Все началось с энциклопедии по астрономии, подаренной Кате на десятый день рождения. Хоть книжка была большой и красочной, девочка оказалась не в восторге от папиного подарка. Катя даже обиделась на него, знает ведь, что она хотела новую книгу о приключениях юных волшебниц. А тут... астрономия. Слово еще какое...не выговоришь. Катя сразу вспомнила учебники, которые лежали на письменном столе старшей сестры. Почти все слова на их обложках заканчивались на "ия".
Учебник в подарок - такое мог придумать только ее папа. Он отличался особенной любовью к учению. На протяжении двадцати лет Дмитрий Федорович работал в районной детской библиотеке, из которых пять лет она находилась на грани закрытия. С каждым годом в ее залах становилось все меньше ребят. Оно и понятно, все больше библиотека напоминала музей, где пылились книги и гудели старые компьютеры. Поэтому свое нерастраченное желание учить папа выливал на своих дочерей - на старшую Милу и младшую Катю. А вернее выкладывал из портфеля. Он приносил девочкам старые книги, как другие отцы приносят дочерям куклы и конфеты. Делая загадочное лицо, Дмитрий Федорович спрашивал:
- Угадайте, что я вам принес?
Мила тяжело вздыхала и отвечала, что в его портфеле как всегда полно бумажного хлама. А затем уходила к себе в комнату и включала музыку погромче. Катя знала, что сестра стесняется папиной работы, и что в школе девочку называют макулатурой. Дмитрий Федорович смущенно улыбался и, клацнув серебристым замком, вынимал какие-нибудь книжки. Кате нравилась эта игра - никогда не знаешь, какую сказку папа принес на этот раз.
На свой десятый день рождения девочка тоже ожидала получить от папы книжный подарок. На прошлой неделе вышла новая книга о двух подружках-волшебницах, которые учатся в одной школе и вынуждены скрывать свои способности. Катя была настолько увлечена их приключениями, что даже пыталась писать о них свои истории. Разорвав упаковку, девочка приготовилась увидеть обложку с двумя волшебницами, из рук которых исходят магические волны.
- Интересная астрономия, - девочка удивленно прочитала название книги. Папа замер в радостном ожидании восторга дочери. - Астрономия?
- Именно, дочь! - воскликнул отец, выразив радость за двоих. - Это очень интересно! Небо, звезды, луна...
Мечтательно закатив глаза, Дмитрий Федорович посмотрел почему-то на потолок.
Катя решила не обижать папу своим недовольством. Она чмокнула отца в щечку и поблагодарила за книжку.
- А теперь прошу всех к столу, есть праздничный торт! - хлопнул в ладоши папа и побежал на кухню. Стоя в фартуке с нарисованными пирожными, Дмитрий Федорович разрезал именинный торт на десять кусочков и разложил их на яркие блюдца.
Когда же праздничный день закончился, и Катя закрыла дверь за последней подружкой, пришедшей в гости, девочка отправилась в свою комнату. Она усадила подаренного зайца на кровать, еще раз полюбовалась новым платьем и потрогала фенечку, которую ее лучшая подружка делала сама.
Девочка снова взяла в руки подаренную папой книгу. На глянцевой обложке были нарисованы круглые планеты, словно чупа-чупсы на палочках. Катя открыла книгу: на ее колени упала закладка, усеянная нарисованными звездами. Вверху белым цветом на темном фоне была странная надпись:
"Приветствую тебя, счастливчик! Ты стал обладателем уникальной поездки на "Звездном вестнике" *. Тебя ждут лунные кратеры, катание на кольцах Сатурна, долгий день на Меркурии, красное небо Марса и многое другое. Ты готов покинуть свою теплую постельку и отправиться в звездное путешествие? Тогда начерти на своем окне звезду специальным светящимся порошком, который ты найдешь на странице 20 в герметичном конверте."
Катя поспешила заглянуть на указанную в закладке страницу. И действительно там был заклеенный конверт серебристого цвета. Поддев ногтем его уголок, девочка заглянула внутрь. Как и было обещано в приглашении, на дне конвертика лежал светящийся порошок.
