Сергеев Иван Дмитриевич : другие произведения.

Разделение (взгляд справа на фильм "субстанция")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В первом приближении "Субстанция" - это злая и жутковатая щедринская сатира на современное общество. Если бы Карпентер решил экранизировать "Историю одного города", вышло бы нечто в этом роде.


Разделение

(взгляд справа на фильм "Субстанция")

   Один из вариантов перевода слова "дьявол" - "разделяющий". Именно поэтому мотив двойничества в искусстве тесно переплетается с нечистой силой и общением с ней... Впрочем, не будем забегать вперёд.
   Автор долго не решался смотреть нашумевший и сходу вошедший в моду фильм "Субстанция". Пугали плоские отзывы, трактовавшие картину с исключительно повесточковой точки зрения: прекрасные угнетённые женщины, мерзкие похотливые членомрази, культура изнасилования и прочий гортанный речекряк, шумный, как и любая пустая бочка. Тратить время на очередную агитку совершенно не хотелось. И всё же в итоге прыжок веры состоялся; результатом его стали два с половиной часа, проведённых у экрана без малейшего желания поставить фильм на паузу, и данный текст.
   "Субстанция" подобна кассетному боеприпасу. Режиссёр раздаёт всем сёстрам по серьгам: миру шоу-бизнеса, эксплуатирующему прекрасное молодое женское тело, захватившему планету культу натужного позитива и достигаторства, крысиными гонками за "лучшей версией себя"... Этот, самый верхний слой фильма бросается в глаза, не заметить его просто невозможно. В первом приближении "Субстанция" - это злая и жутковатая щедринская сатира на современное общество. Если бы Карпентер решил экранизировать "Историю одного города", вышло бы нечто в этом роде. Режиссёр рубит правду-матку в лицо, не боясь впадения в гротеск и пошлость, апофеозом этого становится финальная сцена с увертюрой из "Заратустры" - плевок в лицо "Космической одиссее" Кубрика (его в фильме вообще очень много). Но это далеко не всё. "Субстанция" насыщена не только отсылками, но и смыслами.

***

   Итак, главная героиня фильма, Элизабет Спаркл (по нашему Лиза Искорка), которую блестяще играет Деми Мур, живёт в сумасшедшем мирке большого шоу-биза. У неё даже справка, пардон, звезда на Аллее славы есть. Солдат Джейн нагнула этих армейских мужланов, дембельнулась и попала в телевизор. Искусственность и галлюцинаторность этой псевдореальности подчёркивается тем, что интерьеры студии, в которой работает Элизабет, выглядят реинкарнацией отеля из кубриковского "Сияния" - те же психоделические ковры и красно-белые сортиры. Не хватает только бара с невозмутимым Ллойдом. Героиня носит неизменное длинное пальто ярко-жёлтого цвета - цвет золота и безумия, цвет Короля в жёлтом Хастура, повелителя душевнобольных из рассказов Чамберса. Это - преддверие ада, а с его хозяином Элизабет столкнётся после увольнения.
   Героиня не мыслит себя вне этого зачарованного мирка, у неё есть только он, Элизабет совершенно одинока. Казалось бы, избавление от необходимости затягиваться в спандекс и скакать перед камерами, общаться с козлом-боссом - это шанс начать новую жизнь, выйти за флажки, но раб не знает, что делать со свободой. Элизабет рвётся обратно в золотую клетку, она - жертва не мужской похоти, а собственного тщеславия и внутренней пустоты. По сути, героиня так же безумна, как и сформировавший её мир.
   Дьявол в фильме, как и положено нечистой силе, безлик. Просто голос в телефоне. У чёрта огромный опыт, Элизабет не первая, кто просит у него вечную молодость. Совершая символический osculum infame, она залазит в низкий проём, склоняя голову перед князем мира сего, и получает заветную "субстанцию", гофмановский "эликсир сатаны", лекарство от старости. Всё так просто! Нужно всего лишь держать баланс между собой и лучшей версией себя. Идея баланса в наше время целеустремлённо вытесняет из массового сознания понятия добра и зла, света и тьмы, их извечной непримиримой борьбы.
   Дар дьявола приносит в жизнь Элизабет то самое разделение, показанное с пугающим натурализмом - из тела её вылупляется молодая и прекрасная Сью-Лилит, чью принадлежность к чину адских сил подчёркивает узор в виде змеи на халате, - а в итоге, естественно, оборачивается черепками и смрадным дымом. Героиня быстро понимает, что после приёма "субстанции" жизнь свелась к питанию порождённой ею же очаровательной и хищной ларвы. Но, даже видя, как Сью пожирает её тело, даже превратившись в подобие нежити из номера 327 отеля "Оверлук", Элизабет не в силах убить ненавистного прожорливого паразита. Успех и блеск слишком важны для этой женщины, пусть даже это будет успех и блеск осколка её "я". Дьявол получил мисс Спаркл задолго до укола "субстанции". И становясь разлагающимся сгустком протоплазмы, Элизабет упорно ползёт к своей потёртой, обшарпанной звезде. Каким пугающим признанием пленницы звучат её слова: "Тогда [при исчезновении Сью - автор] мне придётся быть только самой собой!"
   Ведь быть собой, принимать себя, свой возраст, внешность - нормально. Многие королевы сцены и экрана достойно старели, не цепляясь за былую внешнюю красоту и славу. Мир велик, он не сводится к студиям и билбордам. Но нет, дьявольские цепи прочны. Элизабет делает шаг в верном направлении, пытаясь разбить окружающую её незримую скорлупу отчуждения, однако, баннер с недосягаемо красивой Сью стоит на страже, и свидание с одноклассником, для которого Элизабет прекрасна, несмотря на годы, срывается. В итоге героиню постигает судьба господина Голядкина из повести Достоевского "Двойник", тоже вышвырнутого из собственной жизни "лучшей версией себя", явившейся в мир после визита героя к инфернальному доктору по фамилии Рутеншпитц.

***

   Корали Фарджа позиционирует себя как феминистку, но, как ни парадоксально, при вдумчивом просмотре её творение не вызывает ни малейшего протеста у представителя самой консервативной, антиповесточковой аудитории. Не знаю, было ли это частью замысла или в полемическом задоре режиссёр не увидела, что осколки взорванной ею бомбы ранят не столько токсичную маскулинность, сколько священных коров современности, вроде утопий трансгуманизма или фабрик по производству трансгендеров.
   Отказ от своего "я" - путь к его распаду и падению в пропасть. Приросшие к лицу маски отдираются вместе с кожей. Социальные двойники питаются живой кровью своих создателей. Не стоит ковыряться в святая святых человеческой натуры, не нужно пытаться обмануть природу: побежденная, изнасилованная, она всё равно обязательно отомстит. Основанный на изощрённых технологиях искусственный мирок может убить живую жизнь, подрубить свои корни, но это будет победа царя Пирра; убийца погибнет вслед за ней, буквально развалится на куски под крики толпы: "Чудовище!" Под этими выводами, напрашивающимся после просмотра "Субстанции", охотно подпишутся и те, кто столь многое не приемлют в современном мире.

Декабрь 2024 г.

   Osculum infame (лат.) - срамной поцелуй, ритуальное лобызание зада дьявола на шабаше.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"