О месте человека, совершающего плохие или хорошие поступки, в загробной жизни знает всякий. Но каково место человека, предающегося наслаждениям. Казалось бы, он, уподобляясь животному, может избежать ответственности за свои поступки. Но нет. Человек не затем появляется на свет, чтобы всю жизнь предаваться наслаждениям. Если он считает, что в этом его предназначенье, то ему лучше бы и не родиться. Человек свободен в своем выборе, и за то, что он разменял свою жизнь на мелкие удовольствия, место ему - в лимбе, в аду.
Но что если это выдумки или средневековых схоластов, или гениальных поэтов? Что если человек всю жизнь предавался удовольствиям и умер, не раскаявшись, а загробного наказания нет? Тогда ему наказание - в забвении, а это мучительнее любого из преисподней.
* * *
Наслаждения - это краткий миг в нашей жизни. Чем же этот миг, несмотря на всю эфемерность, нас так привлекает? По-видимому, возможностью снова его пережить в своих воспоминаниях. О некоторых наслаждениях мы вспоминаем всю жизнь.
* * *
Иногда мы добровольно отказываемся от наслаждения с тем, чтобы через некоторое время пережить его с новой силой.
* * *
Розанов в "Уединенном" писал о наслаждениях следующее: "Но шумные удовольствия (у меня немного)? так называемые "наслаждения"? Они были приятны только в момент получения, и не имеют никакого значения для "потом".
* * *
Томас Манн в докладе "Фрейд и будущее", прочитанном в Вене 8 мая 1936 г. на праздновании 80-летия Зигмунда Фрейда, говорил: "По поручению "Оно" "Я" управляет рычагами движения, действия, разделяя, однако, потребность и поступок сроком обдумывания, чтобы посоветоваться с опытом, и обладая неким регулирующим превосходством над безгранично властвующим в сфере бессознательного принципом наслаждения, который "Я" поправляет принципом относительности". По той степени, в какой человек отдается наслаждениям, можно судить о том, в какой степени ему свойственно находиться в сфере бессознательного. Если мы бежим прочь от наслаждений, то мы в тоже время удаляемся от бессознательного.
Поскольку человек - все же существо разумное, пребывание в сфере бессознательного занимает небольшую часть его жизни. Но ему обременительно все время находиться под контролем своего "Я". Даже самые разумные люди иногда "срываются", отдаваясь наслаждению. Но это лишь краткий миг в их жизни. Несмотря на это он оставляет заметный след в душе человека разумного, о котором он будет вспоминать всю свою жизнь.
Иногда человек более или менее успешно борется со своим "Оно". Но тем слаще впоследствии он испытывает наслаждение. Плотины, преграды, так заботливо возводимые, в один момент рушатся, и он отдается бессознательному, забыв про все на свете. Но этот миг краток. В следующий момент человек спохватывается, вспоминает о своем разумном величии и наступает на горло своему бессознательному.
Испытывая наслаждение в какой-то момент жизни, человек ощущает угрызения совести, что не смог побороть искушение. Наслаждения имеют значение лишь в момент их получения (как справедливо пишет Розанов). Они не имеют никакого значения для "потом", кроме досады, что не смог устоять.
Находясь в сфере бессознательного, мы становимся на какое-то время животными. Человеку разумному осознавать это неприятно, и он стремится к тому, чтобы такие состояния наступали как можно реже. Человек неразумный над этим не задумывается, и доля бессознательного в его жизни чрезвычайно велика.