеры.
Один из участников тренинга рассказал, что несколько лет назад на него неожиданно набросилась на улице овчарка, отпущенная беспечной хозяйкой погулять. С тех пор у него остался страх перед большими собаками, от которого он хотел бы избавиться. Ему предложили мысленно представить экран, на котором он видит себя, идущего по улице, в ту минуту, когда на него набрасывается овчарка. Этот фильм нужно было просматривать в черно-белом варианте. Сам клиент находился в состоянии покоя и расслабления. Он мысленно докрутил фильм до благополучного конца: хозяйка оттащила собаку, которая не причинила физического вреда. И в этот момент клиент мысленно представил, как он "входит" в экран, в самого себя, и дальше все события происходят в обратном порядке, задом наперед. Такая последовательность операций была повторена несколько раз. После чего наш герой вышел на улицу и, с разрешения хозяина, погладил здоровенного ньюфаундленда.
Также впечатляет избавление от страха сесть за руль автомобиля после аварии. Человек, который несколько лет не решался вести машину, после 15-20 минутной игры воображения, аналогично описанной выше, встает и садится за руль.
Теперь, как мы и собирались, поковыряемся, немножко, в механизмах.
Суть первого из них заключается в изменении мысленного представления человека о ситуации. Известно, что мы реагируем, основываясь не на самой ситуации, а на нашем отношении к ней, нашей оценке ее. А это, в соответствии с теорией НЛП, воплощается в виде мысленных картинок или фильмов: цветных или черно-белых, ярких или тусклых, со звуком или без. Причем вы можете находиться внутри самого фильма, т.е. видеть события глазами главного героя и переживать все заново (чем мы обычно и занимаемся, обеспечивая себе, к примеру, бессонницу), либо можете наблюдать за происходящим со стороны. Во втором случае вы не вовлекаетесь в события эмоционально, поэтому оно вас не травмирует. Получается, что в мозге делается как бы новая запись о событии. Была одна - травмирующая, стало - две, одну из которых вы воспринимаете спокойно. Последняя запись закрепляется повторением, и при попытке вспомнить о событии "приходит на ум" именно она. И проблема решена.
Второй ключевой механизм психотехник НЛП заключается в переносе позитивного эмоционального состояния (ресурса) из одной воображаемой ситуации в другую с помощью якоря. Якорь - это любое воздействие, например, прикосновение, связанное с определенным состоянием, попросту говоря - сформированный условный рефлекс. У человека, который хочет избавиться от волнений при выступлении перед аудиторией, выясняют, как он хочет себя чувствовать и когда, при каких обстоятельствах он себя чувствовал именно так. Клиента просят погрузиться (ассоциироваться) в положительный опыт ресурсной ситуации и ставят якорь, например, прикасаясь рукой к его плечу. Затем клиент возвращается в "здесь и сейчас" и мысленно представляет ситуацию, непосредственно перед выходом к аудитории. И в этот момент оператор воспроизводит якорь - прикасается к тому же месту на плече клиента тем же способом (с той же силой, направлением и площадью контакта). В результате человек попадает в воображаемую проблемную ситуацию, но не теряя комфортное ощущение из ресурсной ситуации! И его состояние меняется. Согласитесь: НЛП работает красиво...
Эти ключевые механизмы психотехник изменения базируются на одной из аксиом НЛП (т.е. утверждений, принимаемых без доказательств), которая называется первой пресуппозицией: "Карта - не есть территория". Мы шагаем по реальному миру - по территории, но ориентируемся по карте - нашему мысленному представлению о реальности. На нашей карте обозначены холмы и овраги, болота и тропинки, и мы идем, руководствуясь изображением, моделью мира, корректируя, уточняя и расширяя ее. Изменить или уточнить реальный мир мы не можем, а карту - можем. И НЛП предлагает целый набор инструментов, с помощью которых такие изменения вносятся относительно быстро и относительно легко. Дело в том, что, если некое место на карте обозначено как "страшная чаща леса", то необязательно в реальном мире в данном месте действительно стоит дремучий непроходимый лес, от которого надо держаться подальше. Может быть (!), кто-то (например, папа с мамой) когда-то (когда мы были маленькие) зачем-то (уж наверное из лучших побуждений...) убедил нас назвать это место на нашей карте "страшной чащей леса". А мы не только поверили им тогда, но боимся до сих пор... И чтобы не обходить "terra incognita" за километр, стоит посмотреть, что же это там такое расположено, внести в свою карту соответствующие изменения и облегченно вздохнуть.
