Вопросы особенностей творчества того или другого гениального писателя интересуют каждого автора. Томас Манн в статье "Гёте как представитель бюргерской эпохи" размышляет о творческом стиле Гёте. Поскольку не все знакомы с этой статьей, привожу цитату из этой работы:
"Из иных высказываний о великих людях, продиктованных ненавистью и желанием унизить, высказываний полемически-злобных и, в силу своего недоброжелательства, почти пророческих, можно узнать больше, чем из самого восторженного панегирика. Я имею в виду письмо некоего равнодушного господина фон Бретшнейдера берлинцу Фридриху Николаи, написанное в 1775 году; автор отзывается о молодом творце "Страданий юного Вертера", о его сомнительном уме и непостоянном нраве с антипатией, не лишенной психологической проницательности, и наделяет его как поэта следующими свойствами: "У Гёте есть какой-то зачаток одаренности, или, вернее, поэтический гений, который проявляется после того, как он, поносив некоторое время тему в себе, разработав ее внутренне, собрав все, что может быть для нее использовано, садится за письменный стол. Быть поэтом на случай он неспособен. Вне своей манеры он ничего не может создать. Если что-нибудь его поразило, оно застревает в его душе и мозгу, и все, что встречается ему на пути, он старается связать с тем комком глины, над которым работает, и не думает ни о чем, кроме этого предмета". Весь этот отрывок выдержан в пренебрежительном, уничижительном тоне, но в нем высказаны как нечто отрицательное истины психологически-конституционального порядка, которые находят себе подтверждение в величайшем из когда-либо существовавших творческом стиле. Возможны лишь два пути достижения значительной цели, утверждает Гёте: насилие и методичность. Путем этого великого противника насилия и миролюбца был путь методичности, порядка, спокойной выдержки".
Томас Манн совершенно прав, когда говорит, что из недоброжелательных высказываний, в особенности, когда они сделаны умным человеком, можно узнать гораздо больше, чем из самого хвалебного отзыва. Фон Бретшнейдер, критикуя Гёте, описал его творческий метод, который, на мой взгляд, только и следует использовать. Только так создают свои шедевры настоящие творцы. Фон Бретшнейдер пишет, что быть поэтом на случай Гёте неспособен, считая это серьезным недостатком. Но быть поэтом на случай характеризует, скорее, поверхностность творческого стиля.