Симфония П.И.Чайковского "Манфред" была создана по одноименной драматической поэме Джорджа Байрона. Идею написать на сюжет поэмы Байрона симфонию Чайковскому подсказал Балакирев. В настоящей заметке речь пойдет о тех чувствах, которые может вызвать в слушателе эта симфония безотносительно его литературного первоисточника.
В первой части симфонии изображен герой, обреченный жить, несмотря на все горести и страдания, испытываемые им на протяжении своего жизненного пути.
Вторая и третья части повествуют об идиллическом детстве и юности героя симфонии. В них он вспоминает о периоде жизни, когда был в гармонии с самим собой и с окружающим миром.
В четвертой части, являющейся кульминацией симфонии, мы видим попытку борьбы героя с жизненными обстоятельствами, невзгодами, попытку отстоять свое право на счастье. Однако эта борьба заканчивается неудачей. Герой побежден и обращается к темным силам в надежде, что они ему помогут. Дьявольские силы переданы посредством фугато. Традиция использования полифонии как средства выражения мефистофельской иронии была заложена Берлиозом в "Фантастической симфонии". Интересно, что Чайковский вначале к идее Балакирева написать симфонию на тему поэмы Байрона отнесся равнодушно. Вот что он писал Балакиреву: "Программа ваша по всей вероятности послужит канвой для симфониста, расположенного подражать Берлиозу; согласен, что руководствуясь ею, можно соорудить эффектную симфонию в стиле вышеупомянутого композитора. Но меня она оставляет покамест совершенно холодным". Как мы видим, в итоге Чайковскому все же не удалось полностью освободиться от влияния Берлиоза.
Но дьявольским силам не удается подчинить себе героя. В финале симфонии мы слышим органные звуки хорала, символизирующие избавление героя от мук и находящего свое утешение и успокоение в Боге.