- Смешно это все, - пробормотала Катя, подойдя с книгой к окну. Девочка осторожно сунула палец в порошок. Голубые песчинки тут же пристали к коже, будто кто-то добавил в них воды. Девочка поднесла палец к окну и на секунду остановилась. Ведь понятно, что это просто игра, придуманная авторами энциклопедии. Катя часто видела подобные книжки в магазинах, а одно время даже хотела толстенную "магическую" книгу, в которой было много всего интересного: и свитки с заклинаниями и магическая палочка, что шла в дополнение к книге. Папа говорил, что такие книги называются интерактивными, и они максимально погружают читателя в свою атмосферу. В его библиотеке подобных изданий почти не было, а те, что имелись, ценились на вес золота и на дом не отпускались.
"Если за мной не прилетит "Звездный вестник", придется мыть окно," - подумала девочка, начертив фигуру на стекле.
Контур звезды окрасился в голубой цвет, а через несколько секунд из пяти ее конечных точек в небо устремился яркий луч света. Катя завороженно посмотрела наверх: среди прочих мерцающих огоньков в темном пространстве появилось мигающее изображение ее звезды. Но это было еще не все: словно невидимая рука соединила короткими линиями сияющие точки в небе, и неподвижные огоньки превратились во что-то похожее на летающий поезд с несколькими вагонами. А через секунду волшебный транспорт затормозил у Катиного окна.
- Не иначе, как сон, - пробормотала девочка. Двери одного из вагончиков открылись, и в проеме показался мальчик примерно одного с Катей возраста. На нем был синий комбинезон с вышитыми на кармашке светящимися буквами: "Младший помощник". Высунувшись из двери, мальчик постучал по стеклу.
- Приветствую тебя, счастливчик, - бодро начал мальчик, как только Катя повернула ручку на оконной раме и выглянула на улицу. Но увидев удивленную девочку, младший помощник извинился. - Прошу прощения, счастливица! "Звездный вестник" приглашает тебя в космическую поездку. Предъяви билет, пожалуйста!
Катя растерянно протянула мальчику книжку, которую так и держала прижатой к груди.
-Спасибо, - мальчик вытащил закладку, оставшуюся в книге и засунул в маленький терминал, который крепился прямо к прозрачному стеклу вагончика. Затем он подал Кате руку в синей перчатке, приглашая зайти внутрь.
Чтобы попасть в вагон девочке пришлось встать на подоконник, а затем ступить на узкий карниз. На секунду Катя посмотрела вниз, и у нее закружилась голова. Испугавшись, что она сейчас упадет, девочка схватила мальчика за руку и буквально вскочила в летающий вагончик.
- Добро пожаловать на борт космического поезда "Звездный вестник". Мы находимся в учебном отсеке. Меня зовут Артем.
- А меня Катя, - представилась девочка.
Помимо Артема здесь находилось еще по крайне мере пятеро ребят. Все они, как и Катя были крайне удивлены происходящим, и у всех в руках имелась та же книжка по астрономии.
- Держи свой скафандр, - сказал Артем, открывая какой-то ящик и доставая такой же комбинезон, как на нем и на других ребятах. Затем мальчик нажал на кнопку, и в одном из металлических шкафчиков открылись дверцы.
- Здесь можно переодеться, - сказал мальчик, протягивая Кате скафандр. Как только девочка облачилась в синий комбинезон, на ее кармашке зажглась надпись: "Участник КП". Это означало, участник космической поездки.
- А теперь садись на свободное место, - указал Артем на сидения с металлическими поручнями.
- Давай ко мне, - помахала рукой какая-то девочка. - У меня свободно.
Артем помог закрепить широкий ремень безопасности, и Катя оказалась крепко пристегнутой к своему сидению. Книжку она положила на колени.
- Все готовы? - послышался женский голос, когда дверь в соседний вагон открылась. В учебный отсек зашла молодая девушка. На кармашке ее комбинезона светилось "Старший помощник". Назвавшись Ириной, девушка села в отдельное кресло, затянула ремни безопасности и щелкнула пультом. Свет в отсеке потух, и дети увидели темное небо. Почему-то звезды, которые были так отчетливо видны из окна квартиры, теперь казались едва различимыми. Кто-то из ребят даже задал вопрос, почему так?
