Семенов Эдуард Евгеньевич : другие произведения.

Бои без правил: с чего все начиналось?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта работа является естественным продолжением моей первой книги Бои без правил - мордобой или новый вид спорта?. По мере изучения этой темы, мне пришлось столкнуться с огромным нагромождением мифов в области боевых искусств, которые родились из большого желания отцов-основателей стилей, руководителей различных федерации привлечь в свои ряды как можно больше сторонников.

  БОИ БЕЗ ПРАВИЛ: с чего все начиналось?
  
  
  Эта работа является естественным продолжением моей первой книги 'Бои без правил' - мордобой или новый вид спорта?'.
  По мере изучения этой темы, темы модного сегодня увлечения боями без правил, мне пришлось столкнуться с огромным нагромождением мифов в области боевых искусств, которые родились из большого желания отцов-основателей стилей, руководителей различных федерации привлечь в свои ряды как можно больше сторонников.
  Рассказы мастеров боевых искусств, которыми заполнены страницы специализированных журналов, представляют собой чаще всего смесь баек и мифов, а иногда реальности и мифов, чтобы сложнее было распознать, где, правда, а где - вымысел.
  Все эти истории имеют одну единственную цель - увеличить поток желающих заниматься именно их направлением боевого искусства, а, следовательно, и увеличить доход тех, кто стоит во главе этого направления.
  Чаще всего все эти мифы должны показать древность того или иного стиля, а также его практичность в реальной схватке в случае долгих и регулярных занятий именно этим стилем, а не по какому иному...
  На мой взгляд, эти истории очень опасны. В первую очередь для подрастающего поколения. Молодые люди, встающие на путь воина, очень опасный путь, часто не критически относятся к информации, которую им преподносят, и в результате попадают под влияние своих сенсеев и учителей, становятся игрушкой в их руках.
  Мало того, они под видом изучения приемов той или иной системы рукопашного боя тратят свое драгоценное время на заучивание никому не нужных движений, что приводит к пагубным последствиям. Ведь речь идет не об обычной гимнастике, а о способе защиты себя, своих близких от нападения.
  Но это еще полбеды. Идеология любого иностранного стиля рукопашного боя крепко привязывает тех, кто им занимается, к стране, откуда родом этот стиль. Причем иногда эта связь бывает настолько прочной, что можно даже говорить о государственной измене... Ученик не может поднять руку на своего учителя-иностранца.
  Существует и другая не менее опасная крайность. Появляются люди, которые исключительно с благими намерениями пытаются доказывать, что и у нас, в России были секретные школы боевых искусств, были свои русские шаолини. В общем, все было также как везде не хуже, чем у других.
  Между тем, ни у наших предков, ни у славян, ни у китайцев, ни у японцев, вообще ни у каких народов не было никаких секретных систем или способов подготовки воинов.
  Все было гораздо проще и одновременно гораздо сложнее. История боевых искусств является очень важным элементом в истории развития человечества.
  В своей работе я попытался отделить зерна от плевел, опираясь исключительно на первоисточники, на исторические документы. И эта книга не инструкция по применению боевых приемов, а скорее отражение их в жизни человека.
  В основном же, весь текст книги - это выдержки из архивных документов, первоисточников, разбитые в хронологическом порядке по эпохам, годам и странам, подобранные таким образом, чтобы показать и доказать все выше сказанное...
  Также книга ответит еще на несколько вопросов. Работая над этой книге, я столкнулся с таким фактом, что очень часто исследователи, историки достаточно вольно интерпретируют неизвестные слова в старинных рукописях, из-за чего происходит не правильное понимание исторических событий.
  В частности речь идет о том, из чего все же был убит Евпатий Коловрат? И что помогло победить Русскому войску на Куликовском поле?
  Ответам на эти вопросы я посвятил отдельные главы.
  Мне кажется, что книга позволит более трезво посмотреть на боевые искусства не как на вид спорта или способа поддержания здоровья, а на сложный и важный элемент культуры всего человечества.
  
