Аннотация: Глава для коллективной монографии по истории города. Сокращенный вариант этого http://samlib.ru/editors/s/sezin_s_j/concentrationcamp.shtml
После освобождения Кременчуга от войск ВСЮР в декабре 1919 года перед властями города встало множество проблем, одной из которых была нехватка мест в городской тюрьме для осуществления карательной политики. Городская тюрьма дореволюционной постройки была рассчитана на 230 заключенных, в то время как потребность была куда большей. Голод, разруха и эпидемии, порожденные гражданской войной, вызвали рост уголовных преступлений. Не следовало забывать и про противников Советской власти, бывших и настоящих.
По несколько более поздним данным, в книге задержанных Кременчугского губернского управления милиции, за период с 25.01.1921 года по 31 декабря 1921 имеются 843 записи о задержанных (записи номерами с 531 по 1374). С 1 .01. 1922 года по 30.05. 1922 года их было 981 человек.
Большая часть причин задержания - кражи. Данных за 1920 год не найдено, но число подлежащих задержанию явно превышало номинальную вместимость 'домзака'.
В мае 1920 года была образована Кременчугская губерния, в которую были включены три уезда Правобережья. Вместе с Чигиринским уездом губернии достался Холодный яр, а с Александрией-Первая Александрийская повстанческая армия Степового-Блакитного. Приходила в губернию и армия Нестора Махно.
В 1920 м году повстанческие атаманы даже захватывали города.
К зиме 1920-21 года людей у них стало поменьше, но даже тогда их силы оценивались в 4500-5000 человек (это только находящиеся в строю), а с переходом к активным действиям их число могло многократно возрасти.
К ним следует добавить множество людей, служивших различным правительствам, к которым у Советской власти были свои претензии.
Итого для осуществления внутренний политики Советской власти требовалось больше мест заключения, нежели имелось, а хозяйственные условия препятствовали строительству новых тюрем.
Выходом из положения было создание лагеря принудительного труда (он же концентрационный лагерь- в те годы это были синонимы).
Поскольку со временем под термином 'Концентрационный лагерь' стали понимать место уничтожения, следует произвести краткий экскурс в историю этого явления.
Исторически первыми концентрационными лагерями следует считать лагеря в САСШ вроде Андерсоннвилля и испанские лагеря на Кубе, организованные генералом Вейлером-и-Николау.
Андерсонвилль- этот лагерь предвосхитил некоторые черты последующих концентрационных лагерей и фактически стал первым лагерем, функционирование которого было признано преступным, что выразилось в смертном приговоре коменданту.
На то время концентрационный лагерь являлся местом содержания военнопленных в лагерных условиях, юридически правомочным, и на относительно ограниченный срок (реально - до окончания гражданской войны в стране). Под лагерными условиями понимаются условия, соответствующие условиям летнего содержания войск в лагерях.
Условия эти являются в идеале привычными и знакомыми военнопленному и не подразумевают появления массовой смертности в лагере.
Привлечение к труду не является самоцелью для этих условий и ограничено участием военнопленных в хозяйственных работах по лагерю. Высокая смертность военнопленных, достигавшая десятков тысяч, обусловлена невниманием к санитарно-гигиеническим условиям содержания и отсутствием полноценного питания. Хотя практика вывода войск в летние лагеря из казарм, наоборот, показывала резкое улучшение состояния здоровья солдат.
Спустя три десятилетия после Андерсонвилля появился и сам термин 'концентрационные лагеря' (по-испански: campos de concentración). Для подавления восстания кубинского населения испанским правительством был прислан генерал Вейлер -и --Николау, устроивший такие лагеря на Кубе. Деятельность Вейлера на острове описывается двояко, в зависимости от политических симпатий авторов. По одной из версий, устроенные генералом концентрационные лагеря предназначались для лишения кубинских партизан поддержки мирного населения, а согнанные туда крестьяне умирали от голода и болезней. Число жертв мирного населения по этой версии достигает до четверти миллиона. Существует и противоположное мнение, что лагеря предназначались для защиты лояльного испанской короне населения от террора повстанцев, для чего они располагались при крупных гарнизонах и даже были укреплены. Жертвы же в лагерях возникли из-за казнокрадства испанских интендантов, не обеспечивших перемещенное население продовольствием. В дальнейшем появился пример английских лагерей для бурского населения, а также австрийских и турецких лагерей для нелояльного населения, а также белогвардейские лагеря в Иоканьге и Мудьюге.
