Современная инфляция характеризуется не только падением покупательной способности денег, но и обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами как в сфере производства и реализации, так и в сфере денежного обращения, кредита и финансов. Основная причина инфляции заключается в диспропорции между различными элементами общественноговоспроизводства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах, кредитной экспансией и др. Современная инфляция связана с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны.
Под "инфляцией" понимается переполнение каналов денежного обращения, связанное с нарушением закона денежного обращения, приводящее к утрате деньгами части или всех своих функций и проявляющееся в рыночной экономике в долговременном повышении цен на все товары.
При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Рост количества денег в обращении полностью предопределяется кредитной эмиссией центрального банка. Увеличение активов центрального банка по любому направлению (кредиты правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам, а также прирост чистых международных резервов) приводит к возрастанию денежной базы, что через мультипликатора - к увеличению денежной массы.
Денежная масса, в свою очередь, воздействует на повышение темпов инфляции. Таким образом, любое увеличение активов центрального банка носит инфляционный характер; а по структуре активов центрального банка и их приросту можно судить об источниках инфляции.
На величину лага влияют разные факторы:
уровень развития финансовой системы;
состояние платежной системы;
частота выплаты доходов;
уровень долларизации экономики.
Различают открытую (рост цен) и подавленную (исчезновение товаров) инфляцию. Подавленная инфляция, характерная для плановой экономики, проявляется в исчезновении товаров (дефицит товаров). В условиях подавленной инфляции цены контролируются государством. Поэтому повышенный спрос на товары обусловливает возникновение разрыва между спросом и предложением и, как следствие, отклонение административно-регулируемой цены от цены равновесия. Поскольку устанавливаемая государством цена оказывается ниже цены равновесия, исчезают стимулы для увеличения количества и повышения качества товаров. Следствием этого является возникновение дефицита - относительного и абсолютного.
Открытая инфляция, присущая рыночной экономике, проявляется в долговременном росте цен на все товары. Инфляционный рост цен должен быть долговременным и должен распространяться на все товары, в отличие от неинфляционного роста цен, например сезонного, или роста ценна модные товары. В экономической теории денег различают следующие формы открытой инфляции:
ползучая (умеренная) цены изменяются медленно, темпы роста не превышают 3-10% в год. Такая инфляция характерна для экономически развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;
галопирующая - стремительный рост цен от 20 до 100% в год, преобладает в развивающихся странах;
гиперинфляция - когда годовые темпы роста цен составляют более 100%, свойственна странам в отдельные периоды, возникает при экстраординарных условиях в результате коренной ломки всей экономической структуры создаются в результате политики ускоренных амортизации страны и приводит к дезорганизации производства и рынка;
супергиперинфляция - полное нарушение денежного обращения вследствие высокого уровня инфляции.
Различают внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные (монетарные).
Важнейшими неденежными факторами инфляции являются структурные факторы и государственно монополистическое ценообразование, при котором ведущие монополии развитых стран используют два основных метода:
согласование цен между ведущими монополиями. Принцип 'лидерство в ценах' заключается в том, что предприниматели ориентируются на цены, установленные монополией-лидером. Транснациональные корпорации, проводящие единую политику ценообразования в мировой экономики, усугубляют инфляционные процессы стремясь к выравниванию мировых цен по максимальному уровню;
неценовая конкуренция. Вследствие изменения ассортимента и качества продукции, условий ее реализации, воздействия на спрос посредством рекламы происходит рост издержек обращения, перекладываемых на цены. Дополнительные условия для повышения цен монополиями создаются в результате политики ускоренных амортизационных отчислений, расходов на повышение оплаты рабочей силы, сокращения серийности производства и др.