В Берлине много зелени. При всей транспортной оживлённости и столичной суете он может приятно удивить прохладным и успокаивающим шелестом лип прямо в самом центре города. Скверы пышущие ароматным разноцветьем, парки набитые загарающей на солнце бледной европейской молодёжью, пруды полные уток, лебедей и блаженно плескающихся детей, наконец знаменитые берлинские сады, кишащие туристами и студентами. Всё это делает город необычно свежим, ярким и оптимистичным.
Но у города есть и своё подземелье. Поначалу я всё никак не мог привыкнуть к берлинскому метро (S - und U - Bahn). Каждый раз, возвращаясь из Москвы, я удивлялся, насколько медленно подъезжают вагончики к берлинским платформам и как лениво и по порядку оттуда выходят люди. Такое ощущение, что смотришь фильм в замедленном воспроизведении. Переминаясь с ноги на ногу, я с нетерпением ждал, когда же все наконец выйдут, чтобы как можно скорее занять место получше и поуютней. При этом выражение моего лица было схожим с гордым ликом взятого в плен советского партизана, сидящего на допросе. В московском метро например самое лучшее место для уставшего после работы горожанина, как известно, на самом краю лавки около поручней, на которые можно облокотиться и вздремнуть, пока едешь, к примеру, от Павелецкой до Речного вокзала. В берлинском метро сиденья в основном расположены по двое друг напротив друга, поэтому лучше занять место у окна, чтобы можно было уткнуться в проплывающие мимо улицы и бисерную рооссыпь домов, так не похожих друг на друга.
Конечно всегда остаётся альтернатива рассматривать пассажиров - в Берлине занятие довольно обычное. Пассажиры любят смотреть друг на друга, как бы примеряясь и сравнивая себя с другими. Все эти взгляды настолько ранообразные, что их можно классифицировать. Но я ограничусь лишь одним из них - это заинтересованные взгляды молодых людей и девушек, пересекающиеся друг с другом со скоростью света. Каждый раз, после очередного контакта с живыми и красивыми женскими глазами, парень начинает проигрывать у себя в голове сценарий знакомства, как правило заканчивающийся мыслью, что скоро выходить, и вообще: что то я сегодня не в форме для знакомства в метро. В голове девушки в свою очередь возникает только лишь один вопрос: заговорит он со мной или нет? Одно время в Берлинском метро даже висели постеры, изображающие сидящих рядом друг с другом девушки и молодого парня, которые, находясь в молчаливом диалоге, делают вид, что не замечают друг друга. Внизу стояла надпись: не решился! (Nicht getraut!). Причём немецкий вариант предложения можно синтаксически отнести как к парню, так и к девушке.
Берлинское метро это рай для молодёжных субкультур. Где как не на больших вокзалах города и пересекающихся с ними подземными переходами станциях метро ты увидишь левых радикалов, панков, готтов и эмо в одной тесной тусовке, гремящей мелочью в бумажных стаканчиках из под кофе и пьющих Sternburger - самое дешёвое и самое популярное среди молодёжи бутылочное пиво. Именно здесь, в переходах, в артериях города, местах многолюдных и демократичных можно позадирать "заевшихся" горожан, повздорить с полицией и наконец насобирать мелочи на мелкие радости неформального молодняка: пиво, сигареты, травку и фастфуд. Всю эту разношёрстную толпу объединяют юный возраст и желание кинуть вызов зажиревшему бюргеру, который с безразличным видом проходит мимо и иногда бездумно и автоматически выгребает свою мелочь, чтобы отдать её неформалам. Очень часто в такой тусовке можно повстречать не только детей из неблагополучных семей, которые вышли на улицы, не имея перспектив по жизни, но и "детишек из хороших домов", родители которых как минимум занимают высокие посты в элитных коммерческих и государственных структурах. И именно эти детишки осаждали в чёрных одеждах саммит G8 в Хайлигендамм и демонстрировали, собираясь и блокируя движение транспорта на улицах и площадях вечернего Берлина.
Ещё одна немалозначительная категория обитателей берлинского метро это музыканты. Люди, которые принимают на себя всю энергетику скопившуюся в вагоне в час пик. Они говорят на разных языках: на румынском, русском, английском. Многие из них выпускники высших музыкальных школ, лабающие на скрипках, саксофонах и балалайках Полёт Шмеля или Хава Нагила. Есть и просто путешествующие по Европе ваганты, исполняющие блюз или американские шлягеры 50- х. Как правило музыкальный вагонный перформанс живёт ровно две остановки. После этого, отблагодарив публику словами Danke schЖn с ярко выраженным восточноевропейским акцентом и собрав в торопях плоды поднятого настроения в виде одноевровых монет, они перебегают в следующий вагон, чтобы снова наткнуться на угрюмые взгляды и попытаться хотя бы не надолго заставить людей подумать о чём нибудь хорошем.
Ещё один способ заработать деньги в метро это собирание тары (Pfandflaschen) по платформам. После отгремевших своими пивными бутылками пятницы или субботы на перронах появляются быстро передвигающиеся от одной урны к другой сгорбленные тени. В руках у них большие пакеты из магазинов Lidl или Aldi, уже достаточно туго забитые пластиковыми и стеклянными бутылками. Запустив руку на самое дно урны и пошерудив ею по стенкам, они двигаются дальше в поисках стеклянной и пластиковой валюты. Цена сданной бутылки - 25 центов. Набрав за ночь порядка 50 - 60 бутылок можно заработать до 15 евро. Многие профессиональные собиральщики приспосбились таскать за собой небольшие тележки, в которые можно уместить до 200 бутылок.
С половины первого до половины пятого утра берлинское метро засыпает. Но даже в это время подобно мозгу спящего человека, в нём происходят разного рода строительные, ремонтные, очистительные и организационные работы. И каждое утро, став немного чище и преобразившись, берлинский метрополитен сново и сново жадно заглатывает в себя десятки тысяч горожан, каждый из которых несёт в себе свою особую историю жизни.