Семенов Эдуард Евгеньевич : другие произведения.

Оршанский Мох: История Пешей Прогулки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    29 сентября 2011 года в 01-00 завершилась первая разведывательная экспедиция "Жуковского музея истории покорения неба" и клуба внедорожников "Поджеро 4Х4" в рамках программы "Своих на поле боя не оставляем!"

  29 сентября 2011 года в 01-00 завершилась первая разведывательная экспедиция "Жуковского музея истории покорения неба" и клуба внедорожников "Поджеро 4Х4" в рамках программы "Своих на поле боя не оставляем!"
  Для начала расскажу предысторию этой экспедиции. Приблизительно полгода назад в клуб внедорожников обратились сотрудники музея с предложением поучаствовать в акции по доставки в город Жуковский двигателя от тяжелого бомбардировщика Ил-4, который лежал на берегу озера Великое в Тверской области.
  Двигатель должен был стать основной частью небольшого памятника НЕИЗВЕСТНОМУ ЛЕТЧИКУ в городе Жуковский. (Подробнее об идее этого памятника в конце статьи. -прим. автора).
  С первого взгляда акция могла показать очень простой, так как самолет этот уже давно и неоднократно изучен и является местом паломничества многих путешественников и рыбаков, отдыхающих в этих местах. В Интернете существовало огромное количество подробные видео, фото и письменных отчетов по поводу того, кто, как и на чем туда добирался.
  Но, как и оказалось, все простое является простым только на первый взгляд.
  ***
  С первых минут обсуждения поездки предполагалось, что за один раз мы не сможем обернуться. Поэтому было решено, что поездок будет как минимум две.
  Сначала будет разведка на одной-двух машинах, с целью выбора подходящего времени года, расчета времени, которое может понадобиться для задуманного, знакомства с особенностями местности, поиском местных жителей, которые могли бы быть полезны и затем, уже будет полноценная экспедиция с расчетом на полную и окончательную победу, то есть решение, поставленной задачи.
  Первая поездка началась в 19-00 27 сентября 2011 года. Как обычно бывает: человек предполагает, а бог располагает. Изначально планировалось, что в поход отправиться три человека,. Тройка - это самое устойчивое число, поэтому втроем всегда удобнее и соображать на троих, и отбиваться от хулиганов, и выбираться из прочих непредвиденных ситуаций, но ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, что один из кандидатов на поездку неожиданно заболел, а другой- оказался резко занят на работе, вечернее совещание у начальства, и в итоге в разведку отправилось двое.
  Ну что же. Двойка - тоже неплохо. Ведомый и ведущий, пилот и штурман, ин и янь, стартовать и финишировать.
  Надо отдать должное, что наше транспортное средство - внедорожник "TOYOTA" обладала всеми необходимыми средствами для комфортного и безопасного передвижения по любым типам дорог нашей необъятной Родины. Но дорога нам предстояла не такая уж и дальняя. Всего-то доехать до Твери и немного в сторону. Немного это по карте и по показания приборов - 60 километров.
  От Жуковского до Твери мы добрались приблизительно за 3,5 часа. В дороге использовали два навигатора, которые постоянно вели нас в двух разных направлениях. Дело в том, что изначально в карту был забит конечный пункт назначения, который территориально располагался между городом Тверь и городом Кимры. И вот один из навигаторов выбрал маршрут через Тверь, а другой через Кимры.
  Поскольку сразу предполагалось, что мы едем сначала в Тверь, там ночуем, а уж потом по утру отправляемся дальше, то маршрут через Кимры и предупреждения о том, что мы едем не туда, служили нам лишь фоном для шуток и дорожных разговоров.
  Помимо этого в качестве тем для дорожных разговоров были выбраны: обсуждение международной политики, история России, история Древнего Мира, история Европы, кто куда успел съездить летом и как отдохнуть, куда еще не успели съездить, но где надо успеть побывать. В общем, "дорожные разговоры самые задушевные разговоры в мире".
   Но вернемся к навигаторам, то, что они предлагали нам разные пути, это не означает, что это бы недочет в нашей подготовки. В дальнейшем нам понадобилась информация обоих навигаторов, просто у каждого есть свои особенности и недостатки. А именно.
  Навигатор, который вел нас к Твери, отлично зарекомендовал себя на крупных трассах, в городах, указывая знаки, подсказывая, где нам найти гостиницу или заправку, но стоило нам чуть отъехать подальше от цивилизации, как он напрочь отказывался показывать нам дороги, а тот навигатор, который вел нас через Кимры, оказался неоценимым помощников в полевых условиях. Прямо скажем, без него, быть может, Вы сейчас бы и не читали этого отчета.
