Сезин Сергей Юрьевич : другие произведения.

"Красный призрак" и "Белые пираты"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Тайная война в 1920 е годы. Восемь белогвардейцев захватывают советское судно и на нем уплывают в "свободный мир".И привозят туда советского агента "Ворона", обеспечив ему зеленый свет во внедрении в РОВС.

  Это произошло в мае 1925 года, почти сто лет назад. Группа лиц, вооружившись, захватила грузопассажирскую шхуну "Красный призрак" и угнала ее за границу.Захватившие и пара присоединившиеся из числа пассажиров и команды оказались в вожделенном зарубежье, где пополнили длинные списки эмигрантов, лишившихся родины.Один из них сочинил книгу "Из царства сатаны на свет божий" и заработал свою миллисекунду славы, выражаясь современными терминами.Громкой славе многое мешало, в том числе и то, что подобных писаний и так хватало. Например, сочинение генерала Толстова "От красных лап в неизвестную даль". И звучало оно ярче- пятнадцать тысяч человек уходят в ледяную пустыню и почти все там остаются, до нужного места дотащились едва две тысячи. Но и оттуда пришлось спасаться из "красных лап". И четыреста человек снова уходят дальше в пустыню. Остальные остались в форту Александровский, где и сдались красным общим числом около 1200 человек. Куда делись еще четыреста? Возможно, умерли в форту от последствий "марша смерти" по пустыне. Итого из пятнадцати тысяч спаслось из красных лап едва 350. Но Толстов как писатель из земель русских и австралийских не прославился, несмотря навозможность потрясти сердца обывателей запада хоррором до глубины души."Выжил только каждый сорок пятый или два процента!", "Жатва демонов пустыни-холода, голода тифа" и ну и прочее жареное.
  
  А тут... Восемь захватчиков, 30 членов команды и 12 пассажиров- цифры несерьезные. да еще и никто не пострадал из этой неполной полусотни.Закаленные Мировой войной и "Испанкой" читатели на такое не среагировали.Вот если бы весь экипаж принесли в жертву Ктулху или Йог-Сототу...
  
  А, и того еще не породил разум Лавкрафта. Какая досада!
  
  Разве что: "Пираты Черного моря", "Красный призрак" в белых руках", "Три цвета кошмара и пиратства". Могло бы сработать, все-таки пиратская тема устойчиво продавалась. Увы, но не сподобились. Итого спасшиеся пополнили собой армию никому не нужных эмигрантов, в Европе такие и без того миллионами ходили, автор на литеатурный Олимп не прорвался, в отличие от Голона-мужа, экипаж и пассажиров Болгария вернула обратно в Советскую Россию... "Красный призрак", правда, застрял в Варне, его Болгария никак не хотела отдавать, благо и повод нашелся-национализация судна "Иван Вазов",что чем-то обидела болгар. Хотя, если бы они знали, что "Иван Вазов" возил в Болгарию разное нелегальное по линии Коминтерна и РазведУпра РККА,то и вздохнули бы с облегчением и перестали дуться, как мышь на крупу.
  
  Все вроде бы закончилось...Если бы! "Никогда не закончится Большая Игра".
  
  
  
  Рассказ о приморских реалиях.
  
  
  
  Как утвержадали древние латиняние : "Плавать по морю необходимо. Жить-не так уж необходимо". Во времена, когда закончилась "Военная тревога" 1921 года, жизнь продолжалась и оттого плавать по морю было необходимо, а вот на чем? После ухода белых порты представляли собой унылое зрелище.В Новороссийске на берегу оставлены больше двадцати тысяч войска и бог знает сколько некомбатантов.На остальных просто не хватило места на судах.К эвакуации из Крыма подготовились чуть лучше, но несмотря на утверждения, что-де Врангель собрал и забрал всех, таки забытые в Крыму остались. Пр этом все, что держалось на воде и кое-как передвигалось, угонялось с собой. Что не удавалось вывести из порта-украшало пристани,берег, морское дно.
  
