Семкова Мария Петровна : другие произведения.

14. Мир и образ зла в эпопее о Гарри Поттере

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Поттериана
   Структура мира. Мир в книгах о Гарри Поттере очень стабилен и логически непротиворечив. Он уютен, как в хороших детективах - например, о Шерлоке Холмсе или отце Брауне. Это мир-статика, мир-структура, он предсказуем; его можно сравнительно легко освоить и хорошо в нем адаптироваться - недаром дети-волшебники из семей маглов ничем существенным от чистокровных волшебников не отличаются, а адаптируются в новом для себя социуме зачастую лучше, чем его коренные обитатели (например, Гермиона). Нет никаких намеков на то, что этот мир в какой-то момент возник и когда-то кончится, он производит впечатление вечного. Если вспомнить о стадиях развития по Эриксону, то этому миру вполне можно доверять.
   Волшебный мир параллелен миру маглов; связи между этими мирами могут контролировать только волшебники. Обратную связь, привнося магловскую технику в волшебный мир, пытается наладить лишь Артур Уизли - эти попытки не принимаются всерьез, его никто не поддерживает, и Артур, пытаясь механически совместить технику и магию, частенько попадает в смешные ситуации (цит. о наложении швов, "Орден феникса") Эти миры параллельно друг другу развиваются во времени, что подчеркивает стабильность и консервативность волшебного мира.
   Мир волшебников как будто бы самодостаточен, мир же маглов зависит от него, и имеющие смысл противостояния в волшебном мире отражаются в нашем мире таинственными, не имеющими простого объяснения, огромными катастрофами, в том числе и началом Второй Мировой Войны. То, что в нашем мире иррационально и превышает человеческие возможности, в мире волшебников вполне рационально, объяснимо и имеет личностный масштаб.
   Мы можем предположить, что мир маглов по сравнению с миром волшебников более хаотичен и менее осознан. Он пассивен, управляем, не очень интересен, мало исследован - это не совсем совпадает с нашим привычным отношением к бессознательному, но очень похоже. Мир волшебников - это сфера управляющая, средоточие и единство интеллекта и воли. Таков идеальный образ современного Я - полная осознанность и всемогущество, некоторый перекос в сторону практики, недооценка теоретического знания.
   В распределении ролей между магловским и волшебным мирами заложен зародыш того конфликта, выражением которого станет деятельность Темного Лорда. Компромисс заключается в том, что контроль разрешен лишь над миром маглов (и он должен сохраняться в тайне от последних), мир же волшебников должен оставаться свободным. Этот запрет тоталитарного контроля в своем мире имеет моральный характер; контроль чисто технически можно осуществить, чем и пользуется Волдеморт.
   Время создания мира. По сюжету, школа Хогвартс было создана в Средневековье, в самом начале охоты на ведьм, пока была возможность спасти как можно больше магов от преследования и продолжать магические традиции дальше. Система Хогвартса с тех пор серьезно не изменилась и воспроизводит саму себя. Речь идет об изоляции ядра психики, создания для него безопасного места - и как результат начинают теряться и упрощаются связи профанного и волшебного миров. Из этого следует, что изолированность и неизменность магической традиции будет рассматриваться как благо, а попытки интеграции - как травма. Старые чистокровные семьи вырождаются и теряют могущество, их тревога возрастает. Зная защитный смысл изоляции, они пытаются изолироваться внутри мира магов и контролировать всех остальных - так возникает движение пожирателей Смерти.
   Интегрирующая символика. Это сам Хогвартс и четверка его основателей, уравновешенная по мужественности и женственности и по степени могущества. Создавать полностью закрытую касту магов пытался Слизерин, уже тогда изоляция осознавалась как необходимость, как меньшее зло, но не как идеал. Сам Слизерин покинул Хогвартс в результате неразрешенного конфликта с остальными, связь с ним была утеряна. На языке юнгианского анализа это значит, что Тень провалилась в бессознательное, и ее влияние на психику усилилось. Так произошло и в мире волшебников - общество начало склоняться к пути, предложенному Салазаром Слизерином.
   Интересно, что символ Слизерина (кольцо) не функционален, это чистый символ, предполагающий ограничение, изоляцию в безопасном месте, целостность, власть и узы - это ядро символики психической целостности. Атрибуты остальных основателей Хогвартса - это реальные вещи, с помощью которых можно совершать определенные действия - и в то же время атрибуты нравственных качеств: меч (Гриффиндор; отвага), кубок (Пуффендуй; трудолюбие, забота, щедрость), диадема (Равенкло; усиление интеллекта). Можно сделать вывод, что это атрибуты отдельных важных для мага психологических функций. Сложно сказать однозначно, какой атрибут соответствует какой функции в юнгианском понимании: вероятно, меч может воплощать и мышление, и чувство (различение добра и зла) - обе рациональные функции; диадема может иметь отношение к интуиции. Кубок и диадема принадлежали женщинам-основательницам и были похищены женщиной же - следовательно, феминное полностью поглощено Тенью. В сфере же маскулинности (атрибуты Слизерина и Гриффиндора) назрело непримиримое противостояние, и временным интегрирующим символом стал меч Гриффиндора - однако, лишь временно, его придется отдать за проникновение в сейф, где хранятся похищенные артефакты Хогвартса; значит, только героической позиции для разрешения конфликта недостаточно.
