|
|
||
Исаия, 66:2. Источник текста на иврите: וְאֶת ־ כָּל ־ אֵלֶּה יָדִי עָשָׂתָה וַיִּהְיוּ כָל ־ אֵלֶּה נְאֻם ־ יְהוָה וְאֶל ־ זֶה אַבִּיט אֶל ־ עָנִי וּנְכֵה ־ רוּחַ וְחָרֵד עַל ־ דְּבָרִֽי ׃ Автоперевод: И все это сотворили руки Мои, и все это будет, говорит Господь, и к Нему умолю бедный и сокрушенный дух Мой и буду тревожиться о словах Моих. Перевод синодальный: 2. Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. В толкованиях по этому месту (от отцов церкви) много воды, говорят о том, например, что "Кто действительно смиряет себя, тот никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего, потому что душа его смирилась и занята тем, что касается ее самой" (Златоуст). Он же: "Что может быть блаженнее души, настроенной таким образом!" (сразу байка о блаженстве). "Поэтому нужно бодрствовать, трезвиться, и иметь непрестанное и неусыпное попечение о спасении души". Помимо Златоуста еще толкования там: ссылка И нигде не сказано, не подмечено, не учтено... самое важное что есть в стихе, для чего он, собственно, и написан: про слово Бога. То есть, и смиренность, и сокрушенность духом, и трепет... это все относится к слову Бога! А не к размыленным смыслам в толкованиях про "самосмирение перед миром, перед жизнью", как читаем у Златоуста, для примера. Наверное, нужно по жизни смирение, кротость, то есть, то что противоположно хамоватости тупой и дикой. Нужен прежде всего разум, житейская аккуратность в решениях, это само собой очевидно и понятно, просто люди бывает упускают эту простейшую аксиому бытия из вида. И стремятся необдуманно "наломать дров" в ситуации. Поступить опрометчиво, и даже совсем бессмысленно. Это понятно. Смирение-кротость сами по себе полезные качества (или качество), потому что, для примера, если переть буром на очередь, хамя людям, вместо того чтобы попросить их пропустить, потому что какая-то крайняя ситуация, и мы очень спешим, то выйдет только неприятность. В любом случае задуматься что кротость порой лучше наглости, имеет смысл. В любом случае наглый, хамоватый, в итоге проиграет (по жизни). А кротость - это взвешенность отношения. Из Википедии можем узнать, что "Крóтость - особенность поведенческих реакций человека (субъекта). В обыденном смысле под кротостью понимается незлобливый и отходчивый нрав человека, умение контролировать эмоции, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других. Она помогает человеку терпеливо переносить оскорбления, при этом не раздражаться, не возмущаться и не желать отомстить. Кротость - качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа. Кротость не следует отождествлять со слабохарактерностью и безволием: так, в Библии "кротчайшим из всех людей на земле" назван Моисей (Чис. 12:3) - человек решительный и волевой, по приказу которого было убито около трёх тысяч евреев, причастных к культу золотого тельца (Исх. 32:27-28)". Итак, "смиряет себя, тот никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего" это прекрасно. Но в стихе речь о слове Божием! На слово направлен смысл стиха, где про смиренность, сокрушенность духом, и трепет... перед СЛОВОМ! И про то что внимание в стихе надо нацелить именно на смысл о слове... толкования умалчивают! Они про то что не надо гневаться на ближнего, быть смиренным. Да не надо, кто спорит. Но стих истолкован криво, неполноценно. И значит, если следовать сути библейской, на того кто так истолковал СЛОВО в стихе... Бог не призрит?! А нет... пардон, "призрит". Потому что читаем толкование далее: "Он сам сказал: "На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим". Видишь, что Он сам указывает нам все духовные украшения, могущие сделать светлым душевное благообразие! На "сокрушенного духом, - говорит, - на смиренного", а затем присовокупляет и то, отчего все другие добродетели происходят: "и на трепещущего пред словом Моим". Что это значит: "Трепещущего пред словом Моим"? Значит - такого человека, который в самых делах своих показывает повиновение заповедям Божиим, как и в другом месте сказано: "Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении" (Притч. 