Выводом из их деятельности может служить то, что при необходимости в лагерных условиях можно содержать большие массы людей с минимальными затратами, но необходимо обратить особое внимание на противоэпидемические меры, чтобы лагерь не превратился в гигантское кладбище.
Поэтому в РСФСР (а частично и в УССР) было принято решение о разворачивании сети лагерей принудительного труда. В РСФСР в 1918 году к содержанию в лагере было приговорено 1791 человек, в 1919 году-225 (данные неполны и относятся только к первой половине года). В УССР в 1919 году лагерь существовал в Харьковской губернии, к помещению в него приговорены 41 человек (данные за тот же период и явно не полны, поскольку в лагере перед занятием города деникинцами расстреляно около ста человек, и около 30 вывезены комендантом Саенко на север).
В 1919 году в РСФСР были приняты нормативные документы по деятельности лагерей принудительного труда. Это Постановление ВЦИК о лагерях принудительных работ от 15.04 1919 года и Декрет о лагерях принудительных работ. Первый документ только декларировал их создание, второй подробно описывал детали функционирования. Поэтому руководство Кременчугской губернии могло пользоваться опытом товарищей из РСФСР и пользовалось, поскольку ряд нормативных документов из РСФСР был получен и использовался.
Но лагерь в губернии был организован только поздней осенью 1920 года.
Как уже было сказано, в 1919 году Советской властью существование концентрационных лагерей было узаконено как элемент исправительной системы государства (постановление ВЦИК 'О лагерях принудительных работ' от 15 .04. 1919 года и декрет ВЦИК от 17.05.1919 года 'О лагерях принудительных работ'). Второй документ детализовал работу лагерей, а первый лишь постановлял необходимость открытия их. Исправительно-трудовые лагеря и структуры, ими управляющие, существовали приблизительно до рубежа 1922-1923 годов, после чего сохранился только один, Соловецкий Лагерь Особого назначения, а лагеря на местах были закрыты. Параллельно с ними сохранялись учреждения под названием 'Дома принудительных работ' (сокращенно ДОПР), но они представляли собой обычные тюрьмы.
ДОПРы существовали и после 1922-23 годов.
Следует добавить, что, несмотря на существование лагерей в каждой губернии, существовала практика экстерриториального направления заключенных в лагеря.
Например, часть заключенных города Новороссийска, приговоренных советской властью к отбыванию наказания в лагере принудительных работ, должны были отбывать наказание в лагерях в Юзовке и Холмогорах. Причем лагерь в Холмогорах являлся местом заключения для лиц, осужденных за службу в контрразведке белых, а лагерь в Юзовке - для лиц, скрывших свою службу белым.
Дальнейшее функционирование лагерей в СССР выходит за рамки рассматриваемого периода, автор хотел бы отметить лишь отдельные детали, а именно наступившую перегрузку оставшихся тюрем. При этом создавалась такая ситуация, что концентрационный лагерь в городе Кременчуге в 1920-22 году не был перегружен, вмещая при норме 300 человек половину или меньше от этого числа (полностью заполнен он был очень короткий период). После же его ликвидации Кременчугский ДОПР, оказался перегруженным заключенными, имея на 230 мест 450 заключенных. Полтавский ДОПР, имея 450 мест, был загружен 1000 заключенными. И это происходило, несмотря на значительное снижение криминогенной обстановки и ликвидацию повстанческого движения. Документы географически близких ДОПР изобилуют решениями о сокращении сроков заключения и освобождении, а мест все равно не хватало.
Чем же принципиально отличается концентрационный лагерь 1919 года от тюрьмы и иных исправительных заведений, существовавших до 1919 года?
Принципиальное отличие - отсутствие камерного режима содержания. Остальные различия менее существенны, ибо нестойки и сильно варьируют в разных ситуациях. Камерное содержание заключенных следует рассматривать как утяжеляющий наказание фактор. Поэтому место наказания заключенных, имеющее камерный режим заключения, в позднейших лагерях СССР первоначально называлось карцером, потом штрафным изолятором, бараком усиленного режима, затем помещением камерного типа.
То есть в идеале в тюрьме заключенный всегда заперт (за исключением короткой прогулки раз в день) - либо в своей камере, либо в тюремной мастерской. Да и прогулка на полчаса в день по тюремному двору очень условно отличается от пребывания в камере.