  
  
  
  БОИ БЕЗ ПРАВИЛ
  КТО ЕСТЬ КТО?
  Вместо предисловия
  
  ... Исторический обзор правильнее было бы начать с эволюционного.
  Мы видим, что у любого животного поединок - это бой за территорию, и за самку, как способ продление рода...
  Чаще всего поединок заканчивается, если одному из животных удается прижать другого к земле и перевернуть на спину.
  Вот как, например, выглядит бой у гремучей змеи: самцы исполняют загадочный танец, сближаясь по спирали, пока не сомкнуться головами, затем поднимают их над землей и начинается борьба. Соперники пытаются придавить друг друга к земле, при этом головы откинуты назад, чтобы случайно не укусить. Ибо змеиный яд опасен для них самих. Змея, положенная 'на лопатки' удаляется, не проявляя никакой агрессии. Победитель великодушен, и никого не преследует.
  Примерно так же выглядят бои и у ядовитых насекомых, и у царей зверей - львов.
  Считается, что такие поединки проходят по формуле 'один на один'. Хотя, сейчас известны случаи и нападения двух молодых львов на одного старого с целью отбить у него молодых самок, стаю.
  Но в любом случае гибель противника в таких поединках редкий случай. Хотя и такое тоже бывает. К примеру, ... у черепах. Послушные инстинкту самцы стремятся перевернуть друг друга на спину и, если соперник не ретируется, его могут перевернуть и без посторонней помощи он уже не сумеет встать на ноги...'
  Но такой исход поединка скорее снова то самое исключение, которое лишь подтверждает правило. В сущности, причины, которые побуждают человека сражаться против себе подобного, ничем не отличаются от животных инстинктов.
  Территория и женщина. Вот краеугольные камни любого поединка.
  Однако на этом общность в подходе к поединку у людей и животных заканчивается.
  Дальше начинаются одни различия. И различия эти именно в понятии 'ПРАВИЛО'... У животных оно всегда неизменно. Кто сильнее, тот и прав...
  А у человека?
  Об это ниже...
  
  Глава 1
  Кто сильнее, тот и прав?
  'Велесова книга'
  Книга, вырезанная на дощечках. Источник, в котором отражена история и верования многих европейских и азиатских народов от конца II тысячелетия до нашей эры до IX века нашей эры.
   В ней естественно не могла не быть отражена информация о причинах, которые вынуждали наших предков сражаться за себя, за свой род, за свою территорию, а также о способах ведения поединков, и оружии, которые применяли наши предки.
  
  Дощечка II 7 а
  ... И так долго управлялись мы родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей под Перуновым древом. ( выд. Автор.), И также имели мы в день игрища перед очами старших: и силу юноши показывали ( выд. Автор.), они быстро бегали и плясали. В тот день огнищане ходили на промысел и приносили дичь старцам, которые делили ее с прочими людьми. И волхвы жертву делали богам, восхваляли их и славу провозглашали.
  Во время же готов, или когда являлись варяги, избирался князь в вожди. И этот вождь вел юношей к суровой сече. ( выд. Автор.),
  И вот римляне, поглядев на нас, замыслили злое. И пошли со своими колесницами в железных бронях и напали на нас. И потому мы долго оборонялись от них и отваживали...
  дощечка II 7б
  ... их от нашей земли. И ромеи узнали, как мы дорожим жизнью нашей, и потому оставили нас. Но тогда греки захотели биться с нами около Хорсуни. И бились мы сурово против рабства нашего, ( выд. Автор.), и была борьба и распря великая тридцать лет, и они оставили нас...
  Там же.
  Дощечка III 22:
  ... И когда бились с готами, которые надевали на головы свои воловьи и коровьи рога, и кожами облекали чресла свои, и мнили этим устрашить русских, тогда мы снимали свои портки, и, оголя чресла свои, шли в бой, и их побарывали. ( выд. Автором) И с тех пор мы ходим оголенные на сражения и побеждаем.
  И также как греки стояли, боясь вынуть меч из ножен, они были измождены своим одеянием, и были словно жертва, которая должна пасть на землю, и та будет пить ее кровь, когда из нее при умерщвлении будет исходить жизнь...
  