   В целом символика Хогвартса архаична, безлична, легко теряется - значит, эти символы устарели и новой интеграции обеспечить не могут.
   Мировоззрение. Хочется назвать его атеистической магией. Сказывается, видимо, отношение этнологической школы Фрезера - когда магические процедуры считаются аналогией современных техники и научного познания "в одном флаконе", средством манипуляции природными силами. Природа используемых магических сил не исследуется. Нет разницы в технологиях между влиянием на предметы и на психику и жизненные процессы (и то, и другое делается с помощью заклинаний), есть лишь очень жесткие моральные запреты на использование заклинаний, влияющих на жизненные процессы и автономию психики.
   Мир волшебников антропоцентричен. Есть данные о том, что их магия - это искусство или технология, она создана людьми. Те же существа, которым магия присуща как их естественное свойство (гоблины, кентавры, домовые эльфы) оттеснены на периферию, в гетто (Запретный Лес либо банк "Гринготс") или в рабство. Это очень архаичная ситуация, напоминающая отношение к женщинам в патриархальных сообществах Бразилии, Австралии или Сибири: мужчины приобретают духовность, контролируют ее искусственным путем, в ходе инициаций - поэтому их статус высок; женщинам же стихийная магия присуща изначально - и их оттесняют вниз, боятся, контролируют, используют для некоторых обрядов и иногда завидуют (Березкин, Леви-Стросс "Печальные джунгли").
   Творчество в мире волшебников тесно связано с магическими технологиями, его способы очень ограничены. Творят, усиливая свое намерение эффектом волшебной палочки, и для этого почти не надо психологической подготовки - заклинания и зелья школьного уровня делаются без помощи каких-либо духовных практик. Видимо, создание магического настроя зависит от волшебной палочки, которая магически родственна (или единосущна) своему хозяину. Жаргонная латынь заклинаний на уровне школы является внешним инструментом. Важна точность и аккуратность воспроизведения нужных слов и жестов. Необходимость в регуляции психического состояния возникает в основном в защитных практиках - таково осмеяние вризрака, счастливые воспоминания при создании Патронуса и концентрация на месте назначения при обучении трансгрессии.
   Поскольку магические технологии дают огромные возможности (если б не моральные запреты, то и всемогущество), нет необходимости создавать то, чего не было, но могло бы в идеале быть; поэтому нет искусства как такового. Знаменитые портреты Хогвартса - это сугубая конкретика, некий отпечаток ныне умершей личности вроде памятника, а не ее символ. Характер искусства прикладной - украшение и функциональность: такова, например, горгулья, охраняющая кабинет Дамблдора.
   В силу того же всемогущества нет необходимости дифференцировать теорию и практику, поэтому фундаментальная наука и методология не выделяются - ведь выделение отдельных форм познания, дающее разнообразие, возможно лишь тогда, когда возможности каждого из способов ограничены. Из этого следует, что желания прорваться за границы возможностей у большинства не возникает, и не развивается способность к символизации. А раз нет возможности строить символы, то нет и осознавания связей добра и зла, они резко разграничиваются, и зло по возможности игнорируется. Как и в любом другом мире, предпосылки зла уже заложены в идеологии и способах действия волшебников.
   Когда речь идет об оценке магической одаренности, положительный акцент делается на легкости самостоятельного овладения навыками или на способностях к анализу, к экспертизе (в чем так сильна Гермиона Грэнджер), способности к созданию нового или усовершенствованию старого выглядят уникальными - таков, например, Принц-Полукровка Снейп, изобретающий заклятия и совершенствующий зелья. Такие способности явно ассоциируются с произволом, махинациями, увлечением Темными Искусствами.
   Психологический климат и ценности. Приоритеты магов могут быть противоречивыми, но из них создается светлое и гармоничное целое - до появления, естественно, Темного Лорда.
   Большой толерантностью одарен Дамблдор. Он опекает Хагрида, опасного своими увлечениями, не слишком одаренную предсказательницу Трелони, оборотня Люпина, терпит и использует Снейпа, принимает в школу социопата Тома Реддля. Всех их Дамблдор прямо или косвенно воспитывает. Опека его не тотально контролирующая, он лишь предоставляет нужную этим магриналам среду и дает им проявить способности, нужные Хогвартсу либо силам добра в противостоянии с Темным Лордом. Он же создает им границы - не восстанавливает, например, исключенного Хагрида в школе, не допускает Снейпа к вожделенному преподаванию Защиты от темных искусств. Из его отношения видно, что терпимость - это не отношение равных, а мягкая и тактичная форма протекции.
