Некоторые считают, что счастье для человека больного - в здоровье, для бедного - в богатстве, для одинокого - в общении. Если исходить из этого, то счастье - это идеальная категория, отражающая нашу потребность в чем-либо, чего у нас нет или имеется недостаточно. Но неужели можно серьезно думать: если человек достигнет здоровья, богатства или общения, то этим он обретет счастье. Когда человек чем-либо обладает, он этого не ценит. Гораздо ближе к истине Гельвеций, который писал: "Счастье заключается не столько в обладании, сколько в процессе овладения предметом наших желаний".
* * *
Целью жизни не может быть стремление к счастью, так как наиболее счастливы только дураки. В этом случае пришлось бы стремиться к невежеству. "Самые счастливые люди - невежды" - Лермонтов, "Герой нашего времени" ("Бэла"). Но так ли это, если внимательно разобраться? У невежд, дураков больше возможностей для ощущения счастья, так как их потребности в счастье легче удовлетворить. Но переживание их ощущения счастья менее сильно, чем у умных, образованных людей. И, соответственно, умные люди более требовательны к счастью, следовательно, реже его переживают, но зато сильнее.
* * *
Как считал Шопенгауэр и пишет Михаил Веллер в книге "Любовь и смысл жизни", счастье - это избавление от страданий. Страдания возникают из-за неудовлетворенных желаний. В процессе их удовлетворения человек ощущает себя счастливым. После этого, в результате удовлетворения желания, счастье пропадает, но и страдания нет, наступает состояние безразличия, равнодушия или умиротворенности. И так до появления нового желания и, как следствие, нового страдания. Если желание моментально удовлетворяется, то страдание минимально. Если желание трудно или нельзя удовлетворить, то страдание человека растет как снежный ком и со временем поглощает его целиком, занимает в его жизни центральное место. Таким образом, оно сигнализирует человеку, что желание, вызвавшее это страдание, необходимо удовлетворить и чем скорее, тем лучше. Если это желание удовлетворить нельзя в данный момент времени или в принципе, то такой человек несчастен. Мы часто не понимаем своего счастья, не распознаем его, но также часто мы неверно интерпретируем и свое несчастье, абсолютизируем его, сгущаем краски. Таким образом, если счастье - это избавление от страдания, то страдание - это избавление от счастья. Но так как избавиться от счастья мы не стремимся, то страдание более правильно было бы определить как лишение счастья. Счастье уходит само, как песок сквозь пальцы, и его ничем нельзя удержать.
* * *
Зачем человеку анализировать свои чувства, когда ему хорошо? Счастливый человек живет, несчастливый - думает, думает над тем, как избавиться от страданий, которые ему доставляют неудовлетворенные желания.
* * *
Если ты уже не ждешь от жизни счастья, то какой смысл жить? Ведь если ты не ждешь от жизни счастья, то у тебя нет желаний и нет потребности их исполнить. А человек без желаний - все равно, что мертвец. Всякий, кто живет, надеется на лучшее. Для одних счастье - в деньгах, для других - в славе. Для некоторых - в любви.
* * *
Счастье - в гармоничном сосуществовании всех компонентов жизни, в том числе и в гармоничном сочетании желаний, страдания от их неудовлетворенности и возможности избавления от страданий. Желания должны быть реальными и осуществимыми. Нельзя желать несбыточного, например, полета к звезде альфа-Центавра или внимания, дружбы или даже любви королевы Великобритании Елизаветы II. Страдания от неудовлетворенных желаний не должны быть безмерными и невыносимыми. И всегда должна быть возможность избавления от страданий.
* * *
Молодая женщина с мужчиной. Она красива, хорошо одета и, по всей видимости, его жена. Ее лицо полно умиротворенности и спокойствия. Она преисполнена счастьем. Избыток его излучается, заражая все вокруг. У нее есть красивый, умный муж. Их жизнь обеспечена, устроена, и, казалось бы, невозможно желать большего. Человек, находящийся в состоянии счастья постоянно, теряет его ощущение, привыкает к нему, начинает думать, что так оно и должно быть. Поэтому не будем к счастливым относиться с завистью, а тем более с осуждением. Были в их жизни и черные дни, и они вполне заслужили право на счастье.
