Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Представления современных городских девятиклассников о мотивах вступления в интимные отношения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Представления современных городских девятиклассников о мотивах вступления в интимные отношения

М. П. Семкова, психолог МУ ЦСПСИД Устиновского р-на г. Ижевска

   До сих пор мало изучены установки девушек и юношей к началу половой жизни и сексуальности в целом [1, С.1].В декабре 2007 г. на базе Центра планирования семьи и репродукции г. Ижевска было проведено исследование отношения к этим вопросам 15 - 16-летних учеников 9 класса: 9 девушек и 5 юношей. Им предлагалось ответить на вопросы о приемлемых мотивах вступления в сексуальные связи (по опроснику, составленному совместно с. О. А. Пчельниковой). Статистические закономерности выявлялись с помощью корреляционного анализа ?-преобразования критерия r Пирсона и многомерного шкалирования ALSCAL (модель субъективных предпочтений). Названные девятиклассниками мотивы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мнение девятиклассников о мотивах сексуальных отношений

Приемлемые мотивы

Для себя

(% опрошенных)

Для партнерши

(% опрошенных)

Для юношей

(% опрошенных)

Для девушек

(% опрошенных)

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

Любовь

80

55,5

80

55,5

40

33,3

40

33,3

Половое влечение

20

11,1

40

11,1

60

55,5

20

11,1

Желание не отстать от сверстников

20

0

20

0

0

66,6

0

11,1

Желание развлечься

20

0

20

0

0

0

0

0

Нет ответа

20

33,3

20

11,1

0

0

20

0

Приобретение опыта

0

0

0

0

60

22,2

40

11,1

Любопытство

0

11,1

0

0

0

0

20

22,2

Никакие

0

11,1

0

11,1

0

0

0

0

Глупость

0

0

0

0

0

0

0

33,3

   Среди ответов юношей выявлены значимые корреляционные связи между мотивами девушек и юношей (r=0,77; р<0,01), у себя и у партнерши (r=0,99; р<0,001). На основании этих данных методом многомерного шкалирования были получены модели приемлемых мотивов. Модель "Я и моя партнерша": шкала 1 - дихотомия самоактуализации в сексуальных отношениях и пассивного следования социальным стандартам; шкала 2 - дихотомия чувства и гедонизма. Модель юношей "Юноши и девушки": шкала 1 - дихотомия самоактуализации в сексуальных отношениях и пассивного следования социальным стандартам; шкала 2 - дихотомия невежества и информированности. Модель "Я и юноши": шкала 1 - дихотомия чувств и познания; шкала 2 - дихотомия социального развития в сфере сексуальности и гедонизма. Модель "Партнерша и девушки": шкала 1 - дихотомия чувств и познания; шкала 2 - дихотомия социального развития в сфере сексуальности и зависимости от ситуации.
   Для ответов девушек выявлены значимые корреляционные связи между мотивами девушек и юношей (r=0,56; р<0,05, различия с r юношей незначимы, z>0,1), у себя и у партнера (r=0,90; р<0,001). Получены модели "Я и мой партнер" и "Юноши и девушки". Модель "Я и мой партнер": шкала 1 - дихотомия морали и социального давления; шкала 2 - дихотомия собственных чувств и влечений и отсутствия мотивов к сексу; шкала 3 - дихотомия внутренних запретов и разрешений. Модель девушек "Юноши и девушки" и "Партнер и юноши" идентичны: шкала 1 - дихотомия социального роста в сфере сексуальности и пассивного следования групповым стандартам; шкала 2 - дихотомия чувств и познания. Модель "Я и девушки": шкала 1 - дихотомия самореализации в сфере сексуальности и пассивного следования социальным стандартам; шкала 2 - дихотомия чувств и сексуального влечения.
   Модель "Я и мой партнер" у подростков обоего пола отражает интимные, личностно значимые мотивы сексуальных отношений. И для юношей, и для девушек значимы как социальная реализация в интимной сфере, так и собственно сексуальность, что характерно для либерального подхода к сексуальности в современной культуре. Противопоставление чувства и удовольствия у юношей и морали и давления референтной группы обусловлены традиционными гендерными стереотипами, предписывающими сексуальную активность мужчинам, а пассивность - женщинам. Противоречие внутренних запретов и разрешений у девушек предполагает конфликт между традиционным гендерным стереотипом и либеральными предписаниями современности. Значимые корреляции "я - мой партнер" предполагают высокую степень идентификации у подростков обоего пола.
   Модель "Юноши и девушки" отражает когнитивные аспекты становления подростковой сексуальности и, возможно, проекции неприемлемых содержаний. Она стереотипна и уравнивает юношей и девушек, что может привести к неверной оценке мотивов представителя противоположного пола. Они идентичны у подростков обоего пола и свидетельствуют о важности познания на собственном опыте в этом возрасте.
   Модели "Я и подростки моего пола" служат для успешного развития полоролевой идентичности. Модель девушек потенциально конфликтна: самореализация или сексуальная пассивность - это современное противоречие, а противостояние чувства и влечения традиционно-гендерное. Сами эти шкалы - составляющие конфликта между традиционным и современным сексуальным мировоззрением. Модель юношей без особого конфликта укладывается как в традиционный, так и в современный стереотипы.
   Модели "Партнер и подростки противоположного пола" очень стереотипны и могут отражать конфликт в восприятии партнера как подобного себе и как представителя противоположного пола.
   Современные подростки вынуждены развиваться в культуре, где параллельно существуют современный и традиционный стереотипы сексуальности, что чревато внутриличностными конфликтами (особенно для девушек). Для них существуют двойные стандарты в восприятии себя и партнера как личностей и как представителей соответствующего пола.
   Ограничение: в виду малочисленности выборки данное исследование следует считать пилотным.

Литература

      -- Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков к началу половой жизни. - http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107779698&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"