Аннотация: Происхождение монголо-татар. Иной взгляд на битву на Калке в 1223г, а также о могиле Чингисхана и Каракоруме.
Русь и монголо-татары.
Седова И.И.
Принято считать, будто татар, (современное название "татаро-монголы") пришло на Русь такая сила неисчислимая, что справиться с ними у русских князей не было никакой возможности, и будто пришли они конкретно с территории современной Монголии.
Последнее утверждение легко проверяемо с помощью лингвистики. Итак, сколько слов монгольского происхождения в современном русском языке? Ответ: их практически нет. Следовательно, либо действительно татарское нашествие было мифом, либо пришельцы были не монголы.
Но русские летописи свидетельствуют, что завоевание было не только массированным, но и чудовищным по своей жестокости. Были взяты Москва, Суздаль, Владимир, причем первыми в списке, как ни странно, Рязань и Воронеж, то есть нападение шло не со стороны Урала или низовьев Волги, а примерно со стороны среднего течения Дона.
И выбрали татары для нападения на центральные и северные русские земли январь, причем убивали всех подряд, а оставшихся в живых гнали прямо по морозу не одетых, отчего большинство пленников быстро замерзло насмерть. Так сообщает летопись.
1237 год.
В лето 6745 .Того же лета . На зиму придоша от всточьныу страны . на Рязаньскую землю лесом безбожнии Татари . и почаша воєвати Рязаньскую землю . и пленоваху и до Проньска . попленивше Рязань весь и пожгоша . и князя ихъ оубиша . ихже ємше овы растинахуть . другыя же стрелами растреляху в ня . а ини опакы руце связывахуть .
Несколько смущает адрес, откда пришли татары: из восточных стран. Но если мы посмотрим на карту европейской части России, то увидим, что Волга течет с севера на юг разве что после Казани, а до того очень долго течет на восток. То есть, к востоку от Разани лежали земли, к тому моменту уже завоеванные татарами.
1239г.
"Зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром пожгли, и по Клязьме воевали, и город святой богородицы Гороховец пожгли, а сами пошли в станы свои. Тогда был сильный переполох по всей земле, и люди не ведали, куда кто бежит."
1240 год.
"В этот же год взяли Киев татары и святую Софию разграбили, и монастыри все, и иконы, и кресты честные, и все узорочье церковное взяли. А людей от мала до велика всех мечом убили. Эта беда приключилась перед Рождеством Христовым на Николин день."
Персидские источники, например, знаменитый Рашид-ад-Дин также пишет о массовом уничтожении населения на захваченной татарами русской территории. Плано Карпини, проезжавший через Приднепровье то ли в 1245, то ли в 1246 году, это подтверждает:
"они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов..."
Таким образом мы видим, каков был масштаб бедствия. Многие города либо вообще исчезли с лица земли, либо были перенесены на новое место (например, Рязань). Однако прошло всего два с небольшим года после нападения на центральные и северные русские земли, и...
1243 год. Снова Лаврентьевская:
В год 6751 . Великий князь Ярослав поехал в татары к Батыю, а сына своего Константина послал к ханам. Батый же почтил Ярослава великой честью и мужей его и отпустил.
Год 1246 .
"В год 6754... В тот же год Михаил князь Черниговский с внуком своим Борисом поехал к татарам и был в их стане. Послал Батый к Михаилу князю приказ, веля ему поклониться огню и идолам их. Михаил же князь не повиновался велению их, но укорил, что глухие его кумиры. И так без милости от нечестивых заколот был и конец жизни принял."
Как ни странно, данный эпизод не помешал другим русским князьям ездить в дальнейшем к Батыю и уезжать от него, как утверждают русские летописи, "с честью". И мы бы не поверили про "честь", но и Карпини, и Рубрук, находясь в ханской ставке, отмечают большое влияние там русских.
Мы с удивлением читаем в Лаврентьевской летописи, что жизнь на Руси продолжается в прежнем темпе: города восстанавливаются или продолжают строиться, князья все так же ведут войны друг с другом или с сопредельными народами. Единственное изменение - регулярно ездят в Орду с богатыми подарками, причем не только для получения "ярлыка на княжение".
Ведь кроме "ярлыков" приезжавшие в орду русские князья очень часто просили послать вместе с ними отряды татар для участия в своих разборках. И такие отряды они получали.
Смотрим на взаимоотношения татар и русских дальше.
Год 1257.
"В году 6865. Поехали князья к татарам: Александр, Андрей, и Борис, отдать честь Улавчею, и возвратились в свои вотчины. В эту же зиму приехал Глеб Василкович из ханской земли от царя, женившись в Орде."
Как мы видим, немного понадобилось времени, чтобы между русскими князьями и татарскими царьками начались брачно-семейные отношения. Взаимодействие русских с татарами стало таким тесным, что некоторые современные историки отрицают сам факт татаро-монгольского ига на Руси.
Но это, конечно не так: иго было, и жестокое. Дань, которую платили русские князья, была очень большой. Другое дело, как долго этот процесс длился, с какой интенсивностью, и как присутствие на Волге такого сильного и свирепого народа как татары повлияло на русскую жизнь того времени и отразилось на всем ходе русской истории.
Например, в том же 1257году ордынцы устроили перепись населения своей территории с целью контроля над сбором дани.
"Тое же зимы приехаша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую . и Мюромьскую и ставиша десятники . и сотники . и тысящники и темники .
Естественно, русские города попали под раздачу, что крайне не понравилось населению (зафиксированы волнения в некоторых городах, причем, что интересно, подавляли их сами русские князья, а не татарские отряды).
Запись под 1259 годом содержит запись, наводящую на мысль, что Нижний Новгород раззорению со стороны татар не подвергался. О причинах мы можем только гадать, тем не менее обратимся к летописи:
"В год 6767. Михаил Пинячин приехал в Новгород, говоря так: "Если не записаны кто в числах у царя ордынского, то уже скоро придет рать татарская на Низовскую землю и всем горе будет." И устрашились новгородцы и явились за переписью, и послали послов своих в Орду к царю со многими дарами, бить челом: мол пусть отдаст им гнев свой и исчислит землю их всю как хочет..."
Чтобы понять эту запись правильно, следует вспомнить, что Новгородов на Руси в то время было не менее четырех, и, фиксируя события в летописях, авторы записей знали, о котором из них шла речь, поэтому простодушно думали, будто и все остальные, кто будет читать их труды, разберутся. Новгород в устье Оки также в то время упоминался в летописях без эпитета "Нижний", но поскольку на предыдущих страницах говорится о его строительстве "на Низовских землях в устье Оки", то данный отрывок сомнений не вызывает.
Проходит еще немного времени...
Год 1262. Читаем:
"В год 6770. Избавил Бог от лютого томления бусурманского людей Ростовской земли, вложил ярость в сердца христианам, не потерпевших насилье от безбожников, созвавших вече и выгнавших их из городов: Ростова, Владимира, Суздаля и Ярославля. Собирали те окаянные басурмане дань и от того великий вред людям причиняли, творя резню.
В тот же год убили Изосиму преступника. Он был монах с виду, но сосуд сатаны, потому что был пьяница, срамословец, празднословец, кощунственник и, в довершение, он отверг Христа и стал бусурманином, приняв веру лживого пророка Магомета."
