Начнём с терминологии, самоназвания "традиционная Русь" конечно тогда не было, даже словосочетание "русский народ" появилось далеко не сразу (только в "Слове о законе и благодати")
дело не в том, как мы назовём сами этапы и их внутренние периоды, всё тки задача в другом - дать модель которая бы вмещала и объясняла логику развития истории Руси как государственного образования (поэтому модель не берёт в счёт племенные союзы, хотя, несомненно, можно построить модель с привлечением "доисторического" бытия восточнославянских племён и даже их постисторического, эсхатологического бытия.)
Чтобы лучше понять ту логику, которая легла в основу модели, я бы рекомендовал ознакомиться с небольшой статьёй здесь:
http://philosophystorm.org/maksergeev/281
Для начала я дам свой краткий комментарий к модели.
Итак, в эпоху "традиционной Руси" происходит формирование страны и народа.
Первый полуцикл - это путь от первоначального единства Киевской Руси (которое есть недифференцированность) через удельную раздробленность (к которой мы относим несколько крупных образований, таких как Новгородская вечевая (боярская) республика, Великое княжество Владимирское, Галицко-Волынское княжество и Литовская Русь) к централизованному государству и централизованному народу (но уже разнообразному, многогранному народу) Московской Руси включительно до начала проекта реформ Петра 1.
Эпоха "новационной России" - второй полуцикл (вместе с первым полуциклом составляющий цикл) от Имперской России (реформ Петра 1) через Либерально-буржуазный пореформенный период (реформы Александра 2), бывший лишь де-юре имперским и завершившийся де-факто приходом к власти в феврале самих либералов, к установлению пролетарской диктатуры, безбожия и русофобии в Советской России. Если мы просмотрим религиозный аспект этой эпохи, то увидим, как сменилась огосударствленная Церковь на оккультизм, эзотерику и пр. муть в буржуазную эпоху, а затем всё сменил атеизм, самый пещерный и вульгарный.
Но третий полуцикл стал эпохой нового развития. Началом его стала Великая Отечественная Война, с которой ночь советского режима перешла свою половину. ВОВ это полночь, и наступившая другая половина ночи уже была к свету. Советская Империя (СССР и Варшавский договор, соцлагерь) образованная после войны и успешно сублимировавшая духовный и физический подвиг русского и других народов страны в Войне в подвиг промышленный, научный, политический и творческий. Это эпоха, по которой мы все много ностальгируем, ибо она для нас как Киевская Русь для людей из эпохи удельной раздробленности, эпохи независимых княжеств, междоусобий и иноземного ига.
И атеизм, уже не пещерный, а "научный" не мог противостоять наплыву западного влияния с его модой на оккультизм и прочую псевдорелигию, которая воцарилась в конце 80-х, в 90-е годы, начале 2000-х - т.е. в период Демократической России, утра новой истории, грязной распутной весны её возрождения. Но конечно всё идёт к третьему периоду, завершающему третий полуцикл и одновременно - всю историю государства Российского. Этот предапокалиптический период можно назвать синтезом традиционного периода и новационного в их самых высоких фазах - периодах царственной Москвы и имперского Санкт-Петербурга. Но синтез не есть повторение, это новое состояние, обогащённое в сравнение с изначальным состоянием.
Теперь более подробно остановимся на истории каждого из трёх полуциклов.
Традиционная цивилизация это:
1. единая Киевская Русь
2. удельные Княжества и Новгородская республика
3. централизованное Московское государство
Три центра, несущие свою идею. Киев несёт идею первоединства Руси; Новгород - идею независимого развития множества отдельных земель; Москва - идею централизации княжеств и земель в многоединое государство.
В начале первого периода вся Русь подчиняется Киеву.
Внутри второго периода формируется несколько центров: Галицко-Волынское княжество, Русско-литовское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская вечевая республика
Третий период выдвигает новый центр - Москву, которая собирает земли, но уже не так, как Киев, это уже земли, имеющие свой оригинальный лик. Московское государство становится единством в многообразии.
Но этот статус Московская Русь ещё должна будет отстоять в борьбе как с Золотой Ордой, так с Речью Посполитой. Орда пытавшаяся слить Русь в своём безликом месиве народов и земель, выступает здесь активацией начала тотального единства и слитности. Речь Посполитая выступает началом раздробляющим, антицентрализующим русские земли. Однако эти испытания были преодолены и Московское царство уверенно начало интеграцию, как утерянных земель Киевской Руси, так и новых, бывших под властью Орды.
Но естественное, традиционное развитие в 18 веке сменилось искусственным, проективным - новационным. Восточный путь был завершён и начался путь западный.
Новационная цивилизация это:
1. абсолютизм - имперская Россия от Петра 1 до Николая 1
2. либерализм - буржуазная Россия от Александра 2 до Николая 2
3. большевизм - пролетарская Россия от Ленина до Сталина
Западный проект Петра Великого это продолжение интеграции старых и новых земель.
