Семкова Мария Петровна : другие произведения.

6. Сходство и различия сюжетов о Переодетой сестре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это заключение о том, для каких аспектов психики важны разные сюжеты о Переодетой сестре


Сходство и различия сюжетов о переодетой сестре

   Е. Мелетинский, в работе "Происхождение героического эпоса", пишет так:
   "Независимо от образа сестры героя эпос этих народов знает тип героини-богатыря. Самый яркий пример такого рода персонажей -- Аин-Шаин-Шикширге. Девушка вместо отца отправляется по требованию Тойбон-хана в его войско и благодаря сметливости побеждает хана Кулузуна. Первый выезд героической девушки из отчего дома имеет характер испытания отцом ее храбрости (две ее старшие сестры испугались отца, принявшего вид лисицы). После победы над Кулузуном небесная шаманка нарекает ей имя и признается, что Аин-Шаин-Шикширге-- парень, но спущен с небес в облике девушки. Получив богатырское имя, героиня превращается в мужчину и в дальнейших эпизодах фигурирует как богатырь-воин... Так возникает образ женщины-богатыря типа Аин-Шаин-Шикширге и ей подобных. Любопытно, что богатырские испытания Аин-Шаин-Шикширге завершаются ее фактическим превращением в мужчину-воина. Таким образом, тип женщины-богатыря -- это не столько воспоминание о матриархате, сколько переосмысление образов в духе господствующей эстетики воинского богатырства, восходящих в конечном счете к эпической традиции родового общества".
   "В олонхо о двух шаманках героиня спасала уже не брата (чтобы не унизить богатыря), а сестру -- такую же героическую шаманку, как и она. Очень возможно, что сестрам-шаманкам предшествовал парный образ брата--сестры. Такое предположение можно сделать на основании сравнения якутских олонхо с бурятскими улигэрами, учитывая при этом, что матриархальные пережитки у бурят сохранялись дольше и что у бурят есть общий с якутами этнический компонент...".
  
   Героический эпос строит общую модель для психики - ее можно рассматривать и как коллективную, и как индивидуальную.
   Еще раз углубимся в те сказки, что были интерпретированы чуть раньше. Образ сестры в совокупности таких историй переходит из мифа в сказку, из сказки - в героический эпос и имеет довольно сложную динамику, в зависимости от того, для чего сюжет предназначен.
  
   Переодетая сестра - это:
   Та, кто обслуживает брата -> нарушительница запрета, двигатель сюжета -> культурный герой -> дева-богатырь (и наказание девичеством после неудачной мести мужчине), шаманка -> богиня, небесная покровительница брата -> беспомощная жертва врагов.
   Мы видим, что образ Переодетой сестры охватывает всю психику - не только проблемы, связанные со становлением гендерной идентичности конкретного человека в конкретном обществе.
  
   Поединок сестры
   Если в сюжете "Переодетая сестра" брат гибнет, то от руки сверхъестественного существа, часто женского. Тогда сестра не вступает (кроме "Утренней Звезды") в поединок с этим существом, ее задача - возрождение брата. И тогда ее поединки формальны - это турнир за невесту. Сама сестра служит невольной причиной гибели брата. Значит, наличие хоть каких-то собственных феминных влияний губит мужское сознание - оно чень хрупко, так как должно быть только мужественным. Тогда не важно, кто и как губит брата в казке - он гипермаскулинен и гибнет из-за этого. Когда его губит злодей (тиран-вождь или жуткий Иркунмул), это значит, что маскулинность выходит из строя из-за влияний собственной незамеченной архетипической Тени. Та же хрупкость виной гибели брата в любом контакте с женским, не своим - будь то коварная невеста или неосторожная сестра.
   Если (в сказках типа "Оклеветанная сестра") на сестру было совершено сексуальное покушение, то она хитростью побеждает или профессионально превосходит насильника. Брачный турнир или победа хитростью типична и для сказок, где переодетая жена выручает мужа из плена.
   Брачный турнир нужен для того, чтобы вернуть психике извне женственность - ведь с тех пор, как сестра переоделась, женское не функционирует и существует тайно под мужской маской.
   Так что в сказках о Переодетой сестре речь идет не только о проблемах маскулинности, но и косвенно намечаются возрождающие и связующие функции Анимы, а также способы отношения Анимы и реальной феминности в психике мужчин и женщин.
  
