"Захотел расстаться. За тот месяц у него всё пошло крахом - вместе со мной он получил всё, что хотел, потеряв смысл жизни. Просто одних любовь вдохновляет, гонит вперёд, становится началом чего-то нового, но для других она уже финал - есть, и больше ничего не надо. Вот он и побежал, испугавшись..."
Гумилёв А. "Хрупкое сердце"
Наша жизнь бежит как по рельсам. Ещё недавно мы были детьми, и казалось, что когда мы вырастем, уж наша-то жизнь несомненно будет лучше, чем жизнь наших родителей с её повседневной рутиной. Но вот прошли надежды и безумства юности, и мы в большинстве своём примирились с тем, как мы живём. Обычно от мужчин требуется вырастить сына, построить дом и посадить дерево, а от женщин - сохранять этот маленький уголок мироздания. Что имеем? У кого-то семеро по лавкам, а кто-то - чайлдфри. У кого-то солидный дом, у кого-то ипотека, а у кого-то съёмная квартира. У кого-то по весне под окнами цветёт яблоневый сад, а кому-то достаточно и искусственного цветка на подоконнике. Долг перед обществом и родными выполнен полностью или частично. Кроме того, мы находим себе занятие - по душе или только для зарабатывания денег, но оно позволяет нам чувствовать себя нелишними в этом мире. Мы считаем себя состоявшимися личностями.
Всё. Человек привык, ему комфортно. И вдруг... его настигает любовь. Настоящая. Любовь с большой буквы. Что будет дальше?
Вариант первый. Человек не будет менять устоявшийся ритм жизни. Убьёт любовь. И будет жить как жил, уповая, что вот в следующем воплощении, ну или в детях, воплотятся его мечты. А он честно отдаст свой долг жизни. Правда, жизнь не в курсе, что он ей что-то задолжал.
Вариант второй. Человек бросается в любовь как в омут с головой. Летает как на крыльях. И через некоторое время понимает, что не знает, зачем ему эта любовь. Зачем ему море энергии, которую и потратить-то некуда. Он может потратить её на зарабатывание денег, чтобы построить дом побольше, посадить дерево повыше, родить ещё одного, или двух, или трёх и т.д. детей. И тем самым честно отдать свой долг жизни. Правда, жизнь не в курсе, что он ей что-то задолжал.
Почему результат будет, в общем-то, один?
Потому что человек и там и там делает то, что от него общество требует. Больше ему ничего не надо, он себя не знает и не формирует, он ничего самостоятельно не научился хотеть и творить.
Если кто читал "Чёрного принца" писательницы Айрис Мердок, то помнит главных героев - Брэдли Пирсона и его любимую Джулиан, дочь его знакомых. Пирсон был писателем. Не плодовитым писателем, как отец его девушки, кропающим одну книгу за другой. А тем, кто добросовестно подбирал каждое слово, стараясь создать совершенное произведение. Он знал, чем хочет заниматься в жизни, и делал это, пусть несовершенно. Когда к нему нежданно нагрянула любовь, у него появились новые творческие силы:
"Она наделила меня силой, о которой раньше я не мог и мечтать, и я знал, что эта сила непременно проявится в моем творчестве. То, что движет вселенной,звёздами, отдалёнными галактиками, элементарными частицами материи, соединило эти две вещи - мою любовь и моё искусство - в одно нераздельное целое. Я знал, что и то и другое в конце концов одно и то же. И теперь я, обновлённый человек, в своей любви и в своём искусстве подчинялся одним и тем же законам, признавал одну власть." (с)
У человека была собственная тропа. Человек получил возможность "лететь" над тропой, по которой он медленно брёл всю жизнь. Он, я считаю, мог проснуться в этой жизни (для меня проснуться - стать творцом самому). Ему повезло - они с девушкой были знакомы с самого её рождения, девушка хотела стать писательницей и могла в будущем всегда понять и поддержать любимого. Как и он её. К чему бы Пирсон "прилетел" - неизвестно. Но мать его девушки убила мужа и свалила убийство на главного героя. Девушка не выдержала душевных мук, и её ещё формирующаяся душа уснула, от неё остался полутруп - стандарт для этого мира. Героя посадили в тюрьму пожизненно, где он и умер от рака. Перед смертью он написАл книгу, в которой рассказал историю рождения своей любви и... нет, не смерти, но страшной казни этой любви, совершённой миром людей. Комментарии непосредственных убийц и стыдливо прикрывающих свой срам свидетелей идут в конце книги, и я тут же понимаю, почему Христос сказал "предоставьте мертвым погребать своих мертвецов". Любовь была ещё новорожденной, люди не нашли в себе сил защитить её, да и себя тоже.