То есть, не прошло и 30 лет с начала вражеского нашествия, а с татарскими сборщиками дани в русских городах было покончено - их выгнали, и с тех пор сбор дани для передачи татарам было внутренним делом русской территории.
Не надо, конечно, думать, будто все было мило, красиво и добровольно: историки считают, что примерно до 1480 года, то есть до "великого стояния на Угре", Золотая орда и даже ее остатки как государства были сильнее Руси, но больше никогда ничего подобного Батыеву нашествию не было. Были откупы на сбор дани, и иногда эти откупы попадали в руки татарских баскаков (наезжали, брали, уезжали), были набеги на города, когда дань долго не поступала, но в общем и целом лучше всего понять взаимоотношение русских с Ордой можно из укора Олега Рыльского Святославу Липецкому:
"Если бы ты пошел со мной в Орду, можно было бы нам с Божьей помощью Ахмата баскака перед царем обвинить..."
То есть, русские князья старались действовать в сложившейся ситуации не только грубой силой, но и дипломатией.
Орда в то время делилась (мы знаем это не только из русских летописей, но и благодаря путешествиям Карпини и Рубрука) на две части: первая была в низовьях Волги (от Казани и ниже), и вторая ("к ханам") - там, где, по уверению историков, располагался город Каракорум. Волжская Орда была к русским землям ближе, и поэтому, естественно, неприятностей доставляла гораздо больше второй, отдаленной. Но при том, что отдаленная была теоретически главнее, отношения между ними были весьма непростыми, и это давало возможность русским князьям вести тонкую и хитрую политику.
Например, в знаменитой Куликовской битве, вопреки хрестоматийному мнению, с обоих сторон участвовали и русские, и татарские, и даже литовские полки.
Почему? - официальные историки нам этого не объясняют, но они, если почитать внимательно русские летописи (в частности Никоновскую, т.10) либо вообще ничего не хотят знать о периоде русской истории от 1242 по 1480 годы, либо выхватывают из него отдельные эпизоды, никак не связывая их между собой.
Ведь если бы русские князья вместо того, чтобы воевать друг с другом, догадались объединиться и отбивались от татар совместно, никакого ига не было бы вообще. А вместо этого мы наблюдаем иное: русские князья привлекали татарские отряды для установления или упрочнения своей власти, даже если ради этого им приходилось ездить за тридевять земель в Орду, рискуя своими жизнями (Ярослава Суздальского, отца Александра Невского, там, например, отравили, что подтверждает Плано Карпини, бывший тому свидетелем).
2
И вообще, с точки зрения современной истории совершенно непонятно, почему сразу же после окончания боевых действий Великий князь Ярослав, глава Владимиро-Суздальской Руси, лично едет к Батыю, а сына своего Константина посылает в пасть к врагу - "к ханам", то есть "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что".
Конечно, русские князья могли не знать, что татары убивают, стараясь вычистить под корень всю правящую верхушку завоеванных стран, чтобы на ее место поставить своих. Но почему Ярослав поехал лично, а не отправил хотя бы посольство, как это сделали папа римский и французский король, например?
Ответ, опять же, кроется в том, что княжеская власть на Руси была властью по договору, который предусматривал не только права князей, но и их обязанности. И главнейшей из этих обязанностей была охрана территории и народа. Очевидно, что несмотря на все разборки князей между собой, они старались выполнять эти обязанности максимально добросовестно.
Кстати, тот, кто интересуется историей всерьез, может заглянуть в "Поучение Владимира Мономаха", где очень красочно описано, какое воспитание получали княжеские дети. Только читать надо всю статью (исследователи делят ее на три части), потому что кроме морализаторского зачина там есть еще и автобиографическая часть.
После ее прочтения начинаешь лучше понимать фатализм, столь удивляющий иностранцев при их исследованиях русского характера. Воинская служба этого князя началась с 13 лет, и только больших походов он успел совершить к моменту написания автобиографии 83. Есть также строки, посвященные охоте:
"А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связывал я в пущах: десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких.
Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым.
И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. ..
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя...
...Если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога поведено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее..."
Впечатляет, не правда ли? Кстати, там же Владимир Мономах упоминает, что его отец знал 5 языков - не очень похоже на сидящего на троне в богатых одеждах бездельника, чьим главным занятием было, по мнению многих недо-историков, проводить время в пирах и вообще вести красивую бесполезную жизнь.
Так что можно с полным правом утверждать: Ярослав Суздальский поехал к Батыю непосредственно в силу своих прямых обязанностей, то есть разузнать, каким образом можно обеспечить максимальную безопасность вверенной ему территории и договориться о нюансах дальнейших взаимодействий.
Очевидно также, что кроме подарков, он вез Батыю какие-то предложения, и предложения эти показались ордынцам столь выгодными, что они не смогли от них отказаться. Настолько выгодными, что они предпочли иметь Русь на положении данников и союзников, а не захатывать ее полностью, лишая самостоятельности.
Вспомним отсутствие в дальнейшем на русской исторической арене волжских болгар и половцев - прежде чем пройтись по русским городам массированным катком, татары провели около года в степях на половецкой территории и, победив их, привели, говоря современным языком, к присяге. То есть Чингизиды встали во главе половецкой массы, и те, переняв атрибутику пришельцев, вручив, так сказать, свою совесть новым вожакам, согласились отныне называться их племенным именем, отказавшись от своего.
Но если половцы, переименовавшись в татар, практически ничего не потеряли кроме самостоятельности, и их образ жизни почти не изменился, то с болгарами было намного хуже: их города были полностью разрушены, и восстановиться им уже не позволили.
На значительной половине их территории поселился народ даже по языку им не родственный, и стала звучать там не болгарская, а тюркская речь. Самое же печальное, что у болгар был отнят главный источник их доходов - торговля.
И потомкам уничтоженного народа на долгие столетия остались лишь боль и желание если не отомстить, то хотя бы восстановить историческую справедливость. Эти потомки - чуваши. Их отношение к русским, хотя и совершенно несправедливое, в общем-то понятно, точно также, впрочем, как и русская поговорка "Чуваши - люди не наши". Потому как историческая память - штука долгоиграющая. Слишком много было между нашими народами терок. Даже странно: факты забылись, но настороженное отношение осталось.
Народная память на эмоциональном уровне вообще бывает очень долгой - увы, иной раз требуются непредвзятый взгляд вглубь веков и некоторые усилия, чтобы преодолеть взаимное непонимание. Потомки болгар, кстати, есть и среди русских, и среди марийцев, но еще больше их среди волжских (особенно казанских) татар, поскольку и монголо-татары, и половцы охотно вступали в браки с представителями покоренных ими территорий.
Такое тогда было время - жестокое, да, но война вообще штука подлая и злая. Кроме Руси и Великой Болгарии (так называет их государство Плано Карпини за ее величину, сравнивая территорию с карликовыми государствами Европы) подверглось раззорению множество других народов: хазары, аланы, болгары дунайские, венгры, поляки, литовцы, мокша, мордва, башкиры - это только из тех, которые упоминаются в исторических записях.
