Солнечный луч. Летом он согревает, зимой - нет, весной обещает согреть, а осенью клянется, что больше не согреет, в то же время осенью и зимой, словно нарушая эту клятву, посылает частицу тепла, после которой обязательно пробегает холодок. Встречая солнечный луч осенью, мы мысленно просим его: "Согрей". Есенин родился 3 октября 1895 года. Он появился, будто осенний солнечный луч и, может быть, при взгляде на новорождённого младенца первой мыслью его мамы было: "Согрей", созвучное имени Сергей. Мне очень хотелось в первой строфе стихотворения использовать именно эту рифму, но этой "мужской" рифмой не хотелось подражать Есенину, который в пятистопном ямбе чередовал "мужские" и "женские" рифмы. Тем не менее, имя Сергей стало ключевым на протяжении всего стихотворения, и продолжительность стихотворения определило количество вариантов произношения этого имени, использованных в литературе, в частности в поэме Сергея Есенина "Анна Снегина", из этой же поэмы заимствован образ мельника и Анны. Поэма написана Есениным в декабре 1924 года - за год до своей смерти, впервые она была опубликована 3 мая 1925 года. Весной 1925 года Есениным написано стихотворение "Собаке Качалова": "Дай, Джим, на счастье лапу мне...", которое впервые было опубликовано 7 апреля 1925 года - в год смерти Сергея Есенина. Если предположить, что в каком-то из своих последних стихотворений Есенин подсознательно оставил предсмертное обращение, то меня в этой связи потрясло именно это стихотворение, обращенное не к человеку и в то же время к человеку через посредника - Джима. В этом стихотворении отразилось и завещание поэта: "...жить на свете стоит", и желание поэта: "Давай с тобой полаем при луне..." - пусть на первый взгляд ироничное, и воля поэта: "Ты за меня лизни ей нежно руку за всё в чем был и не был виноват", связанная с той, что "всех безмолвней и грустней". В воспоминаниях об Есенине В. И. Качалов в 1927 году написал: "Так и не почувствовал, по-видимому, Джим пришествия той самой гостьи, "что всех безмолвней и грустней", которую так упорно и мучительно ждал Есенин. "Она придет, - писал он Джиму, - даю тебе поруку..."". Но мне видится, что Джим исполнил ту, может быть, самую последнюю волю поэта. Сергей Есенин умер в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице "Англетер".
Первое действие, которое совершает человек в своей жизни - рождение. Природа, Бог и сам человек тем самым на вопрос "быть или не быть" однозначно отвечают: "Быть". Любое последующее действие по прекращению жизни, своей или чужой, - убийство. По отношению к тому, что человек уже есть, вопрос "быть или не быть" фактически означает "убить или не убить себя". Гениальный Высоцкий, гениально перевоплощаясь в Гамлета, почувствовал то, что должен был чувствовать живой Гамлет. Живой Гамлет - Высоцкий почувствовал, что он (Гамлет) задает не тот вопрос, поэтому произведение Высоцкого "Мой Гамлет" заканчивается словами: "И не находим нужного вопроса". При этом Высоцкий в своем произведении указывает на нужный вопрос: "Но я себя убийством уравнял с тем, с кем я лёг в одну и ту же землю". Убийство, которое совершает Гамлет, разрушает все, поставленный Гамлетом вопрос меркнет после совершенного им убийства. В своем стихотворении я пытаюсь найти "нужный" вопрос и этот вопрос звучит так: "Убить иль не убить - такой всегда был выбор" - "Так, быть или не быть, тому кто на прицеле?" В начале стихотворения я пишу о Высоцком, о его отношении, со слов Марины Влади, к Богу. По словам Марины Влади, Высоцкий не верил в вечную жизнь, и потому "едва ли верил в Бога". При написании стихотворения всегда доминируют чувства. Эта тема на уровне чувственного восприятия очень долго не давала мне покоя. Я почувствовал, что Высоцкий, как и апостолы Павел и Петр, которые сначала отреклись от Бога, теперь рядом с Ним. Я преподнес небоскреб "Высоцкий" в Екатеринбурге, построенный в коммерческих целях, как святое место, внутренне протестуя против того, что на имени Высоцкого пытаются зарабатывать деньги. Я почувствовал то, о чем сегодня пел бы Высоцкий: о "синеглазом парне" - Романе Филипове, чей самолет, как в песне Высоцкого "Смерть истребителя", "напоследок спел: "М-и-и-р вашему дому"", о вере в человека, в которого "теперь едва ли верит Бог", поскольку человек, не взирая на Его заповедь: "Не убий!", погрузил планету в пучину убийств и вечной войны. Далее я отпускаю чувства, мысли, для меня уже не имеет значение, что скажут или подумают другие, со слов "Но быть или не быть - за всех давно решила, и в каждого из нас прицелилась... война" во мне звучит как будто сам Высоцкий, как продолжение Его "Гамлета", "Убить иль не убить - такой всегда был выбор". И нужно уже отвечать на этот вопрос. Пушкин не убивает Дантеса, Лермонтов на дуэли с Мартыновым стреляет в воздух и погибает. Высоцкий пишет стихотворение "Тот, который не стрелял". Бог, я так чувствую, будет прощать этот мир до тех пор, пока есть хотя бы один человек, который не станет стрелять - не станет убивать.