- Это происходит из-за того, что свет звезд рассеивается в нашей земной атмосфере, - ответила Ирина. - Как свет от фонарика, если светить им близко перед собой. А теперь, дети, скорее надевайте защитные шлемы, мы летим еще выше!
Космический поезд начал набирать скорость, и вскоре маленькие туристы увидели голубую планету.
- Вот так выглядит наш дом из далекого космоса, - улыбнулась Ирина.
- Как будто мой глобус вырос в кучу раз! - воскликнула девочка, сидящая рядом с Катей. Ее звали Оля.
- А я знаю, почему люди не падают с земли, - важно сказал какой-то мальчик. - Все дело в силе притяжения!
- Верно, - сказала Ирина и добавила. - Ведь наша планета вертится не только вокруг солнца, но и вокруг себя. Попробуйте-ка встать на крутящийся мяч под ногами, как делают это циркачи. Без долгих тренировок, вы тут же упадете! Именно сила притяжения, о которой догадался великий ученый Исаак Ньютон, когда ему упало на голову яблоко и притягивает нас к поверхности земли. Кто знал, что забавная ситуация превратится в величайшее открытие?
- Мне на голову и яблоки падали, и орехи, и каштаны, - протянул другой мальчик. - Но что-то ничего важного на ум не пришло.
Ребята засмеялись.
- Смотрите, Луна, - показала в окно Оля. - Такая большая! А еще там есть кратеры.
- Совершенно верно, - улыбнулась Ирина. - Их вы сможете рассмотреть поближе, как только наш космический поезд приземлится или прилунится, если быть точной.
Как только летающий экспресс опустился на единственный спутник Земли, детям разрешили расстегнуть ремни безопасности и выйти наружу. Перед тем, как двери учебного отсека открылись, девушка провела инструктаж:
- Дети, видите вот эту светящуюся указку у меня в руке? Как только я подниму руку, и указка станет синей, возвращайтесь в вагон.
- Почему? - спросил один из участников КП.
- В отличие от Земли, здесь нет атмосферы. А звук напрямую зависит от ее наличия. А вот свет вполне может быть. Поэтому не забываем про синюю лампочку указки!
Шагнув из поезда на серую поверхность, Катя почувствовала необъяснимую легкость. Тоже самое ощущали и остальные дети. Словно зайцы, они легко отталкивались от серой земли и так же легко прилунялись обратно. Вокруг тянулись цепи лунных гор, а вдалеке виднелись темные низины "морей". Только воды в них, как на Земле, не было. В темном космическом небе Луны показалась родная Земля.
Вскоре Ирина подняла руку над головой, и в ней зажглась синяя указка. Весело прыгая, дети поспешили обратно в вагон.
- Я читала сказку, будто в кратерах живут лунные кролики, - сказала одна Оля. - А еще у меня есть книжка о целом городе внутри Луны.
- Фантазия авторов безгранична, - сказала Ирина, когда все дети уселись обратно на свои места. - С Луной, как и с Солнцем, связано много легенд и самых разных интересных мифов. Солнечные и лунные затмения были чем-то ужасным для людей, которые не понимали, что происходит на самом деле. Представьте, как им было страшно, когда они видели, что лик Солнца или Луны вдруг темнеет безо всякой причины. Ведь исчезновение света воспринималось не иначе, как конец всему живому на земле. Древние викинги полагали, что у бога тьмы есть прислужники - жуткие прожорливые волки, которые проглатывают небесные светила целиком. Но на самом деле в лунном затмении нет ничего страшного - просто наша планета отбрасывает тень, когда она, ее спутник и Солнце становятся в один ряд. Не страшно и солнечное затмение - тень Луны частично закрывает от земного наблюдателя солнечный диск, в то время, как она находится между Землей и Солнцем. В зависимости от того, как находятся небесные тела, будет затемняться то Солнце, то Луна.
- А я думала, что на Луне всегда белый свет, какой падает на землю, а тут оказывается темно и серо, - задумчиво произнесла Катя.
