Глава 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ РАВНИНЫ:ПЕРЕД РЮРИКОМ
Глава 2. ДРЕВНИЕ 'ОЛИМПИЙСКИЕ' ИГРИЩА
'Сначала был БОЙ...'
Предисловие
Эта книга является естественным продолжением моей первой книги 'Бои без правил' - мордобой или новый вид спорта?'. Она рассказывает о серии турниров боев без правил, которые прошли в Москве в 1996-1997 года. Финальной частью этой серии стала сокрушительная победа никому неизвестного бразильского бойца стиля 'бразильское джиу-джитсу' Риккардо Мораиса над нашим российским спортсменом, 'боевым самбистом' Виктором Илюхиным в 'восьмиугольнике' на стадионе 'Лужников'.
Кто бы знал тогда, сколько здесь было сакральных символов: Москва, восьмиугольник, Лужники.
Но в тот день меня в первую очередь поразило то, что Мораис был совершенным новичком в боевых искусствах, обычным рыбаком. На момент поединка у него был стаж тренировок всего - 4 месяца! (Причем, только тренировок. Реальных схваток он вообще не проводил. Мне это доподлинно известно, так как в течение трех суток перед поединком, он был в бразильской команде неотлучно и видел, как тренера в буквальном смысле показывали ему приемы борьбы, которых он не знал. - Прим. автора).
Илюхин же был многоопытным бойцом, членом сборной страны по самбо, чемпионом мира, профессионалом с более чем 20 летним стажем, сотрудником МВД, участников боев без правил 'Рингс' в Японии.
Ставки тотализатора в тот день были один к десяти в пользу Илюхина. За Илюхина были: и благосклонность организаторов турнира, и поддержка зала, и родные стены. У него было все, что победить. Все было абсолютно уверены, что победит наш спортсмен. Все было за то, чтобы он победил. Ведь чудес не бывает.
Но... на этот раз все пошло по-другому, и судьба распорядилась иначе. Случилось то, что никак иначе как 'чудом' не назовешь. Потому что...
Илюхин проиграл, причем не просто проиграл, он сдался. Причем сделал это сам. Можно сказать, что на глазах 10000 зрителей произошло невиданное доселе явление. Почему так произошло?
Когда я впервые задал это вопрос не только себе, но и тем, кто был рядом. Мои оппоненты пожали плечами и сказали: 'Не знаем, наверное, судьба! Обратись к тем, кто знает!'. Я попытался найти тех, кто знает. Стало понятно, что люди по этому поводу либо снова ничего не знаю, не задумывались или несут такую сложную смысловую конструкцию, по простому говоря 'околесицу', что сразу становится понятно: Не знают, и не хотят в этом признаваться. Наводят тень на плетень. По моему мнение любое объяснение должно быть ясным и понятным даже пятилетнему ребенку, который только-только начинает познавать мир вокруг себя. Чуть позже все было списано на то, что Мораис являлся представителем уникальной боевой системы 'бразильское джиу-джитсу', и в России начался бум на этот вид единоборств, как раньше бы на 'японское каратэ'.
Но я то знал, что Мораис был просто 'крепким парнем'.
Поэтому, никакие доводы меня не устроили, и я попытался сам найти ответ на этот вопрос.
Пытаясь ответить на этот вопрос, я занялся изучением истории поединков.
По мере изучения этой темы, мне пришлось столкнуться с огромным нагромождением мифов в области истории боевых искусств, которые родились из большого желания отцов-основателей стилей, руководителей различных федерации привлечь в свои ряды как можно больше сторонников.
Да и вообще в ИСТОРИИ.
Как оказалось, рассказы, которые составляют основу нашего исторического наследия, представляют собой зачастую смесь баек и мистификаций, а между тем история и в том числе история борьбы, войны, боевых искусств является очень важным элементов в истории развития человечества.
В своей книге я попытался отделить зерна от плевел, опираясь на первоисточники, на исторические документы. И эта книга не инструкция по применению боевых приемов, хотя и в этом плане из нее можно будет много почерпнуть, а скорее отражение их в жизни человека.
Мне кажется, что она позволит более трезво посмотреть на боевые искусства не как на вид спорта или способа поддержания здоровья, а на сложный и важный элемент культуры всего человечества.
Ведь борьба, история борьбы и культура борьбы рождалась на стыке двух противоположностей, стыке двух миров, двух цивилизаций, двух государств, двух личностей, двух идей, двух людей.
Борьба - это суд, причем не просто суд, в современном понимании нашего слова, а Суд Божий, где винить в поражение можно только себя. Именно поэтому отсюда и происходит слово 'СУДЬБА'.
ЧАСТЬ 1
Глава 1
С ЧЕГО ЖЕ ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
В своей книге 'Русский кулачный бой: история, этнография, техника'. Спб.1993. А Грунтовский писал:
Исторический обзор правильнее начать с эволюционного. Мы видим, что боевое искусство развивается из игрового боя и боя за территорию. Если учесть, что смысл боя - продление рода, а территория лишь условие для этого, то, очевидно, их внутреннее единство. Подчеркнем и то, что бои животных неагрессивны и являются формой внутриполового (т.е. чаще всего только между самцами) общения, формирующего собой и общение межполовое. Неагрессивный (игровой) бой самцов задает неагрессивное совокупление, а позже - игровое воспитание особи. Мы видим единый процесс, замыкающийся на брачный бой. Такова же и суть боя у человека. Очевидно также и единство игрового инстинктивного механизма общения особей у животных и нравственного механизма у человека традиционной культуры...