28:14). И мы, когда видим, что слуга наш исполняет наши приказания с великим тщанием, со страхом и трепетом, оказываем ему более благоволения и благорасположения; а гораздо более окажет нам милости благий Господь наш. Поэтому Он и сказал: "Призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим". Итак, будем трепетать слов Его и со всяким страхом исполнять их. А слова Его - это заповеди, данные нам от Него. Зная, что Ему угодно, что приятно, то и будем делать; и постараемся быть такими, оказывать послушание безмолвное, кротость, смирение, с великим благоговением и страхом исполняя все Его заповеди, чтобы Он, Владыка всяческих, приняв доброе расположение наших намерений и будучи доволен нашим послушанием, благоволил призреть на нас. Если Он благоволит сделать это, то приведет нас в состояние совершенной безопасности. "Призрю", говорит Он, то есть, удостою своего попечения, простру руку, во всем помогу, в изобилии изолью щедроты Свои. Будем же, умоляю, делать все это, чтобы воззрел Владыка и на нас, - чтобы могли мы и настоящую жизнь провести беспечально, и будущих благ достигнуть, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Самое основное что нужно выделить: "будем трепетать слов Его и со всяким страхом исполнять их". То есть, Богу важно, чтобы души трепетали от слов Бога, и в страхе подчинялись. И еще сказано в Библии, что Бог есть любовь. Который требует тупого подчинения в страхе. Это такая любовь: страшная. На деле, если вдуматься, вчитавшись, то под "смирением" надо бы понять состояние недопонимания у читающего Библию, и вникающий в слово испытывает недомогание духа, человеку хочется сбросить с себя путы умственной немощи, оттолкнуть от себя книгу Священного Писания. Но сказано: будь смирен при чтении, при вникании. И далее тут же про сокрушенность духа, ибо от немоготы понимания дух начнет уж и сокрушаться, а человек его крепит смирением, читая, читая, вникая... Но дух уж и сокрушается, тяжело человеку от этого. Но терпит, старается вникнуть умом, распознать правильные смыслы. И вот - человек ТРЕПЕЩЕТ от достигнутого понимания, что как озарение, изучающий нашел зерно в тексте, смыслы сложились один к одному, как цельная коробка. Человек ощутил истину в этом месте текста. В другом. Не внушил себе что "это истина"... а ощутил фактически, реально, во Христе, ибо образ Христа это образ живой истины. От которой и трепет... после сперва смирения, к которому понуждаем себя, ибо сложно понимать, а хочется незатейливой легкости... после сокрушения духа, от все еще "липкого недопонимания" по тексту, но мы держим себя в руках смирения... и разбираемся, изучаем... и вот - трепет от инсайта истины! И вот на такую душу - Бог сказал - призрит. Такой душе будет рай, говоря просто. Остальным? Э... не уточнено. Конечно, и по жизни важно смирение, мгм, по обстоятельствам, но речь о данном стихе, и там о каком смирении? Именно что перед словом! (А не перед ближним). Этот стих - рецепт как читать Священное Писание. Это смирение-кротость перед упругой буквой слова! То есть, перед словом. И зачем в толкованиях было уводить от сути - души страждущих? Не для того ли дабы запутать верующих, сбить с толку? Чтобы они не могли прочитать и понять слово Бога?.. Или не стоит так категорично заявлять, просто и сами толковники как и все - всего-лишь люди. А человекам свойственно заблуждаться. Но факт в том, что два тысячелетия, или более, люди не могли четко постичь суть стиха-рекомендации? Это духовная рекомендация от Бога, о том как следует правильно читать Священное Писание: прежде в смирении, не избегая, не увиливая, а в кротком усердии вчитываясь в непонятное; потом уже и духом сокрушаясь от возрастающей "раздражительности" в недопонимании, но смиряя себя как в начале чтения, и... далее получая результат прозрения в том или ином месте текста. И охватит трепет? Наверное, раз так Бог утверждает. Но разве это и так не понятно, что важный документ читается смиренно, то есть, важна усидчивость, и духом читающий будет сокрушаться, не понимая сути в тексте, а важно понять, очень важно. Может, речь о вступительном экзамене? И будет трепет когда понимание проблеснет. Четкое, подлинное понимание! А не самоубеждение что "как я понял, это и есть правильное понимание". От усталости, наверное, устали СМИРЕННО читать. Нам попрыгать захотелось. Повеселиться. Побалагурить. И - бац! "понимание"! Как строитель, что домой торопится, на стену накидал тяп-ляпом раствора, и нормально. Утратил смирение. Скрупулезность. Вот о чем этот стих. А про "ближнего" можно и в других местах Священного Писания прочесть. Так что, призрит Бог на верующих? Дополнительно к теме: Возложи меч на бедро свое
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"