23-го января 2020 г. я побывал на концерте в зале им. П.И. Чайковского, где в концертном исполнении слушал оперетту Иоганна Штрауса "Летучая мышь". Нет необходимости подробно рассказывать о том, какое я получил удовольствие от этого концерта. Сейчас, в наше трудное время, остается только вспоминать о чудесной музыке и замечательном исполнении вокальных партий. Кстати, насчет исполнения. Я обратил внимание на исполнение партии князя Орловского Евгенией Сегенюк (контральто). Я не являюсь знатоком классической оперетты, но меня как-то покоробило исполнение мужской партии женщиной. Я полез в интернет, и вот что из него выудил. Оказывается, что композитор вначале предполагал сделать этот персонаж совсем юным, и поэтому определил партии князя Орловского меццо-сопрано. Премьера оперетты состоялась 5 апреля 1874 года в театре "Theatre an der Wien", Вена, Австрия. В 1929 г. состоялась еще одна постановка в Берлине. Именно там князь Орловский стал баритоном, эту партию исполнял Оскар Карлвайс. С тех пор эта партия так и осталась баритоновой. Правда, и тут возможны варианты: в разных постановках партия Орловского все равно звучит по разному: от классического меццо-сопрано до баса или тенора - в зависимости от вкуса постановщика и творческого штата труппы. Что сыграло свою роль в выборе исполнителя князя Орловского в концертном исполнении оперетты 23 января (Государственная академическая симфоническая капелла России, дирижер Валерий Полянский), остается только догадываться (https://meloman.ru/concert/i-shtraus-letuchaya-mysh/). В заключение хочется упомянуть советский фильм, снятый в 1979 г. режиссером Яном Фридом по этой оперетте. Роль князя Орловского в нем исполнил Юрий Васильев (поет Вячеслав Тимошин).