Вот как, например, выглядит бой у гремучей змеи: самцы исполняют загадочный танец, сближаясь по спирали, пока не сомкнуться головами, затем поднимают их над землей и начинается борьба. Соперники пытаются придавить друг друга к земле, при этом головы откинуты назад, чтобы случайно не укусить (ибо змеиный яд опасен для них самих) Змея, положенная 'на лопатки' удаляется, не проявляя никакой агрессии). Победитель великодушен и никого не преследует. Примерно так же выглядят бои и у ядовитых насекомых. Безопасность самцов гарантирована, чего нельзя сказать о совокуплении. У некоторых видов самки, по использовании, убивают самцов (скорпион, например), но никогда наоборот. Единственное животное, - пишет Грунтовский, - брачные бои которого могут завершиться летально, ... черепаха! Послушные инстинкту самцы стремятся перевернуть друг друга на спину и, если соперник не ретируется, он будет перевернут и без посторонней помощи не сумеет встать на ноги...
***
Здесь при общей точности замечания, что истоки поединка следует искать именно в поведении животных, я позволю себе не согласиться с Грунтовским в главном.
По моему мнению, у всех видов животных брачные поединки носят исключительно АГРЕССИВНЫЙ и НАПАДАЮЩИЙ характер. Без всякой жалости к противнику. Во время такой схватки самцы-противники стремятся с одной стороны: искренне уничтожить, убить своего, если так можно выразиться СЕРДЕЧНОГО ВРАГА, а с другой стороны показать свою силу перед самкой тем самым, доказывая свое превосходство как продолжателя рода и свое право на общее улучшение породы.
Однако, при этом нельзя не обратить внимания на то, что агрессия во время такого поединка не выходит за границы некоего воображаемого поля, покинув который, по простому говоря, убежав, один из противников дает себе возможность сохранить жизнь до следующего брачного периода, чтобы во время него снова попробовать свои силы и в конце концов одолеть своего противника, когда придет свое время, то есть главный самец состарится и уступит свое место более молодому вожаку. Понятно дело, что уступать никто не хочет и вполне возможно, что в порыве страсти более молодой самец убьет старого.
Каждый из самцов движимый 'инстинктом продолжения рода' сам оценивает свои силы, и сам делает выбор, когда ему остановится. Он может сделать выбор и погибнуть под натиском противника, а может, сохранив себе жизнь, выйти из схватки до следующего раза или попытать счастья в другом месте.
У всех животных поединки такого рода имеют приблизительно ГОДИЧНУЮ ЦИКЛИЧНОСТЬ и традиционно связанны с весенним периодом времени.
В таких поединках участвуют исключительно самцы. Такие поединки, в конечном итоге, всегда заканчиваются схваткой по формуле 'один на один', и речь в них идет всегда о внутривидовом споре.
Для удобства назовет такой тип поединка - БРАЧНЫМ ПОЕДИНКОМ.
Победитель брачного поединка становится, признается всеми членами стаи или стада априори по всем признакам, лидером, то есть обретает власть над своими сородичами до начала следующего цикла, то есть приблизительно на год, когда он снова должен доказывать свое превосходство.
Однако известно, что, к примеру, у львов в некоторых случаях прайдом (львиной стаей) могут управлять два самца, не вступая в спор между собой за лидерство. Что по-видимому указывает на то, что либо схватка в итоге произойдет либо используется какой-то иной способ принятия решений.
Также известно, что в случае смены лидера прайда, новый лидер убивает всех детенышей старого лидера. То есть борьба за власть с наследниками по крови ведется у животных достаточно жестоко.
Также следует учитывать, что после таких брачных схваток между самцами, победителю еще надо одолеть в поединке самку. Правда вот такой поединок, между самкой и самцом, скорее всего, как раз и носит игровой характер и всегда заканчивается половым актом, или тем, что в человеческой жизни, возможно ошибочно, называется люБОвь, то есть продолжением ЖИЗНИ на земле.
(Вероятно отсюда вышли такие слова как 'люБОЙ, люБИТЬ, древняя поговорка: 'Бьет, значит, любит!', а также слово 'ЛЮтый, то есть 'отвергнутый', тот, кому не повезло в брачном поединке, и он становится смертельно опасен, как не признающий свое поражение).
***
В то же время все животные являются частями одной общей экологической пирамиды, где одни виды являются объектами питания для других видов.
Никто не хочет добровольно быть съеденным другим, поэтому между разными видами животных также регулярно происходят поединки.
Периоды между такого типа поединками более короткие, иногда в рамках одних суток. Поводом для такого типа поединка всегда является чувство голода вида, стоящего на более высоком уровне пирамиды.
В таких поединках участвуют как самцы, так и самки. При этом финалом такого поединка всегда будет СМЕРТЬ обороняющегося. Если этого не происходит, то это всего лишь отсрочка СМЕРТИ.
В таких поединках, нападающие, для получения дополнительных преимуществ не чураются использовать такое свойство как НЕОЖИДАННОСТЬ, (нападение из засады, с подветренной стороны, рельефы местности).
Обороняющиеся же развивают свои способности - нюх, и используют открытые пространства для компенсации эффекта неожиданности.
Также для одержания победы, отсрочки смерти, в такого рода схватках как обороняющиеся, так и нападающиеся не чураются объединяться в стаи, (используют ПОМОЩЬ своих сородичей). При этом всегда во главе таких стай стоит самец-вожак - победитель последнего брачного поединка. В случае отсутствии или гибели такого вожака, во главе стаи может стоять самка.
Такой поединок лучше всего называть СМЕРТЕЛЬНЫМ ПОЕДИНКОМ.
При этом надо заметить, что когда мы говорим об обороняющихся, то подразумеваем в основном парнокопытных. При более глубоком изучении жизни этих видов вы можем заметить, что чаще всего жертвами нападения становятся ослабленные болезнью или старостью животные, отставшие от стада или как раз лидеры, которые принимают на себя первый удар.
Но среди обороняющихся в случае гибели лидера, новый лидер не убивает кровных наследников, а принимает и защищает их как всех. Правда, они могут скорее погибнуть от зубов хищников, так как стадо, увеличенное за счет потомства нового лидера, разрастается и кому-то может просто не хватит пропитания.