  "5 железных барж No50,51, 52,53,54 500 тонн Скадовск 1920
  
  5 железных барж No 45,46,47.48,49 500 Хорлы 1920 ?
  
  2 железные баржи 500в Геническе ?
  
  земснаряды "Нева" и "Мариуполь"- Мариуполь
  
  Пароходы-все в Николаеве
  
  "Крым"
  
  "Виктория"
  
  "Маруся"
  
  "Лоцман"
  
  подчалок без названия и
  
  брандвахта -Ожарская коса (это место неподалеку от Николаева)
  
  парусное судно без названия-около завода "Наваль"
  
  железная баржа рефулерная- Ожарская коса
  
  3 железных баржи-Туапсе."
   Это очень неполный список затопленных судов, которые планировала поднять организация "Госсудоподъем". А там еще была баржа No34 или "Наваль" с очень ценным грузом, но где она утоплена белыми при хаотической эвакуации Одессы-никто точно не знал-где-то в районе Большого Фонтана и не точнее. Документы доносят рассказы об одной барже в Новоросийске, которая лежала на берегу. В порту про нее отвечали в стиле старцев из "Белого солнца пустыни"- "Не знаем. чье, не знаем сколько- давно здесь лежит". Но комиссия подошла поближе, посмотрела повнимательнее и решила,что пусть баржа и дальше лежит, ибо ни на что не годна.И многое другое-но чуть дальше. -----------------
  
  И что же оставили белые, уйдя из Новороссийска? Разную мелочь, и не сильно годную в дело.
  
  
  
  'К началу означенных работ был произведен учёт всех судов в порту. При этом оказалось в наличности всего судов и плавучих средств по Новороссийскому порту: а/ парусно-моторных судов - 10 шт., б/ буксирных судов-катеров - 9 шт., в/ моторных катеров - 47 шт., г/ парусных судов одно- и двухмачтовых - 11 шт.; д/ паровых шаланд одна шт., е/ землечерпательных шаланд - 8 шт., ж/ снарядов специального назначения для технических портовых работ: плавучий док - 1, плавучих кранов - 3, элеватор - 1, землечерпательных машин - 2, железных понтонов - 1, деревянных понтонов - 1...' - сказано в документе, находящимся в городском архиве.
  
  'В течение 1920 года в Новороссийском порту были национализированы все мореходные предприятия:... А так же суда: парусно-моторные 'Зейнаб'; 'Петр Великий'; 'Нахимов'; 'Курьер'; 'Победа'; 'Александр'; 'Евстратий' и 'Джигит'; парусные суда 'Дмитрий'; 'Св. Николай ? 20'; 'Андрей'; 'Кубанец' и 'Суворов'; баркасы и баржи'Дмитрий'; 'Варвара' и 'Баржа ? 69'; пароходы 'Лиззи' и 'Герой'.
  
  Надо отметить, что эти суда и пароходы были брошены белыми при отступлении из-за всевозможных неполадок, были не в состоянии перевозить грузы и пассажиров, и требовали ремонта.'
  
  '1. По судо-ремонту: - отремонтированы и выпущены в море парусно-моторные суда 'Зейнаб', грузоподъемностью 4000 пудов, 'Новгород Великий', грузоподъемностью 7500 пудов, 'Чайка', грузоподъемностью 500 пудов, 'Победа', грузоподъемностью 200 пудов, буксирные пароходы 'Герой', грузоподъемностью 100 пудов, сила машины 200 НР, 'Медуза', грузоподъемностью 200 пудов, сила машины 120 НР, 'Очаков', грузоподъемностью 100 пудов, сила машины 120 НР, 'Джигит', грузоподъемностью 1000 пудов, сила машины 210 НР, 'Теодор',грузоподъемностью 500 пудов, сила машины 240 НР, паровая шаланда 'Диоскурия', грузоподъемностью 22000 пудов, сила машины 180 НР...'
  