Теперь возьмем для рассмотрения концентрационный лагерь вроде Андерсонвилля, где нет обязательного привлечения к труду. Заключенный в нем не заперт никогда и в пределах лагеря перемещается свободно, если не пересекает 'дедлайн', то есть границу охраняемого периметра, за нарушение которой он может быть застрелен.
В концентрационном лагере 1919 года с обязательным привлечением к труду заключенный работает не более 8 часов, чаще всего на некоей работе вне лагеря (скажем, колет дрова для отопления красноармейского клуба имени Троцкого). Вернувшись в лагерь, он время до сна проводит в нем опять же не взаперти. О запирании заключенных на ночь на 1919 год данных нет (зимой 1920-21 года это не делалось- см. история с Готлибом и посажеными в подвал заключенными), но даже при условии запирания на ночь большую часть суток заключенный проводит не в камере.
Таким образом, отказ от камерного содержания для заключенного создает впечатление, что он хотя и изолирован, но не в тюрьме, а для организаторов позволяет значительно экономить на организации этого лагеря, ибо отпадает необходимость строить либо переоборудовать здание под тюремный корпус с камерами.
Эти соображения хорошо иллюстрирует стоимость постройки тюремных зданий в 1870-1880-е годы. В Пруссии на постройку тюрьмы с одиночными камерами для всех заключенных требовалось затратить сумму в 2550-3784 марки на одного заключенного. При постройке же тюрьмы с общим содержанием заключенных расходы на одного заключенного были значительно меньше - 1278-1912 марок. [1.] В случае переоборудования под лагерь зданий другого назначения ситуация еще более упрощается.
Следует заметить, что в 'Декрете ВЦИК' упоминается о размещении заключенных в камерах общих и одиночных, но реальное камерное содержание, как в тюрьмах, реализовано не было.
Предположим, Советской власти нужно оборудовать в городе Н. концентрационный лагерь на 300 человек. Воспользовавшись нормой для особых лагерей (она значительно более поздняя и жесткая), для барачного содержания заключенных нужны два-три барака или приспособленных здания, с полезной площадью помещений в 540 квадратных метров, исходя из вместимости барака либо здания в 100-200 человек. Практически это достигается использованием помещений, скажем, неработающего завода (один-два цеха). При этом оборудование помещений минимальное (устройство печного отопления и двухъярусных нар). Теперь в случае содержания заключенных в меньших камерах на 15-20 человек с тем же нормативом полезная площадь та же, но потребуется оборудовать дополнительные перегородки, разделив имеющиеся помещения на 15-20 камер. Это дополнительные расходы сами по себе, к которым нужно добавить необходимость использования значительно большей общей площади (разделив цех на несколько камер, приходится выделять дополнительную площадь на коридоры). Пожелав иметь камеры на 4 человека, нужно оборудовать 75 отдельных помещений и т.д. К этим расходам добавляется установка замков на каждую камеру (кстати, это весьма нетривиальная задача в рассматриваемый период). Фактически оборудовать в лагере здания с камерной системой при минимальных затратах можно было только используя для этого крупные монастыри, где были жилые корпуса для монахов с кельями либо казематы в крепостных сооружениях. Таким образом, для периода 1918-1919 годов создание новых мест заключения по типу концентрационных лагерей было практически безальтернативным вариантом. Ибо сохранившиеся тюремные заведения царского времени и прежде были значительно перегружены. На строительство новых тюрем средств не было. Поэтому частичный переход на концентрационные лагеря позволял оборудовать новые места заключения с минимальными затратами и в минимальный срок.
Проведем сравнение деятельности ВСЮР и Советской власти в период гражданской войны. ВСЮР концентрационных лагерей не строила, а пользовалась сохранившимися царскими тюрьмами. Для губернского города Новороссийска это приводило к загрузке губернской тюрьмы 500 заключенными при дореволюционной вместимости в 230 человек. Для губернского города Кременчуга оборудован концентрационный лагерь вместимостью в 300 человек, который обычно не заполнялся более чем наполовину. При этом города Новороссийск и Кременчуг в дореволюционное время имели близкое друг к другу население (около 66 000 человек), но территория Кременчугской губернии была населена многократно больше, нежели Черноморская.
Историография деятельности концентрационных лагерей в 1918-1923 годах
Этот период не пользуется вниманием исследователей. В то же время концентрационные лагеря более позднего времени описаны в многочисленных работах, исчисляемых десятками и сотнями.
