В послании к Римлянам апостол Павел писал (глава 7):
15Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20Если же делаю то', чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Подробное толкование этого отрывка дано блаженным Феофилактом Болгарским (http://www.pagez.ru/lsn/0220.php#07). Не имея цели приводить это толкование полностью, отметим лишь следующие слова блаженного Феофилакта: "Цель у апостола та, чтобы доказать, что естество человеческое пришло в неисцелимое состояние и что его никто не исцелит, кроме Христа".
От себя же добавим, что вышеприведенный отрывок апостола Павла - это крик души человека, понявшего, что справиться с грехом не может ни закон внешний, ни закон внутренний, а лишь закон Божий.
В новелле Томаса Манна "Марио и фокусник" есть слова, по форме практически совпадающие с тем, что говорит апостол Павел в вышеприведенном отрывке: " - Браво! - ответил Чиполла. - Ты мне нравишься, Джованотто. Поверишь ли, я тебя давно приметил? У меня особая симпатия к таким людям, как ты, они могут мне пригодиться. Видать, ты молодец что надо. Делаешь что хочешь. Или тебе уже случалось не делать того, что хочется? Или даже делать то, чего не хочется? То, чего не тебе хочется?"
В приведенном отрывке фокусник Чиполла манипулирует Джованотто. Вместе с тем Томас Манн его устами жонглирует словами апостола Павла, что придает особый оттенок новелле. Она как бы играет многими красками, подтекстами, двусмысленностями. Если апостол Павел, говорит: "Не то делаю, что хочу...", то Чиполло Джованотто: "Делаешь что хочешь". Он иронизирует над бедным парнем, издевается над ним. В особенности это становится понятно, сравнив с вышеупомянутым отрывком из послания к Римлянам. Делать, что хочешь не так-то просто! Мы часто в своей жизни не делаем, что хотим, а что не хотим - делаем.
В некоторых изданиях эта новелла известна под названием "Марио и волшебник". Заезжий гастролер Чиполло показывает фокусы скучающей курортной публике, и в ряде случаев эти фокусы граничат с мистикой, с волшебством. И если это волшебство - то волшебство недоброе. Чиполло - злой волшебник. Он знает послания апостолов, но использует послания не для добра а во зло. Поистине - это дьявол, и его слова, обращенные к бедному Джованотто: "То, чего не тебе хочется?, - приобретают зловещую окраску, так как под словами "не тебе" надо понимать "хочется дьяволу".
В конце новеллы Чиполло убивают, зло наказано. Но мы то понимаем, что дьявол остается жить. Так просто его не убить. Убить его можно лишь в своем сердце, когда мы обратимся к Богу, и в сердце нашем для него просто не останется места.
* * *
Дж. Оруэлл в повести "Фунты лиха в Париже и Лондоне" тоже использует вышеприведенные слова апостола Павла: "Смиренные, мы опустились на колени подле грязной чайной посуды и принялись бубнить, что мы не делаем того, что нам следует делать, а делаем то, чего делать не следует, и как нам плохо от этого". В данном случае эти слова носят ироничный характер. Как пишет Вера Домитеева, "чрезвычайно внимательный к библейским текстам, но твердо отвергавший догматику, что марксистскую, что христианскую, Оруэлл был атеистом". В своих воспоминаниях он пишет: "Я все упростил до наивнейшей теории, согласно которой угнетенный всегда прав, а угнетатель виновен. Но это же естественно после того, как самому довелось побыть угнетателем". Далее В.Домитеева продолжает: "Естественно. И нет нужды в божественных установлениях - достаточно не прятаться от собственных, пусть очень неприятных, очень нелестных переживаний". Но в вышеприведенном отрывке из послания к Римлянам апостол Павел как раз говорит, что "естество человеческое", словами блаженного Феофилакта Болгарского, "пришло в неисцелимое состояние и что его никто не исцелит, кроме Христа". Таким образом, Оруэлл использует слова апостола Павла чисто внешне, не вникая в их сокровенный смысл.