  В последнем отрывке приведена грузоподъемнсть судов. Напомним,что пуд составляет 16.4 килограмма.То есть рекордсмен этой группы 'Диоскурия' -это всего 330 тонн грузоподъемности.А 'Победа' и 'Медуза'- это всего лишь около 60 привычных нам 50 килограммовых мешков.Многочисленые моторные катера - это небольшие паровые или моторные судовые катера,пригодные для коротких перевозок,скажем, через бухту, к заводам или обратно. Плавать на них за пределами бухты-это уже изрядный риск. Они и плавали- через бухту. В конце 1920х их уже осталось около 20, в 1935 году примерно столько же.
  
  Состояние судов-не будем о грустном. То, что моторы и иашины чинены-перечинены-это понятно, но и корпуса уже на последнем издыхании. При подъеме катера на стенку для ремонта можно был получить деформацию корпуса вплоть до перелома. Тот самый 'Герой' как-то стал на ремонт машины и внезапно оказалось: 'Управление завода доводит до Вашего сведения, что при ремонте машины на пароходе 'Герой' наружная обшивка оказалось проржавевшей и пароход дал течь, почему продолжить ремонт невозможно'. Так и ожидаешь прочесть, что при клепке чего-то там на баке разойдутся швы на юте, и вода хлынет туда.
  
  Таково было состояние и наличие судов в Новороссийске, где была возможным то, что какое-то судно покажется белым негодным, но на самом деле все не так плохо, а это из-за спешки не усмотрят. Севастополь эвакуировался в большем порядке, но здесь на это рассчитывать. Керчь-вряд ли там лучше.
  
  Какое это имело значение? Транспортировка как пассажиров, так и грузов. Как больших партий зерна, так и скромного дубка с арбузами или рыбой. Почты тоже- еще в начале 20 века почта в Сочи доставлялась морем. Тоесть туда заходил пароход, останавливался на рейде и при помощи шлюпок его с борта на берег свозились пассажиры. Снимался мешок с почтой, и почта и бывшие пасажиры окзыввалисьна Сочинской земле, иногда не совсем сухими. Погода-то бывает разной, а порты стоятся долго, а пока порта нет- высадка произоводилась на необорудованный берег, иногда в прибой. Со временем становилось лучше, но не сильно быстро. Скажем, весьма древний город Анапа получтил железнодорожное сообщение только в 1979 году. До того ближайшая железнодорожная станция-это Тоннельная в 35 километрах от города. Туапсе получил железнодорожное сообщение только в 1915 году. В Сочи железная дорога пришла еще позже. Но на кавказскм побережье железные дороги были совсем не везде. Так, на Таманском полуострове западнее Крымской железной дороги не было до второй мировой войны. Железная дорга подходила к Новоросийску, а дальше до Туапсе ее не было. Южнее, как уже сказано, она появилась еще позже. Между этими пунктами существовали, конечно, те самые гужевые дороги, потом ставшие автогужевыми. Были и шоссе, только нужно помнить, что тогдашнее шоссе и нынешнее очень разные. Вот шоссе Новороссийск - Сухум, постренное в 1890е годы и называемое 'Голодное шоссе'.
  