Даже несмотря на рассекречивание фондов в 90е годы, интерес к этой теме невелик. Возможно, дело в том, что архивные фонды из областных архивов были увезены в центр. На Украине удалось обнаружить в областных архивах только фонды концентрационных лагерей Кременчугской и Подольской губерний. По мнению автора, дело в том, что эти губернии были в свое время ликвидированы, и оттого их фонды выпали из внимания при изъятии архивных дел из областей.
Хотя множество диссертаций и научных работ посвящено деятельности правоохранительных органов либо репрессиям Советской власти, упоминания о концентрационных лагерях весьма ограничены. Среди источников базы данных фигурируют научные статьи только по нескольким концентрационным лагерям (Брянск, Рославль, Уфа, Пермская губерния) и одна газетная (Симбирск). Архивных фондов лагерей, использованных авторами, также немного - Тюменский, Екатеринбургский, Красноярский, Нижнетагильский.
Упоминания лагерей как элемента карательной политики в работах по повстанческому движению имеют место, но они, как правило, фрагментарны. Например, при описании повстанческого движения на территории нынешней Сумской области упоминается концентрационный лагерь в Ромнах, куда свозились заподозренные в повстанческой деятельности. На этом информация заканчивается.
В то же время сведения об этом весьма любопытны с точки зрения оценки размаха репрессий против повстанческого движения и невыполняющих продразверстку. Оказывается, в сельскохозяйственной Кременчугской губернии с населением около миллиона человек (оценочно) с размахом повстанческого движения в несколько тысяч активно действующих бойцов репрессии за это весьма скромны (до 150-160 заложников и 22 осужденных за невыполнение продразверстки).
Таковы данные о репрессивной деятельности властей в Кременчугской губернии с фактической, а не академической стороны.
Нормативное обоснование того, что должен представлять собою концлагерь
Постановление ВЦИК о лагерях принудительных работ от 15.04.1919г.
1) При Отделах Управления Губернских Исполнительных Комитетов образовываются лагеря принудительных работ.
Примечание: Первоначальная организация и заведывание лагерями принудительных работ возлагается на Губернские Чрезвычайные Комиссии, которые передают их Отделам Управления по уведомлению из центра.
2) Лагеря принудительных работ в уездах открываются с разрешения Народного Комиссариата Внутренних дел. Заключению в лагерях принудительных работ подлежат те лица и категории лиц, относительно которых состоялись постановления Отделов Управления Чрезвычайных Комиссий, Революционных Трибуналов, Народных Судов и других Советских Органов, коим предоставлено это право декретами и распоряжениями.
3) Все заключенные в лагерях немедленно привлекаются к работам по требованию Советских Учреждений.
4) Бежавшие из лагерей или с работ подлежат суровым наказаниям.
5) Для управления всеми лагерями принудительных работ на всей территории Р.С.Ф.С.Р. при Народном Комиссариате Внутренних Дел по соглашению с Всероссийской Чрезвычайной Комиссией учреждается Центральное Управление таковыми.
6) Заведующие лагерями принудительных работ избираются местными Губернскими Исполнительными Комитетами и утверждаются Центральным Управлением Лагерями.
7) Кредиты на оборудование и содержание лагерей отпускаются Народным Комиссариатом Внутренних Дел в сметном порядке через Губернский Исполнительный Комитет.
8) Врачебно-санитарный надзор за лагерями возлагается на местные Отделы Здравоохранения.
9) Подробные положения и инструкции предлагается выработать Народному Комиссару Внутренних Дел в 2-х недельный срок со дня опубликования настоящего постановления.
Подписал:
Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета М. КАЛИНИН
Секретарь Л. СЕРЕБРЯКОВ
Распубликован в ? 81 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Таким образом, этот документ предписывает образовать лагеря принудительных работ, куда помещать лиц, относительно которых существует решение ряда органов, как судебного, так и несудебного характера о помещении в лагерь. То есть прямых указаний на контингент заключенных нет. Но косвенно можно понять, что лица, направляемые по решениям ВЧК, естественно, будут обвиняться как контрреволюционеры, спекулянты и саботажники, а лица по решениям народных судов - уголовные преступники, то есть весьма пестрый контингент пребывающих в лагерях документом заложен изначально. Поэтому их образование следует расценивать как образование нового типа мест лишения свободы, не носящего полностью политического характера.
