В своих записках "Наедине с собой" ("Размышления") Марк Аврелий пишет, что в идеале человек "дружен и с живущим внутри его божеством, которое делает человека недосягаемым для наслаждений, неуязвимым для каких бы то ни было страданий...". Несмотря на всю красоту и притягательность стоицизма, с этой мыслью трудно согласиться. Ведь наша жизнь и состоит из наслаждений и страданий. Если их убрать из нашей жизни, то она будет пресна и потеряет всю свою привлекательность. Если стремление человека к наслаждениям понять можно, то иной может воскликнуть: "Зачем нам страдания!? Не лучше ли их исключить из нашей жизни?" Однако еще Достоевский писал, что почувствовать себя счастливым человек может лишь после более или менее продолжительного периода страданий и горя. Если страдания убрать из нашей жизни, то человек не поймет свое счастье, не увидит его, не осознает.
Наслаждение и страдание - два полюса, между которыми колеблется маятник нашей жизни. Марк Аврелий хочет задержать этот маятник в положении, когда нет ни наслаждения, ни страдания, но эта ситуация искусственна и мало осуществима.