  Вот только асфальтовое покрытие там было сделано уже при Советской власти, в 1930е годы. До этого ее подсыпали щебенкой. А на Таманском полуострове в 1942 году дорог с твердым покрытием не было. Но хоть и горного рельефа тоже. А это означало не только труды по прокладке дороги в скалах, но и по поддержанию ее в порядке. Во время нередких ливневых долждей речки переполняются водой и выходят из берегов, выплескивая потом ее на шоссе скромной ширины, и вода размывет покрытие из щебенки. С горных склонов вода смывает грунт и камни, отчего участок шоссе может быть буквально погребен под слоем земли. В 2000е оин из авторов был свидетелем того, как несколько часов проливного дождя буквально завалили площадь перед автовокзалом Новороссйска смытым с гор грунтом, кое где слой достигал полуметра. Но это город и 21 век. Подъезжает трактор и бульдозерным ножом сгребает это все. А в начале 20 века? Дорожные рабочие должны еще доехать до заваленного участка. а потом вручную помощи чьей-то матери должны очистить участок. После чего движение возобновлялось. И важное значение имеет скорость доставки. Есть быстрые аллюры, но он могут использоваться разве что конными посыльными, везущим срчный пакет из пункта А в пункт Б. А груженые чем-то повозки лошальми передвигаются шагом. А это обычно до 3-4 километров в час, иногда можно до 6-7 километров в час. Потому поездка или отправка груза из Новороссийска в Геленджик потребует 10-12 часов, и это без помех.
  
  Можно ли чуть быстрее? Да, автомобили уже есть и даже в начале ХХ века были попытки организации таксомоторного сообщения меж городами и автобусного междугороднего тоже. Условно говоря, до Геленджика можно доехать за два-три часа. Есть и сложности, поскольку автомашина может не смочь преодолеть размытый или замытый грунтом участок. Если иногда телегу можно разгрузить и перенсти груз из нее вручную или на спине, а лошадей и разгруженную телегу перевести, а потом, на исправленном участке, мешки еврнуть на телегу, а лошадей в запряжку, то с автомашиной все куда сложнее. Ну и есть сложности с наличием машин.
  
  В 1935 году Новороссийский порт имел 18 грузовых машин, одну легковую, один пассажирский автобус (16 местный) и 4 трактора. 29 рабочих лошадей тоже. В 1939году судоремонтные мастерские имели 1 легковую машину и три грузовые.
  
  Но есть еще один способ транспортного сообщения, а именно-по морю. Вот конфискованное в 1922 году судно турецких контрабандистов 'Худа-Верды' размерениями 12 на три арщина, поднимающее 350 пудов груза, могущее ходить под парусами или под мотором с грузовика 'Гарфорд' в 40 сил. Подобные суда в множестве стоились турками и даже без чертежей, на нх держалсь каботажное мореплавание страны, и даже хватало на соседей.
  
  Скорость хода этх фелюг под мотором редко указывается, но даже если принять 4-5 узлов, то это уже серьезный конкурент по скорости гужевому обозу. По грузоподъемности -еще более. Скромная фелюга 'Худай-Верды' -равна грузоподъемностью 8 пароконным возам или 14 одноконным.
  
  Были суда и побольше. Напмер, 'Аспазия'
  
  Стальная двухвинтовая двухмачтовая однопалубная грузовая
  
  паровая шхуна.
  
  При постройке давала 8 узлов, экипаж 14 чел., брала до 500 палубных пассажиров.
  
  В 1926 году 878 т. / 752 двт. / 736 грт. / 565,27 брт./ 409,34 нрт. 62,79 - 9,45 -
  
  1,52 / 2,43 м. 2 ВДР =640 л.с. 7 узл. 49 т. угля.
  
  
  
  Пароход 'ВАСИЛЬЕВ'
  
  '(1892 / 07.04.1893 / конец 04.1893. Barclay, Curle & Co. Ltd, Whiteinch, Glasgow, Великобритания. стр. ? 384).
  
  верфь 302,84 грт. / 260 брт. / 133,96 нрт. 48,64 / 50,47 - 6,53 - 1,37 / 1,83 м.
  
  (160 / 166 - 21,6 - 4,5 / 6 фут.).1 НДР 380 л.с. 10 узл. 26 пассажиров 1 класса, 30 2 класса, 152 3 класса. - к 1922 г. 45 1 класса, 65 2 класса, 200 3 класса.
  
  В ... году 2 рейсами в Азовском море увез 24.550 пуд. груза и 7 чел. Еще 1
  
  рейсом на Крымской линии увез 4.179 пуд. груза.'
  