Таким образом, поддерживается равновесие в природе. Собственно говоря можно сказать, что такой порядок в каком -то роде является проявление истинной божественной или природной справедливости.
Сравнивая между собой брачный поединок и смертельный поединок можно выделить еще одну, пожалуй, главную особенность.
Брачный поединок - всегда начинается в центре круга или воображаемого поля, очень часто на вершине какой-то возвышенности, и стремится к его краю. Он требует к себе внимания других сородичей, и в преддверии его окрестности всегда оглашаются призывными звуками. То есть брачному поединку всегда предшествует ВЫЗОВ. Время совершения таких поединков стремится к полудню.
Смертельный поединок - всегда начинается БЕЗ ВЫЗОВА, используется фактор неожиданности, и именно поэтому начинается на границе круга или воображаемого поля и стремится за границы поля (Но обороняющиеся стремятся в таком поединке к центру круга, так как там нападающий теряет свои преимущества). Именно поэтому такой поединок не требует лишних глаз и лишнего шума, и чаще всего такие поединки совершаются на границе дня и ночи, в сумерках, а еще лучше ночью.
Позднее в сознание человека 'брачные' поединки получили оттенок 'благородного' и всегда связаны с 'мужским началом', а 'смертельные поединки' получили оттенок 'подлого', и всегда связаны с 'женским началом', хотя бы, потому что ночью правит женщина.
Хотя и то, и то название и связь весьма условные, вызванные определенным человеческими стереотипами, и не отражают полностью всей сути явления под названием 'поединок'.
Неписанные правила и постулаты для них создала сама ПРИРОДА, и она негласно установила свои неписанные принципы определения победителя в этих поединках.
Принципы эти укладываются всего в две простые истины, и они без исключения распространяются на всех участников пирамиды, не зависимо от места положения его в этой пирамиде:
Первая - 'Кто сильнее, тот и прав!'
Вторая - 'Если ты еще дышишь, борешься, значит, ты еще не проиграл!'
И так без начала и конца, и человек в сущности своей также подчиняется этим правилам, но...
Вот тут вступает в силу пресловутое 'но'.
В мире животных силой своего разума или инстинкта самосохранения такой цикл, такой ПРИРОДНЫЙ ПОРЯДОК не изменяется со времен сотворения мира. В силу этой незыблемости животный мир не претерпевает никаких изменений внутри себя, и даже постоянно улучшает качества своей породы.
Человек же возможно по причине того, что его цикл воспроизводства потомства и периодов между приемами пищи для половозрелых особей не имеет каких-то определенных рамок, то есть человек может заниматься и тем, и тем - всегда, он постоянно вносит коррективы в этот раз и навсегда заведенный порядок.
В тоже время, с одной стороны волею богов или случая, что в принципе одно и тоже, а с другой стороны самостоятельно человек сам поставил себя на вершину той самой экологической пирамиды и назначил себя царем, безраздельным владельцем и вершителем судьбы своего рода и всей планеты Земля, что в принципе не может понравиться ТВОРЦУ или ПРИРОДЕ. С какой это стати, дитя неразумное будет править мной?
Однако, такое положение не лишило человека проблемы решения основных спорных вопросов на своем уровне, как внутри своего рода, так на уровне межродового пространства.
По-прежнему: были, есть и будут актуальным проблемы:
- борьбы за пропитание как продолжение собственной жизни,
-борьбы за женщину как продолжение своего рода.
И мало того, к этим двум основным проблемам человек добавил себе еще одну, а именно, на определенно этапе развития:
- борьба за ВЛАСТЬ в обществе или государстве (возможности навязывать и диктовать свою волю другим народам), которая собственно позволяет решить первую и вторую проблему, как в индивидуальном, так и общем порядке, за счет других.
Вот в определенный исторический период времени где-то на стыке этих трех спорных вопросов, вернее на стыке решения этих спорных вопрос, появился и имел место быть еще один тип поединка, который в разные времена у разных народов назывался по-разному: панкратион, тризна, гладиаторские бои, поле или СУДЕБНЫЙ ПОЕДИНОК, кулачный бой, рыцарский турнир, дуэль, бои без правил, драка, война, и даже - сходняк или стрелка.
Но, пожалуй, самым главным и наиболее точным названием такого поединка можно считать, ничто иное как - СУД БОЖИЙ или суд, где не может быть судьи.
Суд, где правым признается тот, кто сильнее во всех отношениях, и никак иначе. Суд, где победителя судят ... следующие поколения!
Этот вид поединка, здесь в первую очередь речь идет именно о физическом контакте, опять же в разные периоды времени и у разных народов, вбирал в себя свойства как брачного, так и смертельного поединка, а также постоянно обрастал дополнительными, уже ПИСАННЫМИ новыми правилами, свойствами, ритуалами, которые тоже постоянно видоизменялись.
О том, как человек пытался менять его правила под себя и ритуал вокруг него, как ПОЕДИНОК уходил из нашей жизни, что мы потеряли, убрав его из различных аспектов нашей жизни, что осталось от судебного поединка в культуре различных народов, где он до сих пор применяется и надо ли его возвращать, будет рассказано в следующих главах книги.
Прежде чем начинать такое масштабное повествование нельзя не сказать несколько слов еще о двух ключевых и в большей степени философских вопросах.
Первая: о происхождении человека.
Вторая: об источниках информации.
Глава 2
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Откуда есть пошел человек? Является он естественной вершиной эволюции или имеет инопланетное происхождение?
В пользу первой версии на полном серьезе приводятся факты, что ДНК человека и банана на 50 процентов схожие, а внутренние органы человека и свиньи отличаются лишь одной хромосомой, которую уже, кстати, практически научились изменять, что делает 'хрюшку' идеальном НЗ для органов человека.
