Немного фото и текста по средствам спасения(фото почти все мои, текст частично брал на форумах).
Одно время 'подчитывал' К-36ДМ 2 серии. Ну и естественно, по ВМСК-4.
У вертолетчиков был сначала МСК-3, серый, потом получили оранжевые.
Перед "выходом" требовалось освободиться от привязных ремней,
отсоединить шланг МСК и фишки шлемофона, закрыть вентиляционные
клапаны МСК и с чистой совестью "за борт". МСК ничем не надувался,
а вот воротник да, надувался, т.к. при переворачивании вниз головой
воздух поднимался в ноги и вынырнуть уже становилось не так просто.
Дернул баллончик, надул подголовник и он тебя вытащит наверх головой.
В жилетах, в лодках были баллоны с углекислотой, которые при срабатывании
надували эти жилеты и лодки. При этом покрываясь белым инеем, там
тоже были свои примочки.
После катапультирования автоматически должен заработать "Комар 2М" в режиме тон.
Все экипажи ПСС выставляют на АРК-У2 частоту 121.5(4-й канал режим "Компас") и немедленно выдвигаются в район поиска. Стрелка будет показывать направление на источник сигнала. Летчик находясь в ВМСК ещё на снижении закручивает 3 клапана вентиляции костюма, для того чтобы через них не залилась вода, и выдергивает бобышки баллонов с углекислотой авиационных спасательных поплавков.
В момент касания воды ногами отстегивается парашют. Потому что оценить расстояние до воды невозможно и можно открыть замки на высоте метров 100. Потом надо залезть в спасательный плотник, который надувается автоматически.
Плотик ,висит вместе с НАЗом и "Комаром" на длинной фале подсоедененным к подвесной системе.
Плотик это по сути надувной матрас. ВМСК это гидрокостюм со свитером и тёплыми штанами. Он не греет. Он сохраняет ваше тепло какое-то время..Не допускает контакта с холодной водой, которая и отнимает тепло. Время зависит не от костюма. А от температуры воды, наружного воздуха, активности летчика и его здоровья. Я бы сказал - счёт идёт на несколько часов. Плотик увеличивает это время. В шторм в плот будет постоянно заливаться вода, плот возможно будет переворачиваться, несмотря на якорь, который разворачивается лодку по волне. В комплекте есть 'затычки' для ликвидации проколов. Шланг для наддува лодки и мех. Черпак и т.д.
Влезть в плотик в ВМСК, подвесной и шлеме у меня не получалось ни разу, как и просто влезть в ВМСК в плотик. Но говорят есть люди, которые видели тех людей, которые это делали в Джубге в Чёрном море в штиль, при температуре воздуха +30. При волнении моря 4-5 баллов и температуре -30 я думаю этого не делал никто и никогда. После залезания в плотик, надо подтащить к себе "Комар" и хотя бы проверить работает он или нет. После чего услышав вертолёт попытаться связаться с ним по рации (для чего её все -таки надо достать) и запустив ракетку из мортирки обозначить свое место.
Теперь:
-если вы не отцепите парашют вы запутаетесь и утонете, а если отцепите раньше - разобьетесь.
-если вы не проверили Комар - он не будет работать.
-если вы не залезли в плот время замерзания сокращается с часов до минут.
-если вы не достанете мортирку, или она не сработает вас будут искать намного дольше или не найдут вообще.
- если вы одели чужой ВМСК, то воротник не будет плотно прилегать у горлу, через него зальется вода и вы утонете.
- если вы забыли, или не успели закрутить вентиляционные клапана туда зальется вода и вы замёрзнете.
Лодки некоторых модификаций могут иметь возможность защиты от ветра и волны.
Стрелкой показана антенна радиостанции Р-855 УМ. На ней все написано. Ну, некоторая тренировка работы с ней безусловно нужна, в расчете на коэффициент обалдевания и стресса.
НАЗ- Носимый Аварийный Запас. Летчик на нем сидит.
Мортирка-внешне похожа на авторучку. Туда вставляют маленькую ракетку, взводят и стреляют. Ракета свистит в полете.