3
Что же касается обитателей Донских и Астраханских степей, то, хотя они и пострадали, но, возможно, никакого конкретного отказа от родового имени у них и не было. Половцами именовали этот народ русские летописи, персидские хроники говорят о кипчаках и команах. Сами же они делились на несколько родов, и, естественно, называли себя по принадлежности к своему роду или семье. Кстати, и в русских летописях (например, в "Ипатьевской" при описании похода Игоря Новгород-Северского), присутствует такое деление. Напомним:
"А когда настала суббота, начали выступать войска половецкие, как боры, и растерялись князья русские, кому из них к какому ехать, потому что было их неисчислимое множество. И сказал Игорь: "Вот, видно собрали мы на себя всю землю: и Кончака, и Козу Бурновича, и Токсобича, и Колобича, и Етебича, и Тертробича."
Естественно, перед русскими князьями стояло не 6 человек, а роды, причем если Кончака летопись называет просто по имени, то второго (Гзу, он же "Коза") уже и по названию семьи (Бурнович), а имена остальных - просто собирательные наименования родов: токсобичей, колобичей и т.д. Добавим сюда же, что иностранные путешественники, побывавших в нашей стране во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова, свидетельствуют, что половцы и татары Нижней Волги - это разные названия одного народа.
Так что сила, едва не приведшая русские земли к уничтожению, была по своему этническому наполнению вовсе не монгольской, что бы мы не понимали под этим этнонимом, а хорошо знакомой им соседской, только переформатированной на чуждый русскому менталитету образец.
О том, что объединенные войско половцев представляло из себя грозную трудноодолимую силу, говорит не только история неудачного похода князя Игоря, но и сведения, дошедшие до нас о битве на реке Калке в 1223 году. Объединенное войско русских и половцев потерпело поражение прежде всего потому, что действия тех и других не были заранее согласованы и не было общего плана сражения.
Потому как тактика боя у русских и у половцев была совершенно различной. Половецкие отряды были полностью конными, а в русском войске основная масса состояла из пехотинцев. Отсюда и остальное. У половцев было принято в случае превосходящих сил противника изображать паническое бегство, чтобы затем, обойдя противника с флангов, ударить ему в тыл. У русских же было принято прямое фронтальное столкновение.
В результате в наступившей сумятице русские вообще приняли поведение половцев то ли за предательство, то ли за трусость - в общем, мы знаем, что объединенные силы южнорусских князей были на Калке практически уничтожены.
Здесь обращает на себя внимание другой аспект произошедшего: что сталось с войском пришельцев после? А случилось нечто странное: огромная армия словно растворилась в воздухе - летопись так и пишет: "неизвестно куда делись". Сама собой напрашивается мысль, что это была работа половцев. Верные своей тактике, они напали на вражеский отряд, когда те совсем этого не ожидали, и его уничтожили.
4.
Но возвратимся к событиям, произошедшим на 20 лет позднее, а именно к 1243, то есть к поездке Ярослава Всеволодовича к Батыю и подоплеке этой поездки. Русские летописи утверждают, что поехал Ярослав для выкупа пленных и возвратился "с честью", то есть стороны договорились не только о пленных, но и о чем-то очень важном.
Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что смыслом договора было возобновление торговли по Волге. То есть Ярослав сумел объяснить Батыю ценность попавшей в его руки Казани и остальных населенных пунктов как источников будущих неисчислимых Батыевых богатств. Ту святую истину, что ограбить и убить можно только один раз, а собирать дань - ежегодно.
Результат не заставил себя ждать. Западные путешественники, направлявшиеся в ставку монголо-татар, отмечают появление на берегах Волги, где ранее ниже болгарской территории городов не было (единственное исключение - Сумеркент в дельте Астрахани, принадлежавший ранее аланам и "сарацинам", то есть ираноязычным христианам и мусульманам) двух новых населенных пунктов, заложенных Батыем.
Так, Карпини упоминает городок, заселенный русскими и половцами, чьим основным видом деятельности было обеспечение переправы на другую сторону. А Рубрук, путешествовавший на 5 лет позднее, пишет о строительстве Сарая, местонахождение которого сейчас вызывает столько споров. Вроде бы ничего удивительного, не будь Батый, как и другие татары, кочевником, отнюдь не собиравшимся переходить к оседлости.
Кстати, о том, что Рубрук не склонен к пустому сочинительству, свидетельствует описание им денежных единиц разных народов:
"Ходячей монетой русских служат шкурки разных пушных зверей, горностаев и белок."
Очень ценное, кстати, наблюдение, напрочь отметающее аргументы тех, кто задается вопросом об отсутствии на раскопках Сарая и других ордынских городов русских монет: их у русских не было вплоть до достаточно позднего времени. Не требовалось потому что. Внутри Руси имели ценность серебряные слитки (гривна и ее обрубки), а дань для отправки "в Орду" собиралась мехами.
Ну а добравшись до Менгу-хана, Рубрук отмечает элементы, говорящие о закладке основ для превращения разграбленной территории, покрытой руинами и мертвыми костями, в полноценно функционирующее государство...
Религия татар.
Религиозный вопрос нам приходится рассматривать подробно, потому что в нем содержится один из ключей, указывающих на происхождение татар.
Из эпизода под 1262 годом (изгнание баскаков из русских городов), историки делают вывод, будто татары были мусульманами, но это заблуждение. Скорее всего татары использовали для сбора дани в русских городах болгар, перешедших к ним на службу. Татары того периода весьма терпимо относились к различным вероисповеданиям, и не запрещали никому исповедовать ту религию, какую он хотел. Мусульманами в тот период были волжские болгары, и если мы вспомним это, то эпизод под 1262 годом из Лаврентьевской летописи станет нам абсолютно понятен.
Ведь монголо-татары приняли мусульманство (назовем их здесь по-современному) только в 1320 году, при Узбек-хане после того, как тот взошел на трон в Золотой Орде благодаря поддержке происламских сил региона.
Сомнений в этой дате нет, так как она подтверждается не только сведениями из русских летописей, но также арабскими и персидскими. Кроме того, поскольку татары были народом, имевшим письменность (иначе как бы они смогли устроить перепись населения?), в Золотой Орде велись свои собственные исторические записи как минимум с момента той самой одиозной переписи 1259 года.
Итак, вспомним, что под годом 1246 Лаврентьевская летопись пишет, что князя Михаила Черниговского, приехавшего в Орду на переговоры, заставляли поклониться "огню и идолам". Судя по тексту летописи Никоновской, кроме огня татары поклонялись Солнцу и Луне (Батый лично уговаривал Михаила им поклониться как божествам). Делал он это не из злости или желания унизить русских, а из страха: монголы, как и все язычники, очень боялись колдовства, и считали огонь очищающей силой.
Никоновская летопись это подтверждает, красочно описывая, как Батый "повелел всем князьям русским, оставшимся на Руси, прийти к нему на поклон. А сначала приказал своим волхвам развести два костра, и провести всех князей русских вместе с боярами их между кострами, и поклониться кусту, идолам их и огню, а из даров, которые приносят царю, часть некоторую в огонь бросал...".
Почитание огня и идолов у татар подтверждают также и западные путешественники, такие как Плано Карпини и де Рубрук
Делаем вывод: татары не могли быть ни мусульманами, ни иудеями, ведь и та и другая религии считают идолопоклонство большим грехом! Зато поклонение огню намекает на другую религию - зороастризм. Сейчас это одна из официальных религий Ирана, но исповедуют ее также курды (Афганистан, Турция) и некоторые ираноязычные племена Ирака, ведущие полукочевой образ жизни в тростниковых зарослях Тигра и Ефрата.
