Художественное своеобразие повести "Бэла" из цикла повестей "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова состоит в искусном сочетании путевого очерка с новеллой (см. М.Ю.Лермонтов. Собр. соч. в 4-х томах. Том 4. Проза, письма. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962, примечания к повести "Бэла", стр.651). Рассказ дан в самом процессе рассказывания, которое связано с передвижением от Койшаурской долины к станции Коби. Так мотивировано наличие особого рассказчика (Максим Максимыча), прерывающего и возобновляющего свой рассказ в зависимости от путевых обстоятельств. Но повествование от лица рассказчика связано с рядом недостатков. Максим Максимыч должен все видеть, быть в курсе того, о чем он говорит по замыслу автора. Поэтому он постоянно подглядывает то в окно, то в щелку двери, подслушивает. И в этом надо винить не Максим Максимыча, а автора, который, избрав этот способ повествования, обрек Максим Максимыча на такое поведение.