Российская империя проект одного сословия - дворянства. Вся новационная история есть реализация проектов трёх сословий - дворянства, буржуазии и пролетариата.
И неудивительно, что западные проекты, в конце концов, привели к закату России. Вторичный период имперской централизации расширил мощь государства российского, но заложил основы для его крушения сначала сверху, а потом и снизу. Российская империя и абсолютизм закончились с реформами Александра 2 - началась другая фаза, буржуазная - царство капитала, эпоха терроризма, либеральных ценностей, эзотерики, мистики, философии и революций. Эта вечерняя эпоха уверенно клонилась к самому закату и ночной тьме, наступившей с приходом к власти большевиков. Т.о. Россия в новационная цивилизация логически совершила обратный традиционному путь: от имперского многоединства через социальную и идейную дезинтеграцию к тоталитарной ночи большевизма, смешавшей всё и вся в едином фарше насилия.
Надо сказать, что в каждом периоде есть свои фазы, и они совершенно также описываются триадической логикой. Приведённая в начале статьи модель лишь модель второго порядка.
Эпоха пролетарской диктатуры имеет свои градации.
Например, рассмотрим советские периоды - довоенный:
1. военный коммунизм (ленинизм)
2. нэп (троцкизм)
3. коллективизация и индустриализация (сталинизм)
А дальше началась новотрадиционная история.
Новотрадиционная цивилизация это:
1. Советский Союз
2. Российская Федерация
3. Русская Держава
Пролетарская диктатура сломалась о Великую отечественную войну, произошёл цивилизационный перелом, который я сравниваю с переходом ночи полуночного часа.
СССР, возникший после войны как имперское образование, уже развивался в сторону света, а не в сторону тьмы. Это было уже новотрадиционное образование.
Вот более подробная диалектика послевоенного Советского Союза:
1. второй сталинский период
2. хрущёвская оттепель
3. брежневский (с довеском андроповско-черненским)
Это первая половина советской ночи и вторая, до неё был буржуазный вечер (пореформенный капитализм, прямо взявший власть в феврале)
После второй половины ночи Советского Союза наступило либеральное утро, и грязная распутная весна с её бездорожьем, безыдейностью и всеядностью.
Здесь тоже три периода:
1. горбчёвская перестойка
2. ельцинский развал
3. путинская интеграция (хотя ещё и эклектическая, потому что происходит внутри демократической формации)
Горбачёвская перестройка, ельцинский парад суверенитетов и путинская вертикаль, суверенная демократия - это одна новотрадиционная эпоха.
Эпоха от перестройки до окончания путинской эпохи есть эпоха, подобная разваленной на удельные княжества Киевской Руси, но там была только территориальная и племенная раздробленность, сейчас же и территориальная и социальная (как в буржуазную эпоху после абсолютизма) и идейная. Сейчас идейно воцарился оккультизм и суеверие, неоязычество. После атеизма так и происходит, ибо если раньше ничто не было божественно, то стала божественна всякая букашка, и кумирство процвело буйным цветом. Но воцерковление государства, народа, завершение этого переходного периода демократии принесёт с собой ту завершающую фазу нашей истории, которая названа символически русской Державой. Собственно это и будет новотрадиционной цивилизацией по преимуществу.
После этого трёхфазного периода - горбачёвско-ельцинско-путинского - мы входим в новое измерение нашей истории, её завершающий этап. Путинский период итоговый для нынешней эпохи, его задача в развороте истории, но он всё ещё держится за демократию. Это эклектический период. Как был эклектическим период горбачёвский. Но самый страшный период - ельцинский - мы, слава Богу, миновали.
Окончательная фаза истории будет синтезом последней фазы традиционной и первой фазы новационной культур, т.е. Московского царства и Российской империи, и не без влияния прямых "предков" - Советского Союза (в его имперский период) и нашего времени Российской Федерации.
типологическое деление предложено мной на основе тринитарной методологии (иначе логики триединства)
здесь при делении я применил географический, территориальный аспект, поскольку народ, общество только формировались и идентифицировали себя люди не как "русский народ" а как "русская земля"
2. Новационная история
2.1. Дворянская Россия
2.2. Буржуазная Россия
2.3. Пролетарская Россия
эта эпоха характеризуется последовательной сменой ведущего сословия - дворянство, буржуазия, пролетариат - и их взаимной враждой, т.е. это эпоха социального разделения народа
3. Новотрадиционная история
3.1. Советский Союз
3.2. Российская Федерация
3.3. Русская Православная Империя
третья эпоха (от Великой Отечественной войны до наших дней и далее до недалёкого, я думаю, конца времён) - здесь я терминологически выделил характер государственого и духовного объединения общества: Союз, Федерация, Империя