  Правильным было и то, что мы сразу забили в навигатор конечную точку нашего маршрута. Это существенно сократило нам время позднее, когда дрожали руки, а под рукой не было то одной, то другой информации, привычной в повседневной жизни.
  А без первого навигатора мы бы не выбрались к Твери. Так как основная часть пути проходила уже в темное время суток, но он отлично справился со всеми поворотами и четко привел нас к той гостинице, которую мы выбрали в качестве места нашего ночлега.
  Правда, она нам не подошла, так как не обладала охраняемой стоянкой, а оставлять нашего "боевого коня" в буквальном смысле на улице города, мы не решились. Пришлось выбирать в базе данных новую гостиницу и снова двигаться к ней.
  В итоге это оказался отель "Волга", куда мы и прибыли приблизительно в полночь. Спокойно и без проблем заселились. Рядом оказалась круглосуточное бистро "Сковородка", что-то среднее между рестораном и столовой. Поужинали и легли спать.
  Проснулись в семь утра. Позавтракали и в путь. На улицах Твери даже успели постоять в пробках и посмотреть, как профессионально работают местные "укротители полосатых палочек".
  Немного плутанули, но по своей вине, не обратили внимания на предупреждение и не туда повернули. Навигатор мужественно показал нам, как исправить нашу ошибку и проложил нам новый путь.
  Первый недочет нашей экспедиции выяснился, только когда мы отъехали за 50 км от Твери и попытались найти заправку. Искали заправку мы путем опроса местного населения. Над нами откровенно потешались. Ближайшая заправка оказалась только либо в Твери, только в Кимрах, то есть все те же 50 км в обратном направлении.
  У нас в тот момент было две трети бака, поэтому мы решили, что на оставшиеся 10 км и дорогу назад до ближайшей заправки, нам должно топлива в принципе хватить, если мы об этом не забудем, и не будем зарываться.
  Но на будущее себе отметили заправляться лучше сразу и в больших населенных пунктах, а не надеяться, что топливные компании добралась уже до самых отдаленных точек планеты. Вот приблизительно в этом самом месте, первый наш навигатор окончательно заглючил и нашим верным и надежным помощником стал навигатор Љ2. Надо сказать, что даже он везде показывал, что до конечного пункта нашего путешествия ведет грунтовая дорога.
  Но это не совсем так. Везде был советский асфальт, то есть дороги были нормальными лет 40 назад, но сейчас они покрылись рытвинами и выбоинами, практически до деревни Быково, куда мы собственно и направлялись.
  Тут надо отметить одну деталь. В одной из деревень мы заметили группу местных мужиков и обратились к ним с вопросом: "Как добраться до озера Великое? Есть ли туда дорога?" Мужики нам честно признались, что дороги туда нет, ну может быть только зимой, и то вряд ли, а на озеро все попадают по водному пути, на своих лодках или арендовав их у мужиков из села Спас-на-Сози. Созь - так называется река, вытекающая из озера Великое.
  На последнем отрезке пути, уже двигаясь по лесной дороге, объезжая частное охотхозяйство, и двигаясь по стрелке, которая указывала на зимник, мы постоянно обсуждали тему, может все же лучше доехать до этого Спаса и реально арендовать эту лодку и не париться с сухопутной дорогой. Но потом все же сговорились, что мы увереннее чувствует себя на твердой поверхности, поэтому сначала поверить мы должны именно этот путь.
  Вот под такие разговоры мы и влетели в непролазную грязь. Проскочили метров двадцать и сели на брюхо. Дорога была прямо перед нашими глазами, на ней четко были видны шин, то нам туда путь был заказан. Следы были от "квадриков".
  Зацепившись за ближайшую сосну лебедкой, за 15 минут вытащили машину на твердое место и приняли решение, что до самолета нам идти пешком всего 6 километров. По прямой, по навигатору.
  И в принципе какая бы трудная дорога туда не была, даже если мы пойдем не по прямой, а по зимнику, и по тем тропкам, которые нам подсказывал навигатор, дойти до него мы сможем.
  Навигатор работал отлично и четко показывал все особенности местности, за исключением маленькой детали, о которой позже...
  В общем, мы решили переодеться и совершить пешую прогулку. Первые пятьсот метров оказались вполне проходимыми, а стрелка навигатора и колея, пробитая "квадриками", четко указывала нам на то, что парни на "квадриках" были здесь буквально несколько дней назад, и они тоже шли к самолету.