У древних народов, многие благородные животные, а также различные драконы и невиданные твари наносятся на гербы фамилий, городов, стран и считаются родоначальниками.
У многих современных племен, живущих на окраинах цивилизации, до сих пор считалось, что каждое из племен происходит от определенного вида животного. Члены племен имитируют в ритуальных схватках поведение этих животных и боготворят их.
Изучая и сравнивая эту тему, поневоле задаешь себе вопрос: если человек действительно произошел от этих животных, то почему он отказался, старается всеми силами отказаться от самого естественного, и пусть и жестокого, но справедливого (в высшем понимании этого слова) порядка вещей, установленного предками.
Сам он это сделал, или по чье-то чужой и, возможно, злой воле? Если по чужой воле, то по чьей? Кто этот могущественный и загадочный? Где он сейчас? Если сам, то куда мы движемся? Вверх или уже катимся вниз к уничтожению себя, как это было с динозаврами.
А может, динозавры-то и не вымерли полностью, а трансформировались, эволюционировали под воздействием внешних факторов в тех самых животных, и ... людей, а мы в свою очередь трансформируемся или уступим свое место лидера другому типу жизни...
Ведь по закону сохранения энергии ничто никуда на этой планете не исчезает бесследно, и все развивается по замкнутой спирали.
Второй вопрос, который постоянно задаешь себе, возникает в связи с физическими возможностями человека. Можно сколько угодно изучать кости австралопитеков, питекантропов и кроманьонцев, но с уверенностью можно сказать, что человек в голом виде в одиночку и без оружия, даже в коллективе не проживет на этой дикой и агрессивной планете ни дня.
Кто вложил в голову человека те знания, которые позволили ему выжить и подняться на вершину пирамиды? Кто дал ему в руки камень, палку и огонь и показал, как ими пользоваться? Сам. Развивая свой мозг. Но как? Ведь человек рождается маленьким и беспомощным. Ему нужны годы, чтобы стать взрослым и не факт, что он при этом станет умным, но даже взрослый человек без оружия и одежды лишь объект для пропитания для большинства животных на этой планете.
Возможен вариант с Маугли, но это только в сказке Киплинга, первый смог вернутся к людям, то есть стать человеком, в реальности же человеческий детеныш, попав в стаю волков, становится волком, если его не забрать из этой среды до 9-12 лет.
Значит, кто-то изначально должен был быть взрослым и умным? Поневоле задумаешься о боге, ноосфере или ... об инопланетном происхождении человека.
Но и это не возможно, так как последние исследования генетиков доказали, что для нормального развития рода, необходимо наличие не менее двух тысяч (2000) не родственных особей разного пола, а это уже не менее 4000 человек.
В противном случае кровосмешение приводит к многочисленным болезням и, в конечном итоге, гибели всего рода.
Не найдя твердой опоры ни на одной из основополагающих платформ, и не имея на руках точных доказательств ни одной из сторон, автор предполагает и предлагает читателю руководствоваться здравым смыслом, а за основу взять следующий вариант: истина где-то посередине. На пересечении нескольких путей.
В появлении человека принимали участие и эволюция, вплоть до динозавров-драконов, и Боги - инопланетные прародители, причем именно множество Богов, а никак не один, и его величество Случай, который есть суть Суда Божьего.
При этом надо понимать, что человек был в прошлом не хуже нас, что поддерживается в нашем сознании - биологической теорией ЭВОЛЮЦИИ, и не лучше нас, что поддерживается в нашем сознании - общественно-политической теорией ВОЗРОЖДЕНИЯ.
На самом деле - человек во ВСЕ ВРЕМЕНА был такой же, как и мы, и в первую очередь мыслил также как и мы, а вот биологические параметры человеческого тела, природа, мир, планета, технологии, способы передачи информации, общественные формы, вокруг него изменялись и продолжают изменяться по одним и тем же законам природы.
Глава 3
ОБ ИСТОЧНИКАХ ИНФОРМАЦИИ
Можно сказать однозначно, что кто бы ни стоял у истоков сотворения нашего мира, он больше всего любил животных, а не людей, потому что он лишил животных длинной памяти, а именно 'Слова', как устного, так и письменного.
Какие бы события в мире животных не происходили, они исчезают в небытие вместе с ее участниками, предоставляя возможность новым героям начинать разыгрывать новые пьесы по, может быть, и старым, уже имевшим место быть, но неизвестным им сценариям.
Именно поэтому у животных все всегда повторяется с завидным постоянством, без изменений и нарушений ритма.
У человека в этом плане сложнее ибо, как утверждает один из анонимных источников информации '...сначала было Слово, и слово было у Бога, и слово есть Бог'.
Смысл этот фразы постигается не сразу, но он предельно прост. Тот, кто умеет говорить, читать и писать, тот, кто записывает информацию для будущих поколений, тот и Бог, в самом простом понимании этого слова. То есть тот и, как говорит молодежь, рулит ситуацией, то есть тот и победит, в конечном итоге, в самом главном поединке за души и тела Человечества.
Словом можно убедить противника вообще до какого-то периода отказаться от любого ПОЕДИНКА, как брачного, так и смертельного, тем самым, обеспечить бескровную победу на самом главном ПОЕДИНКЕ, на Суде Божьем себе и своему роду. При этом можно не только заставить его отказаться от поединка, но и заставить работать и кормить себя, да еще сделать так, чтобы он благодарил Тебя за это ...
Другими словами, кто говорит, тот и ПОБЕДИТЕЛЬ, кто слушает, тот... кот Васька, который слушает, да ест!'
Да, словом можно практически ВСЕ, но не ВСЕ. За словом обязательно должно следовать ДЕЛО и чем быстрее, тем лучше, тогда последствия будут легче. Не даром говорят: молчание - ЗОЛОТО, слово - СЕРЕБРО. Себе в ребро!