   Дамблдору выгодно принимать маргиналов такими, какие они есть - этим обеспечивается контакт с нечеловеческими формами разума (через Хагрида), с Пожирателями Смерти (через Снейпа), с естественным злом магического мира (оборотень Люпин), с Волдемортом (через Гарри) - и волшебное сообщество и Хогвартс в частности как системы остаются сравнительно открытой.
   В сообществе волшебников непопулярно воспринимать людей как объекты. Индивидуальность принимается и ценится очень высоко; росту и развитию всячески способствуют - в том числе и инициируя, позволяя разрешать трудные ситуации. Такое отношение к личности и ее правам позволяет преодолевать нарциссические черты, восполнять дефекты - попробуем представить, каким бы мог вырасти Гарри Поттер, если б не Хогвартс. И опасности индивидуализма, произвола сводятся к минимуму. Поскольку индивидуальность так ценна, в Хогвартсе принято относиться к факультетам и некоторым ученикам предвзято, предпочитать их. Поэтому безличной справедливости, основанной на идее равенства (а равенство стирает индивидуальность) значения не придают.
   Поскольку могущество мага развивается во время учебы до максимума, на который он способен, то нет расхождения между тем, на что я способен реально и что могу в идеале - и не развиваются рефлексия и интроспекция. Интерес к тому, кто есть Я, становится заметен разве что в двух последних книгах - и это верно отражает тенденцию развития личности от отрочества к юности.
   Любовь, развитие и свободный выбор - это явные ценности сообщества магов, они легко могут быть описаны словами. Есть и ценности неявные, их носителями в доведенном до предела виде становятся Пожиратели Смерти и Темный Лорд - это ценности личной свободы как произвола, сплочения вплоть до потери Я, изоляции и сегрегации; сосредоточенность на защите и контроле.
   Важная ценность мира магов - элитарность. Маги выделились как гонимая, отвергаемая элита из мира маглов. В Хогватсе есть один факультет "для всех" - непрестижный и незаметный Пуффендуй. Равенкло и Слизерин готовят элиту - интеллектуалов и аристократов. У Гриффиндора особое положение. Это, кажется, единственный факультет, который можно выбрать самому (см. разговор Гарри со шляпой-сортировщицей). Отвага, ведущая ценность Гриффиндора, предполагает способность к моральному выбору. Когда тебя сортируют, ты объект, пусть даже очень ценный. Если ты делаешь выбор, то становишься субъектом. Гриффиндор становится ядром Хогватса именно из-за этого.
   Основные взрослые персонажи.
   Альбус Дамблдор.
   Он организовал Хогвартс так, что факультеты сохраняют относительную независимость, и не только чистокровные волшебники могут попасть туда. Значит, при таком типе интеграции психика избегает опасности консолидации вокруг только одного центра, ее части могут быть автономны и доступны осознаванию. Область тогда Тени остается доступной.
   Кроме интегрирующего значения, его образ в первых шести книгах - это изображение сознания с архетипической точки зрения. Такое сознание пребывает только в бытии, избегает расчленения и связанного с этим небытия. Образ, связанный с сознанием в небытии - это, разумеется, Волдеморт. Не будучи способно к расчленению, такое сознание, которое символизирует Дамблдор, гибнет, но при этом сохраняет идентичность. Оно стабильно и не зависит от тела и вспомогательных объектов типа крестражей. Достижение такого целостного и гибкого состояния сознания - это цель духовных практик, а не естественное состояние.
   Северус Снейп (в других переводах - Снегг, Злодеус Злей).
   Это двойной агент, персонаж крайне амбивалентный. Он - посредник. Он не дает темной и светлой стороне волшебного мира смешаться и подвергнуться аннигиляции и в то же время делает их связь возможной - без Снейпа деятельность темного Лорда оставалась бы непрозрачной для Дамблдора. В этой своей ипостаси Снейп выступает как персонаж, символизирующий описанную К. Г. Юнгом трансцедентную функцию, что обеспечивает связь сознания и коллективного бессознательного (привести дословное определение).
   Этот образ связан с тайной властью, противодействием "официальному курсу" (в разумных пределах, с чувством меры), к зависти, отравлению и исцелению, с очарованием, страстью и, возможно, с чувственностью (единственный персонаж. связанный с силами эроса, в этой эпопее). Снейп ориентирован на прошлое и не забывает о полученных в детстве травмах. Он явно склонен к нарциссизму, плохо способен к вытеснению, постоянно внимателен к границе с Тенью. Такой образ очень хорошо представляет собою обычное для нашего времени состояния страдающего и виновного Я. Убийство Дамблдора, пусть и невольное, говорит о том, что такой Эго-комплекс может менять взгляды на то, что есть сознание. Потом, в седьмой книге, когда Дамблдор станет известен как реальная личность со своими грехами, надобность в Снейпе отпадет, и он будет убит.