  Авторами приведены уже существововавшие суда, и совсем некрупные, имелись гораздо более значительные. Читатели могут сравнить небольшой и старый пароход 'Васильев' и гужевой обоз. Пароконный воз на юге поднимал 45 пудов груза, одноконная повозка до 25пудов. Разумеется, возможны и другие данные, ведь дороги и лошади тоже различаются своим качеством, как и грузы. Если перевозить пароконными возами этого образца 12тысяч пудов груза, то требуется 260 возов. Это какая же колонна!
  
  Авторы надеются, что читателям стало немного понятнее, что значил тогда каботажный флот. При этом сохранялась возможнсть пополнять этот флот с минимальными затратами, строя фелюги без чертежей 'как мере и красоте быть надлежит' и приспосабливая на них автомоторы, а также поднимая и чиня ранее затопленное.
   Да, морской транспорт имеет свои сложности и ограничения, но сочетание автотраспорта, гужевого, морского и железнодорожного-помогает жить, хотя и 'vivere non est necesse'. ------------------
  Теперь о сцене действия. Судно числилось шхуной, но, скорее всего, это были какие-то страховые фокусы. Видимо, регистрация шхуны стоила дешевле. Иначе кк объяснить, что под гордым названием 'шхуна' скрывались не только парусники с косым вооружением (ну, пусть в трюме стоит 'Болиндер' сил в 120, чтобы двигать ее в маловетрие или в порту, где судами и шлюпками все кишит), а вполне обычные грузовые суда с машинным отделением в корме? Там никаких парусов и в помине небыло, и с мачтами не очень роскошно. Но шхуной назывались и знаменитый 'Эльпидифор' и кучка 'Купп': и 'София Куппа', и 'Елена Куппа', и третья по имени Дросида (если авторы не путают). То есть это чаще всего грузозовые пароходы и теплоходы (потом) кабтажного плаванияная. И было их много. Строились они чаще всего в Австро-Венгрии в Триесте и предназначались для плаваний на мелководье. Иное их название 'Азовские рейдовые шхуны'-они собирали зерно в небольших портах, где воды были мелкими, и овозили собранное туда, куда могли пройти и более крупные и глубокосидящие суда. Могут, конечно, и другой груз захватить, если он есть. Выглядели они близкими к современным 'Река-море', и отличались от них больше деталями. Звание шхун перешло и на подобные суда советскй постройки, скажем, теже 'Пионеры' и 'Судкомы'. Как оказалось, у них есть и иные полезные свойства, и стали он минными заградителями, тральшиками, канонерскими лодками, а также десантными судами. Машина в корме и малая осадка носаом позволяла не только носить мешки с пшеницй по сходням с берега, но и высаживать десанты. Мореходность позволяла и в Средиземном море действовать. Тот самый 'Эльппдифор' был потоплен немецкой авиацией в греческом порту, поплавав по Средиземному морю еще двадцать лет после увода за границу. Это качество оценили и стали сироить серию из двух десятков аналогов 'Эльпидифора', часть которых после войны хотели продать судовладельцам. Будущие 'Пионеры' изначально панировались при мобилизации к исполнению таких же функций.
  Название 'Красный призрак' украшало не только его борт, была и иная шхуна 'Красный призрак' новороссийской постройки. Это была уже однозначная парусно-моторная шзуна, и изначально она называлась 'Призрак'. Ее сестрички носили имена 'Казак', 'Моряк', 'Водник', нопосле взятия Новороссийска красными были переименованы. Был 'Казак', стал 'Красный казак', был 'Призрак'-стал 'Красный призрак'. Подобное дублирование названий никого не волновало. Раз уж святой Николай Мирликийский оказывал покровителствл всем, плавающим по морским водам, то и суда массово назывались 'Святой Николай', или просто 'Николай'. Был даже 'Святой Николай номер 28'. К Новороссийскому порту в те времена одновременно были приписаны до десятка разных 'Николаев'.Может всех бы и назвали 'Святыми Николаями номер такой-то', но сейчас настали другие времена.потому 'Святыми Николаями' остались несколько разных там дубков у особо упертых на старине владельцев.А многие 'Николаи' так назывались для маскировки- ведь Николаев хватало и на мостовых и на палубах и даже известного бакинского комиссара Маркина звали Николаем. А то, что 'совбур' предполагает-это его личные заблуждения, в честь кого судно названо.