Важно понимать, что СЛОВО - это всего-навсего, лишь один из элементов Борьбы. Поэтому когда говорят, что вначале было СЛОВО, не верьте. Перед Словом всегда была Мысль, потом какое-то действие - СЛОВО И ДЕЛО, или ДЕЛО, а потом СЛОВО.
Последовательность этих действий: 'мысль-дело-слово' или 'мысль-слово-дело' - определяет сознание двух цивилизаций: 'немцы' или 'славцы'.
Основой этих цивилизаций были либо 'смертельный' поединок, либо 'брачный' поединок.
***
Изучая историю человечества, становится понятным, что процесс выделения человека из животного мира начался сразу, как только человек научился выделять из гортанных звуков слова.
Практически одновременно с устной речью появились предметы, усиливающие звуки. Музыкальные предметы - дудочки, барабаны, трубы, струнные инструменты. Первая дудочка была обнаружена в могиле того, кого ученые называют 'неандерталец'. Одновременно с ними стали развиваться способы письменной передачи информации - наскальные рисунки, потом были записи и рисунки на бересте, затем - папирус и пергамент, бумага (для того чтобы сделать запись на бересте надо всего лишь оторвать ее от дерева, для изготовления папируса, пергаменты, бумаги нужна технология).
Первый наскальный рисунок был в пещере, где жил то, кого ученые называют 'кроманьонец', то от кого считается, и произошел современный цивилизованный человек. Вот Вам пример, первой борьбы в истории человека. Истории технологий передачи звука или Слова.
То есть сразу начался процесс поиска способов сохранения и размножения информации, как одного из способов ее сохранения.
Однако очень скоро выяснилось, что даже многократно повторенная и переданная информация, устная или рукописная информация, имеет свойство теряться, а также искажаться до неузнаваемости, иногда с точностью до наоборот.
С появлением типографского способа передачи информации появилась возможность многократного повторения информации и донесения ее до максимального количества людей без искажения смысла, то есть точное копирование.
С появление тиражирования звукозаписывающей информации появилась возможность сохранять и передавать звуковую информацию в чистом виде.
Как видите и здесь борьба, борьба технологий и она не останавливается ни на секунду.
Но даже при таком способе передачи информации авторы книг всегда стремились засекретить информацию в ней таким образом, чтобы 'свои' могли получить информацию без искажения, а 'чужие' - получили ее с искажением, и тем самым лишили себя преимущества знания. Так в тексты закрались различные 'чудеса', 'иносказания', 'эзоповы языки', руны, шифры, так в принципе развивались разные письменные языки, а под их влиянием и устная речь. Но также в текстах стали множиться просто ошибки. От них никто не застрахован.
В цифровых технологиях есть такой термин 'накапливаемая ошибка', это критическая отметка, после которой происходит обнуление, сбрасывание лишней информации и начинается новый этап накопления ошибки.
Вот этот момент обнуления и сбрасывания лишней информации и есть в сущности - борьба.
На сегодняшний момент в мире информации сложилась такая же ситуация как и в вопросе: откуда есть пошел человек. Споры ведутся практически по каждому источнику информации, по каждому автору, по каждому историческому событию, по каждому языку, каждому слову и даже букве.
Да, даже по букве.
***
Первый звук и первая буква были 'О'
Объясню, свое видение словообразования. Система образования звуков у всех народов на земле одинаковая, независимо от цвета кожи, вероисповедания и наличия денег в кошельке.
Звук рождается внутри нас и выходит через отверстия. В первую очередь через - рот.
Раньше, чем появились слова, появились звуки и это были звуки, буквосочетания, сопровождающие какие-то действия: прыжок - оп, ап, падение - ох, ах, досаду - эх, удивление - ух. Еще раньше появились отдельные звуки. Первый человеческий звук, именно человеческий, а не животно-подражательный, типа: 'рррр' - рычания и 'шшшш' шипения, был звук 'О' спектр смыслов, которого практически полный от удивления до радости. Звук 'А' - звук крика младенца, просто крика, спектр смыслов этого звука также богат, появился как минимум на 20 лет позже звука 'О'. Хотя бы потому что, у любого ребенка есть папа и мама. И именно открытый рот, букву 'О' первой видит человека, появившись на свет.
Буква 'О' была первой, хотя бы потому, что сначала было 'мОё', 'твОё' и только потом появилось 'нАше'.
Правда со временем, это забывается и уходит в подсознание, и человек попадает в систему различных обучений, убеждает себя, и его отчаянно убеждают в том, что первый звук буква 'а'. Он видит это повсеместно и тут тоже происходит первый конфликт в сознание одного человека. По-современному говоря - идет переформатирование сознание, причем очень жесткое, не всегда проходящее для отдельного человека безболезненно.
Вспомните: 'окающих' вологодцев, костромичей, новгородцев, и 'акающих' - москвичей. Извечный вопрос: кто говорит чище и правильнее, у кого жизнь чище и лучше. Чище у 'окающих', лучше, по 'цивилизационным' меркам - у 'акающих'. Сразу возникает вопрос, так кто был раньше?
Из-за этого противоречия мы иногда не можем объяснить себе элементарные слова, хотя смысл их буквально лезет на поверхность.
Сейчас буква 'О' пишется как 'круг', так оно и есть. 'О' - это круг, но круг нарисовать сложно, это некоторая рамка. В цветовой гамме, букве 'О', наверное, соответствовал бы белый цвет, а в звуковой гамме - тишина.
Поэтому изначально она могла обозначаться одной короткой чертой или точкой. Черту нарисовать проще, чем круг. Точку проще, чем черту. Сравните 'расставить точки над и', обозначает 'подвести итог'. В русском современном языке точка над 'И', это краткое 'Й', а в латинском i - так и есть 'точка над чертой'. Точка - это маленький круг.
