Поэтический куб 2011. Легенда. Обзор. Часть третья
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Заключительная часть обзора конкурсных стихотворений "Поэтический куб 2001 "Легенда". Самый злобный кусок обзора.
|
ПОЭТИЧЕСКИЙ КУБ 2011 "Легенда"
Третья, заключительная часть обзора стихотворений, представленных на конкурс
В этот раз вступительных речей держать не буду, поскольку уже сказал всё, что собирался. Просто постараюсь максимально подробно разобрать оставшиеся стихотворения. Вновь оговорюсь: я не рассматриваю, является ли представленное произведение легендой.
Я, наивный, долгое время считал, что неповторимый "шедевр графоманства" это вот такой стишок (в своё время мне случайно попавшийся на глаза, причём не в рукописи, а в книге, пусть и изданной за счёт автора - между прочим не дворника какого-нибудь, а учителя истории):
Мочит и мочит
Двадцать уж дней.
Будет ли лето?
Скажите кто, эй!
Как же я был неправ. По сравнению с некоторыми произведениями, представленными на этот конкурс, это просто подлинное воплощённое поэтическое совершенство.
Единственное, что хотел бы заметить: многие авторы (и сам в этом грешен бывал), в первую очередь те, кто изначально создаёт не просто стихотворение, а песенный текст, будучи увлечены напеванием своего творения, не замечают некоторых ляпов, связанных с рифмами и размером. Песня позволяет приглушить недостатки, имеющиеся в поэтическом тексте, сделать их практически незаметными: там - чуть потянул гласные, сям - проигрыш на инструменте добавил, ну, и прочее подобное. А при исполнении на публике к этому добавляются ещё и одухотворённое лицо, на коем все эмоции отражаются, артистическая поза исполнителя, его личное обаяние и тому подобное. Это покруче всяких иллюстраций действует. Посему и воспринимает зритель-слушатель уже не просто стихотворение, даже не песню, а целый моноспектакль. И, ежели хвалит, то за все достоинства вкупе, достоинства, затмившие собой недостатки, в том числе, и недостатки составляющей поэтической. Вот отсюда и вытекает неприятное удивление автора такого произведения, когда, выставив голый текст перед уже не зрителем, не слушателем, а читателем, не находит он столь же яркой реакции, какой она была на исполнение песни. Да ещё и на недостатки указывать начинают, рифмы всякие неудачные поминают, в размер пальцем тычут. А куда ж денешься-то, коль все красивые одёжки с текста сняли, косметику смыли, один голый скелет остался, косточки, да и те - жёлтые, с трухлявинкой, и (о, нонсенс! - для нормального скелета) - в прыщах! Вот и прошу авторов об этом досадном свойстве песенных текстов не забывать, когда выставляете их в виде просто стихов.
И напоследок: начал почаще заглядывать в комментарии к представленным стихам. Был поражён: почти сплошное "кукушка хвалит петуха". Уж если такие друзья, читатели-почитатели (таланта), так замалчивать замеченные недостатки по отношению к другу или к человеку, чьё творчество вам искренне нравится, просто нечестно, просто проявление неуважения к автору. Более того - это подло по отношению к автору. Ведь, если уважаешь автора, если искренне желаешь ему успеха в творчестве, о ляпах просто необходимо сообщать, дабы человек их исправлял, не повторял подобного в будущем. А хвалящий огульно плохие стихи, да пусть даже, хорошие стихи с некоторыми недостатками (замеченными таким хвалителем) оказывает автору медвежью услугу, провоцирует на повторение ошибок, заставляет некритично к себе относиться, подталкивает к мысли, что ничего исправлять в написанном не нужно. "А зачем исправлять? Вон, все пишут мне, что и так - само совершенство!" Всё-таки в этом отношении на СИ у прозаиков честнее. Там читатели-почитатели чаще не стесняются тапками бросаться - потому, как им по-настоящему не хочется, чтобы у уважаемого ими автора в текстах встречались ляпы.
Чуть не забыл: оценок я никому не ставил, дабы не подпортить рейтинги. А мне в качестве мести можете "единиц" с "двойками" наставить - да хоть по сотне в день, не жалко. Поскольку до лампочки.
Вот ежели кто в моих обзорах только про себя любимого, читает, о том пожалею, пожалуй. Но не шибко.
Чу! Вновь чьи-то музы летят. А до чего ж у некоторых хари мерзкие! Это не музы, а гарпии какие-то! Такие навдохновляют... Так что бить надо ещё на подлёте. Причём очередями, отсекая по два-три патрона, чтоб на всех хватило, а то заклюют. Огонь!