  Поскльку наш 'Красный призрак' сменил не менее десятка владельцев, то и назывался он тоже по-разному. Болтали, что изначально 'Иоганн Бурхард' от имени первого владельца. Впрочем, возможно, это и неправда, потому что судно когда-то было китобойным или как-то относилось к этому промыслу, а Бурхард купил его и переорудовал. Значит, изначально называли его как-то не так. С тех пор он был и 'Иоганном Бурхардом', и 'Присциллой Краузе'. Второй владелец назвал его в честь жены. Вот извращенец - называть в честь женщины эту вот галошу, чтобы она думала. что на нее похожа! Побывал и 'Генералом Скобелевым' и 'Утришем', и 'Тендрой'. Не все их авторы помнят.
  Его не раз мобилизовывали, потом возвращали владельцу, его захватывали немцы, деникинцы и воинство Никифора Серветника.Всех захвативших его авторы тоже не упомнят, поскольку однажды посчитали, что сторон было не менее двенадцати, и решили, что зачем это помнить?
  В общем, было в судне около полутора тысяч тонн водоизмещения, три трюиа в носу, и один малый на юте. Парусов не было как класса. И две мачты. Две паровые лебедки для работы с носовыми трюмами, ручная у кормовая трюма, а также паровой шпиль. пожарная помпа на палубе и буксирная паровая лебедка на корме.Такое разнообразиое оборудование происхоило от кого-то из прежних владельцев, рассчитывавших применить его для спасательных целей и другого.Все это стояло на судне, но не всегда работало, а по некому странному графику, отчего оба судовых механика могли сказать, что алкоголизм у них прямо-таки профессиональный, ибо каждый рейс сопровождался кучей неполадок, выходило из строя то то, то это. А потом- рраз и снова начинало трудиться. Если бы ломалось с концами-ну, такого-то было полной ложкой. Словно бродил по судну шаловливый ребенок и то то, то это выключал. Когда старщший из механиков Валерьяныч напивался очень сильно, он говорил, что судно построено в Англии, и явно называлось 'Русалкой' (Мермайд) и ведет себя по-бабски, причем как игривая баба, которой нравится, что экипаж кипишует, когда отчего-то заедает штуртрос или питательная донка. Когда 'Мермайд'-де натешится зрелищем откладывания кирпичей со стороны машинной команды, она меняла свои усилия, и заевшее переставало заедать. Сермяжная правда в этом была, но лучше бы ему о б этом не знать. Второй механик по прозвищу Блэкджек к созданию теорий склонен не был, а в пьяном виде не искал козней морской фауны, и просто наиивался, и грустил лищь о том, что нет спирта крепостью в двести градусов-чтобы быстрее отрубиться.
  Дело мужа Присциллы Краузе продолжалось.
  Ну, а экипаж что- когда сдыхал шпиль, то брал вымбовки и, поминая царя Давида и всю кротость его. выхаживал якорь вручную. Мермайд явно на ругань не обижалась, а ею наслаждалась, когда ей желали то, что содержалось в 'Большом морском загибе'. Поскольку 'Призрак' ныне числился грузопассажирским судном, то возил он и пассажиров, хотя и не так много. Для них были отведены четыре каюты, каждая на четырех, ныне числящихся вторым классом(ха-ха), первого небыло. Можно было на палубу брать народ и третьим классом. Официально до 120 человек, хотя был эпизод, когда на 'Призрак' набились 482 солдата и семь офицеров. Но они стояли и в одном тряме, в двух других был уголь и какие-то запасные части к артилерии. 