Сравните слова 'точка' и 'чорт'. Снова в середине обоих слов буква 'О'. Обратите внимание на слово 'Чорт', то есть некое существо, строящее козни' и 'Черта' - линия, граница, ручей. У нас в России их столько - 'чертовых ручьев', 'чертовых пальцев'. Не пересчитать, а это все одно: граница, рубеж, рамка. Так что последовательность, скорее всего, такая: О,А,Е,Э,У. Точка же это конечный путь путешествия и окончания предложения. Но в середине все равно буква 'О'. Первые люди передавали свою информацию устно, и изначально для гласных звуков даже не было придумано знаков. Считалось, что любой, кто прочитает черты или конечные пункты остановок звуков - согласные звуки, сможет самостоятельно подставить в нужных местах гласные и поймет смысл слова. То место, где между согласными буквами нужно было подставить гласную, ставилась черта. Слов было не много, смысл был понятен всем, слов стало больше, смысл затерялся как обычно за семью печатями.
Сегодня буква 'О' стоит в середине алфавита и от нее, как волны расходится в разные стороны наш буквенный запас. 'О' - это первородный звук, это сердце словообразования, это середина и центр словообразования.
Поэтому в словообразовании нужно всегда 'плясать' от буквы 'О'. Там где сегодня больше звуком - букв 'О', то слово и древнее. Хотя в древности по той же причине этот звук и не писали. Итак, было понятно, поставь везде звук 'о' и поймешь смысл слова. Не верите, проверьте на этом тексте. Замените все гласные звуки в любом месте буквой 'О' и все равно поймете смысл написанного, поставьте 'А' и смысла будет меньше, Е - еще меньше и так далее.
Не верите, проверьте на этом тексте.
Н0 в0рОт0, пров0рьт0 нО этОм т0кст0.
НА вАрАтА, прАвАрьтА нА АтАм тАкстА.
НЕ вЕрЕтЕ, прЕвЕрьтЕ нЕ ЕтЕм тЕкстЕ.
НЭ вЭрЭтЭ, прЭвЭрьтЭ нЭ ЭтЭм тЭкстЭ.
НУ вУрУтУ, прУвУрьтУ нУ УтУм тУкстУ.
И так далее.
Если рассуждать дальше, то можно заметить, что 'точка' и 'черта' - являются постоянными противниками между собой. Обратите внимание: 'дорог -а- город'.
Точка и круг - это всегда 'гора или город', черта или тире - это всегда 'путь и дорога'. А местом, где они пересекалось, было местом 'борьбы противоречий и противоположностей', просто 'борьбы'.
Когда появились дороги, скороходы по ним понесли берестяные письмена, они были похожи на свернутые трубочки. Так появились первые эстафетные палочки. Местом, где они передавались, было точкой на карте, где позднее появились населенные пункты, ямы, постоялые дворы.
В зажатой руке, смотря на нее сверху в них, она выглядела, как спираль или сходящаяся к центру или наоборот исходящая от центра линия. В целом 'круг'. Потом появился пергамент, папирус и бумага.
Когда появились города, то при осаде их для передачи информации в осажденный город использовали диски, (их перебрасывали через стены) на которых писали тексты по спирали.
Знаменитый Феский диск с острова Крит или диск из города Мальяно, написанный на этрусском языке, диск на котором были записаны основные постулаты Олимпийских игр.
Смотря на диск вдоль, видишь короткий отрезок.
Потом была грампластинка и компьютерный диск. Все это способы записи информации по круговой или спиральной системе, в отличие от продольной: бересты, пергамента, папируса, бумаги.
Все мы знаем известное выражение 'тайна за семью печатями', вот буква 'О' и есть та самая последняя седьмая печать, после которой раскрывается смысловой код любого предложения.
Конечно, любознательный человек тут же полезет в алфавит и посчитает, что буква 'О' стоит 16 или 17 буквой в современном алфавите. Так же он наверняка заметил, что буква Е позволяет лучше понимать смысл предложенного мной выше предложения.
Да это так, при этом буква 'Е' является шестой или... седьмой, деля это место с буквой 'Ё', которая как раз и является мягким, древним и первородным 'О', звучит как [й-о], тут и 'i' рядом появилось. Сразу три точки.
Снова пересечение трех путей. Как в сказке.
Прямо как: Навь, Правь и Явь - известный неославянский символ познания мира. Как тут не вспомнить, что все 'новое'- это хорошо забытое 'старое'.
Букву 'Ё' ввел Карамзин, его поддерживал Пушкин. Против буквы 'Ё' протестовали все немецкие ученые Российской академии наук.
Когда была изобретена азбука Морзе для передачи информации на расстоянии при помощи радио, буквенные и цифровые знаки снова были зашифрованы в 'точку' как знак - и как звук 'один удар' и 'тире' - черту как знак, и 'два удара подряд' как звук. При этом звук 'О' - стал обозначаться, как три черты или тире или шесть ударов подряд, с двумя интервалами, а напев для запоминания был использован как слово 'Мо-ло-ко', одним ударом или одной точкой звук 'Е', а одним тире - звук 'Т'.
Вообще азбука Морзе - это очень интересный звуко-символичный код, который позволяет многое понять в формировании человеческого языка и письма. Для запоминания азбуки Морзе используются 'напевы'.
Известный современный лингвист В.А. Чудинов, академик РАЕН, предложивший свою версию расшифровки этрусского письма, также поставил букву 'О' в середину этрусского алфавита, обозначив ее на письме как 'круг' с 'точкой' в центре. Конечно, работы Чудинова сегодня объявлены не научными и подвергаются критике со стороны так называемых официальных лингвистов, то в науке всегда любые самые великие открытия проходят три стадии 'полное отрицание, равнодушие и восхищение', вот сейчас у Чудинова первая стадия.
Он первый в своем деле, ему тяжело, он много ошибается. Однако, используя свою методику, ему удается расшифровать письмена на этрусских надгробиях, в отличие от иных титулованных ученых.