  'Повесть временных лет'
  В год 992... подъехал князь печенежский, позвал Владимира и сказал ему: 'Выпусти ты своего богатыря, а я выставлю своего - пусть поборятся, и если твой победит моего, не будем воевать три года, если же наш победит, будем воевать три года'
  И на этом разошли. Владимир же, придя в свой лагерь, послал глашатая по лагерю со словами: 'Нет ли такого храбреца, который поборолся бы с печенежином?' И не нашлось никого нигде. Назавтра же приехали печенеги и привели своего богатыря, а у наших не было (такого). И затужил Владимир, посылая гонцов по всем воям. И тогда пришел к князю один старик и сказал ему: 'Княже, есть у меня один сын младший дома, а с четырьмя я вышел (в поход), а он остался дома. С детства никто не мог его побороть. А однажды, когда я его побранил, а он в то время разминал сыромятную кожу, так он, разгневавшись на меня, разорвал кожу руками пополам'. Услышав это, князь обрадовался и послал за ним, и привели его к князю, и князь поведал ему обо всем. Тот же сказал: 'Княже, не знаю, смогу ли я (победить печенега), надо испытать меня, нет ли тут быка великого и сильного?'
  И нашли быка великого и сильного и велели раздразнить быка, приложив к нему железо горячее, и отпустили его. И побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок и вырвал (у него) кожу с мясом, сколько рука его захватила. ( выд. Автор.),
  И сказал ему Владимир: 'Можешь с ним побороться'. И назавтра пришли печенеги и начали звать, нет ли вашего богатыря, а наш уже готов. Владимир же повелел той ночью надеть ( на своего богатыря) доспехи, и выступили оба ( друг против друга). Выпустили печенеги своего богатыря, и был он превелик очень и страшен. И выступил богатырь Владимира, и увидел его, печенег засмеялся: был он среднего роста. И размерили поле между двумя войсками, напустились противники друг на друга и схватились крепко, и удавил ( кожемяка) печенега своими руками до смерти, и бросил его на землю и воскликнул. И тогда печенеги побежали, и Русь погналась за ними, поражая (оружием) и прогнали их. Владимир, же радуясь, заложил город на броде том и назвал его 'Переяславль', потому что отнял отрок то славу (печенегов). Владимир же сделал отрока того и отца его великими мужами. Владимир же возвратился в Киев с победой и со славой великой...'
   'В 1022 году ... когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: 'Чего ради погубим дружины? Но сойдемся побороться сами, если одолеешь ты - возьми богатства мои, жену мою и детей моих и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все, но не оружием будем биться, но борьбой' ... и схватились бороться крепко... и стал изнемогать Мстислав: ' О пречистая Богородица, помоги мне! Если одолею, воздвигну церковь во имя твое'. И сказав так, бросил его на землю...'
  
  ГЛАВА 2
  Первые правила 'судебных поединков'
  Из выше перечисленных текстов, которые фактически являются первыми письменными источниками информации о быте наших предков, однозначно можно заметить, поединок всегда был важным явлением в жизни людей, начиная, пожалуй, с того момента, как человек встал на ноги стал жить родами и общинами.
  И все эти поединки делились на три важных части:
  1. Сражение против внешних врагов. Захват чужого или защита своего имущества.
  2. Судебный поединок.
  3. Народные игрища или забавы.
  Хотя как таковыми народные игрища поединками не являются, поскольку суть их проверка готовности к войне молодого поколения. Прежде всего, к войне против внешних врагов, потому что только с внешними врагами, иноплеменниками велись массовые сражения без предварительного 'честного или судебного поединка'.
  Для участия в судебных поединках специальной подготовки не требовалось. Важно было само желание выйти на 'судное поле' и сражаться 'за правду'.
  Судебный поединок был необходим для выяснения имущественных отношений внутри племени. Также существовал особый вид судебного поединка - тризна. Сражение во время поминальной церемонии, когда проигравший становился объектом жертвоприношения. Во время тризны сражение могло происходить между соплеменниками в случае, если тризна проводилась по высокопоставленному воину, между пленными инородцами, и между соплеменником и инородцем.
  Что характерно, часто в сражении между племенами за территорию спор решался именно судебным поединком.
  В ходе развития государства внутри него началось расслоение на классы и это привело к появлению первых правил ведения судебных поединков.
  
