В книге "Путь духовного обновления", раздел "О семье", глава 1 "Значение семьи" Ильин пишет: "Природа устроена так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того, чтобы, не задумываясь, возложить на себя это призвание".
Отсюда следует, что природа несовершенна и ее необходимо исправить. Необходимо сделать так, чтобы призвание человека - быть отцом и матерью - было не так доступно, чтобы эта доступность была соизмерима с этим его призванием. Человек во многом поправляет и переделывает природу. Неужели в этом благородном начинании он не может исправить положение дел? Неужели он бессилен?
На теплоходе, недалеко от Казани.
2.
В главе 3 "Основные задачи воспитания" Ильин говорит о разрушительности для семейной жизни взаимных "супружеских измен". Далее он пишет: "Родители всегда должны помнить о том, что дети не просто "воспринимают" отца и мать или "подмечают" за ними, но что они в глубине души идеализируют их, мечтают о них и втайне жаждут видеть в них идеал совершенства. Конечно, с самого начала ясно, что каждому ребенку предстоит пережить в этом вопросе некоторое разочарование, ибо совершенных людей нет, совершенство принадлежит одному Богу". Из этих слов Ильина следует, что дети представляют собой в некотором роде ангелов, ибо только совершенный человек может искать совершенства в других людях. Вернее, дети - это неиспорченные люди в отличие от взрослых. Развивая эту мысль, можно провести аналогию рождения ребенка и таинства Причащения. Во-первых, рождение ребенка - это тоже таинство, так как при рождении у ребенка появляется душа. Во-вторых, о чем уже было сказано, ребенок рождается совершенным человеком, ангелом, т.е. без грехов. Причастник в первые минуты и часы после Причащения тоже является ангелом, т.к. у него нет грехов. Прежние грехи отпущены, новые еще не появились. В возрасте выше 7 лет детей считают отроками, они начинают познавать в той или иной степени взрослый мир со всеми его особенностями, в том числе страстями и пороками. В Церкви детей до семи лет допускают к Причащению без исповеди. После 7 лет они уже способны осознавать свои грехи и в них исповедоваться. Как сильно отличается время, в течение которого причастник и ребенок является совершенными: от нескольких часов у взрослого до семи лет у ребенка! Наша задача состоит в том, чтобы продлить это состояние совершенства после Причастия, когда мы без греха, на возможно более длительный срок.
Когда ребенок появляется на свет - он рождается к жизни. Человек после Причащения тоже рождается к жизни, к новой жизни, в которой не должно быть места греху. Как Христос сказал грешнице "иди и впредь не греши", так и нам Он говорит после Причастия: Идите и больше не грешите!