О заключенных сказано, что они должны немедленно привлекаться к труду, что некоторыми авторами расценивается как специфически направленный против 'бывших' акт насилия.
Скорее всего, дело в общей идеологической установке Советской власти как власти трудящихся и известных же установках об отвержении паразитизма.
Впрочем, это общий документ, и вскоре он был детализирован. Для этой цели издан Декрет о лагерях принудительных работ, который является достаточно подробной инструкцией. Неприемлемыми в ней, с современной точки зрения, могут служить только отдельные детали, а именно:
1. Возможность помещения в лагерь согласно решениям советских органов и по их же решениям освобождаться (то есть внесудебный характер репрессий).
2. Тяжесть наказания за побеги (десятикратное возрастание срока за него).
Как видно, опыт ранее существовавших концентрационных лагерей учтен и приняты меры по предотвращению эпидемий в них.
Шагом вперед является приравнивание в трудовом отношении заключенных и остальных работающих в части длительности рабочего дня, сверхурочных и ночных работ, оплаты по ставкам, действующим для всех рабочих.
Разумеется, из заработков заключенного существуют вычеты, которые не должны превышать трех четвертей заработка. Впрочем, эта цифра не является чем-то необыкновенным. По данным энциклопедии Брокгауза и Эфрона, на первую половину 1880х годов процент заработанных денег, полагающихся для выдачи заключенному, составлял в Пруссии 14-30,68 процентов, в Австрии- 26.47 процента, в Англии - 4.34-10.68 процента, и только во Франции превышал 50 процентов. [1.]
Несомненным плюсом являлся 44 пункт инструкции, который разрешал проживание в домашних условиях и явку в лагерь для проведения возложенной на заключенного работы. Таким образом, становилось возможно превращение лагеря в некую контору, осуществляющую привлечение к труду как лиц, осужденных к пребыванию в лагере, так и пребывающих на свободе. Впоследствии это и было реализовано.
Существовали и иные нормативные документы, извлечения из которых приведены ниже.
Согласно им, лагеря должны формироваться ЧК, но, если ЧК почему-то не берется за это, то его создание возлагается на отдел принудительных работ исполкома. Право освобождать заключенных имеет только отдел принудительных работ.
Возможны приговоры об осуждении пожизненно, до конца гражданской войны и на срок до двух недель. Эти документы приняты в РСФСР, но, хотя формально УССР - это другая республика, то кременчугские товарищи широко пользовались российским опытом и их нормативными документами. [2.]
За полтора года, истекших с весны 1919 года, спектр наказаний расширился, как в большую, так и в меньшую сторону, кроме того, принудительные работы без содержания под стражей переходят из категории акта поощрения в категорию обыденного.
Таково было нормативное обеспечение функционирования концентрационного лагеря. Теперь время перейти к истории его начала в Кременчугской губернии.
Организация Кременчугского концентрационного лагеря
Она освещена в документах не без противоречий.
Согласно делу ?1 фонда Кременчугского концентрационного лагеря, начало работы описано следующим образом:
Сообщается, что в настоящее время в городе арестованных нет. Ранее имелось задержанных на срок до 5 суток 212 человек, которые использовались на уборке улиц. [3.C.13]
Лагерь ныне находится в стадии организации, ранее он не существовал. Подписано заведующим отделом принудительных работ Болотиным.
[3.C.22] Лагерь был организован во дворе ранее сгоревшей паровой мельницы Любаровского (угол тогдашних Пушкинской и Мариинской улиц, ныне бульвара Пушкина и ул. Воровского. [3.C.25}
Расположение этого лагеря приблизительно на месте нынешнего ДК им. Петровского.
Имеется справка товарищу Готлибу в том, что он является комендантом лагеря, датирована 21.12.1920 года. [3.C.181]
Согласно этому делу, лагерь организован ближе к концу 1920 года. Однако дальнейшие изыскания принесли новые, противоречащие этим, сведения.