  Мы даже отзвонились нашему напарнику, тому, кто неожиданно заболел, и выступал в роли дальнего координационного центра, по этому поводу. С предположением, что "скорее всего" на квадриках туда дойти можно.
  "Квадрики" шли вдоль зимника, и мы пошли по их следу. Идти по следу "квадриков" было гораздо удобнее, мох уже примят, и не надо так высоко поднимать ногу, но потом оказалось, что "квадрики" постоянно забирают чуть в сторону от нашего направления движения, и навигатор даже стал показывать, что мы удаляемся от самолета. Это нам не понравилось, и мы решили идти напрямик.
  Это была наша вторая тактическая ошибка - на болотах не всегда прямо это короче. Так как свернув на нетоптаную целину, уже через 500 метров мы прокляли все на свете. Оставшиеся 3 километра мы шли, считая шаги и метры, и останавливаясь на привалы через каждые 500 метров или 10 минут ходьбы. Силы таяли на глазах, и уже на полпути возник вопрос: "А не повернуть ли нам все же назад? Можем ведь и не дойти, а если и дойдем, то можем и не вернуться!" Резиновая обувь, которая защищала нас от холодной болотной воды, не пропускала воздух, поэтому внутри нее образовалась влага, выжатая из наших тел. На свежем ветерке - это могло легко привести к переохлаждению.
  Но мы все же решили упереться и дойти, чтобы не было обидно за бесцельно проведенное время.
  Приблизительно через 2 километра мы снова наткнулись на следы "квадриков" и пошли по их колее. Еще метров через 200-300 мы узнали, что, судя по всему, "квадриков" было как минимум - три штуки. Так как они разделились на три дороги и поехали в разные стороны. Нам же, как Илья Муромцу на распутье пришлось выбрать один из трех направлений и пойти по нему. Естественно мы выбрали то направление, которое указывало самое короткое расстояние до самолета.
  Навигатор показал нам, что где-то здесь должна быть речушка - но речушки не было. И это нас обрадовало, так как с форсирование водной преграды мы бы не справились, а вот впереди через опять же те же 200-300 метров, он же обещал нам лесную опушку и движение по твердой поверхности, что гораздо удобнее, приятнее и привычнее для человека.
  И мы мужественно преодолели эти метры, чтобы упереться лбами... в настоящий непролазный бурелом. То, что на навигаторе было показано как густой лес, был на самом деле буреломом, преодолеть который мы, конечно, бы смогли, но на это ушло бы еще часов пять, и нам бы стопудово пришлось бы ночевать в лесу. А это не входило в наши планы, да мы и не были готовы к такому повороту событий. У нас с собой не было даже топора, не говоря уж о спальниках и прочих вещах.
  Это еще одно важное замечание - отправляясь на болото, обязательно берите с собой топор и спички. Даже если предполагается, что это просто легкая прогулка. В лесу и уж тем более на болоте, может случиться всякое.
  Нам ничего не оставалось делать, как сознаться себе в том, что дальше мы не дойдем. "Квадрики" кстати, тоже не смогли справиться с буреломом, и дальше их путь уходил в сторону в объезд. Это приблизительно километров 10-20. Пешком нам не справится с таким расстоянием.
  Сели, посидели, перекусили консервами. Паштет, тушенка с гречкой, черный хлеб. Чай. Есть особо не хотелось. В основном пить.
  И отправились в обратный путь, но на этот раз, не отступая от колеи "квадриков" ни на шаг.
  Как описать этот путь? Со стороны, рассматривая фотографии и видеозаписи - ничего особенно. Ну, идут, бредут два человека. Останавливаются покурить, посидеть. Над головам пролетают стаи гусей, вороны каркают. Изредка путь пересекают следы лосей, кабанов, медведей. В ушах звенит от тишины. Хочется раствориться в ней, и в этом полусухом лесу, стать его частью или наоборот поскорее вырваться из его мягких лап, за которыми скрывается вечность.
  А два человека идут и в головах их целых ворох мыслей в основном о превратностях бытия. "И зачем я сюда поперся?" "Русский фитнес", "Бля, а ведь хрен нас кто отсюда вытащит?" "Главное, дойти!" "Все больше не могу!" "Сейчас сдохну!"
  Единственная связь с внешним миром телефонная. В сознание врывают смс-сообщения, что кто-то хочет до тебя дозвониться. Деловые партнеры, заказчики. Как будто из другого мира. Отписываемся, что все вопросы решим вопросы: "Завтра!" И про себя ухмыляемся, если, бля, доживем.
  Пришло смс из спортивного клуба "Со вторника начинаются занятия по йоге. Начало в 19-00". Вот только йоги нам сейчас как раз не хватает. Для полного единения с природой.