Письменность татар
Любопытно, кстати, ознакомиться с образцами письменности, оставленными Чингизидами. Историкам повезло - такие образцы есть, причем один из них именно того самого периода, который мы сейчас рассматриваем (начало основания Золотой Орды). Это дает нам уникальную возможность узнать, на каком языке говорили татары (по крайней мере их верхушка), и какой тип письменности они использовали.
То есть если этот народ пришел с территории современной Монголии, то текст должен быть на одном из монгольских или китайских языков того времени. Например, хотя бы на древнеуйгурском, либо там должны быть иероглифы.
История появления рассматриваемого документа такая. В битве на Калке погибли не все южнорусские князья. Один из них (украинские источники утверждают, что это был Данило Галицкий) поехал к папе Римскому организовать помощь. Не будем заострять свое внимание на том факте, что вместо помощи папа Римский устроил нечто вроде крестового похода (сначала шведы, затем тевтонский орден) на северо-западные русские земли, в результате чего нашим князьям пришлось обороняться на два фронта,
Но неизвестным свирепым народом в Ватикане заинтересовались. И была отправлена делегация в ставку татарского хана Гуюка. Историки утверждают, что в их руки попало, сохранившись до наших дней, именно то письмо, которое привезло с собой из ханской ставки возвратившееся посольство. Возглавляя посольство некий Плано Карпини.
Письменный отчет Плано Карпини, небольшой и крайне информативный, был очень популярен в средневековье и поэтому дожил до наших дней в достаточном количестве списков под названием "История монгалов Иоанна де Плано Карпини архиепископа Антиварийского".
Хотя текст ханского письма у Карпини и не приводится, но перевод его не оставляет сомнения, что в данном случае подлога нет, это действительно оно.
Итак, "Письмо Гуюка к папе." Находим. Смотрим.
Любой знаток типов письменностей сразу скажет: это письменность арабская. Распространена была на всем Ближнем и Переднем Востоке, в том числе в Иране и Ираке. Несмотря на название "арабская", пользовались этой системой письма многие другие народы Востока, например, арамейцы и персы. Даже еврейская письменность по сути является ее модификацией.
Выделим и увеличим фрагмент, чтобы было лучше видно манеру письма:
Вот перевод текста:
"Силою Вечного Неба (мы) Далай-хан всего великого народа; наш приказ (Эти строки написаны по-тюркски, дальше идет персидский). Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял... И еще. Вы сказали, что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли. И еще. Вы послали мне такие слова: "Вы взяли всю область Majar (Венгров) и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?" И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к обоим выслушать приказ бога. Но приказу бога эти люди не послушались. Те, о которых ты говоришь, даже держали великий совет, они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях силою вечного бога люди были убиты и уничтожены...
Ныне вы должны сказать чистосердечно "мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество". Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами..."
В Интернете есть и научное описание текста:
"Письмо Гуюка написано по-персидски на длинной (1 м 12 см), но узкой (20 см) бумаге, состоящей из двух склеенных кусков. В конце письма и в месте склейки листов имеются красные оттиски печати. Письмо это считалось утерянным и монголоведы строили всякие предположения о содержании его и о характере письменности.
Оказалось, что выражение "по-саррацински" в данном случае следует понимать по-персидски. Письмо было обнаружено в 1920 г. в архиве Ватикана польским ученым монахом Кириллом Каралевским, сфотографировано и передано на изучение иранисту Массэ, который первый сделал перевод этого письма: Впоследствии письмо было исследовано и еще раз переведено крупнейшим монголоведом Франции Полем Пельо, опубликовавшим персидский текст, перевод и комментарии.
Конечно, особо упорные фанатики своих идей могут утверждать, будто несмотря на то, что письмо было написано частично по-тюркски (вступление), частично по-персидски, татаро-монголы были-таки выходцами из современной Монголии. Но на это есть серьезное возражение: любой завоеватель, если он победитель, да еще с таким самомнением, послания вышеописанного содержания пишет исключительно на родном языке. Отсюда естественный вывод: татаро-монголы были ираноязычным народом.
Единственное, что немного смущает, это верхняя фраза, написанная по-тюркски. Но семантический анализ текста показывает дублирование по смыслу двух первых предложений. Наиболее вероятно предположение, что письмо писали или диктовали двое: для одного родным языком был тюркский, а для другого - персидский.
То есть напавший на Русь народ был конгломератом из этих двух этносов, и являлся типичной коалицией, в которой Чингизиды были всего лишь одним из родов. На данную мысль наводит и странная фраза: "Чингиз-хан и Каан". Двое! А не один! И это крайне интересно...
Мало того, о двойственной природе монголо-татарского этноса говорит вся их история: и государство Великих Моголов в Индии (владыки их говорили по-персидски), и тюркский в свое основе язык наших современных татар, и документы Тимуридов, явствующие о том, что оба языка (предки современных узбекского и таджикского) были в их государствах равноправными и официальными.
Чтобы разобраться в национальностях, предположим для начала, что один этнос назывался монголами (варианты: "моголы", "могалы", "моалы"), а другой - татарами. Исходя из ситуации, обрисованной русскими летописями, с огромной долей вероятности тюркоязычная составляющая представляла из себя дикую, плохо организованную конницу, а выходцы из Ирана знали греческий огонь, умели брать города, обрабатывать железо и имели письменность.
Только такая гипотеза может объяснить все моменты и составляющие истории монголо-татар: поклонение ордынцев огню, письмо, имевшее начертание, принятое в Междуречье Тигра и Ефрата, персидские приемы строительной и военной техники, несовпадение погребальных обрядов знати и рядовых воинов. Упомянем еще применение для переправы через реки кожаных лодок, полностью аналогичных тем, какими пользовались еще жители древней Ассирии...
Кто же был кто? Начнем с татар. Откуда прибыли они?
Происхождение татар
Современные историки недаром ведут споры на эту тему: вопрос запутан до предела. Причина тумана очевидно лежит в плоскости политической конъюнктуры, хотя, казало бы, чего проще: отмотайте назад всю цепочку исторических сведений о Чингизидах, начиная от последних (а это примерно XVII век) до самых первых . В промежутке будет знаменитый Тамерлан, упомянутый в хрониках очень многих народов.
Итак, Рашид-ад-Дин утверждает, что во времена Чингиз-хана и его отца астрологи не умели определять время путем астрономических наблюдений, поэтому точной даты рождения Чингиз-хана никто не знает, но считается, что умер он в возрасте 78 лет. А поскольку это событие произошло то ли в 1234 г. (есть две версии), то ли в 1227, то отсюда был вычислен и год его рождения. Отцом его считается некий Есугей-бахадур, из племени нирун, принадлежащего к татарам.
К сожалению, биография Чингиз-хана в изложении Рашид-ад-Дина выглядит столь неправдоподобной, что достоверность ее вызывает большие сомнения. Она напоминает скорее эпическую поэму, где гиперболы и выдумки грехом отнюдь не считаются.
Начать с того, что почему-то отец нарекает мальчика при рождении именем своего побежденного врага, и имя это - Темучин. Как можно догадаться, такой финт дает возможность биографам приписать деяния одного человека другому, тем более что следом Рашид-ад-Дин упоминает, будто первые 49 лет биографии Чингиз-хана ему неизвестны.
