Schneider Solomon : другие произведения.

Европейский Тупик...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья была опубликована в еженедельнике "2000" в 2002 году.

  ЕВРОПЕЙСКИЙ ТУПИК,
  ИЛИ КАК УКРАИНЕ ОБОГНАТЬ АМЕРИКУ?
  
  Владислав Резников
  
  Стратегия интеграции Украины в Европу провалилась в тот самый момент, когда большинством голосов вступление новых членов ЕС из числа постсоциалистических государств было отсрочено до начала следующей декады двадцать первого столетия. Внешняя политика нашей страны на поверку оказалась типичной ложной целью и заставляет задуматься о том, какой выход может быть найден для государства с тяжелым идеологическим и, совершенно не адаптированным к условиям современного мира, экономическим наследием.
  
  Казалось бы, чему нам собственно радоваться, если мы вновь, впрочем, как и всегда, забрели в тупик? Короткий экскурс в историю "незалежной" державы позволяет вспомнить, как десять лет тому назад, совершенно обалдевшая от неожиданно свалившейся на партийную голову изоляция от диктата Кремля, верхушка власть предержащих начала осознавать всю степень возможностей, которую она получила. Отсутствие контроля силовых ведомств СССР и партийной дисциплины открыли невиданные доселе возможности для не слишком легального обогащения самых отъявленных дельцов. И если раньше народу просто недодавали и аккумулировали неслыханный бюджет в центре для поддержки спичечных ног искусственной экономики СССР, то теперь эти средства запросто перетекали на личные счета диспетчеров финансовых потоков для их собственных нужд и поддержки их властных амбиций. Хорошо ли, плохо ли, но в насквозь пропитанном коммунистическим духом обществе вновь начало бродить недовольство. Дескать, независимость мы уже обрели, а вот зарплаты как-то не соответствуют статусу процветающего государства, избавившегося от гнета Москвы. Вполне понятно, что алгоритмы сознания партийных бонз могли сослужить службу хозяевам лишь представив привычный, идеологический, подход к решению нужд народа. Да и иностранный капитал зашевелился. Бизнесмены пробными шарами начали прощупывать потенциальный рынок, равный трети России. Подарками опять же баловать - мартелями, шератонами да кадиллаками на выезде за рубеж необъятной родины угощать. Тут-то партийная смекалка и пришлась ко двору престолонаследников. Ведь если народу сказать, что наше будущее там, за горами карпатскими да морями черными, так ведь и оправдать можно расходы на поездки, да попросить поясок крестьянский подтянуть, пока государь дела утрясает! Так и повелось, как обычно на Руси было, алчность власти оправдывалась далекими целями, а народ испокон веков терпел, недоедал, чумазым ходил, а жить по-другому не хотел. И вот в этом месте от сказки можно переходить к реалиям жизни XXI столетия. Амбициозная стратегия европейской интеграции на деле оказалась ширмой уводящей страну от реальной расстановки сил в мире и последовавшие отсрочки в обсуждении возможности присоединения Украины к Европейскому Союзу продемонстрировали недостаточную обоснованность этого направления внешней политики и экономики страны. Мы можем порадоваться вновь представившемуся шансу переоценить направления развития государства.
  Осознав независимость от внешних факторов и внешнего контроля, обновленное государство выступило на мировой арене, всячески призывая инвесторов и транснациональные компании, равно как и трансконтинентальный бизнес развивать свою активность на территории страны. Первый опыт таких предприятий оказался более чем неудачным. Основным фактором послужила значительная дельта между ожиданиями и реалиями привлеченного капитала в части защиты бизнеса. Западный инвестор вкладывает средства в надежде получить прибыль из проекта. Естественной защитной реакцией на новом рынке является получение гарантий государства и/или банковских гарантий международных банков. Декларируемая правительством привлекательность и надежность рынка Украины оказались, мягко говоря, неточными, а проблемы с получением безотзывных аккредитивов окончательно подорвали доверие к эфемерному колоссу. Сказать, что уходили с потерями, означает ничего не сказать. Уносили ноги, уводили остатки активов, распродавали за бесценок! Можно даже сказать, что экономика Украины как таковой укрепилась к окончанию 1998 года, но потеряла самое главное - уважение мирового сообщества, транснациональных корпораций и трансконтинентального бизнеса.
   Очевидный провал тщедушной внутренней и внешней политики трудно замаскировать любому правительству. Трудно было и местечковому "истеблишменту". Однако, удалось! То ли совсем безразличен стал people, то ли запутался вконец в выхолощенных диспутах парламента, но как-то не заметили мы, что ни ошибок не признали, ни должных выводов лидеры страны не сделали. Да и какие, собственно лидеры? Кто-то из них может что-то вразумительное сказать и определить фокус целей и задач, конечную цель страны, бесконечных партий и объединений? Имеет международное образование? Единицы! Определенно говорит о направление движения страны? Никто! Но все же наличие термина "Европейская интеграция" в названии министерства позволяет детерминировать определенный кем-то когда-то вектор развития. То есть, хотим мы, или нет, а свой "европейский" паспорт каждый получит. "Кто последний в очереди?", - спрашиваем мы и подпрыгиваем, чтоб рассмотреть из-за широких спин бывших социалистических братьев далекое окошко, где выдают лукошки с ананасами и рябчиками. "А когда наша очередь?",- снова прыгаем, прыгаем, напирая на тех, кто поближе к раздаче слонов; понимаем, что родители наши уже не достоят, да и мы, едва ли поспеем, и то, если кривая вывезет на кресле-каталке. И уже задор не тот, что десять лет тому назад, и есть хочется давно. Язык опять же совсем иностранный в Европе... Едва "парламентский украинский" выучили, снова новый учить нужно будет, а уже и дети школу заканчивают, и голова все больше к бокалу с пивом наклоняется, а не к книгами...
   Каким образом оценивают Украину международное сообщество? Давайте посмотрим на неутешительные выводы Программы Развития ООН. Реальный ВВП на душу населения на порядок ниже, чем в странах большой семерки при грамотности населения 99,6%. Приходиться констатировать, что сейчас у нас страна бедненькая, но умненькая. Семьдесят четвертое место из 162 возможных может быть и не так плохо, но падение с сорок пятой позиции за короткий период, прошедший с 1993-1994 - это хуже, чем катастрофа. Это-деградация! Несмотря на очевидные факты, государство упрямо закрывает глаза и продолжает двигаться к заведомо ложной цели, пугая безграмотностью первых лиц, постоянно путающих словосочетания Европейский Союз с Европейским Содружеством и, наконец, Европейским Сообществом. Почему власть предержащие тешат свои амбиции Европой? Почему народ верит в европейские тенденции развития Украины? Что движет ЕС, которое боится прямо отвергнуть сватовство восточного соседа в шароварах?
  
   Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать, что же нас, собственно, связывает с Европой, куда на этот раз я включу лишь геополитический костяк стран, ассоциировавшихся с Европой всегда, и исключу "ассоциативных членов" бывшего социалистического лагеря (простите за каламбур).
   Итак, общей истории в рамках одного государства у нас не наблюдается, культурная разобщенность очевидна тем, кто хоть раз видел австрийские семьи на воскресной лужайке возле ротонды, где бравый военный оркестр играет венский вальс. Экономическая база диаметрально противоположных систем пытается найти что-то общее в текстах закупочных контрактов, но спотыкается о разное толкование переводов и знаменитую славянскую необязательность. Начало разговора с нашими бизнесменами практически ассоциируется у иностранцев с походом в бандитский притон. Наличие кредитных карточек еще не позволяет говорить на одном языке об инвестициях в третьи страны с иностранцами одного возраста, как бы того ни хотелось. Да и законодательно, общепринятый принцип сохранения заработанных средств за счет капитальных инвестиций в других странах, значительно опережает текущую степень адаптации Верховной Рады Украины к требованиям ЕС, и помещает счастливых обладателей зарубежных счетов в загон всеобщего порицания, публично осмеянных такими же точно грешниками, успевших своевременно подлизать подстилку, на которой греются.
  Политика? Что общего между ними, странами, формирующих политических лидеров с нами, государством политических "лидеров", формирующих подконтрольную "демократическую" страну? Системы образования уже допускают обмен учащимися, да вот только не видны толпы студентов из Сорбонны, штурмующих красные стены одного из лучших университетов Киева, умоляющих обменять их жалкие остатки франков на кладезь невиданных знаний. А наши, хоть и хотят попасть к ним в Alma Mater, да все больше к Амстердаму поближе просятся, прослышав про дешевую и легальную "травку". Социальная защита, равно как и защита инвестиций, да простят мне эту вольность экономисты - любая защита людей страждущих и пожилых - сводиться к декларативным повышениям традиционно задерживаемой украинской пенсии, равной прожиточному минимуму берлинской бездомной кошки. Необходимость получения официальной заработной платы работников бюджетной сферы лишь отвлекают чиновников от реальных "заработков". Качество медицинской помощи в нашей стране, к всеобщему удивлению, значительно опережает достоверность своевременной диагностики заболеваний, и лишь благодаря всеобщей интернационализации лекарственных средств, безуспешно пытается догнать страховую медицину (иностранную, разумеется). Туристическая привлекательность нашей страны для европейцев сравнима с привлекательностью Канарских островов, но диаметрально противоположна по смыслу. Ах да, чуть не забыл балет! Балет традиционно хорош. Только вот балерин мало, да и те все больше за иностранцев замуж выходят...
   И что же, спросите Вы, все так плохо? И будете правы! Хуже еще есть куда, но уже давно пора искать выход. Причем этот выход должен быть прощупан, протестирован со всех сторон, обоснован и разъяснен всем, чтоб цель была ясна каждому, нет, всем до единому, и пронизывала жизнь страны, наполняя ее жилы кровью и задавая размеренный темп обществу. Попытки догнать Европу заранее были обречены на полный провал в отсутствии шоковой терапии, поскольку при каждом приближении к динамически смещающемуся центру координат, таковой оказывается в иной точке. Точнее говоря, без четко разработанного хронологического плана и системы мероприятий, Украина никогда не попадет в бычий глаз европейской интеграции. И, кстати говоря, если и сможет улучить момент, то в любом случае придется ожидать очередь на вступление еще не один десяток лет, так как "билеты в рай" на ближайшие рейсы уже проданы.
  