   Чтобы увидеть различия - когда в сказке речь идет об Аниме, Персоне, феминном Эго, а когда - о проблемах психическитх трансформаций, сведем воедино особенности сказок об "Утренней Звезде" и "Ябтане, Ябтако и Яндоко".
   Различия сказок "Утренняя Звезда" и "Ябтане, Ябтако и Яндоко"

Критерий, сюжетный ход

"Утренняя Звезда"

"Ябтане, Ябтако и Яндоко".

   Гибель брата на охоте
   Это завязка, с которой начинается действие
   Это кульминация, после которой сестра становится активной
   Злодей-мужчина
   Есть, одинок
   Подразумевается. Имеет сестру
   Теневые аспекты
   Мужской (Иркунмул)
   Жена Ябтако
   Сестра
   Зачаток Эго-комплекса и/или Анимы
   Сначала личная Тень.
   Мир сказки
   Коллективное бессознательное
   Коллективное сознание
   Конкуренция сестры и мужчины
   Битва с Теневым Анимусом
   Соревнование, социальное, с прочими женихами
   Расчленение, получение фрагмента, недоступного пониманию
   Отрубленную голову следует догнать и уничтожить.
   Отрубленная кисть спрятана. От нее надо держаться подальше. кажется, после отрубания кисти Ябтако здорово "раздуло"
   Ранние отношения
   Женщина хорошо нянчит череп, может его оживить. Мать служит потребностям младенца. Сюжет похож на легенду о Мелеагре - женщина, увидевшая, что богиня пережигает ее сына в очаге, останавливает, пугаясь, трансформацию
   Ябтане плохо нянчит племянника. Ребенок служит функцией своей матери
   Трансформация
   Взаимная - после того, как Утренняя Звезда подсмотрела секрет воскрешения черепа.
   Сестра трансформирует себя сама. не особенно глубоко, только с помощью переодевания в мужскую, а потом в женскую одежду.
   Угроза инфляции
   Возникает потребность "переоживить" сестру
   Трансформация Ябтане - это тактичный отказ от соблазна одержимости Анимусом и содержаниями архетипа Великой Матери
   Переодевание в мужчину
   Нет. Насильственное использование младшего брата как своего инструмента
   Есть
   Отношение к женственности
   Использование "технологий" Великой Матери. Других значений женского нет.
   Сначала дистанциирование от опасных феминных содержаний путем переодевания в мужскую одежду. Отношения с женами. Возвращение к женскому имиджу. Здесь функций больше, чем в "УЗ", они получают социальное значение
   Цель сказки
   "Изобретение" механизма трансформации. Выделение символов коллективного бессощзнательного из малодифференцированного состояния Иркунмула
   Использование готовых "технологий" коллективного бессознательного. Жесткое разграничение коллективного сознания и коллективного бессознательного
   Братья
   Братья наиваны и эфемерны. Поскольку есть старший и младший, то мужской аспект психики способен к развитию и росту, находится во времени
   Как и в ХХХБ, брат пассивен и прозорлив. Мужской аспект находится вне времени, не имеет возраста, не меняется. Чтобы его возродить, он должен быть трансформирован
   Необходимость трансформации
   Для сестры. которая после контакта с Иркунмулом и его матерью приобрела сверхчеловеческое измерение
   Брат. Мужской аспект, подвергшийся инфляции
   Символика Самости
   Мать - сын/брат, интегрируется
   Мать - сын/брат. Изгоняется за пределы коллективного сознания
   Сходные сюжеты
  
   "Катящийся череп". Это сюжет- перевертыш. Череп обычно не убегает, нападает на своего врага с убийственной яростью. Утренняя Звезда движется вслед страху, а не убегает от него
   "Украденная шкура чудесной жены". Жена. чья шкура похищена, покоряется мужу, пока не родит ребенка. Сюжет с отрубленной кистью столь же насильствен, но еще более деструктивен.
   "Зубастая вагина", "Женщина обращает женихов в камень"
  