  XI век
  'Правда Роськая' приблизительно в 1068-1071 году содержит два пункта регламентации судебных поединков.
  1. Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеет право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры (племянники), если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого, если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или словенин, то уплатить за него 40 гривен.
  2. Если кто будет избит до крови или синяков, то лоя (получения вознаграждения) ему не надо представлять свидетеля, если на нем не будет явных знаков избиения, то он должен представить свидетеля, а если не может - делу конец, если же он может за себя отомстить (обидчику), то получает обиду 3 гривны и плату лекарю.
  
  
  XV в.
  'Судебник 1497 года Ивана Васильевича, князя великого всея Руси'.
  Включает в себя 68 статей, из них уже 8 статей, является регламентацией судебных поединков, так называемого 'поля' или ' божьего суда'.
  Статья 4. О полевых пошлинах. А досудятся до поля, а у поля не стояв помиряться, и боярину и диаку, по тому разчету, боярину с рубли два алтына, а диаку осмь денег, а околничему, и диаку, и недельщику пошлиних полевых нет.
  Статья 5. А у поля стояв помирятся, и боярину, и диаку имати по тому же разчету пошлины свои, а окольничему четверть и диаку четыре алтыны с денгою, а недельщику четверть да недельщику ж вязчего два алтына.
  Статья 6. А побиются на поле в заемном деле или в бою и боярину с диаком взяти на убитом противень противу исцева, а окольничему полтина, а диаку четверь, а недельщику полтина, да недельщику ж вязчего 4 алтына.
  Статья 6. А побиются на поле в пожеге или в душегубстве, или в разбое, или в татбе, ино на убитом исцево доправити, да окольничему на убитом полтина до доспех, а диаку четверть, а недельщику полтина, да недельщику ж вязчего 4 алтыны, а сам убитый в казни в продажу боярину и диаку.
  Статья 48. А кого послух послушествует в бою, или в грабежю, или в займаех, ино судити на того волю, на ком ищут, хощет на поле с послухом лезет, или став у поля креста положит, чего на нем ищут, и истец без целованиа свое возьмет и ответчик полевые пошлины заплатит, а вины ему убитые нет. А не стояв у поля креста положит, и он судиам пошлину по списку заплатит, а полевых ему пошлин нет.
  Статья 49. А противу послуха ответчик будет стар или мал, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или жонка, ино противу послуха наймит наняти вольно, а послуху наймита нет, а что правому учинится убытка, или его послуху, ино те убытки на виноватом.
  Наиболее полное регламентация судебного поединка в Псковской судной грамоте. В статье 49 судебника 1497 года упоминает, что женщина имеет право нанять защитника, а псковской грамоте - такой вопрос не поднимается.
  Статья 52. А на ком чего взыщет жонка, или детина мал, или кто стар, или немощен, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или кто от тех в послушестве будет кому, ино наймита наняти вольно, а истцем или послуху целовати, а наймитом битися, а против тех наймитов истцу или ответчику наймит же, а всхочет, и он сам биется на поле.
  Статья 68. О полевых пошлинах. А к полю приедет околничей и диак, и окольничему и диаку вспросити ищей и ответчиков: кто за ними стряпчие и поручники? И кого скажут за собой стряпчих и поручников, и им тем велети и стояти, а доспеху, и дубин, и ослопов стряпчим и поручником у себя не держати. А которые имут опричные у поля стояти, и окольничему и диаку отслати прочь, а не пойдут опричные люди прочь, и окольничему и диаку на тех велети исцово доправити и с пошлинами, да велети их дати на поруку да поставити перед великим князем.
  
