'К середине 2000-х годов некоторые страны начали вводить в строй или разрабатывать дизель-электрические подводные лодки с возможностью AIP, в том числе Россия и особенно Китай. С тех пор, как ВМС США списали свою последнюю дизель-электрическую (не AIP) подводную лодку в 1990 году, 'Blueback' (SS-581), не было подготовленных сил и средств , которые могли бы успешно выполнить поиск дизель-электрических подводных лодки, не говоря уже о подводных лодках с расширенными возможностями AIP. Таким образом, ВМС США отправились в Швецию в надежде на то, чтобы арендовать одну из лодок типа 'Gotland' и ее команду на год.
Шведская подлодка будет противником огромной группировки американских противолодочных надводных кораблей, вертолетов, самолетов и особенно атомных подводных лодок. Шведы удовлетворили эту просьбу, и ' Готланд' был отправлен в Сан-Диего на борту мобильного сухого дока.
К середине лета 2005 года 'Готланд' прибыла в Сан-Диего, и тут же начались военные игры. Судя по всему, ВМС получили больше, чем рассчитывали, когда дело дошло до обнаружения и поражения малозаметной субмарины. ' Готланд' фактически 'потопил' многие американские атомные подводные лодки, эсминцы, фрегаты, крейсеры и даже попал в 'красную зону' за последним кольцом противолодочной обороны в составе авианосной ударной группы.
Хотя ходили слухи, что она провела множество имитационных выстрелов по разным американским авианосцам, одно крупномасштабное учение, в частности, с новым на тот момент USS 'Ronald Reagan', закончилось тем, что ДПЛ совершила несколько атак на авианосец, прежде чем ускользнуть , не будучи обнаруженной.
Когда истек первый год аренды, ВМС быстро договорились о контракте еще на один год, чтобы разобраться в тактике борьбы с этой смертельной угрозой. Лишь в середине 2007 года ' Готланд' наконец загрузили в свой мобильный сухой док и отправили обратно.
Перенесемся в десятилетие, когда подводные лодки AIP, некоторые из которых более совершенные, чем класс 'Gotland', бороздят моря и побережья по всему миру. Учитывая, что эти лодки стоят миллионы, а не миллиарды долларов, они потенциально являются довольно дешевым способом сокрушить судоходство на ключевых глобальных водных путях или даже преследовать береговые линии в поисках уязвимых целей, таких как корабли в порту, не говоря уже о том, чтобы иметь возможность взять на себя одни из самых боеспособных противолодочных сил в мире.
Сегодня военно-морские силы стремятся снова сделать это приоритетным, особенно после уроков, извлеченных во времена 'Готланд' в качестве противостоящей силы-агрессора и усиления ядерных баллистических подводных лодок Китая. Новые тактики и технологии применяются для борьбы с этими дешевыми, но потенциально опасными ПЛ.
Успех и распространение этих относительно недорогих, но высокопроизводительных дизель-электрических лодок AIP также вызывает вопрос - почему у Америки их нет? Учитывая, что они сталкиваются с нехваткой подводных лодок, даже эконом. класса 'Вирджиния'. Атомные атакующие подводные лодки слишком дороги в постройке и эксплуатации (2,7 миллиарда долларов за ПЛА класса 'Вирджиния') в количестве, достаточном для выполнения задач, поэтому покупка некоторых продвинутых дизель-электрических лодок AIP может быть подходящим решением для этой надвигающейся 'подводной опасности'.
Построенная в Германии и эксплуатируемая Израилем улучшенная подводная лодка класса 'Dolphin' основанная на успешных лодках Тип 209/212, стоит около полумиллиарда долларов каждая, что означает, что можно купить по 5 на каждую подводную лодку класса 'Вирджиния' . Даже с учетом американских модификаций, скажем, 750 миллионов долларов за лодку, это равняется 3,6 лодки на каждый SSN класса 'Virginia' . Для операций передового развертывания покупка нескольких десятков этих невероятно способных лодок AIP может иметь смысл не только в денежном и количественном отношении для увеличения количества атакующих и наблюдательных подводных лодок, но также может значительно увеличить наше присутствие в ключевых горячих точках по всему миру. Поскольку они не ядерные, Америка могла бы направить большую часть такого флота в дружественные страны.
Тем более, что еще после 2010 года эти лодки подошли к решению проблемы обнаружения по 'нетрадиционным' принципам обнаружения.