А теперь я добавлю в бочку меда ложку дегтя. По моим наблюдениям и беседам с некоторыми психологами и психотерапевтами, психотехникам НЛП поддаются только весьма поверхностные проблемы, а происходящие изменения бывают недолговечны. Это можно сравнить с ремонтом: применение психотехник из арсенала НЛП похоже на приклеивание новых обоев и штукатурение потолка. Возможно, если проблема была именно в этом, то жить станет лучше и веселее. Но если потолок стал протекать, а обои отклеиваться из-за наклона всего дома по причине непрочного фундамента, то... в лучшем случае настанет иллюзия благополучия, которая потом развеется. Поэтому я бы не стал называть НЛП методом психотерапии. Психокоррекция - вот адекватное описание эффекта НЛПерских психотехник. Но это вовсе не мало, поскольку простые проблемы лучше решать простыми способами...
ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Что предлагает НЛП?
НЛП утверждает, что успех в деловых переговорах складывается из двух слагаемых: подстройки и ведения. Ведение - это привод вашего собеседника к вашей точки зрения. А чтобы он "повелся" (это слово НЛПеры употребляют без кавычек: человек действительно ведется), нужно сначала под него подстроится, установить раппорт, и для этого есть целый арсенал (здесь военная терминология очень уместна) психотехник.
Начать можно, например, с отзеркаливания - приблизительного копирования позы и жестов собеседника. Новички делают это весьма комично, получается "обезьянничение", которое, разумеется, не приводит к успеху. Но после небольшой практики отзеркаливание делается незаметно, тем самым в бессознательное собеседника поступают сигналы "я - свой", и некоторые барьеры внутренней недоверчивости и критического отношения убираются или, как минимум, становятся более проницаемыми.
НЛП придает большое значение подстройке по репрезентативным системам, т.е. по ведущему каналу восприятия информации. Выяснив, например, что человек воспринимает мир преимущественно через зрительный канал, рекомендуется общаеться с ним, используя слова, которые относятся к визуальной репрезентативной системе: "видишь, как это интересно?", "сейчас я тебе все поясню", "я разделяю вашу точку зрения", "посмотрите, какие открываются перспективы" и т.д. Определить же ведущую репрезентативную систему вашего собеседника можно либо по словам, которые он употребляет, либо по ключам глазного доступа - соответствия между направлением движения глаз и используемой в данный момент репрезентативной системой.
НЛП призывает выявлять и учитывать (т.е. подстраиваться под) еще ряд особенностей мышления, которые называются метапрограммами. В данной статье упомянем о двух из них.
Некоторые люди ориентируются на достижение целей, а некоторые на избегание неприятностей. Это называется направлением мотивации. Вы встаете рано утром каждый рабочий день, чтобы не заработать проблем из-за опоздания в офис или чтобы воплотить задуманные накануне планы? Отметим, что ни один из видов мотивации ни хорош, ни плох сам по себе. Важно осознавать, как вы себя обычно мотивируйте и делать выбор сознательно. А в плане успешной коммуникации полезно выявить, стремится ли ваш собеседник достичь в результате переговоров какой-то цели или избежать каких-то проблем и сложностей.
Очень важно понять, принимает ли человек решение, ориентируясь на себя и свое собственное мнение или в большей степени на мнение других людей. В первом случае вам придется сначала выяснить индивидуальные критерии оценки, которыми пользуется ваш собеседник, а уже потом предъявлять соответствующие аргументы. В последнем случае весомыми аргументами будут количество ваших клиентов, покупателей или партнеров, ссылки на мнение экспертов.