Неразрешенные конфликты

   Семейный секрет Альбуса Дамблдора
   Поскольку отец мальчика Альбуса оказался в Азкабане, то вакансия главного мужчины семьи освободилась. И Альбусу, и Аберфорту пришло время сепарироваться от семьи, но этого произойти не может - следует решить, кто останется в семье и кто освободится.
   Для семейного секрета почему-то важно, чтобы сестра была больна неизлечимо и не владела собой. может быть, это было бы похоже на вырождение в чистокровных семьях... Но, мне кажется, это детское психическое расстройство или болезнь, связанная с травмой, и лечить его можно. Матери Дамблдора нужен именно секрет - может быть. чтобы удержать дома кого-то из сыновей.
   Альбус идет на компромисс и принимает на себя роль всеобщего отца - особенно по отношению к ученикам и преподавателям Хогвартса. Власти над магами он оправданно боится. Аберфорт и взрослым не покидает семью - когда сестра погибла, когда он уже и не нужен - остается при Альбусе, и это тоже семейный секрет. Точно так же, в роли двойного агента, к Хогвартсу остается привязанным Северус Снейп.
   Слишком много секретов и вины - и сепарация не удается: как бы за Дамблдора сепарируется Волдеморт. Сепарируются и выпускники - но они приходят и уходят, и у братьев Дамблдор всегда остается суррогатная семья. Дамблдор использует и искреннюю привязанность, и манипуляции - всегда на грани фола. Он берет на себя роль идеала, объединяющего символа (вернее, принимает). Кажется, он не слишком способен к раскаянию - но зато ему опасно самообвинение.
   Раскаяние в действии берет на себя Северус Снейп. Именно он становится посредником между добром и злом.
  