- Тут все просто, - вставил слово Артем. - Луна светит отраженным от Солнца светом. Это всего лишь отблеск.
- Ну вот, ребята, здесь мы разобрались, - сказала Ирина. - Конечно, это далеко не все, что нужно знать о Луне. Она была и остается таинственной и притягательной, как для обычного наблюдателя за ночным небом, так и для ученых. Недаром астроном-ученый Галилео Галилей немало ночей посвятил изучению спутника нашей планеты. С помощью телескопа он обнаружил на луне горы и даже измерил их высоту. Но самое важное открытие, которое сделал итальянский астроном, это то, что Земля всего лишь часть огромной вселенной, а не ее центр. До него такие догадки были и у другого известного астронома - Николая Коперника, а до Коперника об этом догадывались и другие средневековые ученые-астрономы.
Космический поезд снова начал набирать высоту. Путешествие продолжалось! Глядя в окно, Катя любовалась блестящими точками далеких звезд, которые как сказала Ирина могут быть с целое солнце или даже больше, рассматривала разноцветные облака, что растекались по темному пространству. Все происходящее за окном поезда казалось бесконечным салютом, какие взрывают на праздники.
- Это космическая детская, - сказала Ирина, показывая на облака самых различных форм. - Здесь подрастают молодые звезды. Одна из них может оказаться сверхновой звездой, которая, взорвавшись, даст жизнь новой галактике. Так когда-то зародилась и наша галактика Млечный путь, в ней Солнечная система, где мы обитаем.
- Невероятно! - восклицали дети, глядя в окна космического поезда.
Мимо проплыл огромный белый шар.
- Это Венера, - произнесла Ирина. - Брат-близнец нашей родной Земли. Говорят, что когда-то она была такой же как и наша планета: там были океаны с рыбами и леса с животными. Но потом с ней что-то произошло. Ученые предполагают, что океаны просто испарились, и планета погибла.
Детям стало жаль пустынную Венеру, где, наверняка, жили разные зверушки, а может даже динозавры.
Следующей остановкой после Луны был Меркурий - самая маленькая планета Солнечной системы. По совместительству и самая близкая к Солнцу, которое казалось здесь огромным по сравнению с тем, как оно выглядит на земном небе.
Прибыв на планету утром, дети застали весну, днем наступило жаркое лето, вечером пришла меркурианская осень, а ближе к ночи подули зимние ветра. *
- Вот это да, - удивились ребята, а кто-то из мальчиков добавил. - За один день прошел год!
- Мало того, - рассмеялся Артем, - за ночь пройдет еще год!
Учебный отсек космического поезда буквально стоял на ушах от количества вопросов.
- Меркурий, как быстрый, но очень неповоротливый мальчик, - улыбнулась Ирина. - Он ловко огибает Солнце, но вокруг себя двигается, словно трехсотлетняя черепаха. Поэтому год здесь очень короткий, а день ужасно долгий. Если бы здесь жили меркурианские дети, то у них за день проходили бы и летние и зимние каникулы. *
На этой радостной ноте путешественники отправились дальше. Теперь им предстояло вернуться назад, пролететь мимо Земли и опуститься на Марс - четвертую планету от Солнца. Первое, что увидели ребята, подлетая к Красной планете, это два небольших камня, крутящиеся вокруг нее. Как заметил кто-то из мальчиков, они смахивали на футбольные мячики.
- Это спутники Марса - Фобос и Деймос,* - сказал Артем. - Точно, а давайте поиграем в футбол! Ира, можно мы немного попинаем Фобос?
Как только Ирина согласилась отпустить желающих участников путешествующей команды поиграть в открытом космосе, дети обрадовались. Но перед тем, как "поплавать" за пределами вагончика, ребят надежно пристегнули к нему специальными тросами, чтобы дети не разлетелись, кто куда.
Футбол в открытом космосе удался на славу! За счет невесомости, Фобос легко отталкивался от одного ребенка к другому. Однако сила притяжения Марса не давала спутнику далеко укатиться. Дети повеселились, устали и вскоре вернулись в учебный отсек.
- Ну, что наигрались спутником Марса? - улыбнулась Ирина. - А теперь добро пожаловать на саму планету.