Сперва кажется невозможным отследить в живом разговоре все перечисленные аспекты и выполнять все рекомендации (а ведь немало техник осталось за кадром). Однако это вполне реально. Поэтапная систематическая тренировка навыков плюс практика приводят к тому, что большинство операций осуществляются автоматически. Вы становитесь бессознательно компетентны - т.е. делаете "все правильно", не задумываясь об этом, без специального контроля сознания. Сознание освобождается для решения других, более важных задач.
По моему мнению, отзеркаливание, подстройка и ведение, элементы внушения и все такое прочее, чем сейчас завлекают участников большинства тренингов по деловым переговорам, является лишь способом красиво вынести торт к гостям, не уронив его, но выпечка торта - искусство совсем другого сорта.
Ключ к успеху в переговорах заключается на самом деле в том, чтобы найти решение, при котором ваш партнер по переговорам достигает то, что важно ему, а вы - то, что важно вам.
От манипуляции - к сотрудничеству
Вы знаете, что именно ценно и важно для вас. Вы выясняете, что именно ценно и важно для вашего собеседника. И вырабатываете такое решение, при котором достигаются ценности каждой стороны. Приведу два известных примера, пусть упрощенных, но ярко иллюстрирующих идею.
Пример первый - "о дележе апельсина". Есть один апельсин. Муж говорит, что апельсин нужен ему, жена говорит, что апельсин нужен ей. Принимается компромиссное решение: апельсин режется пополам, и каждый получает половину. Далее выясняется, что муж хотел апельсин съесть, а жене нужна была корочка для кулинарных дел. В итоге каждый получил половину того, чего хотел. В итоге вторая - ненужная - половина была каждым выброшена. Супруги могли бы сначала выяснить, зачем каждому из них нужен апельсин. И тогда каждый получил бы полностью то, что хотел.
Пример второй - "в библиотеке". Два читателя сидят за одним столом в маленькой библиотеке. Один из них просит библиотекаря открыть окно. Окно открывают. Другой читатель просит закрыть окно, так как ему дует. Библиотекарь закрывает окно. Ситуация повторяется сначала... Выход в духе ценностно-ориентированной стратегии: библиотекарь выясняет, зачем первый читатель хочет, чтобы окно было открыто. Оказывается, чтобы был свежий воздух. Далее библиотекарь узнает, зачем второй читатель хочет, чтобы окно было закрыто. Чтобы не было сквозняка. Обратите внимание: окно не может быть одновременно открыто и закрыто. Однако задача имеет простое решение, если ее сформулировать так: нужно, чтобы в комнате был свежий воздух, но не было сквозняка. Библиотекарь открыла окно в другой части комнаты.
Говоря языком НЛП, обе проблемы успешно разрешились на уровне ценностей. Решения, при которых каждая сторона достигает того, что ей важно (хотя, возможно, не самым очевидным способом), являются самыми лучшими, в особенности для долгосрочного сотрудничества. Вы стремитесь не одержать победу над противником в переговорах (чему предлагается научиться в большинстве тренингов), а достигнуть взаимопонимания и практически значимых результатов и для себя, и для вашего партнера.
Вместо заключения
Реактивный самолет НЛП оказался изнутри не таким кричаще-ярким, как снаружи, но зато в нем обнаружилось много любопытного. Его пассажирам точно не придется скучать в полете: им предложат посмотреть фильмы для хорошего настроения, продегустировать широкий выбор сортов "живой воды" на все случаи жизни и полистать целых ворох глянцевых журналов серии "Ваш путь к успеху".
Когда перелет окончится, пассажиры сойдут на землю с широкими улыбками на лицах и ощущением уверенности в своих силах. Они не догадываются, что умело созданная эйфория развеется уже через несколько дней... Однако большинство никогда не пожалеет о захватывающем путешествии, а приобретенная на борту бутылочка "живой воды" (то бишь особенно понравившаяся психотехника) доставит еще немало приятных минут.
Мы же с вами внимательно выслушаем восторженные отзывы, но сами будем покупать билет, точно зная, куда летим и за что платим.