* * *
Человеку изначально присуще стремление к счастью, и никогда человек не будет, если, конечно, психика его нормальна, сознательно стремиться уйти от него. Но значение трудностей, с которыми человек сталкивается на своем жизненном пути, трудно переоценить. Они закаляют его, воспитывают волю, упорство, серьезное отношение к жизни. К несчастью стремиться не надо, но если оно выпадает нам, то надо благодарить свою судьбу, что она дала еще одну возможность испытать себя, ибо стремление к нему противно сути человеческой.
* * *
Проходя мимо знакомого или незнакомого человека, мы думаем: "Этот человек мне не нужен, я обойдусь без него". Но как мы при этом ошибаемся! Как в теории планирования эксперимента, отбрасывая некоторые факторы, мы сможем определить лишь локальный экстремум, так и в жизни: исключая из сферы своего общения некоторых людей, мы сможем достичь лишь какой-то крупицы счастья, варясь при этом в своем маленьком мирке. Лишь принимая в свою душу максимально возможное число людей, даря каждому из них частичку своего сердца, мы способны обрести истинное счастье.
* * *
С годами мы чуть ли не о каждом прошедшем событии думаем с сожалением, ностальгией. Мы думаем, что не ценили то, что с нами произошло, а быть может, это и были самые счастливые минуты нашей жизни. Так как такие случаи повторяются с нами из раза в раз, со временем мы начинаем ценить то, что с нами случилось, не потом, а в момент события. Может, в этом и заключается счастье: осознание его в момент переживания, а не потом, много лет спустя.
* * *
В.В.Розанов в сборнике "Мимолетное. 1915 год" писал: "Только те люди счастливы, которые не думают о себе.
Но зато это самый прочный вид счастья.
Его не ест червь. Не попаляет огонь".
В нас часто возникает желание помочь другому человеку, и это неудовлетворенное желание вызывает страдание. Помогая другим, избавляясь от этого страдания, мы испытываем счастье. Это самый прочный, по Розанову, вид счастья потому, что, как правило, помочь другому гораздо легче, чем помочь себе. Для помощи другому всегда есть условия, чего не скажешь о помощи себе. Мы часто испытываем желания самые фантастичные, удовлетворить которые или трудно или невозможно. Возможность помощи другому есть всегда, однако мы часто по тем или иным причинам не хотим этого делать. Помочь себе мы хотим всегда, однако часто мы не в силах это совершить.
* * *
Ницше в сборнике афоризмов "Злая мудрость" писал: "Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной пользуется постелью: для выздоровления - и никак иначе". Как нельзя нежиться в постели и пребывать в ней более положенного времени, так и не следует наслаждаться счастьем более положенного срока. К ощущению счастья следует относиться с недоверием и с пониманием, что оно недолговечно.
* * *
Ницше в книге "Так говорил Заратустра", в главе "О блаженстве против воли" пишет о Заратустре так: "И он ждал своего несчастья всю ночь - но ждал напрасно. Ночь оставалась ясной и тихой, и счастье само приближалось к нему все ближе и ближе. А к утру засмеялся Заратустра в сердце своем и сказал насмешливо: "Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье - женщина". Отсюда следует, что не нужно искать счастье, гоняться за ним, стремиться к нему. Если оно придет, то придет само, совершенно неожиданно для тебя. И от этой неожиданности радость твоя будет во сто крат больше, чем от счастья, которое ты заставил прийти. Кто не ищет счастье, тот получит его, а кто ищет, тот не найдет. Эти слова напоминают слова Иисуса Христа (Мф. 16: 25): "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее".
* * *
Мы начинаем ценить солнечный день лишь после череды дней пасмурных. Если бы каждый день был солнечный, то мы считали бы, что так и должно быть.
Мы начинаем ценить свое здоровье лишь после болезни или ее угрозы. Если бы мы никогда не болели, то считали бы, что так и должно быть и не ценили этот бесценный Божий дар.
Мы ощущаем счастье лишь после несчастливого периода в нашей жизни. Если бы несчастных дней у нас не было, то мы считали бы, что так и должно быть. Об этом же пишет Тургенев: "Если хочешь быть счастливым - сначала научись страдать".