***
На какие источники информации, на каких авторов опираться? Как быть? Выход один, снова считать, что истина где-то посередине, и руководствоваться здравым смыслом. И при этом понимать, что любая письменная информация - это всего лишь эхо событий, давно минувших лет. Причем зачастую очень далекое эхо.
Для того, чтобы правильно распределить все источники информации на шкале времени и по степени достоверности необходимо внимательно изучать сам текст и обращать внимание на детали технологий, вооружений и приемы, описанные в них.
Последовательность всегда будет такого типа: голый кулак - кулак, обернутый кожаными ремнями, кулак обернутый кожаными ремнями с бляхами... и так далее, причем где-то в тот период когда кулак был обтянут кожаными ремнями, другой кулак взял в руку камень и дубину...
Так началась гонка вооружения: дубина против шкуры, метательный предметы:праща, лук против щита, меч против доспехов и так далее до ракеты и бункера.
В письме последовательность нанесения букв на поверхность будет такая: береста, глина, кожа, папирус, бумага, фотопленка.... и так далее
В одежде: шкура, ткань, химические волокна и так далее в таком же духе.
При этом сама техника письма, также была приравнена к оружию, и приняла участие в этой гонке, где были и проигравшие и побежденные.
Вот что пишет по этому поводу Ярослав Кеслер в своей работе 'Азбука: послание славянам': '... становление современной европейской письменности с точностью до полстолетия полностью укладывается в период XI-XVIвека.: XI век - православная азбука ('кириллица'), XII век - иврит, греческое пиьсмо (зодиакальная датировка - 1152 г.), руническое письмо (зодиакальная датировка - 1198 г.), глаголица, XIII - век - латиница, XIV век - 'искусственные' языки: церковнославянский, богослужебная латынь, языки Торы и Корана, XV век - начало книгопечатания, печатная Библия - XVI век. Заметим, что не случайно исчезновение именно сравнительно поздних рунического письма и глаголицы - они были быстро вытеснены насильно внебрявшейся латиницей...'
Можно ошибиться в деталях, или приукрасить или приуменьшить происходящее в ту или иную пользу, можно сознательно солгать и исказить действительность, но суть события всегда остается. Но при всем, при этом, того чего не было на свете, чего автор (любой автор) еще не видел, написать просто не возможно.
Другое дело, что со временем промежуток между событием и письменной информацией о нем существенно сократился. Если раньше он мог составлять срок от полугода-года до двух-трех столетий, к примеру 'Сказание о Мамаевом побоище' было написано через 200 лет после событий, и, тем не менее, информация в нем считается актуальной и на нее в своих исследования опираются многие ученые, в то же время 'Задонщина' повествующая о том же событии, была написана гораздо ближе к событию и вполне возможно очевидцем, сегодня уже подвергается некоторым сомнениям, хотя казалось бы должно быть наоборот.
Сегодня между событием и информация о нем может распространяться, что называется в режиме 'он-лайн', но при этом не надо забывать, что скорость света все равно существует, а значит, разница во временем между картинкой на экране и событием все равно будет существовать, и значит и конец истории, о которой сегодня так часто говорят, еще будет не скоро.
Просто историй будет больше, невероятно больше, каждый из нас будет историком своей жизни, и у профессионалов в будущем будет задача не найти те или иные артефакты, чтобы на их основе написать историю, а выбрать из потока информации ту, которая будет являться важной для принятия решения тем, кого сегодня называют 'политики'. Или же самим принимать такие решения и реализовывать их.
***
Распределяя источники информации по степени их надежности и важности нужно четко определять, чем в настоящий момент является данный источник:
- переводная или не переводная информация.
Далее:
- сказки, сказы, предсказания - события далекого прошлого или будущего, в которые уже практически не верят. Не имеют четкой привязки к месту и времени. И уже невозможно понять, где и когда это было и будет.
- легенды, былины или мифы - события далекого прошлого, в которые еще верят. Не имеют четкой привязки к месту и времени, но по другим косвенным данных можно приблизительно определить, где и когда это было.
- летописи, сказания - записи, охватывающие события большого периода времени, более, чем жизнь одного человека.
Как правило, пишутся с целью сохранить для потомков свою версию истории событий. Можно понять, где и когда это было, кто участник событий. Чаще всего составители, верховные Правители той или иной территории, и именно они, чаще всего, представлены в них в наиболее выгодном свете.
- официальные документы - записи судебных книг, приказы, жалованные грамоты, мемуары, газетные репортажи. Из них можно почерпнуть детали.
- фамилии, имена, отчества, гербы, девизы, прозвища, названия рек, гор, городов, топонимов - также являются очень важным источником информации о событии в сочетании с письменной информацией, так как очень часто они отражают нюансы, которые многие хотели бы скрыть от широкого круга, а иногда заставляют вообще иначе посмотреть на ситуацию.
Литература - несмотря на то, что данный вид человеческого искусства является самовольным изложением исторический событий, нужно четко понимать, что целый ряд произведений стоит в разряде изучаемых предметов на протяжении всего обучающего периода человека от детского сада до высших учебных заведений: специально подобранные сказки, рассказы, повести, романы. Их предлагают для изучения всем, затем список литературы расширяется.
Эти книги делятся на три потока и описывают события происходящие: на западе, востоке, юге.
Считалось, что на севере была мифическая страна Гиперборея, и там ничего не было, но и это не так, просто там, в силу природных явлений процессы протекают медленнее, чем на юге.
Иногда в этот список попадают те или иные авторы, иногда их исключают в зависимости от политической коньюктуры, то, что всегда находится в этом списке, называется 'классикой'. В это список входят: Легенды и мифы Древней Греции, Русский эпос, Старшая Эдда, а также - Повесть временных лет, Иллида и Одиссея, Слово о полку Игореве, Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище, Песнь о Роланде.