Странно, конечно, что далее следует многостраничное описание Чингисхановых подвигов (позднейшие вставки?). Еще более показательно, что Рашид-ад-Дин очень подробно пишет о правителях различных территорий того времени, с перечнем, кто где сколько правил, но в этом перечне нет места ни для Темучина, ни для Чингисхана. То есть хотя Чингисхан и именуется царем, но при этом непонятно какого государства.
Поэтому лучше обратимся к уже цитированным нами Карпини и Рубруку. Они собирали сведения о монголо-татарах непосредственно сразу после нашествия тех на Русь. То есть лично общались если не с детьми, то с внуками Чингиз-хана и имели возможность узнать об их истории и происхождении из первых уст.
Итак, Карпини. От папских послов требовали ни более ни менее, чтобы они поклонились изображению Чингиз-хана, которое висело тут же на стене, потому что Чингиз-хан, "повелитель вселенной, которому поклоняются все народы..." т.д. Татары пытались навязать папской делегации собственного предка в качестве бога!
В общем, при чтении отчета у непредвзятого аналитика невольно возникает ощущение, что перед ним розыгрыш. Вплоть до предположения, что мы имеем уникальное свидетельство того, как некая группа людей пытается навязать миру некую свежеизобретенную религию, взяв для нее кое-что из христианства, а что-то из мусульманства.
То есть мы находимся при создании чуть ли не первого в истории мифа: попытки сделать из реального человека некоего племенного героя, покорившего полмира. Целью мистификации было запугать конкурентов на владение нужными племени территориями и подчинить их себе.
Это было тем легче сделать, что ни персидским, ни тюркскими, ни даже арабским папские послы не владели, и им можно было навешать на уши любую лапшу. А о том, что этой лапши было немало, свидетельствуют описания якобы покоренных татарами народов, среди которых значатся люди с собачьими головами, женщины-чудовища и прочий бред.
Не все в работе Карпини выдумка (тому, что он наблюдал собственными глазами, можно доверять безусловно), но насчет историко-географических сведений он и сам честно предупреждает, что получил их от третьих лиц. Поэтому мы поступим правильно, если проявим здоровый скепсис и не будем торопиться объявлять все, что он нам сообщает, святой истиной.
Странно, например, что не только "Повесть временных лет" ничего не ведает о таком народе как татары (в общем-то это вполне допустимо), но даже в период якобы блестящей и головокружительной Чингисхановой военной карьеры, в течение которой к нему присоединилась куча окружавших его народов, ни русские, ни болгары, ни половцы, ни греки ничего про такого великого царя не ведали.
А ведь это 1170-1236 годы, нашедшие отражение во всех русских летописях того периода, где отмечались не только собственная история, но и важные события у соседей. Подробно было описано взятие крестоносцами Царьграда, не прошло незамеченным уже упомянутое появление на границах волжско-камских болгар беженцев с сопредельных территорий в тот период, когда татары начали набирать силу.
А до 1223 года - нет никаких татар. Не побоимся повториться:
"В тот же год явились язычники, которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли и каков язык их, и какого племени они, и какова их вера. И зовут их татары, а иные называют тауменами, а другие печенегами. Некоторые говорят, что это те самые, о которых епископ Матфей Патомский свидетельствует, что они вышли из пустыни Етривской... и попленят они всю землю от востока до Ефрата и от Тигра до Черного моря. Бог един ведает, кто они и откуда пришли... Русским князьям многие беды были от них, и мы слышали, что они многие страны захватили, ясов, обезов, касогов и половцев безбожных множество убили, а иных загнали..."
Обратим внимание, что слово "монголы" в русских летописях того периода не мелькает вообще. И что в роли одной из территорий, откуда могли явиться татары, в обозначенном отрывке фигурируют Тигр и Ефрат.
Что пишет Карпини о происхождении татар?
...сами же себя они именовали татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар..."
Татар - это по-русски, в европейских источниках название реки этой пишется "Тартар".
Заглянем в современные географические данные. Интернет-поисковики выдают нам озеро Тартар, которое находится в Ираке, между реками Тигр и Ефрат. В это озеро впадает река, и на некоторых картах она подписана: "Вади-ат-Тартар".
Из Интернета можно также узнать, что в междуречье Тигра и Ефрата с древности и по сей день обитают народности, говорящие на языках иранской группы, и что эти народности, в основном, кочевые.
Отсюда делаем вывод: татары пришли оттуда, то есть из междуречья Тигра и Ефрата.
Обратимся теперь к монголам.
Карпини утверждает, что это просто другое название народа, имевшего родовое имя "су-монгалы", то есть "речные монголы".
А что говорит де Рубрук? Этот человек к концу пребывания на ордынской территории уже сносно разговаривал на местном языке и, вследствии большого благоволения к нему Менгу-хана (а из текста это несомненно, так как Рубруку прощалось многое из того, за что других жестоко наказывали), он имел возможность узнать о монголо-татарах очень и очень многое.
Он называет монголов "моалами". Так вот, передаваемая им история начала татаро-монгольских завоеваний резко отличается от общепринятой, причем настолько в сторону реалистичности, что это делает ее весьма и весьма правдоподобной.
"В то время в народе моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал, что мог, из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к татарам и там спрятался. Тогда Унк, взяв добычу от моалов и от татар, вернулся.
Тогда Чингис обратился к татарам и моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И татары, и моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу.
Затем Чингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое."
Как видим, Рубрук называет предка Чингизидов ремесленником, а в главе 48, посвященной посланию Менгу-хана франкскому королю, пишет прямо:
Они называют Чингиса звоном железа, так как он был кузнецом, а вознесясь в своей гордыне, именуют его ныне и сыном Божиим).
Приведем цитату непосредственно из этого послания:
"Вот слово, которое вам сказано от всех нас, которые являемся Моалами, Найманами, Меркитами, Мустелеманами..."
Мы не будем здесь утверждать, что Чингиз был вором - скорее всего имел место оговор (профессия кузнеца предполагает достижение к 49 годам высокого профессионализма и честности в делах). Тем более совершенно неправдоподобно, чтобы люди, к которым мелкий воришка сбежал за спасением, не обвинили его в своих бедах после мести могущественного соседа. Даже наоборот - сам факт избрания Чингиза вождем после такого события говорит о том, что Унк-хан и раньше нападал на татар и моавов, грабя их почем зря. Отметим факт женитьбы одного из сыновей Чингиза на дочери побежденного врага и присоединения им к территории моалов (монголов) и татар новых и, очевидно, плодородных, с хорошими пастбищами земель.
Не столь существенно также, куда конкретно сбежал Унк после поражения. Гораздо важнее понять, каким образом в составе монголо-татарского объединения оказались тюркоязычные племена. А для этого откроем карту с изображением верховьев рек Тигра и Ефрата и посмотрим на данную территорию непредвзятыми глазами
Например, не вызывает сомнения, что земли Унк-хана находились поблизости от земель татар и монголов, то есть от верховьев реки Тартар. (кстати, Плано Карпини говорит, что племя, к которому принадлежал Чингиз, называлось "йека-монгал, то есть верхние монгалы", что хорошо согласуется с выбранной нами точкой отсчета.)