  На открытых местах связь улучшается до 2-3 столбиков и обрушиваются звонки от любимых женщин. "Ну, как Вы там? - Идем - А вы где? - А мы в Икеа. Мебель выбираем! - Удачи! - И Вам успехов!" И так хочется поскорее выбраться из этих болот и добраться и обнять своих любимых, единственных, которые ждут и волнуются. И на самом деле не представляют, в какую жопу мы сами себя затащили. И они совершенно не понимают, зачем нужны эти мужские игры, и поэтому качают где-то там головами и тяжело вздыхают. "Уже волосы седые, а все в игры играют!"
  И никак им не объяснить, что собственно в этом и есть весь кайф.
  Выбрались, вышли, дошли, добрели, дотащили свои тела до машины. Переоделись в сухое, перекусили, выпили обезболивающих таблеток. Пришли в себя.
  ***
  И приняли решение, что теперь надо обязательно добраться до этого самого Спаса - на- Сози, и попытаться поговорить с местными жителями насчет лодок. Сказано-сделано, благо, что на нашем вездеходе - это всего два километра пути.
  Как оказалось, что в этом самом Спасе дело по предоставлению лодок поставлено на цивилизованную ногу и там стоит обыкновенная база отдыха, куда приезжают рыбаки и охотники, чаще всего зимой. И никаких проблем с арендой лодки нет.
  Так же как нет никаких проблем с тем, чтобы договорится насчет ночлега, организации питания и вообще полноценной экспедиции. За "тугрики" - естественно, помогут и плот соорудить и покажут водную дорогу.
  Что же касается пешей прогулки к самолету, то после расспросов местных жителей удалось выяснить, что это место славится очень вкусной клюквой, поэтому туда все за ней ходят, но никто и никогда не рассчитывает обернуться за один день, поэтому туда ходят обязательно с ночевками на два-три дня.
  Клюквы мы потом у них и купили по 400 рублей за трехлитровую банку. Клюква вкусная.
  ***
  Вот на этом собственно наша поездка и закончилась. Потом была еще ночная дорога в Москву. Остановка на заправке Лукойла. Штурману пришлось выпить водки, с перцем и яйцом, нужен один желток или белок, кому как хочется, все в один стакан и залпом выпить - дабы выгнать хворь из тела. Рецепт лекарства проверенный. На следующий день - был как огурец.
  Спрашивается, поедем ли мы туда еще?
  Но ведь задача еще не выполнена. Значит - однозначно да. И не спрашивайте: почему? Либо по зимнику, либо по воде, но мы доберемся до этого самолета и привезем двигатель.
  
  
  
  
  
  ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЕ "СВОИХ НА ПОЛЕ БОЯ НЕ ОСТАВЛЯЕМ", создано в 2002 году на базе "Жуковского музея истории покорения неба" в целью поиска, захоронения и увековечивания памяти летчиков, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
  Этот движение является некой общей идеей, которая позволяет объединять различные клубы, организации и структуры с целью выполнения задач, обозначенных выше.
  Исходя из вышеизложенной информации можно понять, что для выполнения этой цели необходимо:
  - найти само место падения самолета.
  - найти какие-то номера или опознавательные знаки, личные вещи погибших пилотов
  - найти информацию из архивов
  - доставить детали самолета или останки на "большую землю"
  - провести реставрационные работы этих деталей
  - найти родственников погибших пилотов
  - организовать памятный знак на месте гибели самолета
  - использовать детали самолета, найденные вещи на месте падения в музейной экспозиции (не обязательно в Жуковском), чтобы была возможность рассказывать о подвиге летчика или экипажа.
  На счету движения: уже 4 найденных самолета, 2 экипажа и 1, доведенный до реализации комплекс мероприятий.
  Затраченный колоссальные усилия и они того стоят, но в ходе этих работ стало понятно, что до того момента, когда можно будет сказать, что в истории Великой Отечественной Войны больше не осталось "белых пятен", что известно о месте падения и гибели всех "сталинских соколов" еще очень далеко, и может так случиться, что такой момент вообще не наступит.
  Вот для того чтобы у родственников летчиков, про которых известно только, что он не вернулся с боевого задания, была возможность преклонить колено и положить цветы к могиле и было принято решение создать некий памятный знак, небольшой монумент под названием "ПАМЯТНИК НЕЗВЕСТНОМУ ЛЕТЧИКУ" в виде двигателя самолета и гранитной стелы в городе Жуковский, как центре мировой авиации.
  
  Присоединяйтесь!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"