   Итак, ядро "Гарри Поттера и Даров Смерти" - семейная тайна, на которую агрессивно нападают все кому не лень. Можно предположить, что эта тайна - отражение того, что происходит в магическом сообществе.
   Как и любое сообщество (например, семья), мир волшебников представляет собою систему. А система стремится и к развитию, и к сохранению гомеостаза.
  
   Симптом и конфликт;
   Секрет - это именно то, как сохраняют свое существование маги, хотя их уже не преследуют магглы. Скромное удержание своего всемогущества в границах - это тоже секрет. И дочь Дамблдоров, так и не овладевшая контролем, эту тайну одновременно и сохраняет, и выдает.
  
   Тенденции к гомеостазу:
   Организация Пожирателей Смерти настаивает на том, что бы маги остались скрытыми и дальше. Здесь речь идет об извращении идеи сепарации, о бегстве из плохой семьи (что актуально и для Дамблдора, и для Северуса Снейпа, и для Волдеморта, и для Сириуса Блэка, и для Гарри - и для всех магов, что спрятались от материнского немагического общества).
   При этом Пожиратели Смерти хотят управлять обществом магглов - это примерно то же, что и с братьями Дамблдор: не покидая семьи, заменить в ней отца.
   Склонность Альбуса Дамблдора к таинственности и манипуляциям во многом базируется на чувстве вины. Волдеморт вины избегает, и ему привычнее роль жертвы и преследуемого преследователя.
   В магическом сообществе не желают раскачивать лодку: и хорошие, и плохие маги настаивают на сплоченности.
  
   Тенденции развития:
   Поскольку большинство героев "Гарри Поттера" - подростки и молодые люди, то проблема сепарации решается естественным путем. Особо удачный вариант сепарации получается у Фреда и Джорджа Уизли.
   Понятие чистокровности акцентирует различия и проясняет старый конфликт.
   Обучение магии в Хогвартце происходит как в младших или коррекционных классах - только практика (см. "Гарри Поттер, разбор полетов"). Может быть, это произошло когда-то в пику средневековой маггловской схоластике. Но теперь все креативное может оказаться на стороне зла, постоянно, как Волдеморт или Грюндевальд, или временно, как Снейп. Все новое подозрительно. Это связано все с той же скромностью по отношению к своему всемогуществу, с оглядкой на магглов. Искусства, науки, религии, техники - всего того, что компенсирует человеческую ограниченность, здесь нет. Никогда не перерастают и всемогущество, поэтому опасность тоталитаризма в сообществе магов есть всегда, а способы ее преодоления половинчаты и приводят к постоянному кризису в сообществе.
   У магического сообщества нет "Первого лица", символизирующего его, что весьма нетипично. Как способ интеграции выбирается множество, плеяда - как четверица основателей Хогвартца или Мудрейх. Да и Дары Смерти были поделены между тремя братьями, так что целостность и единственность изначально воспринимается как потенциально смертоносная. Власть коллегиальна и анонимна, совмещает функции: Мудрейху, например, даны и исполнительная власть, и судебная (и, вероятно, законодательная). Либеральными и авторитарными методами пользуются гибко, в зависимости от ситуации, но не без перехлестов. Власть имущие утверждают, что исполняют должное, но скрывают личные инициативы - здесь-то и может прорваться бунт, стремление к индивидуальной самореализации, неотделимой от власти (этот бунт реализуют Пожиратели Смерти).
   Символы противоборствующих сторон созданы и воплощены в личности реальных травмированных мальчиков: Гарри Поттера и Волдеморта (выступающего под псевдонимом).
   Интерес мистера Уизли к маггловской технике и его стремление к открытости во времена открытого конфликта значат не так уж много, но при радикальном решении проблем магического сообщества могут стать новой парадигмой.
   В сообществе магов давно существуют проблемы толерантности. Этот конфликт вплывает в диалог Билла Уизли и Гарри об авторском праве гоблинов - и меч Дамблдора тоже оказывается спорным артефактом. То, что противоречия были названы и выбор сделан, уже важно. Бтилл воспитан способным встать на точку зрения другого, он понимает рациональность отношения гоблинских мастеров к их произведениям, но в магическом обществе чужие правила не считаются обязательными. Кто воспитал Билла таким? Он - любимый сын, ему не нужно было, выживая, отстаивать только себя (к чему склонны и Рон, и Гарри). Уизли любознательны и широки, принимают тех, кого любят, кто им интересен и с кем они работают.
   К Дамблдору приходится проявлять терпимость - он не особенно справедлив, и отношения в Хорвартце допускают существование любимчиков и двойных стандартов.
  