'Вероятнее всего, на новой израильской лодке применили систему, не связанную с регулировкой количества воды. Именно в процессе движения без сильных колебаний по глубине. Идея была взята из системы балансировки самолета 'Харриер'. Только там за счет реактивного эффекта, а здесь за счет водометных низкооборотных двигателей. Дабы снизить шумность. По мере увеличения скорости ПЛ, роль водометных двигателей уменьшалась. Зато увеличивалась эффективность рулей. И наоборот.
Значительную роль в качестве этого процесса играло быстродействие вычислителя. Я так и не понял, что задавало лодке 'исходник' выдерживания глубины. Или инерциальная система, или датчик давления. В первом случае лодка могла двигаться на глубине относительно заданных координат. А во втором- относительно заданного давления воды на конкретной глубине. Роль эхолота, или иного излучающего прибора ( типа эхоледомера), отсчет только от поверхности воды, ясное дело, исключались, ибо это влияло на скрытность ПЛ. В итоге, лодка практически не совершала вертикальных колебаний, либо они были сглажены.'(с)
Юго-Восточная Азия и все более нестабильное Южно-Китайское море - это особенно идеальное место для базирования даже части теоретических американских 'Долфин' или усиленных субподразделений класса 'Готланд '. Объединение возможностей LCS с дизель-электрической подводной лодкой с AIP, имеет смысл, особенно если этот Littoral Combat Ship был оснащен пакетом боевых задач против подводных лодок. Они могли взаимодействовать , а LCS мог действовать как бункер и корабль снабжения для своего партнера-подводного корабля с AIP. Это резко повысило бы полезность и эффективность LCS, а также дало бы этим легковооруженным кораблям четкую цель и задачу, с которой они должны работать.
А то что японские подводные лодки типа 'Сорю' появляются( обнаружены дважды) в районе Авачинского залива, то это уже давно не секрет.
Россияне традиционно отметились...
Но самое важное я подчеркнул. Они видят проблему, они решают проблему, они решили проблему.
И рядом просто из ряда вон.-'Владимир Мономах' атаковал противника торпедами'.
РПКСН должен атаковать противника ракетами. Если дело дошло до самозащиты торпедами- его песенка спета. И все это выдается за достижение.
Ну и недавние скачки 'Посейдонов' над российской ДПЛ.
Цель статьи не покуражится...хотя немного есть)))
Цель -показать как много можно сделать в государстве объединенного основной задачей.
Следуем далее.
Военно-морские силы США давно полагаются на учения, чтобы противостоять потенциальным угрозам. Эти учения обычно сталкивают одну военно-морскую группировку США против другой, одну подводную лодку против другой или одну или несколько подводных лодок против одного или нескольких надводных кораблей или даже боевой группы. Иногда мы объединяем силы с нашими союзниками по НАТО, чтобы проводить более реалистичные учения, сражаясь с экипажами с разной подготовкой и опытом.
Конечно, все эти упражнения так или иначе написаны по сценарию. Они должны быть во избежание столкновений, для обеспечения безопасности и движения в правильном направлении, а также для достижения целей учений. Конечно, у сценариев есть свои недостатки. Во-первых, в реальной войне другая сторона не следует сценарию, по крайней мере, тому, о котором мы могли бы знать. Таким образом, иногда отдельные командиры отклоняются от сценария - иногда по секретному приказу, а иногда просто потому, что на протяжении многих лет эти события вне сценария приводили к удивительным результатам - а может быть, оглядываясь назад, это не так уж удивительно. Давайте рассмотрим подробнее.
Во время учений НАТО 1981 Ocean Venture , канадская дизельная подводная лодка ' потопила' USS 'America ', не будучи сама обнаружена, а после ' потопила' USS 'Форрестол'.
Что мы узнали из этого?
Восемь лет спустя, во время учений НАТО ' Северная звезда' , голландская дизельная подводная лодка ' Зваардвис ' снова выследила и ' потопила ' американский военный корабль США . У Америки были проблемы? Так вот, в RIMPAC 1996 чилийская дизельная подводная лодка 'Simpson' ' потопила ' авианосец USS 'Independence ', а в 1999 году во время учений НАТО JTFEX / TMDI99 голландская дизельная подводная лодка 'Walrus 'не только ' потопила ' авианосец USS 'Theodore Roosevelt ' , но и ' вывезла из строя '. американский командирский корабль учений USS 'Mount Whitney' плюс крейсер, несколько эсминцев и фрегатов, а также USS 'Boise-764' - и все это без единой царапины.