'Стояли'-это именно так, стояли от Керчи и до Новороссийска, и там до разрузки. Некоторые солдатики потом на пристани иопадали-ноги затекли.Но было и хорошее в пассажиской функции, а именно гальюн, то есть туалет для сухоутных.Многие парусные или парусно-моторные суда(и другой 'Красный призрак' тоже)-на них моряки ходили на бак и, одной рукой держась, вершили утренний процесс, прямо как в древние времена, а затем брали канат с распущенным концом и вытирали то самое место, после чего ополаскивали его в заборной воде.Санитарные инспектора об этом не догадывались,иначе бы померли 'наглой саертью'. А на 'Призраке' был вполне нормальный, два отделения иа две дырки в каждои. И моряки уже отвоевали совместно с профсоюзом право на открытие сразу обоих гальюнов, а не одного. Ибо в более поздние время новые суда строили из расчета одно место на троих пользвателей, а тут выходило аж семь с половиной на посадочное место. А мыть? Ну, лучше хорошо сидеть и хорошо мыть, чем хорошо мыть и мучиться под закрытой дверью, подобно поручику Дубу, ожидющему, когда кадет Биглер наиграется в полководца. Тем более, летом случаются приступы 'Прыткой Насти' после арбузов или помидоров. -----------------------------
  Но случались и реальные поломки, тем более, что с ремонтом не все было хорошо.
  'Многих материалов нет, другие на исходе. Особенно нужда ощупается в следующих главнейших материалов и инструментов: инструментальной стали, самокалки, меди круглой и листовой, кровельном железе, жести, вареной в масле, сортовом, квадратном и полосовом железе, прокладочном и набивочном материалах, дрелях, клуппах для нарезки труб, развертках, измерительных приборах, приводных ремнях, трубах медных и железных от ¼' до 4', баббита первого сорта, для литейной нет мягкого чушкового чугуна, красной меди, тиглей, графита, песку речного, огнеупорно и глины и кирпича, нет столярного клея, мелких гвоздей, нет котельного железа 1/16", 1/8" и 3/8", нет заклепок 3/16", 1/4" и 1/1", болтов того же раз?мера, углового желез от 3/4" х 3/4" всех сортов; нет переносных горн,
  электрических принадлежностей и материалов совсем нет.
  Острая нужда в этих материалах чувствуется уже теперь и вызывает перерывы в работах. В дальнейшем же, если не будет делаться пополнений, работы грозят совсем приостановиться...'
  Практически это означало то, что если нужный сортамент железа есть на складе, то и работы идут. 'Нет бубей-хоть ...чем-то бей'. Или нужно осуществить чудеса обмена и замены чего-то на что-то. В то самое время начался рмонт крыш на артилерийском складе, а нужных материалов в наличии не было. Но как-то раздобыли подсолнечное масло, в данном случае по прямому назначению не применимое. Хозяйственники его обменяли на другие материалы, и ремонт начал двигаться в стооону завершения. Хоьь на полшага.
  Но это был рассказ об артиллерийском складе, а вот для читателей рассказ о буксире, ходящем по Черному морю.
  Там было две беды, которые преодолевались.
  Беда первая, навигационная.
  Стоящий на судне компас приказал долго жить. Поскольку он показывал нечто отвлеченное, а не то, что требовалось от навигационного прибора, то требовалась замена. Цена вопроса 80 рублей червонцами. Их не было. И буксир целый год плавал без компаса, и не от Западного мола до Каботажного, а от Одессы до Новороссийска и обратно. Оттого и плавали, как Одиссей и аргонавты три тысячи с лишним лет тому: вырастает на горизонте приметный мыс-значит, плывем правильно.
  Беда вторая, судебная.