   Хогвартс
   Это символ - классическая четверица, воплощенная легендарными основателями колледжей, объектами для идентификации. Воплощение Тени - факультет Слизерин - хочет обрести самостоятельность и власть, как прогнанная или потерянная Тень в сказках Шамиссо, Гофмана и Андерсена. Такая четверица похожа на совокупность главной, подчиненных и теневой функции, при том, что есть препятствия смене установки. В таком виде этот символ работает в лучшем случае на поляризацию противоположностей, в худшем - на расщепление в магическом сообществе.
   Атрибуты колледжей Равенкло, Хуффльпруфа и Слизерина используются как оболочки для крестражей. Это подчеркивает контейнирующее значение этих символов и в то же время свидетельствует об их консолидации под властью Тени всего магического сообщества.
   Атрибуты Равенкло, Слизерина и Хуффльпруфа украдены и загажены Волдемортом, и об этом руководству школы неведомо. Атрибут Слизерина вообще находится вне школы. Эти символы были эмоционально опустошены, потеряны, оставлены только в качестве контейнеров и постепенно превратились в аллегории. Может быть, поэтому ученики Хуффльпруфа и даже Равенкло выглядят довольно тускло по сравнению с гриффиндорцами - существование вне конфликта в магическом сообществе ценности не имеет. Значит, работает полноценно только основная функция, связанная с отвагой Гриффиндора и с различением/расщеплением/уничтожением, воплощенным в его мече (тоже, кстати, отнятом у гоблинов).
   Сортирует участников шляпа Гриффиндора - и как бы она ни старалась вещать о единении, под видимостью четверицы существует тотальный символ, та угроза тоталитарной власти, которую реализует Волдеморт. Из-за такой узурпации коллективная Тень становится более вредоносной, подпитываясь от идеи исключительности.
  
   Воплощение Волдеморта
   Описано в четвертой книге, "Гарри Поттер и Кубок Огня"
   Хогварц, еще не решив проблему отношений трех домов к Слизерину, собирается сплотить три европейские школы колдовства. Именно в это время Волдеморт обретает тело.
   Пренебрежение Тенью заставляет Консолидатора Тени зашевелиться и реагировать быстро, создавая некое однородное единство из разрозненных, отверженных и глубоко обиженных этим теневых элементов психики и воплощаясь во главе него.
   Волдеморт не любит и не любим, что активирует страх распада. Этому страху он следует, создавая крестражи. Так он обретает контроль над распадом. Этот контроль заставляет подчинять все себе, лишая формы - что ж. и это вариант, создающий иллюзию целостности. Видимо, он не доверяет и смертному телу, несущему множество ограничений.
   Его воплощение в теле стало возможным, когда он вынужденно признал в гари равного себе.
   Он занят двумя вещами - контролем (над Пожирателями Смерти, некоторыми магами, в идеале - над сообществами магов и магглов) и произволом (в магическом творчестве и часто в выборе жертвы).
   Если в "Темных началах" по воле Метатрона и леди Колтер разделяют детей и их альмов, то Темный лорд расчленил только себя самого и способствовал поляризации внутри магического сообщества и сообществ магов и маглов.
  