37. И. Кузнецова "Песня Ноя"
Как и в случае с А.Колосовым, разбора не будет. Автора знаю много лет лично, считаю её гениальным поэтом, которому сломали жизнь, или которую сломала жизнь. В 1991 году Ирина уничтожила все свои рукописи, с тех лет остались лишь произведения, сохранившиеся у друзей. После этого лет семь-восемь вообще ничего не писала и не читала. Жаль, что уже никогда не восстановить прекрасную, сильную поэму "Песни Апокалипсиса". Строки оттуда:
Руби, народ, берёзки и осинки
И их приплод,
Гуляй, народ, на собственных поминках,
Гуляй, народ...
Возможно, поэтому мне и не очень нравятся вещи, которые она пишет в последние годы. Но к данному стихотворению это не относится. Вещь, несомненно, сильная. Желаю автору победы в конкурсе. Хотя, желание автора такого уровня участвовать в конкурсе на СИ несколько удивило. Смысл?
36. А. Смирнова "Легенда"
-Тихо песню допев, вечер алые ленты
Сложит вдоль по холмам опустевших границ...
И у жарких костров вновь напевы легенды,
Зазвучат для ручьев и полуночных птиц.
Голос, тонко сплетая забытые ноты,
Зазвучит в синеве потемневших болот,
А за правым плечом, забывая про годы
Древний мир, отряхаясь, неслышно встает...
И над спящей равниной недремлющий стерх,
Слышит песнь о годах, что засыпаны снегом,
Темный Бог в этих песнях не рвется наверх,
Ну а слуги его вниз не сброшены небом...
И в осенних лесах голос чисто звучит,
Отражаясь от звезд, оплетаясь ветвями,
В этих мудрых лесах даже ветер молчит,
Когда вещую вязь заплетают словами;
"Нам легенды твердят- потерявшие крылья
Обрели лишь судьбу вечно падать во мгле.
Но я в это не верю, мне кажется былью-
Доля их между нами ходить по земле...
-Им не нужно далекое небо и грозы-
Разве холод и лед может их привлекать?
-Но тогда почему вечно капают слезы,
Стоит им осознать, что не могут летать?
Замолчи, древний лес, ты не знаешь ответа,
Я в твоих кружевах не могу отыскать,
Древних замков, потоков холодного ветра,
Где бескрылые тени должны танцевать...
На вершинах крутых, на заброшенных башнях,
Я найти не могу их прозрачных следов,
Только где-то вдали, как походкой звенящей
Отзывается эхо меж старых стволов.
Я поверить могу, что сказания лгут,
Что никто никогда не срывался на землю!
Может, слуги обоих неслышно поют
И летают средь звезд, вслед горячему ветру?"
Он все пел в темноте для сияющих звезд,
Для холодных вершин гордых старых дубов,
И всю ночь за спиной не разрушенный мост
Звал его отступить от пророненных слов...
Прекрасное, напевное, подлинно поэтическое произведение. Настолько, что существующие (довольно многочисленные) огрехи в рифмовке при первом прочтении практически не замечаются. Впечатление несколько подпортили последние четыре строчки - уж слишком неуклюже в сравнении со всем, что выше. Кроме того, как я понял, прямая речь безымянного героя в тексте начинается со строки "Нам легенды твердят- потерявшие крылья" и заканчивается строкой "И летают средь звезд, вслед горячему ветру?". А для чего служит обозначение речи перед первой строкой? Кто это говорит?
35. А. Тобольский "Князь и скрипач"
В одном европейском княжестве,
Никто и не помнит в каком,
Веке в пятнадцатом, кажется,
Ходили рассказы о том,
Что приговоренных к смерти
Казнили не перед толпой,
А в тишине на рассвете
На площади сонно слепой.
Погож был тот день иль ненастен,
Топор поднимал лишь палач -
Из окон, стоящих близ, башен
Порою звучал скрипки плач.
Звук лился печально-неспешно,
И ноте финальной в аккорд,
На шеи смиренных и грешных
Палач опускал свой топор...
Молва шла: невинные души
Поддерживал смелый скрипач,
И плакала скрипка. Послушать
Все чаще случалось тот плач.
Ведь городом правил в те годы
Жестокий безжалостный князь:
Чуть что, отправлял неугодных
Без тени сомнений на казнь.
За зло и добро - всем воздастся:
Пришел и для князя черед:
Толпа, опьяненная властью
И кровью, на площадь течет.
Не ждет никто скрипки: не странно -
Торопит народ палача.
Иииии раз! Голова их тирана
Долой покатилась с плеча,
Мгновенье взирала из грязи,
Сказать что-то силилась ртом,
Толпа ж продолжала свой праздник -
Вина с кровью лился поток...
Но скрипку с поры той на казнях
Не слышал уж больше никто...