  Радиостанция на судне, в отличии от компаса, работала и принимала радиограммы, в том числе и отом, что руководителю экспедиции необходимо завтра или послезавтра явиться в такой-то суд Одессы для дачи показаний. В случае неявки -грозились 'пустить на мыло' (с). Ну, из капитана дальнего плавания Корфа вряд ли бы сварили хозяйственное мыло, но ему явно не хотелось бы быть арестованным по прибытии в Одессу иосидеть в камере до разбирательства. Причина? Естественно, не нечто неотложное, касающееся всех и каждого, а иск кого-то по поводу чего-то, скажем, пиротехников за невыплату положенных денег. Или фельдшера водолазной партии на незаконное увольнение. Он использовал казенные медикаменты на лечение окрестных крестьян, а получаемые взамен творог и сметану поедал сам. Отчего-то суды и следователи не воспринимали пояснений конторы, что судно в плаваиии, завтра в Одессе не окажется, ему еще предстоит зайти в Ак-мечеть и выполнить предписание по осмотру затопленного транспорта 'Буг', может, и осмотр не одним днем обойдется. Если же плюнуть на предписание московского начальства и плыть в Одессу, то где потом взять уголь на повторное плавание? Нет, подать сюда Ляпкина-Тяпкина и безотлагательно!
  Хотя жизнь любого ответственного работника именно так и протекает, в 'борьбе суровой с жизнью душной', но, когда тебе за рейс приходят три таких радиограммы-это немного достает, выражаясь позднешими терминами.
  Хотя все закончилось хорошо. И Корфа не арестовали за неуважение к суду, и козни фельдшера-пожирателя сметаны за казенный счет удалось отвергнуть, и затопленный 'Буг' осмотрели, хотя он оказался не настолько полным сокровищами, как это казалось раньше.
  И несколько тысяч пудов железа в его трюмах не лежало. Но судно подняли и сдали на слом. Хотя, как утверждают, доволно много деталей 'Буга' еще лежат на дне. Впрочем, такое с затопленными судами встречается сплошь и рядом. Когда в устье Днепра поднимали по частям пароход 'Платов' , то ивлеченный металл взвешивали, чтобы понять, хватит ли водолазам рыться в речном песке или уже хватит.Но разборку остановили еще до извлечения 100 процентов массы утопленного железа.
  На 'Красном призраке' с навигационными инструментами все было пока ничего. Сложность была с другим- как выйти из порта оправления и чтобы никто не подал в суд, что груз не оставлен вовремя, а, значит, и не оплатил.Даже если нужный груз прибыл в Одессу, но его нужно разыскать на станции и в порту, погрузить, дождаться получения другого груза, потому что первая партия далеко не всегда занимала полностью трюмы и палубу, погрузить нужный запас угля(а там тоже много чего невовремя случалось), получить все разрешения и ...Крепления груза в трюмах и тому подобные вещи уже называть не будем.С разрешениями могло случиться и внезапно такое вот:
  'Ввиду эпидемии холеры и брюшного тифа настоящим предлагаю:
   Начальнику Технической части:
  1/ в местах наибольшего скопления публики на территории порта, в срочном порядке расставить баки для кипячения воды и озаботиться постоянным кипячением её.
  Так, в приказе ? 102 от 27 мая было сказано:
   'На основании постановления Чрезвычайного Совещания по борьбе с холерной эпидемией предлагаю прекратить с 1 Июня выдачу билетов на право проезда по Водным путям лицами, не имеющим на руках удостоверения о холерной прививке'.
  А вспышка холеры или чумы могла случиться даже за границей. Но трясло бы не только заграничных.
  Пока это все не устоялось, утряслось и не организовалось-нормальная жизнь шла в режиме: 'Хватай мешки, вокзал оходит!'
  И не так давно закончились две войны, длящиееся семь лет и плавно переходящие друг в друга. Кое-где банды еще существовали, но, когда банд всего пара на губернию-это уже не двадцать. Но уже не ждут явления банды в порт и захвата его или судна

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"