   Бессмертие
   В одном и том же магическом сообществе подходы к бессмертию совершенно различны.
   Гипотетически можно использовать времяворот. Есть циклическое время становления и распада. Представления Роулинг о бессмертии меняются от книги к книге.
   Итак, в первой книге Николас Фламмель добился бесконечной жизни, принимая порции философского камня, но способность умереть не потерял. Сначала Волдеморту понадобился философский камень - вероятно, чтобы как-то продлевать жизнь, лишенную энергии. Но для Темного Лорда бесконечно длящаяся жизнь невозможна, он вне ее потока, у него нет тела. Он больше боится умереть, чем хочет жить, ему необходимо существование вне жизни, в небытии, настоящая вечность - об этом стало известно в предпоследней книге, и появилась идея крестража.
   Оболочка крестража - значимый символ, действующий сейчас (если это один из Даров Смерти, известный лишь посвященным) или прежде (экзотерические символы, атрибуты основателей Хогвартса, а также живой символ Гарри). Змея стоит особняком, мы не знаем, как она появилась? Воскрешающий Камень не теряет своих свойств, реликвии сохраняют форму, но выхолащиваются внутренне. Вероятно, Воскрешающий Камень сам создает способность к бытию вне жизни; реликвии же Хогвартца, как и любые символы, имеют свою историю и умирают, со временем превращаясь в гербы или аллегории. Форма крестража может быть любой, лишь бы нуминозной, соответствующей будущему величию и целостности Темного Лорда; содержимое при этом должно уступить место ему.
  
   Крестражи
   Крестражи работают одновременно и на диссоциацию, и на потерю структурности, так как своеобразие магических артефактов теряется. Символы основателей Хогвартца легко превращены в крестражи - это значит, что возможности диссоциации, расщепления и насильственной консолидации уже были в них заложены.
   Администрация Хогвартца не знает о потере столь значимых артефактов - следовательно, очень важные магические функции уже были диссоциированы.
   Волдеморт не чувствует, что произошло с первыми уничтоженными крестражами. Психика его потеряла границы, гомогенна, устроена по типу голограммы. Диссоциация зашло так далеко, что восстановление невозможно. Он чувствует только змею, а Гарри чувствует его - но они как раз живые.
  
   Дары Смерти
   Бузинная Палочка реализует нарциссическое всемогущество, для ее хозяина невыносимое. Виноватый Дамблдор смог сохранить ее при себе. Гарри - смог от нее отказаться.
   Воскрешающий Камень - свойство памяти оживлять. Но в нем нет всемогущества, и мертвые остаются призраками. Этот Камень позволяет в какой-то степени останавливать время, делать его многомерным и непрерывным, но не позволяет манипулировать прошлым по-настоящему. Всемогущество находит себе границы в воображении и памяти. Кольцо с Воскрешающим Камнем, погубившее Дамблдора, принадлежало среднему Певереллу - оно и его погубило, заставило исчахнуть от горя по любимой. Камень разбит - и разрушена иллюзия живой вечной памяти, заставляющая не жить. Значит, воскрешение начингается с работы горя. Магическое сообщество в переживании преследований магглами избегает горя, предпочитая гордую изоляцию или месть. Надев перстень, Дамблдор попал в ловушку ложного преодоления истинной вины и ложно принял на себя всю вину за смерть сестры. Перстень является и Даром Смерти, и одним из крестражей. Он найден первым после медальона Слизерина и дневника тома Реддля - последний, найденный не Гарри Поттером, для котопрого был бы оргомным соблазном (тому надо было разобраться со своей лояльностью Хогвартцу и Дамблдору, поэтому на его долю остались в основном реликвии). Это единственный из Даров Смерти, который был и крестражем Темного Лорда (и при этом не потерял волшебных свойств). Его свойства и наиболее противоречивы, и наиболее опасны.
   Мантия-Невидимка позволяет скрываться, временно терять идентичность, изолироваться от страха. Она и унижает всемогущество, так как тебя как бы и нет, и умножает свободу действий, позволяя прожить жизнь независимо от смерти.
   Дары Смерти воплощают те силы, что создают иллюзии неизменности Я, всемогущества и константности объекта. Они же воплощают и основные архаичные защиты - всемогущество, отрицание, изоляцию. Я при этом не разрушается и не меняется, как при создании крестражей, меняется только контроль над объектами и уклонение от влияния опасных объектов. Я остается свободным и дифференцированным.
   Сначала Дары были разделены - подарены самой Смертью трем братьям Певереллам. Поскольку и сообщество магов, и его символика расщеплены, а его Тень бешено стремится к объединению, то приходит время объединить Дары Смерти. Они работают на интеграцию. Их важно не присвоить, не считать своими, а пользоваться в надлежащих ситуациях, часто один раз - это делает гари. Это функции, и внеличностные. Для индивидуальной психики они могут быть опасны - по убыванию, смотря по тому, как они обращаются с иллюзией всемогущества. Для сообщества магов Дары, по сути, симптом: они и сохраняют идею всемогущества, и ограничивают ее.
   Смысл поискав Даров нельзя передать - он постигается в процессе поиска. Выбор волшебника, что с ними делать, от самих Даров не зависит. В них есть опасность одержимости и контроля, которую можно победить.
   Крестражи - производная жизни - остановленная жизнь, инерция без энергии, смерть. Дары смерти - средства справится со страхами - бессилия, утрат, гибели - связанными со смертью.
  