Очень интересный сюжет. Правда, мне кажется, что скрипки во время казни князя слышно не было не по причине того, что скрипач князя невинной жертвой не считал, а потому, что скрипача уже давно на голову укоротили. Какой же, скажите мне, тиран потерпит, что всякий раз казнь невинной жертвы сопровождается музыкой. Ладно бы ещё "Славься, мудрый князь!" играл, а то ведь, гад такой издевался, скрипка у него плакала!
Дальше-то всё верно: князя с ближними и близкими казнили и на том не успокоились. Казней, скорее всего, даже больше стало. Только теперь не в тишине по утрам, а круглосуточно, при всеобщем одобрении народа, главное, чтоб при этом побольше вина выкатывали. Тут уж не до скрипок. А скрипач (коль уж при князе выжил), надеюсь, успел либо вовремя слинять за кордон, либо вдруг ощутив себя монархистом, присоединился к очередным шуанам, где голову свою и сложил. А, быть может, и "перестроился" музыкант тот и ныне для "подлинно народного правительства" гимны пишет - всяко бывает с этими, как их, скрипачами. Душа интеллигента, тем паче - богемы, загадка.
Ну, а теперь можно и о самом стихотворении поговорить.
В целом стихотворение неплохое. Но без неуклюжестей не обошлось, как ни жаль.
"Топор поднимал лишь палач -/ Из окон, стоящих близ, башен/ Порою звучал скрипки плач". Первая строка - А что, кто-то другой теоретически мог поднимать топор? Нет, я прекрасно понимаю, что автор хотел сказать, в переводе (не поэтическом) это могло звучать так: "Иногда во время казни, лишь только поднимал палач свой топор, из окон башни, стоящей вблизи, раздавались плачущие звуки скрипки". Но в представленном нам тексте всё смотрится несколько иначе. Следующая строчка: "Из окон, стоящих близ, башен" - читать могу и так: "Из окон, стоящих близ (близ места казни совершенно самостоятельно стояли загадочные окна?), (а также) из башен". Это не я так написал, я всего лишь читаю текст, тщательно соблюдая расставленные автором знаки препинания. И, в конце концов, почему плач скрипки звучал из нескольких окон нескольких башен? Что, скрипач в микрофон играл, а во всех окрестных башнях колонки стояли - чтоб палач с жертвой полифонией наслаждались? "Всё страньше и страньше" - Алиса повторила бы это, читая данное стихотворение.
"Звук лился печально-неспешно,/ И ноте финальной в аккорд,/ На шеи смиренных и грешных/ Палач опускал свой топор..." - О! Палач-то у нас ещё тот меломан! Ибо сомневаюсь, что скрипач всякий раз мог подгадать момент опускания топора под финальную ноту. А вот наоборот - весьма легко. Дослушал мелодию, получил удовольствие, и топориком - хрясь!
Далее: "Иииии раз! Голова их тирана/ Долой покатилась с плеча." "Иииии раз! - гениальная находка, даже не общепринятое "и-и-и-и-и, раз!" Неужели ничего кроме этого "ииии" в голову не пришло? Хоть чуть более поэтичного. А дальше: "Голова... покатилась с плеча". Я-то думал, что это палач сплеча рубил, а у тирана, как у всех нормальных людей, голова на плечах находилась. Оказывается, у князя она всего лишь на одном плече росла. Может, отсюда, и истоки княжьего поведения?
В третьей строфе пару "ненастен - башен" даже ассонансной (созвучной) рифмой не назвать (Меня тут намедни заподозрили в незнании подобных терминов, вот и решил сумничать). Нет тут никакой рифмы. Это в следующей строфе пару "аккорд-топор" можно созвучной назвать.
Вывод: сюжет интересный (пусть и несколько штампованный), а стихотворение откровенно слабое. Образы слабые, эмоций не вызывают. НЕ ПОЭЗИЯ.
34. Д. Бран "Сказка о спящей красавице"
Её душа глядела на него -
как тихий камень, что на дне колодца,
как шип, которым нужно уколоться,
чтоб на века уснуть, забыв родство,
друзей и дом. Всю душу леденя.
С у д ь б а м о я, т ы г д е? Н а й д и м е н я.
Её душа летела в чёрной птице -
сквозь ночь, крича и плача, в непогоду.
И те, кто слышал, вдруг перекреститься
хотели, окунув в святую воду,
дрожа всем телом, пальцы, и гоня
от сердца тень. Т ы г д е? Н а й д и м е н я...
Её душа не смела умереть -
раз не сбылось пока, что обещали
пророчица и ведьма. До печалей
и радостей дожить. Перетерпеть
забвенье. Ждать и верить, миг ценя.
С у д ь б а м о я, я - з д е с ь! Н а й д и м е н я!
Её душа звала - сквозь сны и время...
Народ исчез. Страна давно забыта.
