Как известно, скаСками ( не путать со скаЗками) назывались рассказы людей о вполне реальных событиях, рассказанные ими. Например, "Скаски Авдотьи резанки и Машки корелянки про неплодность великой княгини Соломониды" или скаски Владимира Атласова про свой камчатский поход.Вот такие: " 208 году, июня в 3 день, явился в Якутцком в приказной избе, перед стольником и воеводою Дорофеем Афанасьевичем Траурнихтом да перед дьяком Максимом Романовым Якутцкий пятидесятник казачей Володимер Отласов и сказал: "В прошлом в 203 году, по указу великого государя, посылан был он Володимер с служилыми людьми за Нос в Анандырское зимовье, для государева ясачного сбору." Потом, конечно, отдельные истореГи , не обремененные знаниями, но преисполненные иронией, все это называли уже скаЗками,...Но если оглядываться на всяких ,открывающих мир посредством экрана монитора, то так и литература заглохнет и деградирует до блогов и живых журналов. Поэтому для ценителей интересного чтения будут скаСки, а для вышеописанных будет: "Не любо-не слушай, а врать не мешай".
СКАСКА ПЕРВАЯ. "Главное оружие бойца - его голова" или захват бронепоезда.
Мемуары кременчугского большевика С.М.Лемешко.
Тут следует сказать несколько слов об этом человеке, из мемуаров которого и стала известна эта история. Первый опыт революционной работы получил еще в железнодорожном училище, где участвовал в забастовке учащейся молодежи во время революции 1905=1907 годов. За это временно исключен из училища, но вскоре восстановлен. Закончил училище первым по успеваемости ( только идеальная успеваемость давала ему возможность закончить курс при наличии политической неблагонадежности). До мировой войны работал железнодорожником. Призван в армию, служил в железнодорожных войсках, кавалер двух георгиевских крестов, унтер-офицер. Один из крестов получил, угнав с нейтральной полосы вагон с ценным имуществом. После ранения служил в тылу. Вновь установил связь с революционерами, активно участвовал в борьбе за советскую власть в Кременчуге и окрестностях Весною 1921 года возник пожар на Кременчугском артиллерийском складе - горело хранилище с ленточными порохами. Лемешко и секретарь губкома партии Д.Косых, жившие неподалеку, прибыли одними из первых и начали тушить пожар. Пожар был локализован до прибытия помощи, которая полностью его ликвидировала. Следует напомнить, что от пожара ленточных порохов и последующих взрывов погиб в 1916 году линкор "Императрица Мария", число жертв пожара и взрыва было огромным. В 1941 году вывел из намечающегося Киевского окружения личный состав госпиталя.
В 1921 году охмурил репарационную комиссию, в результате чего завод ,директором которого он был, подлежащий возврату Польше по репарациям Рижского мира ,остался на месте.
То есть это был человек с практической сметкой и решительный.
Вот его рассказ о захвате петлюровского бронепоезда в 1919 году. Петлюровские войска отходят из Кременчуга. Станцию покидает петлюровский бронепоезд "Черепаха" (так в воспоминаниях, но таково было жаргонное название бронепоездов в то время и бронепоезд мог называться по-другому).Вскоре на станцию врывается красный бронепоезд номер 57.Среди команды бронепоезда Лемешко замечает матроса Шуру, с которым был знаком по большевитской работе в городе до этого. Шура (неясно, это фамилия, имя или партийная кличка) явно не рядовой член команды бронепоезда. У них начинается разговор, в том числе речь заходит об ушедшем бронепоезде. Лемешко говорит : "А знаешь, у вас есть возможность захватить этот бронепоезд".
"Как?" " А вот как. Сейчас петлюровец идет на подьем к станции Бурты, где явно сбавит ход. У него на паровозе машина Кеслера,у тебя -компаунд. Догоняй его и сцепляйся с ним на подьеме. У него быстро сдаст машина, волокущая двойной груз на подьем и ты услышишь специфический звук, когда она сдаст. Тогда врубай машину на полный и возвращайся назад. Ты сможешь их уволочь до тех пор, пока они вновь введут машину в дело, да и потом не смогут все равно вытащить тебя обратно на подьем".
Шура так и сделал. Петлюровский бронепоезд догнали, сцепились, дождались выхода из строя его и уволокли с собой.
Два необходимых дополнения.
1.Смысл этого действа - в знании матчасти. Машины компаунд менее экономичны, но быстрее развивают нужную мощность по сравнению с машиной тройного расширения. Нансен на "Фраме" специально заказал машину , в которой можно было отключать цилиндры. Когда нужно, она работала экономично , тройным расширением, а когда нужно (во льдах для быстрого маневра)-компаунд. Лемешко на это рассчитывал, хорошо зная машины паровозов.
2.Кроме доброго совета, нужно было проявить себя команде бронепоезда, прорвавшись сквозь огонь и сцепившись с противником, а потом тащить врага дальше.