   Иначе говоря, мы можем констатировать, что объективных факторов взаимного интереса сторон обнаружено не было. Широко разрекламированная стратегия на интеграцию Украины в Европейский Союз является недальновидной и весьма иллюзорной с точки зрения отсутствия желания ЕС вовлекать в свое сообщество страны с не устоявшимися демократическими принципами. Тем не менее, Украина упрямо движется по направлению к Западу, а ЕС озирается на Восток. Что же объединяет эти тенденции? Единственный фактор, который можно найти - географическое расположение на Евроазиатском континентальном щите. Именно устаревающее представление о предпочтительной возможности коалиции территориально соседствующих государств заставляет Европу рассматривать Украину как своеобразный щит между ними и непредсказуемой Россией. Вполне понятное стремление иметь безопасного сытого соседа обуславливает внимание НАТО, МВФ и ООН к Украине и определяет нашей стране участь обслуживающего персонала по работе с третьими странами арабского и африканского миров. Никакие другие альтернативы всерьез не рассматриваются, а местные политики, хоть и понимают эту истину, не знают, под каким соусом преподнести ее народу, дабы не быть уличенными в собственной некомпетентности в предыдущие годы, когда принималось решение о необходимости европейской интеграции.
  Тем не менее, событие 911 (Нью-Йорк, 11 сентября 2001), при всей своей трагичности, подтолкнуло мир к новому пониманию надтерриториального объединения общих усилий и четкой детерминации США в качестве лидера демократических стран. Простая экстраполяция на двадцати-, тридцатилетний период переносят нас в принципиально иной мир со своими, отличными от сиюминутных, правилами. Тенденции глобализации мировой экономики и политико-экономических союзов приведет к формированию нескольких доминирующих культурных блоков. Прогнозируемое выделение четырех языковых культур в тридцатых годах столетия -английской, русской, китайской и арабской - позволяет предполагать соответствующее разделение коалиций государств. В то же время, слияние экономик развитых европейских стран с вновь пришедшими членами Европейского Союза в значительной мере ослабит позиции европейской экономики и сделает ее еще более уязвимой. Одновременно с этим, профицит экономики США заставит американский бизнес срочно искать пути оттока излишков капитала. Наиболее привлекательный с геополитической точки зрения рынок Европы традиционно препятствует вмешательству заокеанского капитала, а отчужденная политика России не позволит ей найти пути взаимодействия с ЕС и США. Китай по-прежнему стратегически важен России, равно как и она ему. Возможное создание мощной и территориально устойчивой коалиции Россия-Китай создаст значительную конкуренцию остальным экономическим содружествам мира. В то же время, формирование развитой сети электронных коммуникаций размоет политические границы государств, предоставляя возможность безопасно перемещать финансовые средства, а прогрессивное развитие сверхбыстрых и экономичных средств транспортировки людей и грузов ликвидирует географическую удаленность стран с интегрированной экономикой.
   Хочу обратить внимание на то, что и в настоящее время все меньшую и меньшую роль играет территориальное соседство стран, исповедующих общие принципы демократии. В будущем же этот показатель вынужденно нивелируется. И в этом случае сегодняшняя видимость сближения позиций Украины и ЕС окажется под большим риском. Почему же этот фактор не учитывается, и что мешает нам поразмыслить о возможном стратегическом партнерстве со страной, расположенной на другом континенте, а именно, Соединенными Штатами Америки?
  