Мое личное мнение- недостаточная подготовка летного состава. В мое время и тренажи проводили и в бассейне плавали...Но! Отношение к этому было развлекательно-шашлычное.Желающие облачались в МСК, и нач ПДС в лекционной форме все рассказывал То есть, отрабатывали несколько человек,а не все. Естественно, при хорошей погоде и в летнее время. Это касалось и в командировках 'на выживание' в Крыму. Весело провести время.Ну и натырить ракет на Новый год.
Скорее всего поздно отстегнулись,или не заглушили клапаны ветиляции на МСК. Закрутило стропами и замерзли. Парашют рекомендуют не выбрасывать,в него можно завернуться и использовать как защиту от брызг. Когда нашли Ефремова в МЛАС и закутанного в парашют-он походил на ледяную глыбу,что защищало от ветра и несколько сберегало температуру тела.
Мне показалось, что у 'граждан' к этому относились серьезнее. Фото 2018 года.
Рекомендую найти в Сети о катастрофе Р-3С 'Орион' 26 октября 1978, интересно. Ну и важен настрой 'держаться'. Это я о экипаже Ту-16 РМ Ефремова. Катастрофа 26 февраля 1988 года.
И поднять тоже сложно-Комментарий Ми-14 "Важно понимать, что поднимать обессилевших, раненых и замерзающих людей с воды (с плота, лодки) успешно можно только системой АКТИВ, т.е. ковшом с фельшером-спасателем в гидрокостюме в нем. Главное - получить правильное целеуказание и осуществить поиск галсированием или расходящейся коробочкой. Иначе в море не найдешь ничего, ориентиров нет. Выходишь на маячок с помощью АРК-У2 или визуально, зависаешь против ветра "недоходя" до лодки (чтобы не сдуть), спускаешь спасателя в ковше на воду лебедкой ЛПГ-3 (мощная, надежная лебедка с хорошим тросом). Подводишь ковш со спасателем поближе к терпящему бедствие. Спасатель привязан к ковшу, сам не потеряется, он берет и тащит человека в ковш. Борттехник сверху
все это видит и как только оба оказываются в ковше и спасатель подает сигнал рукой, сразу поднимает и заводит ковш с людьми в кабину через увеличенный специально для ковша проем двери. Фельшер-спасатель сразу оказывает потерпевшему первую помощь.
Осечек не бывает, все происходит быстро и надежно. Топлива Ми-14ПС берет миним на 4,0-4,5 часа, так что поисковое время по сравнению с Ми-8 гораздо больше, а оборудование (например допплер и локатор) дают возможность точнее работать в районе.Имел допуск к такой работе на Ми-14ПС, в том числе инструкторский. Натренированность была хорошая. Правда реально поднимал
людей всего один раз, и то не с воды а со льда под Балтийском."
Вариант властей-"Отмечается, что три самолета шли группой, друг за другом. Ведущим была дана команда на разворот, однако второй ведомый во время разворота не выдержал заданные параметры строя, отстал или отошел в сторону.
'Ведомый совершил непростительную ошибку. Он попытался самостоятельно вернуться в строй, пристроиться вновь за ведущим на свое место. Причем сразу, все еще при выполнении маневра. Но в развороте не пристраиваются к ведущему даже асы - это сложнейшая, почти невыполнимая задача',
По данным источника, ведомый должен был дождаться завершения разворота, после чего запросить разрешения вернуться в строй, однако нарушил инструкции.
'И пока он догонял ведущего - тот вышел из разворота. Ведомый не успел среагировать и врезался во впереди идущую машину. Посыпались осколки - и один из них попал в двигатель третьей машины, шедшей сзади. Именно она потом благополучно села, как сообщалось, 'с отказавшим двигателем'.
Причиной произошедшего называется тот факт, что 'летчик был недоученным' и не умел правильно держаться в летном строю. "
Мне кажется снова валят все на погибших, еще до окончания расследования.
И немного данных, как система спасения организована за рубежом. С временными данными о прохождении сигнала бедствия.