Однажды в этот город, лесом скрытый,
пришло издалека чужое племя.
И вождь нашёл дворец. Мечом звеня,
принцессу на пол бросил. К А К? М Е Н Я?!
И разбудил. Не будем про детали:
о поцелуях в племени не знали.
А боги веселятся. Им смешно.
Ведь всё сбылось - хоть и не так чтоб, но...
Замечательно! Вот это - подлинная ПОЭЗИЯ! А больше мне добавить нечего. Автору - победы на конкурсе и дальнейших творческих успехов.
33. А. Сайгаков "Ошибка вампира"
Однажды в стародавние, забытые года
жил, был на свете Дракула, он графом был тогда,
он не пахал, не сеял, а кровушку любил,
своих крестьян в деревне, он как овец растил,
крестьянам днём вольготно, а к ночи в дом зайдя,
чеснок на окна вешали и ждали упыря,
святой водой кропили и двери и порог,
молитвы вслух читали, авось услышит бог,
но сумерки сгущались, был бледен лик луны,
вампир вставал из гроба и рыскал до зари,
он залетал в селенье, там плакал как дитя,
и так людей выманивал к обеду для себя,
и люди выходили, спеша дитю помочь,
он кровушку высасывал, тела бросая, прочь,
пьянея с людской кровушки, он хохотал в ночи,
кричал крестьянам радостно, вы, шашлычки мои,
но шашлычки восстали, устав дрожать в ночи,
вампира днём поймали, молитвы помогли,
и сразу на осиновый, на кол, упыря - трах,
нанизали, надвинули, остался один прах,
и зажили счастливо, без страха, по-людски,
крестьяне и не знали, сынок бежал в ночи
сбежал Андре в Италию и спрятался в гробах,
со свечкой Мигель Анджело нашел его впотьмах,
пропустим, всё в Италии и времечко, пройдёт,
сынок вампира Андреа в России уж живёт,
косит он под художника, рисует зашторясь,
но только ночь сменяет день, выходит не таясь,
всегда одет, с иголочки, за модою следит,
аристократ холёный, ну просто паразит,
читает людей мысли, порой смеясь до слёз,
когда меж нами рыщет, голодный кровосос,
бывает, жертва чувствует, его холодный взгляд,
тогда, гипноз напустит, трофей, сам сдаться рад,
да был весьма разборчив, галантный вурдалак,
среди людей по счастью, встречался явный брак,
подчас он был доволен, даже гордясь собой,
когда сосал кровь хама, зайдя к нему домой,
я, главный егерь города, я, помогаю вам,
когда пару бандитов, съедаю, по ночам,
а люди торопились, спешили по делам,
не ведали, не знали, какой вокруг бедлам,
в наш век технократичный, нет дела до души,
мы знаем, есть компьютеры, а нечисть - извини,
вампиры этим пользовались, и не борзели зря,
рачительно охотились, угодья поделя,
но вирус демократии вампира поразил,
поехать на троллейбусе, к несчастью он решил,
он встретил там девчонку, та с книгою была,
вот тут, то и упыря, натура подвела,
взглянул он на заглавие, кто автор увидал,
Бреэм Стокер " Дракула", почуял что пропал,
не буду, есть девчонку, а совращу её,
тут опыт всех столетий завыл о - ё - моё,
не ведал дурачина, прожив не мало лет,
как женщина вампиру, враз сокращает век,
и вот уже на мерсе, он мчит за нею вслед,
и сыплет комплименты, и дарит ей букет,
гипнозу насылает, глазищами горя,
и руку предлагает, картины и дома,
она не поддаётся на все его блага,
у женщин так ведётся, душа его нужна,
Андре вампир конечно, но все-таки мужик,
и душу на распашку, он как застёжку вжик,
нетопырь и злодей я, бессмертен на века,
и кровушку людскую, я пью вместо вина,
Марину не смутило, что кровосос жених,
но сразу возмутило бессмертие у них,
у нас хоть демократия, на вкус запретов нет,
семья как будто партия, единый монумент,
это что же получается, когда пройдут года,
ты будешь жить по-прежнему, а я, помру одна?
вот так дела не делают, мой миленький вампир,
иди, сними заклятие, закатим славный пир,
Андре вскипев с досады на крышу скаканул,
а крышу жэк не чистил, он ногу подвернул,
и вниз без группировки, об землю головой,
лежит и вдруг, почувствовал, проклятие долой,
вскочил, довольный, радуясь, к Марине побежал,
а дальше, сами знаете, семейный рай их ждал!
И в этом случае, как и в предыдущем, слов не нахожу и комментировать не буду. Только причина иная - это полный БРЕД. НЕ ПОЭЗИЯ, НЕ ЛИТЕРАТУРА, НЕ... ДА ПРОСТО - НИЧТО.