На данной карте нет реки Тартар, но мы помним: это территория между Тигром и Ефратом, где-то возле Мосула. Исходя из фактов истории, двигались оттуда татаро-монголы на северо-восток и быстро захватили часть территории, называемой ныне Прикаспийским регионом.
А страна, через которую они должны были пройти, в то время принадлежала туркам-сельджукам. По крайней мере, так утверждает современная версия истории.
Что нам это дает? Пока ничего, потому что представить себе, будто небольшая групка народа могла отхряпать огромный кусок территории у такого могучего государства как Турция, крайне трудно. Татаро-монголы должны были сначала найти себе союзников. И наверняка этими союзниками были какие-то из вышеперечисленных в послании народов. Например, найманы. Что мы знаем о них?
К сожалению, не так много, как бы нам хотелось. Современные найманы не образуют компактной народности, и отдельные островки их разбросаны по огромной территории от Казахстана до Монголии. Единственный плюс - что язык их тюркский, но это ни на шаг не приближает нас к розыску сведений о том, где и когда они вступили с монголами в военный союз.
Лучше снова обратимся к Рубруку.
В главе 19 Рубрук пишет:
"...В истории Антиохии читаем, что Турки послали за помощью против Франков к королю Кон-хану. Ибо из этих стран явились все Турки.
Этот Кон был Каракатай. Кара значит то же, что "черный", а Катай - название народа, откуда Каракатай значит то же, что "черный Катай". И это они говорят для различения их от Катаев, живущих на востоке над океаном, о которых я скажу вам впоследствии.
Эти Катаи жили на неких горах, через которые я переправлялся, а на одной равнине между этих гор жил некий несторианин пастух (pastor), человек могущественный и владычествующий над народом, именуемым Найман (Naiman) и принадлежавшим к христианам-несторианам.
По смерти Кон-хана этот несторианец превознес себя в короли, и несториане называли его королем Иоанном... и я проехал по его пастбищам; никто не знал ничего о нем, кроме немногих несториан.
На его пастбищах живет Кен-хан... и я также проезжал той дорогой при возвращении. У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами Каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего городка, по имени Каракарум; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и Меркит и принадлежавший к христианам-несторианам.
За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища Моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах. И рядом с Моалами были другие бедняки, по имени Тартары...
Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов Моалов."
Попробуем проанализировать данный текст. Мы видим, что владения Кон-хана (пастора Иоанна), Унка, моалов и татар представляли из себя непрерывную цепочку общей протяженностью в две, максимум три тысячи километров, и то по кривой.
В самом деле: 10-15 дневных переходов при скотоводстве - это 200 или 300 километров. Три недели пути - это приблизительно 1000 километров по прямой, а если по горным тропам - то около 500. Иначе говоря, это никак не дальше, чем территория современного Ирана, а скорее всего, намного ближе.
Теперь посмотрим на события с другой стороны. Уже упоминание о войне в Антиохии франков с турками говорит о том, что вряд ли те могли посылать за помощью слишком далеко - Джунгария, куда традиционная история помещает кара-катаев, уж точно для этой цели не подойдет, и тем более это далеко от Монголии. Максимум Средняя Азия, либо даже современные Иран и Афганистан.
Не слишком верится и в наличие в Монголии мощной христианской общины тюркоязычных народов. Распространителями христианства были в то время греки, разошедшиеся по свету благодря завоевательным походам Александра Македонского, и маршрут его походов достаточно известен.
Дальше Индии с Афганистаном Александр не заходил, и предполагать, будто греческие просветители с неизвестными целями, рискуя своими жизнями, двинулись проповедовать христианство среди народов, языков которых они не понимали и объясниться с которыми они вследствие этого возможности не имели, по крайней мере наивно.
Зато тюркоязычные христиане вполне уместны на территории бывшего Арамейского государства (современные переводчики почему-то передают его термином "Великая Армения"), включавшим в себя, кроме бывшей Ассирии, также Малую Азию и Закавказье.
Сельджуки к данному историческому моменту успели захватить его далеко не полностью, греков или их потомков там было достаточно, и миссия их была настолько успешной, что по свидетельству Рубрука, христианами были даже аланы, потомки скифов (еще один ираноязычный народ), причем исповедовали они православие и писали греческими письменами.
Что же касается ислама, то ислам - религия прежде всего арабов, а в рассматриваемый период власти у них в Прикаспии не было. По историческим сведениям, Среднюю Азию тогда контролировали Караханиды, и, очевидно именно их Рубрук называет "каракатаями". Караханиды (назывались они так по имени своего то ли предка, то ли предводителя Кара-хана) были тюркоязычным народом.
Так что откуда тюркская составляющая в монголо-татарском воинстве теперь понятно. И пусть нас не смущают на исторических картах все эти газневиды и прочие государства - они правили не одновременно, и власть их правителей не распространялась так далеко, чтобы помешать одному маленькому племени захватить частным образом земли другого небольшого племени и плавно расширить свои владения.
Вернемся к королю Иоанну и брату его Унке. Племена, которые они возглавляли, принадлежали к тюркам, но далеко не весь опекаемый ими народ был с ними в близкой родственной связи или исповедовал ту же самю религию. Поэтому устранение Унк-хана а затем женитьба сына Чингиза на законной наследнице позволила присоединить найманов и мекритов (Рашид-ад-Дин считает последний народ горцами) не как побежденных, а как партнеров.
Что же касается таинственных уйгуров ("югуров", как называет их Рубрук), у которых моголы якобы позаимствовали письменность, то по свидетельству Рашид-ад -Дина слово это было не наименованием какого-то определенного племени или происхождения, а термином, обозначавшим нечто вроде "присоединившиеся к союзу". То есть национальность уйгуров вообще могла быть любой, в том числе и самой разной, что полностью согласуется с тем, что моголы принесли свою систему письма с той территории, из которой явились.
Итак, если мы все поняли правильно, то независимо от того, до каких пределов в тот момент расстилались владения найманов и мекритов, к 1236 году союзное моголо-тюркское объединение, именуемое соседними народами "татары", хотя и владело всем Каспием, но находилось только в самом начале создания своей империи.
Это действительно было объединение двух этносов: ираноязычного и тюркоязычного, скрепленное брачно-семейными узами. Возглавлял его Чингиз, приняв титул хана - человек, обладавший несомненными лидерскими качествами, в том числе ораторскими способностями, здравым смыслом и хитростью.
Хотя сложенный впоследствии эпос и приписывает ему бесконечный ряд завоеваний, но из сохранившихся посланий ханов Гуюка и Менгу а также записей Плано Карпини и Рубрука мы видим следующие несомненные вещи:
1) Верховного хана выбирали на курултае (то есть совете), и далеко не всегда им становился кто-то из Чингизидов (например, не был Чингизидом Мамай, и не был Чингизидом Тамерлан)
2) Родоначальников было, как следует из послания хана Гуюка, как минимум двое: Чингиз из моголов и Коон из каракатаев. Произношение "монгол", кстати, неправильное, возникшее вследствие попытки Плано де Карпини передать носовой звук "о" (французы, а Карпини был из них) передают его посредством буквосочетания "on").