   Исход
   Кажется, что общество магов заинтересовано и в продолжении, и в завершении столь затянувшегося конфликта. То, что последовало за победой над Темным Лордом - состояние временное. Как оно выглядит в настолько статичном обществе?
   По отношению к историческим личностям - раскрытие их тайн (которые не больше и не меньше, чем правда), отказ от превращения их в легенды, мифы и страшилки. Образы основных деятелей добра и зла были углублены и очеловечены. Кажется, произошел отказ от культа личностей? Рита Скитер тут сделала полезное дело, устраивая неоднозначные репутации и Гарри, и Дамблдору.
   На общественном уровне - произошла смена элит: полукровки и их сторонники (очень подходят открытые, любопытные и при этом чистокровные Уизли, особенно глава семьи). Иначе национализм магглорожденных был бы вполне возможен.
   Попытки интеграции святости и низости - сына Гарри зовут Альбус Северус. Именно этим двум великим магам и пришлось разрываться между злом, добром и виной, не удалось примирить темное и светлое - без какой-либо подходящей точки перехода. Роль этой точки, на которой раскачивается доска, и сыграл Гарри Поттер.
   Уютная и понятная структура магического мира сохраняется. Магическое сообщество при этом не теряет прежней идентичности и границ. Начинается общение с миром магглов, где уже волшебники могут почувствовать свою ограниченность и наивность.
  
   Уровни проблем
      -- Дары Смерти и эмблемы Хогвартца умирают или обретают новый смыл - на архетипическом уровне.
      -- Обретение сообществом магов своего лица и места в человечестве, смена элит только начаты на социальном уровне.
      -- Обретение ясной идентичности, гибкости, способности к выбору, оказ от всемогущества происходят на личном уровне.
  
   Гарри Поттер
   Гарри - человек, равносущный Тени магического сообщества.
   На эту роль подошел бы и Снейп, но он связан служением добру во имя вины, вопреки своей травмированной и беспокойной природе. Может быть, Снейп слишком двойствен для исцеляющей сообщество роли, и его появление в качестве символа вызвало бы непредсказуемые последствия. Итак, Снейп - точный слепок этого расщепленного мира, но в Гарри есть и что-то еще. Он - герой. модель нового Я, пережившего травму, выжившего и даже выздоровевшего - его с рождения величают Мальчик-который-выжил (а Снейп уязвлен навсегда, и излечить его невозможно: там, где добро, там так же равноправно и зло). Гарри, к тому же, идеальный посредник между миром магов и магглов - в обоих он был травмирован. Гермиона и мистер Уизли не столь глубоко переживали проблемы обоих миров, чтобы успешно сыграть эту роль.
   Миры магов и магглов практически идентичны во всем, кроме отношения к всемогуществу, и зло обитает на границе этих миров. Это сочетание одержимости и контроля, всемогущества и травмированности.
   Реально ли вообще исцеление, не превратится ли аврор Гарри Поттер со временем в Лаврентия Берия, как шутят некоторые Интернет-фанаты? Возможно ли убить травму, уничтожить ее последствия?
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"