  Как считает Сыромятников, в своей книге 'Очерки истории суда древней и новой России' '... первоначально поле всегда кончалось (как и родовая месть) смертью, по крайней мере, одной стороной и спор таким путем находил свое естественное завершение, позднее же, однако достаточно было простого преодоления противника ('изнеможет') который тем самым признавался проигравшим процесс'.
  Это утверждение основывалось на том утверждении, что в старом русском языке, во многих судных грамотах четко указывалось ' убитый до смерти', а убитый просто значит - побитый избитый.
  Согласно Псковской судной грамоте, статья 37, ее исследовал И.Д. Мартысевич., 'доспех' с убитого шел в пользу того из тяжущихся, который одолевал своего противника на 'поле'.
   Вот что в ней говорится: '... а которому человек поле будет с суда, а став на поле, истец поможет своего исца, ино ему взять, чего сачил на исцы, а на труп укуп не имати, толка ему доспех сняти, или иное што, в чем на поле лезет'.
  Слово 'труп' вполне понятно.
  Теперь о некоторых действующих лицах судебного поединка.
  Недельщик - пристав, должностное лицо, в обязанности которого входил вызов в суд сторон и исполнение решения суда.
  Вязчий - тот, кто сводит обе стороны на предписанных условиях на поединок. А также пошлина, которая платится недельщику за организацию 'поля'.
  Противень - в данном случае пошлина, взыскивающая в пользу судебных органов с признанного по суду виновным. Размеры 'противня' не известны.
  Послух - скорее всего тот же, кто и знахарь, то есть 'свидетель', но только тот который отстаивает чью-то сторону и в доказательство своей правоты готовый ' крест целовать' и 'лезть на поле битись'.
  Вира убитая - с виноватого 'убитого', помимо уплаты своему исцу суммы иска, должен заплатить ряд пошлин - боярину, окольничему, дьяку, недельщику.
  По судебнику 1497 года если спор заканчивался до поля, то от уплаты судьям освобождался виновным. Но возле поля уже шла пеня.
  
  ГЛАВА 3
  Почему стали вводиться правила в судебный поединок?
  Вот как описывает Сигизмунд Герберштейен, посол в России, бывший в Московии дважды в 1517 и 1526 году, и освоивший разговорный язык на таком уровне, что мог более или менее объективно понимать происходящее вокруг него.
  'Записки о Московии', стр. 84-85.
  ' Оба (судящихся) могут выставить вместо себя на поединок какое угодно другое лицо, точно так же оба могут запастить каким угодно оружием, за исключением пищалей и лука. Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копье, топор и какое-то железо в руке, наподобие кинжала, однако заостренное с того и другого краю... Бои они начинают прежде всего копьем, а потом пускают в ход другое оружие... Та и другая из сторон имеет много друзей и покровителей, зрителей ее боя, но они лишены всякого вооружения, кроме кольев, которые иногда и пускают в ход. Ибо если окажется, что одному из бьющихся причиняется какая-нибудь обида, то для защиты его от этой обиды сбегаются его покровители, а затем и покровители другого противника, и таким образом между обеими сторонами завязывается бой, приятный для зрителей, ибо борьба ведется потасовками за волосы, кулаками, палками и обожженными кольями'.
  Видимо драки или 'суды божьи' эти были столь продолжительны и кровавы, что в судебнике 1550 года через три года вынуждены были внести специальное указание - лишних людей, если они добровольно не уходили в поля, отправляли тюрьму. Статья 13 '... а которые будут у поля опричные люди, и окольничему, и диаку от поля их отсылати, а которые опричные люди не пойдут, и им тех отсылати в тюрьму'.
  Эта же статья 13 вводит впервые, пожалуй, в судебную практику сословное различие. 'А бой полщикам давати, окольничим и диаком, ровен'.
  Владимирский - Буданов, крупнейший специалист по древнему праву, считает, что требовалось ... ' только равенство физических сил, никакие другие различия не принимаются во внимание'. Когда при великом князе Василии Ивановиче дети боярина не хотели биться с крестьянами, требуя, чтобы противники выставили детей же боярских, то суд принял это за отказ от поля и обвинил детей боярских.
  Надо заметить, что желание биться равный с равным было главным условием 'судебного поединка' или 'суда божьего' начиная с 'Роськой правды'. Там поединок предполагался исключительно между свободными людьми.
  По мере развития общества и его расслоения на классы это не могло не привести к тому, что 'поле' или 'судебный поединок' рано или поздно должны были сойти на 'нет', и остаться лишь в форме 'дуэли'. (см. главу 'Дуэль - как суд божий').
  Судебник 1550 года в статье 14, которая по смыслу повторяет статью 52 судебника 1497 года, очень четко определяет: ' А битися на поле бойцу с бойцом, или не бойцу с не бойцом, а бойцу с не бойцом не битися, а похочет не боец с бойцом на поле битися, ино им на поле битися. Да и во всяких делех бойцу с бойцом, а не бойцу с не бойцом, или бойцу с не бойцом, по не бойцовой воли, на поле битися по тому же'.
  Скорее всего, на этом деле зарабатывало уже не мало людей, как заядлых поединщиков.
  