Выяснилось, что в деле ?42 фонда приводятся списки трудовых дезертиров и заявления их и их родственников об освобождении от наказания. Указанные дезертиры являлись лицами без постоянного места работы. Оттого они обязаны были регистрироваться и регулярно посещать орган регистрации, а также по его указаниям направляться на общественные работы. Неявка на регистрацию в указанные сроки приравнивалась к дезертирству. Как выяснилось из заявлений граждан (как самих 'трудовых дезертиров', так и их родственников), нарушители подвергались двухнедельному заключению в концентрационный лагерь. Причем с августа 1920 года, то есть, когда лагерь еще не должен был существовать. Например, имеется заявление в квартальный комитет квартала ?98 Иосифа Вульфовича Бухбиндера, где указано, что он, вследствие неявки 14 августа 1920 года, уже 16 августа приговорен к двум неделям концентрационного лагеря.
Документ от врача Галицкого, что некий Моисей Шапиро перенес возвратный тиф, поэтому он 11 августа был еще нетрудоспособен.
Заявление Губы Мойшевны Безродной, что ее муж Ицко-Янкель Безродный осужден на 2 недели лагеря, но он не мог прийти на регистрацию, из-за того, что она рожала.
Есть также ходатайство Союза ремесленников и кустарей об освобождении граждан Паля, Гнитина и Кренделя, попавших под вышеназванную кампанию. Резолюция на ходатайстве: 'освободить'.
Всего трудовых дезертиров, нарушивших апрельский Приказ ?26 'О трудовой повинности', насчитывалось 364 человека, список которых с их домашними адресами имеется в деле. [4.]
Дело ? 9 фонда вносит дополнительные противоречия в историю организации лагеря.
В нем имеется сообщение, адресованное в Губернскую ЧК от товарища Балицкого, что концентрационный лагерь должен быть организован при первой же возможности. Дата 29.09.1920 года. На документе карандашная резолюция, что к организации лагеря приступлено. [5.C.2]
Была составлена смета, согласно которой на организацию концлагеря на 300 человек нужно было выделить 1 миллион 66 тысяч рублей, в том числе на содержания штата сотрудников 176 тысяч рублей, на создание двухмесячного запаса продовольствия для 300 заключенных 180 тысяч рублей, на приобретение медикаментов и организацию больницы в лагере 120 тысяч рублей, на транспорт покупка 3 лошадей и подводы) 250 тысяч, на приобретение инструментов для работы 30 тысяч, на канцелярские принадлежности 40 тысяч.[5.C.4-5]
Временно исполняющий должность коменданта лагеря А. Федотов сообщает, что с 15.09 1920 года производится выбор помещений для размещения концентрационного лагеря, но нужный результат не достигнут, потому что подобранные помещения постоянно передаются другим учреждениям. Так произошло со зданием винного склада, домом предпринимателя Гурария, соседним с ним домом. [5. C.6]
15.12. 1920 года А. Федотов как комендант лагеря направляет в 216 батальон ВОХР просьбу об организации охраны лагеря командою в составе 30 стрелков (это дубликат документа из дела ?1 на стр. 74). Федотов уже назван не временно исполняющим должность коменданта, а комендантом.
То есть организация лагеря сдвигается на период между октябрем и декабрем 1920 года.
Внимание к гигиене и санитарии в лагере сохраняется, чему примером служит смета расходов на приобретение медикаментов и организацию больницы в лагере, составляющая восьмую часть расходов.
Немного статистики
Итого по новым планам и декретам требуется организовать на губернию 1-2 лагеря принудительного труда емкостью в 300 человек каждый.
Много ли это?
Возьмем очень малонаселенную губернию Российской империи, Черноморскую, образованную совсем недавно, оттого население ее еще невелико. В 1914 году она обходится губернской тюрьмой вместимостью в 230 человек, но которая регулярно перегружена, отчего в ней зачастую пребывает одновременно 300 человек (эти данные отражены во Всеподданнейших докладах императору).
На 1.01 1914 года в губернии жило 194 тысячи человек населения.
Всего за 14 год зарегистрировано 865 преступлений (на 56 меньше, чем в 13 году);
кражи и покушения на них 502;
грабежи, разбои 39;
самоубийства и покушения на них 35;
убийства и покушения на них 29;
подкинутие младенцев 22;
изнасилование и покушение на них 20;
поджоги 6;
мужеложство 4;
остальные виды преступлений единичные.
Тут, видимо, эти преступления даны по подсудности разным видам судов, поскольку есть и другая статистика преступлений по мировым судьям, которые должны быть добавлены, а именно оскорбления полицейских и других служителей закона 147 человек, из них приговорены к аресту 72 и штрафу 54
В числе борцов с полицией было 9 женщин;
преступления против благочиния и порядка -969, 230 арестованы, 426 оштрафованы, прочие оправданы;
против общественного благоустройства и народного здравия 546, из них 99 арестованы, 266 оштрафованы, остальные оправданы;
оскорбления чести, угрозы и пр. 2301 (в том числе 452 женщины);
597 арестовано, 637 оштрафовано, 3 попали в тюрьму, ост. оправданы.