Что было бы, если бы Пирсону кто-то помог? Ответ мне дала постановка Московского Независимого Театра "Мастер и Маргарита". Я посетила её в одном из сибирских городов. Я читала Булгакова, но давно и лишь как любопытную вещь. А постановка позволила взглянуть на книгу под другим углом. Например, так. Любовь Мастера и Маргариты не подверглась столь тяжким испытаниям в самом начале, как любовь Брэдли Пирсона и Джулиан. Любовь окрылила Мастера - он получил свободу творить. Но он не понял, что стал творцом в самом прямом смысле. Случайно встретившиеся ему в Москве Воланд и компания поддержали его, когда он был готов сломаться. Одновременно они (не знаю как выразиться) пытались перенастроить Маргариту. Кто-то идёт для этого к психологу и разбирается в себе (хм, как Глеб Самойлов, что бы о нём ни говорили). Кто-то переживает трудности, находя себя настоящего. А Маргариту поместили в странную компанию, чтобы её мозги сначала съехали набекрень, а потом встали на своё, незакомплексованное обществом, место. Хорошая попытка, но она не удалась - Маргарита захотела Мастера в собственность. Хотя влюблённые, по моему мнению, всё же получили свободу, а не свет или покой. Интересно, что будет, когда Мастер придёт в себя.
Добавлю, что мне весь спектакль мозолила глаза скамейка на переднем плане. Она, конечно, необходимый реквизит, но мне постоянно вспоминались слова одного очень известного индейца Дона Хуана Матуса, наставника Кастанеды: если у Кастанеды ничего не получится с его самостоятельными эзотерическими изысканиями, то пусть он найдёт вот это место, сядет на вот эту конкретную скамейку, и Дон Хуан придёт к нему. Кому как, но мне эта скамейка на сцене символизировала помощь двум душам, растерявшимся в этом мире. Нет абсолютного зла или добра. Есть вечная игра, однако тем, кто идёт хоть по какому-то пути развития, может прийти помощь хоть откуда, даже от играющих за противоположную сторону (часто всякое болото называет себя злом или добром, но это не так). Заметьте, в этой истории добро оказалось очень жестоким.
Но я считаю, что слишком рано получить дар Любви - тоже плохо. Почему?
Рабидранат Тагор "Последняя поэма". Читала страшно давно, но помню, что там ни юноша, ни девушка не знают, что им делать со свалившейся на них любовью. Им нечем занять себя на более высоком уровне энергетики. Зачем им высота? Они ещё не сформировали свой взгляд на себя и на мир. Юноша всё же решил рискнуть и сделал девушке предложение, но она отказалась выйти за него. Причём они надеются, что друг друга и высоту их любви они не забудут. Идиоты. Когда любовь подзабудется, они в конце концов упадут в болото нашей обыденной жизни.
Всё это было написано очень давно. А что я думаю сейчас?
Любовь... прокачиваю это понятие с прошлой осени. Поскольку моя душа засыпает, моё определение любви будет рациональным. Окончательным ли - не знаю.
Любовь - это объединение энергий. Плюс принятие этого. А совпадающие вибрации дают резонанс. Если переплетение есть, но неприемлемо - это ненависть. Не зря говорят, что от любви до ненависти один шаг - всё зависит от нас: принимаем ли мы то, что происходит, или нет. Нам решать. Где-то мне встречалась мысль, что высшая форма ненависти - забвение.
Степень объединения может быть разной. Есть всё же бесконечная любовь - материнская. Процент резонанса тоже может быть разным. Если совпадений нет, то человек в твоих объятиях - чужой. В нашем грешном мире чужой человек будет послан далеко, и это лишь вопрос времени.
Резонанс энергий - это хорошо, но недолго. Пока человек не разрядится. А если у него есть подключение к постоянному источнику питания? Хороший вопрос...любит ли его бог...