Затем, во время RIMPAC 2000, австралийская дизельная подлодка класса 'Collins' HMAS Waller ' потопила ' две АПЛ американцев и подошла в опасной близости к авианосцу USS 'Abraham Lincoln'.
Во время операции Tandem Thrust в 2001 году HMAS 'Waller' ' потопила ' два американских десантных корабля в водах глубиной от 200 до 350 футов, что едва превышает длину самой субмарины, а чилийская дизельная подлодка ' уничтожила ' атомную подводную лодку USS 'Montpelier' дважды во время последовательных тренировок.
Год спустя, в октябре 2002 года, HMAS 'Sheehan' успешно выследила и ' убила' USS 'Olympia' во время учений возле Гавайев, а в сентябре 2003 года, в ходе безымянных (читай' засекреченных ') учений несколько подводных лодок класса 'Collins' ' потопили 'две американские подводные лодки и авианосец - все безымянные А через месяц другая подводная лодка 'Collins Class' застала врасплох и ' потопила ' американскую цель во время очередных учений.
'Китайская подводная лодка проследовала с американский авианосец боевой группы в Тихом океане в прошлом месяце и всплыла в дальности стрельбы своих торпед и ракет до обнаружения'- , газете The Washington Times это стала известно.
Эта неожиданная встреча свидетельствует о продолжающихся усилиях Китая по подготовке к будущему конфликту с США, несмотря на попытки Пентагона попытаться улучшить отношения с вооруженными силами Пекина, управляемыми коммунистами.
Встреча подводной лодки с USS Kitty Hawk и сопровождающими его боевыми кораблями также ставит в затруднительное положение командующего американскими войсками в Тихом океане адмирала Уильяма Дж. Фэллона, который участвует в амбициозной программе обмена с Китаем, направленной на улучшение отношений между вооруженные силы двух стран.
Об инциденте стало известно, когда адмирал Гэри Роугхед, командующий Тихоокеанским флотом ВМС США, совершает свой первый визит в Китай. Четырехзвездочный адмирал должен был встретиться с высокопоставленными китайскими военными лидерами во время недельного визита.
По словам представителей министерства обороны, китайская дизельная ударная подводная лодка класса " Сонг" незамеченной скрылась за " Китти Хок" и 26 октября всплыла на поверхность в пределах пяти миль от авианосца.
Подводная лодка была замечена ' обычным ' разведывательным полетом одного из самолетов авианосной группы. В боевую группу 'Китти Хок' входят ударная подводная лодка и противолодочные вертолеты, которым поручено защищать военные корабли от нападения с подводных лодок .
Представитель Тихоокеанского командования отказался комментировать инцидент, заявив, что детали были засекречены. Представители Пентагона также отказались от комментариев.
Какой я вижу из этого вывод? Он прост -'Нельзя договориться с чумой'. Пока американцы играли в военные игры со своими союзниками- информацию и результаты учений они, как пишут-'брали к сведению'.
А когда китайская угроза стала реальна- очень быстро стали принимать меры.
Былое величие- боевая служба вокруг света, уже не впечатляет и никому не интересна.
И вывести из строя авианосец просто, если подобраться к нему на необходимую дистанцию. Иногда моряки и сами 'косячили'.
ДПЛ 'Готланд' свое дело сделала.
Что решили в ВМС США?
Перераспределили зоны ответственности.
Подтянули корабли ближе к авианосцу, для перекрытия ближней зоны активными ГАС.
Причем, дистанции меняются в зависимости от хода.
Отдали сектор 200-220 град. противолодочной авиации.
Ввели еще одну многоцелевую ПЛА. Третью.
Изменили типовые маршруты развертывания АМГ. У меня данные только по ТОФ.
ВМС считают это временной мерой. Движение при развертывании ходами более 25 узлов.
Как будет построена зона ПЛО при работе авиации в районе боевого применения, не знаю.
Тактический рисунок будет связан с возможностями союзников, ближайшими аэродромами и динамикой перемещения кораблей в ближней зоне ПЛО. Те четыре-пять кораблей, включая авианосец, станут более активно перемещаться.
Возможности ДПЛ с ВНЭУ тоже не безграничны.
Основной итог: Опасаются роста возможностей китайских ВМС.
На российских ДПЛ обкатывают тактику. Проводят совместные учения с ВМС Японии, Ю. Кореи, Германии- взаимодействие по закрытию дыр от лодок с ВНЭУ.