Всего перед мировыми судьями предстало 6950 человек, в том числе 1445 женщин.
Часть преступлений рассматривал еще Екатеринодарский окружной суд, в том числе 3 преступления против веры и 3 преступления против особы императора и императорской фамилии. То есть не в голодный год, без гражданской войны в губернии совершено около 600 уголовных преступлений, за которые полагается заключение и в теперешнее время плюс около 1000 человек подвергнуто административному аресту.
В 1914 году через губернскую тюрьму прошли 2078 человек, в том числе 55 осужденных к каторжным работам (из них три женщины), 72 приговоренных к содержанию в арестантских ротах, 397 подследственных (в том числе 23 женщины), 2 человека, осужденных к содержанию в крепости, 1143 пересыльных (33 женщины), 76 административно арестованных( 4 женщины), осужденным по судебным приговорам на срок 342 ( 33 женщины).[6.]
Поскольку в тюрьму попало только 76 административно арестованных при значительно большем числе приговоренных, следовательно, остальные подвергались аресту в полицейских участках.
В условиях перебоев с продовольствием, характерных для времен гражданской войны, следует ожидать роста краж и грабежей, плюс появляются значительные контингенты противников существующей власти, что тоже должно увеличить число попавших в тюрьму. Из-за миграций народных масс возможно было резкое возрастание численности людей на территории губернии, и, как следствие этого, рост числа преступлений.
ВСЮР для своей карательной политики предпочла пользоваться уже имеющейся тюрьмой, доведя ее вместимость до 500 человек (при прежней территории). При этом в тюрьме имелись камеры, где пребывало 50 человек одновременно (в такой сидел осенью 1919 года В.Э. Мейерхольд).
В условиях гражданской войны это был путь к развитию эпидемий, что и не замедлило появиться. За период с конца декабря 1919 года по март 1920 года в тюрьме умерло не менее 15 заключенных от болезней.
Советская власть для своих целей должна была бы сохранить всю ту же забитую заключенными тюрьму либо открыть концентрационный лагерь согласно Декрету.
Что новая власть и сделала, открыв его в имении Абрау-Дюрсо.
Всего отправленных туда в списках арестованных автор насчитал 78 человек, самый последний направлен туда 22 июля 1921 года, то есть это треть номинальной вместимости тюрьмы.
Таким образом, формирование концентрационного лагеря разгрузило тюрьму даже при прежнем уровне преступности. Фактически, нужда в нем была еще больше, потому что в марте 1920 года в городе и окрестностях остались тысячи не успевших эвакуированных противников Советской власти, как военнослужащих ВСЮР, так и штатских (так называемая 'новороссийская катастрофа' белого движения).
Ниже приводятся документы нескольких следственных органов Кременчугской губернии.
Согласно сведениям по движению дел камеры следствия Черкасского ревтрибунала, с 1.10.20 года по 1.01.1921 года дел по контрреволюционным преступлениям было на начало периода 38, по спекуляции 3, должностных 39, уголовных преступлений 23. Всего 103 дела.
Закончено 72 за этот период, в том числе по прекращению 17, передано в суд 38, отправлено на доследование 1. Передано в особую камеру следствия (смысл выражения неясен) 6, всего 72 дела.
Вместе с вновь поступившими делами в процессе ведения 101 дело.
Поступило 205 новых следственных дел с 1.01 1921 года до 1.05. 1921 года.
Дела заведены либо переданы из следующих источников - 36 из трибуналов,131 из милиции или аналогичных служб.
3 по заявлению лиц,
4 по собственной инициативе камеры следствия.
31 передано из губернского трибунала.
По видам преступления дела разделяются из соответственно 205:
контрреволюционных преступлений 23.
Спекуляция 6.
Бандитизм 48.
Должностных преступлений 80.
Уголовных 46.
Из дел окончено 94, в том числе прекращено 49, 30 передано в ревтрибунал ,15 в иные судебные органы.
Аналогичная сводка за период с 15.06. по 1.07.1921год.