На Марсе дети оказались не одни. По красным сухим пескам планеты вовсю ездили разные машинки и передвигались роботы.
- Это, дети, первые марсиане, - улыбнулась Ирина, показывая в окно. - Эти механические ученые уже давно исследуют грунт Красной планеты. Бытует мнение, что когда-то Марс был таким же как и наша Земля, ведь у него очень много схожих черт с нашей планетой. *
Катя подняла голову к небу. Над ними растянулся желто-оранжевый небосвод.
- Эй, давайте погоняем на марсоходах! - предложил кто-то из мальчишек. Дети радостно поддержали эту затею. Целый веселый день на Марсе пролетел незаметно, а когда Катя возвращалась обратно в вагон, она глянула на марсианский закат - его оттенки переливались от нежно-голубого до сине-фиолетового.
Детей ожидало новое путешествие к самой большой планете Солнечной системы - Юпитеру. Кто-то из детей сказал, что эта планета сама, как целое солнце, вокруг которой крутится куча спутников. Но Ирина указала только на самые крупные. Их было четыре.
- Это, ребята, Ио, Европа, Ганимед, а вот там Каллисто. Помните, о великом астрономе Галилео? - спросила Ирина. - Это он открыл эти спутники вокруг Юпитера. Кто любит из вас кататься на коньках?
Мальчики и девочки подняли руки.
- Европа - это рай для любителей катка, * - сказала девушка, указывая на белый шар с красными трещинами. - Хотите туда попасть?
Дети с радостью закивали головами.
- Тогда нажмите на своем скафандре кнопку, где нарисованы коньки. - добавила Ирина.
Тут же из ботинок, которые были вшиты прямо в скафандр, показались лезвия.
Как же весело рассекать по льдистой Европе, глядя на огромный полосатый Юпитер в небе! Катя даже заскучала по снежной зиме в родном городе, до которой еще было целых два месяца.
Наконец, путешественники вновь вернулись на космический поезд.
- А теперь мы на Юпитер? - спросил мальчик по имени Женя, с которым Катя успела познакомиться.
- Нет, на Юпитере нелетная погода, - улыбнулась Ирина. - Там всегда ветра и грозы, которые намного сильнее наших. К тому же там очень плотная атмосфера, через которую не прорвешься.
- А еще там нет твердой поверхности, - сказал Артем. - Там могли бы жить только птицы.
- Как и на Сатурне, Уране и Нептуне *, - уточнила девушка.
- Значит мы туда не отправимся? - разочарованно спросил любопытный Женя.
- Нас ждет кое-что поинтереснее, - рассмеялась старшая помощница. - Кто катался на американских горках?
Маленькие туристы тут же подняли руки.
- Отлично, - сказала Ирина. - Потому, что мы направляемся прямо на кольца Сатурна!
Пожалуй, из всех планет кроме Земли, Сатурн был самым красивым в космическом пространстве. Огромный шарик окружало большое кольцо, которое напоминало круговую автостраду. Летящий поезд набрал скорость и вскоре начал двигаться прямо по этой космической дороге. Девочки и мальчики визжали, кричали, но всем было необычайно весело. Сделав полный круг по автостраде вокруг Сатурна, поезд снизил скорость и, вскоре сойдя с этой сумасшедшей дистанции, снова оказался в открытом космосе.
- Просто потрясно, - учебный отсек гудел от восторженных мальчишечьих голосов.
- И страшно-то как, - говорили девочки, радуясь, что эта гонка, наконец, закончилась.
- На самом деле, кольца Сатурна не такие ровные и гладкие, какими кажутся на первый взгляд, - сказал Артем, которому, как и остальным мальчикам понравилась быстрая езда. - Все они состоят из мелких осколков и пыли. Но если двигаться по ним очень быстро, то складывается ощущение, будто едешь по гоночной трассе.