3) К началу 1236 года, то есть моменту нападения на центральные русские города, в союз входили четыре племени: моголы, найманы, меркиты (они же "мекриты" и "бекриты" - так утверждает Рашид-ад-Дин) и мустелеманы. Поскольку последнее племя истории не известно, не будет ошибкой, если мы предположим, что под этим словом скрывается термин "мусульмане".
4) Хитрым планом Чингиза было, создав союз, добиваться военного преимущества путем блефа: будущему противнику, земли которого предполагалось завоевать, преподносился миф о якобы огромной военной силе, которая на него движется и сметет его с лица земли, если он не покориться. Об империи, которой еще не существовало и которую только предстояло создать, рассказывалось как об уже существующей.
5) К 1223 году, то есть моменту битвы на Калке, не были покорены ни половцы, ни булгары, ни какие-либо другие народы Поволжья. Возможно даже, что и Средняя Азия находилась не под властью татар. В более далекие территории войска начали посылаться только после 1250 года, когда у татар уже было достаточно людских ресурсов.
О некоторых из военных хитростей татар рассказывает Плано Карпини.
"IV. Когда же они желают приступить к сражению, то располагают все войска так, как они должны сражаться. Вожди или начальники войска не вступают в бой, но стоят вдали против войска врагов и имеют рядом с собой на конях отроков, а также женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и помещают их на лошадей; это они делают для того, чтобы заставить думать о большем количестве воюющих.
Пред лицом врагов они посылают отряд пленных и других народов, которые находятся между ними; может быть, с ними идут и какие-нибудь татары. Другие отряды более храбрых людей они посылают далеко справа и слева, чтобы их не видали их противники, и таким образом окружают противников и замыкают в середину; и таким образом они начинают сражаться со всех сторон.
И, хотя их иногда мало, противники их, которые окружены, воображают, что их много. А в особенности бывает это тогда, когда они видят тех, которые находятся при вожде или начальнике войска, отроков, женщин, лошадей и изображения людей, как сказано выше, которых они считают за воителей, и вследствие этого приходят в страх и замешательство. А если случайно противники удачно сражаются, то Татары устраивают им дорогу для бегства, и как только те начнут бежать и отделяться друг от друга, они их преследуют и тогда, во время бегства, убивают больше, чем могут умертвить на войне.
Однако надо знать, что если можно обойтись иначе, они неохотно вступают в бой, но ранят и убивают людей и лошадей стрелами, а когда люди и лошади ослаблены стрелами, тогда они вступают с ними в бой."
В связи с этим становится понятным и рассказ Карпини о дисциплинарных взысканиях, установленным Чингиз-ханом в татарском войске:
"Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один или двое, или больше смело вступают в бой, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются."
В самом деле, каким еще способом монголы могли заставить сражаться за себя людей, которые их ненавидели, тем более вынудить тех лезть под чьи-то стрелы? Для себя же, как мы прочитали выше, у татар существовало и бегство, и прочие ништяки.
Согласно восточным источникам, о 1221 годе есть сведения, которые являются дополнением к военным хитростям, описанным Карпини. Это то, как татары победили алан. Итак, когда аланы поняли, что одни они не справятся с татарами, они послали к половцами за помощью. И половцы уже были согласны такую помощь оказать, но получили известие от татар с предложением о мире в обмен на невмешательство между ними и аланами.
Подумав, половцы отказали аланам в помощи. В результате аланы были разбиты, но завоевав их, татары нарушили данное половцам обещание их не трогать и пошли на них войной. Вот и все - система была проста как три копейки: обман, коварство и еще раз обман.
С кем дрались русские на Калке
Может показаться неважным, конечно, каким маршрутом татары захватывали Прикаспий: с восточного побережья Каспийского моря они начали или с западного? Но поскольку изложенная в данной работе версия не совпадает ни с официальной, ни даже с Фоменковской, то этот вопрос отнюдь не праздный.
Так вот, тот факт, что в 1221 году Чингиз медленно, шажок за шажком продвигался к донским степям через Кавказ, подтверждает Иракскую теорию. Беженцы из Приаралья появились на границах Волжской Булгарии спустя еще 13 лет, а затем действие снова перемещается на запад, и разорению подвергаются последовательно земли половцев, мордвы и центрально-русские города. Только в 1240 году очередь доходит до Киева и других южно-русских городов.
Так что вопрос "А была ли к 1223 году у татар достаточная армия, чтобы напасть на Русь?" вполне закономерен. Точно также как и большие сомнения по поводу того, кем же были в реальности те, кто, согласно преданию, после того как захватил подлым обманом в плен часть русского войска, укрывшегося за наскоро возведенным укрытием, рядовых перебил, а князей связал, уложил в ряд и, накрыв их досками, устроил пир на образовавшемся помосте, продолжавшийся до смерти пленников.
Эта потрясающая по коварству и жестокости история тем не менее не находит своего отражения ни в одной из двух главных русских летописей: ни в Ипатьевской, ни в Лаврентьевской. Непредвзятого исследователя это наводит на очень серьезные размышления и вызывает кучу сомнений.
Ипатьевская очень подробно описывает битву на Калке, в том числе и имена тех, кто был послан пообещать за прекращение сопротивления сохранение жизней. Рассказывается там и о последовавшем разорении Новгорода Северского, жители которого вообще даже не пытались сражаться, а вышли навстречу за ворота с крестами и иконами в руках - все они были убиты.
Тут даже два "зачем". Во-первых, для чего жители Новгорода-Северского, уже зная о коварстве страшного врага, предпочли выйти ему навстречу с христианскими символами? И второе: в чем была причина полного уничтожения жителей города?
Уж не хотели ли нападавшие скрыть, кто они были такие? Действительно ли это были татары? Может быть, те были в данном случае вообще не причем? Может это крестоносцы были, решившие воспользоваться моментом и после захвата Константинополя разграбить еще и Новгород, о богатствах которого они столько слышали? Ну промахнулись немножко, ну не знали, что интересующий их город находился совершенно в ином месте?
Мысль слишком соблазнительная, чтобы ее отвергнуть, не обдумав. В самом деле, почему победители битвы на Калке повернули не на столичный Киев, захват которого принес бы им гораздо больше и политических, и материальных выгод, а двинули на северо-запад, где и растворились без следа на русских просторах?
Заглянем в восточные источники. Так вот, восточные источники о такой блестящей по всем меркам победе в эпохальной битве ничего не ведают, что крайне странно. Нет, например, описания ее среди военных походов монголо-татар у Рашид-ад-Дина. А ведь армия, с которой встретились объединенные силы русских и половцев, была слишком большой, чтобы ее исчезновение осталось не отмеченной в исторических записях монголов. Сомнения возникают вновь и вновь. Ведь отнюдь не с татарами пришлось сражаться в 1240-1242 году Александру Невскому, а со шведами и немцами.
Вспомним:
"никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли и каков язык их, и какого племени они, и какова их вера."
И это было странно, очень странно - князья всегда точно знали, с кем сражались, и это был единственный случай в истории Руси, когда враг не был опознан. На чем же зиждется уверенность, будто огромная, сильная, хорошо вооруженная армия, с которым столкнулось русско-половецкое войско на Калке, было монголо-татарами?
Основания три.
1. Монголо-татары действительно в тот период вели захватнические войны и очень скоро одержали над русскими войсками убедительную победу. А сравнивать было не с кем - битва на Калке произошла лет за 15 до того, как Русь непосредственно с ними столкнулась.