Обратите внимание на биографии известных собирателей устных преданий и на то, кем они были:
- Нестор, монах Киево-Печерской лавры, писал по заказу Владимира II Мономаха.
- Миллер - иностранец, не знающими порой языка, писал по заказу Анны Иоанновны.
- Карамзин, ученый на службе у Александра I,
- братья Гримм - коммерсанты, издавшие сказки за деньги на волне интереса к ним, Афанасьева - юрист, сильно пострадал за свое увлечение сказками, Бажова - учитель на службе у государства, сын священника, революционер.
Есть классики для отдельных религиозных воззрений: Библия, Коран, Бхагават-Гита, 'Велесова Книга' и даже экономических взглядов: 'Капитал' Маркса и 'Экономика' Адама Смита, и ее отдельные жанры:
- Научная фантастика - это прогнозирование событий с учетом тех или иных факторов. Точность прогнозируемых событий зависит от того, насколько близок автор к секретной, на момент написания текста, государственной, технической или иной важной информации. Со временем фантастика может перейти в разряд сказки.
- Фэнтези - взгляд на древние события с точки зрения современного человека. Как правило, описывает попадание в древности современного человека. Служит для корректировки взглядов современных людей на прошлые события, иногда с точностью до наоборот. Является элементами пропаганды противника, подготовки к захвату Власти.
Все предсказанные, устно или письменно, события рано или поздно сбываются.
Также важным элементом познания информации является хронология, то есть последовательность событий и археология.
То есть неплохо бы слова и даты подкрепить какими-то материальными предметами, а также технологиями.
В качестве примера приведу следующее.
Автор, изучая русские былины на предмет расхожего сюжета: сражение русского богатыря со Змеем Горынычем, обратил внимание на то, что более ранние списки этого поединка, описывают Змея, как ползучего гада, с чешуей и огромной огнедышащей пастью (возможно - крокодила), а в более поздних списках этой легенды, которые датируются периодом первой мировой войны, Змей Горыныч был уже более похож на аэроплан.
То есть сказители, жители Северных районов России, никогда, скорее всего, не видели, что называется 'в живую': ни крокодила, ни аэроплана, тем не менее, использовал их образ для писания общего Зла, с которым надо бороться.
То же самое происходило и с приемами борьбы при помощи, которых герой победил Змея. Они трансформировались в рассказе под противника, но при всем желании автор такого рассказа не смог бы придумать или написать того, чего еще не было. И чего он не знал. Это просто не возможно.
В данном конкретном случае, мотив сказителя вполне понятен. К нему пришел какой-то непонятный городской тип, который пообещал заплатить ему, если тот расскажет ему какую-то древнюю историю. Деньги в хозяйстве всегда нужны, а за деньги, отчего же не рассказать странному человеку чего-нибудь. Язык тут не отсохнет, тут можно и посочинять, и приврать. Какая же история не без этого.
Возможно, что и рад бы сказитель рассказать все как есть, да информации вдруг о не хватает, а то чего не было рассказать невозможно, и сказитель начинает использовать информацию, ту, что под рукой. Что сам слышал от отца или деда в виде сказки, или случайного прохожего, или соседа, что ездил в прошлом году в город за товаром, а лучше всего, что случайно сам увидел, прочитал. Например, в газете, которую недавно привозил заезжий купец. Это, конечно, многое говорит о таланте повествователя, но мало дает возможности оценить реально событие, которое было.
Для нашего исследования можно сказать только то, что событие - то есть поединок между человеком и неким животным был, и в нем победил человек, при помощи какого-то оружия или какой-то техники. Это событие настолько важно, что его сохранили в преданиях и легендах, и пронесли через века для будущих поколений, а отголоски об этих событий докатились даже до края Земли.
Правда, скорее всего не через века, а максимум через один-два века, то есть 100-200 лет. И объяснение здесь простое: устное придание передается, как правило, через поколения, то есть от деда-бабки к внуку. Отцу просто некогда общаться дитем, мать занимается этим исключительно в грудном возрасте, когда ребенок еще не может воспринимать информацию, а потом она также как и отец занята хозяйством. Так что реально остаются только деды да бабки, главные сказители. То есть ну максимум, одну сказку рассказывают приблизительно один раз в 20-30 лет, за этот период она существенно изменяется в сознании слушателя и обрастает дополнительными подробностями.
Через 20-30 лет ее передают еще раз внукам, но уже в сильно искаженном и вид измененном виде. Причем такая схема применима ко всем устным преданиям и не только в вертикальном временном периоде, но и горизонтальном, когда информация передается устно от человека к человеку, через 3-4 пересказа она изменяется до неузнаваемости даже в двухнедельный период. Вот прямо сейчас попробуйте что-то рассказать соседу, и вы удивитесь, как Вам вашу же историю перескажут через две недели. Вы ее просто не узнаете.
Потом еще раз через 20-30 лет ее могут пересказать еще раз, но в этот момент она становится уже либо не актуальной, либо выглядит настолько неправдивой, то ее либо забывают, не используют при передаче родовой информации внукам, либо записывают и обрабатывают, но уже под свои нужды собиратели 'повестей временных лет', сказок, легенд, и исторических свидетельств.
Но даже в записанном виде в сказках сохраняется базовая информация: человек победил животное при помощи оружия - эта информация записывается уже на подкорку и управляет человеком на подсознательном уровне.
Действует следующий алгоритм: если ты не со мной, ты мне не нужен, значит ты - животное и тебя можно уничтожать, если ты нужное животное значит, тебя можно употреблять и использовать любым способом, а когда становишься не нужным уничтожать, чтобы употребить в пищу и на одежду. А как определить: ты 'свой' или 'чужой'. По вере, по цвету волос, по способу разбивать яйцо. Тот, кто определяет тот и главный, тот и распределяет ресурсы, животных.
У животных этого нет. Им никто сказок не рассказывает, поэтому они себе подобных не едят, не убивают и не используют.