   В сказке об Утренней Звезде настоятельны проблемы, связанные с освобождением от власти Теневой Самости (воплощенной образом Иркунмула). Цель - восстановление, возрождение и воссоединение человеческой психики, моделью которой является семья. Есть символика Самости, пусть и скудная: это очаги Вернего Мира и мира людей, расположенные на одной оси. Проблемы конейнирования травмирующих содержаний тоже решаются. До развитой символики амбивалентной Самости в этой сказке еще далеко, но уже есть возможность отделить друг от друга уничтожающие и целительные влияния архетипа Великой Матери, благодаря чему трансформация и происходит. Кроме того, сказка ставит очень важную проблему: в травмированной психике нет ресурсов - все они находятся на стороне Теневой Самости; поэтому ее влияниям надо сопротивляться - и надо учиться у нее восстанавливаться.
   В сказке "Ябтане, Ябтако и Яндоко" трансформации тоже очень серьезны, но это иной уровень: не травмы, где властвует Теневая самость, а Эго, Анимы и Анимуса.
  
   Василиса Поповна и Ябтане
   Поповна-богатырша, что выдает себя за мужчину. В гостях у царя Бархата, испытывающего ее, она дважды вроде не обращает внимания на мужские атрибуты (оружие), но зато зло критикует князя за женские вещи, предложенные ей. Это не настоящая маскулинность, а установка против женственного. И еще - это критика недостаточной мужественности царя, возвращение ему подозрений в женственности.
   Ябтане ведет себя похоже, отказываясь возвращаться за женской сумочкой, но и действует как настоящий мужчина, когда возвращается за инструментами для ремонта нарты. Ябтане не критикует младшую "жену", что испытывает ее, она просто ставит не в меру любопытную женщину на место и еще раз определяет, что есть мужское и что женское. Задать гендерные роли в патриархальном обществе - это тоже мужская задача.
   Сказочные сюжеты о переодевании брата и переодевании сестры в одежды другого пола повествуют вроде бы об одном - об относительности представлений о гендерной идентичности. Но ценности, заключенные в этих сюжетах, очень сильно разнятся - они чуть ли не диаметрально потивоположны.
   Переодевается брат
   Он делает это, чтобы пробраться под видом сестры к ее жестокому мужу и убить его. Если злодей антропоморфен, то брат надевает одежду сестры. Видимо, в этом случае важно гендерное соответствие. Если "неправильный" любовник - животное, особенно змей, то брат поет песню сестры или зовет противника ее голосом. Тайну любовника могут выдать и дети. Следовательно, в этом случае не так важно освоение гендера, как эмоциональные, связанные с голосом, с коммуникациями составляющие, а также инфантильный аспект психики. Когда переодевается брат, речь идет о "переделывании" Анимуса женщины или, что чаще, об уничтожении негативного Анимуса.
   Переодевается сестра
   Делает это для того, чтобы найти брату жену и иногда, кроме того, оживить. Сестра чаще выигрывает брачные испытания и воскрешает брата. Если убивает врагов, то, кажется, только мстит, а брат остается мертвым (уточнить). Переодевание сестры необходимо для обретения позитивной Анимы - пока общей для мужчин и женщин.
   Похоже, сказки чаще видят зло в Анимусе, даже женском. Анима мужчины - это чаще позитивное "приобретение". Для чего? Видимо, женщину следует видеть как дополнение мужчины (таковы и Анима, и реальная женщина). Мужчина, как и Анимус - автономный персонаж, имеющий власть.
  
  
   Парный образ брата и сестры - чуть ли не самый ранний из всех образов, что символизируют ядро психики - и коллективной, и индивидуальной. Гендерные стереотипы о различиях мужского и женского, об их противоположности складываются куда раньше, чем полярности всеобщего и личного и даже человеческого и нечеловеческого.
   Сюжеты о Переодетой сестре могут трактоваться очень гибко - они касаются и проблем Персоны, мужской и женской, и проблем становления Эго, и коллизий Анимы/Анимуса, и даже феноменов Самости и психических трансформаций.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"