2. В ответном письме хана Гуюка к папе есть строчки, которые можно истолковать как признание, то есть будто Гуюк берет ответственность за произошедшее в 1223 году на татар:
"Вы послали мне такие слова: "Вы взяли всю область мадьяр и христиан; я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?" ... они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. ..."
3. На ходившей из списка в список и очень популярной среди западных исследователей так называемой "полной" версии битвы, где описываются события, предшествующие сражению. Так вот, в этом списке говорится, что узнав, как половцы сговариваются с русскими князьями о совместных действиях, татары якобы прислали к этим князьям послов, с предложением не вмешиваться, а русские не только проигнорировали совет, но еще и убили посольство.
Иначе говоря, это повествование утверждает, будто жестокость татар при Калке и после нее обусловлена неадекватным поведением русских во время переговоров...
История настолько шокирующая и повергающая в стыд русских историков, что они теряют всякую способность рассуждать на эту тему здраво.
Но есть нюансы.
Первый нюанс в том, что по сведениям Рашид-ад-Дина, который пользовался могольскими источниками, поход, упоминаемый ханом Гуюком, состоялся в 1225 году, и ходили татары в тот раз против Дунайских болгар и венгров. Решение о нападении на русские города было принято на курултае 1236 года, уже после смерти Чингиз-хана.
"... весною бичин-ил, года обезьяны, который приходится на месяц джумад 633 г.х. [11 февраля - 11 марта 1236 г. н.э.] ...Сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курултай и, по общему соглашению, пошли войною на русских..."
Второй нюанс в том, что об убийстве татарских послов нет сведений ни в одной из двух главных русских летописях, описывавших тот период: ни в Ипатьевской, ни в Лаврентьевской. Вот отрывок из Лаврентьевской летописи под 1223г полностью.
Того же лета [1223] явишася языци . ихже никтоже добре ясно не весть кто суть и отколе изидоша . и что язъыкъ ихъ . и которого племени суть . и что вера ихъ . и зовуть я Татары . а инии глаголють Таумены . а друзии Печенези . ини глаголють яко се суть ониже же Методи и Патомьскыи єископъ сведетельствуєт . яко си сть ишли ис пустъыня Єтриєвьскы суще межю встоком и сувером . тако бо Мефодии рече . яко къ скончанью временъ явитися тем . яже загна Гедеонъ . и попленять всю землю . от встока до Єфранта . и от Тигръ до Понетьскаго моря . кроме Єфиопья . Бог же единъ весть ихъ кто сть и отколе изидоша . премудрии мужи ведять я . добре кто книгы разумно умеєть . мы же их не вемы кто суть . но сде вписахом о них памати ради . Русскых князии беды . яже бысть от них . и мы слышахом яко многы страны поплениша . ясы . обезы . Касогы . и Половець безбожных множство избиша . а инехъ загнаша . и тако измроша оубиваеми гневом Бжьимь . и пречистыя его Матере . много бо зла створиша ти оканнии Половци Рускои земли . того ради всемилоствыи Бог хотя погубити . и наказати безбожныя сыны Измаиловы Куманы . яко да отмьстять кровь хестьяньску . еже и бысть над ними безаконьными . проидоша бо ти Таурмению всю страну Куманьску . и придоша близь Руси . идеже зовется валъ Половечьскыи . и слышавше я Русстии князи . Мстиславъ Кыєвьскыи . и Мстиславъ Торопичскыи . и Черниговьскыи и прочии князи . здумаша итии на ня . мняще яко ти поидут к ним . и послашася в Володимерь к великому князю Юргю . сыну Всеволожю . прося помочи у него он же посла к ним благочтиваго князя Василька сыновца своего . Костянтиновича с Ростовци . и не оутяну Василко прити к ним в Русь ? А князи Русстии идоша и бишася с ними . и побежени быша от них . и мало ихъ избы от смерти . ихже остави судъ жити . то ти оубежаша . а прочии избьєни быша . Мьстиславъ старыи добрыи князь ту оубьєнъ бысть . и другыи Мстиславъ . и инех князии . 7 . избьєно бысть . а боляръ и прочих вои много множество . глаголют бо тако яко Кыянъ одинех изгыбло на полку том . 10. тысячь . и бысть плачь и туга в Руси . и по всеи земли . слышавшим сию беду . се же ся зло сключи . месеца . мая . въ . 30 . на память святаго мученика . Єремиа Се же слышавъ Василко . приключьшеєся в Руси . възвратися от Чернигова схраненъ Богомь и силою креста честнаго . и молитвою отца своего Костянтина . и стрыя своего Георгия . и вниде в свои Ростовъ славя Бога и святую Богородицю .
Желающий может перевести, а мы приведем отрывок из Ипатьевской:
В год [1224] Пришла неслыханная рать, безбожные Моавитяне, называемые татары, пришли на землю Половецкую. У половцев стал главным Юргий Кончакович, не мог он противостоять им, убежал он, и многие избиты были и бежали до реки Днепра. Татары же вернулись в шатры свои. Прибежали половцы в русскую землю, говоря русским князьям: "Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы наутро иссечены будете."
Был совет всех князей в городе Киеве. Собрали совет этот и решили: "Лучше нам врага на чужой земле принять, чем на своей."
Тогда были Мстислав Романович в Киеве, Мстислав из Козельска и Чернигова, Мстислав Мстиславович из Галича - это были старейшие в Русской земле. Юрия же князя великого Суздальского не было на том совете. А вот молодые князья: Данил Романович, Михаил Всеволодович, Всеволод Мстиславич Киевский и иные многие князья. Тогда же великий князь половецкий Басты крестился. Василька же не было, был потому что он во Владимире, молодой.
Собрались в месяце апреле. И пришли к реке Днепру, к острову Варяжскому, и приехали к ним туда все из земли половецкой, и черниговцы приехали, и киевляне, и смольняне. Иные заранее Днепр перешли. Покрыты воды были множеством людей, и галичане с волынянами, каждый со своими князьями, и куряне, и трубчане, и из Путивля. И каждый со своими князьями пришли конными, а галицкие пришли по Днепру, и войска шли как море.
Ладей было тысяча, и вошли в Днепр, и прошли пороги, и стали у реки Хортицы на броду Протолки...
Пришли вести в станы, что пришли ладьи русские. Услышал это Даниил Романович, сел на коня и увидел невиданную рать и конницу с ними, и иные многие князья прискакали увидеть невиданную рать...
Перейдя Днепр в день во вторник, встретили Татар полки русские. Стрельцы же русские победили, и гнали в поле далеко, сеча, и взяли скот их, и со стадами убежали, и был слышен вой скота.
Оттуда же шли 8 дней и дошли до реки Калки, где встретили сторожевые Татарские полки. Бились с ними, и убит был Иван Дмитриевич, и другие два князя с ним. Татары же отъехали на противоположный берег Калки, и встретили татары половецкие полки русские.
Мстислав же Мстиславович повелел вперед перейти реку Калку. Данилу с полком, и иным полком с ним, а сам после него переехал осторожно. Видел он полк татарский и, приехав, сказал вооружиться. Мстислав же и другой Мстислав, сидящие в стане, этого не знали. Мстислав не поведал им из зависти, потому что вражда между ними была из-за того, что дрались они за место.