  Все, кто успел там побывать, выскажут неоднозначное мнение об уровне культуры в этом невиданном экономическом гиганте и, мягко говоря, усмехнуться, вспоминая фаст-фуды, сублимирующие привычные европейцу уютные парижские бистро. Однако скепсис узкой прослойки путешественников, имеющих возможность питаться в дорогих ресторанах, не всегда соответствует восприятию среднего слоя населения. Хочу напомнить некоторые известные факты, демонстрирующие значительную общность среднестатистических граждан США и Украины, при всей их кажущейся противоположности, а именно, достаточно высокий интеллектуальный потенциал; привычка фиксировать в уме все важные расчеты денежных средств в валюте США; культура кино Голливуда; близость кулинарных вкусов (вспомните популярность мгновенную McDonalds, обилие мяса и картофеля на праздничных столах); отсутствие жестких стереотипов светского этикета; наконец, большое количество выходцев из СССР проживающих в США. Привычный нам с детства английский язык, является базовым иностранным языком в Украине; даже наличие общего христианского вероисповедания позволяет найти общий язык легче, чем с носителями культура иных религий, и т.д. и т.п. В то же время, США всегда мечтали и мечтают иметь стопроцентно надежного союзника в Европе, всегда тяготели к славянам, с успехом проводили совместные проекты, а их успешному взаимодействию мешала лишь идеологическая подоплека принятия каждого стратегического решения в давние времена СССР. США есть признанный мировой демократический лидер с мощной экономической базой и умением строить эффективные системы бизнеса. Работоспособность же жителей Украины и их интеллектуальный потенциал трудно переоценить. Почему бы не объединить усилия и подогнать друг к другу законодательные базы, открыть рынки и провести новую ось развития мирового сообщества? Я уверен, что после многосторонней оценки, преимущества такой акции станут очевидными, более того, национальные интересы Украины, как страны, обеспечивающей развитие собственного народа укрепятся, т.к. изоляция на хуторке, вдали от глобальной экономики никогда не обеспечит выживаемость нации, а вот сохранение национальных особенностей в рамках большей структуры возможна и даже более устойчива (как это происходит в пятидесяти двух независимых штатах США, где есть как объединяющие, так и подчеркивающие особенности культур разных народов факторы).
  
  Таким образом, я пришел к несколько неординарной идее стратегии интеграции Украины к Соединенным Штатам Америки. Поскольку унификация законодательной, экономической, политической и культурной базы займет продолжительное время, этот процесс необходимо начинать как можно скорее. Более того, в случае неудачного развития идеи на протяжении ближайших двух-трех лет, будет слишком поздно пытаться перепрыгнуть момент смещения координат мирового развития и успеть за уходящим поездом мирового прогресса. В этом случае, Украина рано или поздно окажется в едином блоке с Россией, либо самостоятельно изолируется от мира по примеру Приднестровья.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"