За контрреволюционные преступления осталось 31 неоконченное дело и прибавилось 3.
За восстания - дел 3, все дела не окончены.
Неисполнение требований милиции было 11 дел, плюс 2 прибавилось.
Спекуляция - было 3 дело, плюс одно прибавилось.
Подделка документов - было 1.
Бандитизм с убийствами 7.
Бандитизм только с грабежами 31 было, прибавилось 3.
Содействие бандитизму 8.
Должностные преступления 22 (в том числе 4 по взяточничеству, 18 саботаж).
Незаконные действия - 61 было, прибавилось 8.
Хищения -7.
Повреждение государственного имущества -3.
Убийство 1.
Нанесение ранений и увечий 1.
Покушения на убийство 2.
Кражи 2.
Грабеж 3.
Разбой 1.
Сводка по движению дел с 1 по 15.07.1921 года.
Контрреволюционные преступления - было 33, прибавилось 1, прекращено 6.
Восстания -3.
Неисполнение требований милиции- 13.
Спекуляция - было 4, прибавилось 7, закончено 2.
Подделка документов 1.
Бандитизм с убийством было 7, прибавилось 1.
Бандитизм с грабежами 31 было, закончено 1.
Содействие бандам- было 8, прибавилось 1.
Саботаж - было 18, добавилось 2, прекращено 1.
Взяточничество - было 4, прибавилось 2, прекращено 1.
Незаконные действия - было 62, прибавилось 4, закончено 3.
По остальным видам преступлений изменений нет.
Сводка за период с 1 по 15.09. 1921 года.
За контрреволюционные преступления осталось 29 неоконченных дел, прекращено 3.
За восстания -2 неоконченных дела.
Неисполнение требований милиции было 6 дел, еще 1 прибавилось и одно прекращено.
Спекуляция - было 1 дело, одно прибавилось и одно прекращено.
Подделка документов - было 1
Бандитизм с убийствами 6 было, два прекращено.
Бандитизм только с грабежами 23, 2 прибавилось и 1 прекращено.
Содействие бандитизму 2 было, 2 прибавилось,1 прекращено.
Должностные преступления - дел по ним 19 (в том числе 4 взяточничество, 15 саботаж))
Незаконные действия - 75 было, 5 прибавилось. 2 прекращено.
Хищения -9
Повреждение государственного имущества -3
Растрата-1
Убийство 12 было и одно прибавилось.
Нанесение ранений и увечий 2
Покушения на убийство 2
Кражи 2 было и одно прибавилось.
Грабеж 6
Разбой 1
Поджог- 4
Мошенничество-нет.
Сводка по движению дел с 1 по 15.07.1921 года.
Контрреволюционные преступления - было 33, прибавилось 1, прекращено 6
Восстания -3
Неисполнение требований милиции- 13.
Спекуляция - было 4, прибавилось 7, закончено 2
Подделка документов 1
Бандитизм с убийством было 7, прибавилось 1
Бандитизм с грабежами 31 было, закончено 1
Содействие бандам было 8, прибавилось 1
Саботаж - было 18, добавилось 2, прекращено 1.
Взяточничество - было 4, прибавилось 2, прекращено 1.
Незаконные действия - было 62, прибавилось 4, закончено 3.
По остальным видам преступлений изменений нет.
Сводка за период с 15.11 по 1.12. 1921 года.
За контрреволюционные преступления осталось 26 неоконченных дел, прибавилось 2.
За восстания - 2 неоконченных дела.
Неисполнение требований милиции было 4, 3 прибавилось.
Спекуляция - не было.
Подделка документов - было 2
Бандитизм с убийствами 4 было.
Бандитизм только с грабежами 19 было, 3 прибавилось и 2 прекращено.
Содействие бандитизму 3 было, 1 прибавилось.
Должностные преступления - было дел -22 (в том числе 5 взяточничество, 17 саботаж), прибавилось 2 за саботаж.
Незаконные действия- 81 было, 1 прибавилось. 4 прекращено.
Хищения -9
Повреждение государственного имущества -2
Растрата-1
Убийство 12 было, одно прекращено.
Нанесение ранений и увечий 3
Покушения на убийство 2
Кражи - не было.
Грабеж- 10
Разбой -1
Поджог- 6
Мошенничество - нет.
Сводка по движению дел с 15.12 по 1.01.1922 года.
Контрреволюционные преступления - было 25, прибавилось 3, прекращено 4