  ГЛАВА 4
  ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ СУДА БОЖЬЕГО
  Кстати сказать, против этого, использование наймитов в судебных поединках выступал Максим Грек ' ... Повелено убо, - говорит М.Г. - оружие разсудитися тяжбе, взыскуется от обою достобранен полевщик, взыскуется от обидящего и чародей и ворожея, иже возможет действом сатанинским пособити своему полевщику...'
  В.Ф. Ржига в книге: ' Пересветов - публицист XVI века' стр. 61-62 протестует против целования креста перед поединком. ' ... и во обидах присужают поле, и в том на обе стороны много греха сотворяют, крест целуют на виновате оба исцы и ответчики: один, приложив, ищет к своей обиде, а другой все обиды запрется, и в том обои в гресях погибают...'
  Видимо было и так, что в поединке погибали оба участника.
  '... Вельможи царя Константина ' неправду судили и обоим по своей вере по христианской условие судили, правому и виноватому, а они оба не правы, один бою запретца, рек так: не бил есми его и не грабливал, а другой бою для своего да грабежа приложит, да оба крест поцелуют, да богу изменят...'
   В 1556 году царь Иван IV ввел частичную отмену 'поля', в основном по заемным делам, заменив его на жребий. Потому что в основном решался спор о том, кто кому чего должен или какую землю сдал или взял в аренду. Главную роль здесь играли послухи, свидетели, которые нередко бывали подкуплены и выступали против своей же стороны. Не желая мириться, каждая сторона выставляла все больше и больше свидетелей и разобраться кто из них прав, и кто виноват было уже невозможно. В результате собиралась такая толпа, что можно начинать войну.
  Поэтому приговором от 21 августа 1556 года Иван IV распорядился такие дела не доводить до поля.
  Последний раз поле упоминалось в судной грамоте князя Владимира Андреевича, но дело до поля не доводится, заканчивается целованием креста. Что являлось большим доказательством того, что человек не врет.
  В сфере церковного суда: наследство и еще целых ряд дел,- поле было отменено еще постановление Стоглавого собора.
  Жребий впервые применялся в делах между русскими и иноземцами. Первое упоминание о нем есть в статье 10 договора между Смоленском с немцами 1229 году.
  И вызван он тем, что ... 'Русину не звати латина по поле битися у Русской земли, а латину не звати русина на поле битися у Ризе и на Готской березе'.
   Точный смысл этого закона заключался в том, что запрещалось звать русина на поле Русском, а латин мог это сделать.
  Еще одна причина, что поле стало не эффективной мерой, заключалось в том, что с любого поля мог быть пересуд.
  Статья 64 судебника 1550 года ' ... а с поля со всякого пересуд.'
  Понятно, что кровавые судебные схватки могли таким образом продолжаться до бесконечности, пока есть деньги или родственник способные вступиться за обидчика, и привести к убийству всего рода. Нечто похожее мы наблюдаем на Корсике - вендетта.
  
  С. Герберштейн 'Записки о московитских делах'. 1517- 1526. Л. 1986г. ' Россия XII-XV веков глазами иностранцев'.
  '... Юноши, наравне с подростками, сходясь обычно по праздничным дням в городе на обширном и известном всем месте, так, что большинство может их там видеть и слышать, они созываются вместе неким свистом, который является как бы условным знаком, они тотчас сбегаются вместе и вступают в рукопашный бой, начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, состязаясь взаимно о победе, так что часто их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто победит больше народу, дольше других останется на месте сражения и весьма храбро выносит удары, получает особую похвалу в сравнении с прочими и считается славным победителем. Этот род состязания установлен для того, чтобы юноши привыкли сносить побои и терпеть какие угодно удары... Стр 72.)
  
  что в свою очередь входило в конфликт с основным постулатом, что 'суд божий' есть последняя и наивысшая инстанция.
  
  ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КНИГИ ЭДУАРДА СЕМЕНОВА "БОИ БЕЗ ПРАВИЛ" МОЖНО ПРОЧИТАТЬ НА ЛИТРЕС
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"