- Ну что ж, дети, наше путешествие почти подошло к концу, - произнесла Ирина. Ребята грустно вздохнули. Им было так интересно и так весело, что совсем не хотелось обратно. - Но напоследок, вы сможете еще разок "поплавать" в космосе и даже поиграть с карликовыми планетами. *
Очутившись в звездном пространстве, дети расхватали каждый по маленькой планетке. Было решено играть в нечто вроде боулинга. Кате достался серый Орк, который она легко запулила в разноцветное космическое облако. Шарик тот час укатился, но вскоре вернулся обратно на свое законное место. Так сделали и другие карликовые планеты, брошенные детьми. Это было последнее развлечение в космической поездке. Ребята вернулись на свои места, и поезд унес их обратно на Землю. И как бы детям ни было интересно путешествовать по Солнечной системе, они здорово соскучились по родной планете. Каждый захотел увидеть маму и папу и рассказать им о невероятном приключении, которое посчастливилось выиграть в книжке по астрономии. Только вряд ли кто им поверит.
- Включай сонный пар, - кивнула Ирина Артему. Младший помощник нажал на одну из кнопок на своем пульте, и учебный отсек наполнился белым дымом. Дети начали зевать и засыпать друг у дружки на плече.
- Пора домой, - улыбнулась девушка, а через несколько минут космический поезд развез детей по домам, вернув их в тот же час в какой и забрал. Книжки по астрономии Артем бережно положил рядом с их спящими хозяевами. Вернулась в свою постель и Катя. Наутро девочка тут же побежала в комнату к папе и маме, забралась в их кровать вместе с книжкой.
- Вижу, ты начала читать мой подарок, - обрадовался папа, А Катя чмокнула его в щечку и сказала:
- У меня было такое впечатление, будто я сама побывала в целом космосе. Астрономия, папа, это очень интересно!
Примечания:
* "Звездный вестник" - трактат ученого-астронома Галилео Галилея, изданный в Венеции 12 марта 1610 года.
* На самом деле на Меркурии не может быть таких времен года, как на Земле. Все дело в оси вращения планеты, которая почти всегда находится под прямым углом. Это значит, что к некоторым областям планеты никогда не доходят солнечные лучи. К тому же поверхность Меркурия раскалена до запредельных цифр из-за своей близости к Солнцу, а там, где нет солнечных лучей - вечная мерзлота.
* Счет времени на Меркурии очень странный для земных жителей; день здесь занимает около 59 земных суток, а год равен 88 суткам. Если сложить движение Меркурия вокруг своей оси и движение вокруг Солнца, то день здесь равен 6 месяцам. А это значит, что если бы ребята пробыли на Меркурии на самом деле, то за один меркурианский день у них бы прошли 6 земных месяцев, а за день и ночь 2 года.
* На Марсе сутки равны 24 часам 39 минутам, а это очень близко к земным. Здесь, как и на Земле времена года сменяют друг друга, хотя этот процесс происходит в два раза дольше, т.к. марсианский год длиннее земного. На Марсе есть атмосфера, а также последние исследования ученых подтвердили наличие воды. Некоторые места Марса по природным условиям очень схожи с земными. На Земле есть схожие по виду пустыни, которые выглядят, как марсианские.
*Фобос и Деймос - спутники Марса. Названы в честь мифических богов (Фобос - страх, Деймос - ужас) Реальные размеры спутников, конечно же, намного больше, чем они указаны в сказке. Также Деймос известен своими кратерами, названными в честь писателей-фантастов: Джонатана Свифта, который написал "Путешествие Гулливера" и Вольтера. Они предсказали, что у Марса есть спутники еще до их открытия ученым Асафом Холлом в 1877 году.
* Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы, одна из газовых гигантов. К таким гигантам еще относятся планеты: Сатурн, Уран, Нептун. По своим свойствам она похожа на звезду: состоит из газов и различных металлов, а вокруг нее вращается целых 67 спутников. Достаточно, чтобы смастерить себе свою отдельную Солнечную систему.
* Европа - один из самых крупных спутников Юпитера. Его поверхность покрыта ледниками, где как предполагают ученые, может быть скрыт целый океан, в котором не исключают наличие жизни.
* Это малые небесные тела. Наиболее большие названы планетами, а малые - астероидами. Всего известно 5 карликовых планет: самый крупный астероид Церера; планета Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа. Однако, возможно, их намного больше.