Аннотация: продолжаю публиковать материалы, ранее опубликованные в закрытой летом 2008-го газете "Пять охот"
Поводом для написания этой статьи послужила моя поездка в археологическую экспедицию. Первый звоночек был в поезде - из четырех человек в купе нож в кармане был только у меня, и еще у археологини (последовательницы Кибелы, судя по маленькой статуэтки этой богини, который она носит как кулон). По прибытии на место - постоянные просьбы одолжить ножичек и наблюдения за людьми, разрывающим руками упаковки, перекусывающими скотч, ломающими проволоку, привели к грустному выводу - из десятка участников ножи были с собой у двоих.
Точить топоры и пилы пришлось тоже мне - два десятка студентов-третьекурсников, большинство выходцы из сельской местности, не умели и этого.
В поездку взял ножи и инструменты:
Складной нож ВН с middle lock, форма клинка перешлифована на вогнутые спуски почти от обуха, пластиковый диск для быстрого открывания заменен латунным (в кармане джинсов всегда),
Нескладной нож с шейным подвесом и скелетной рукояткой, какой фирмы, уже не помню, так как клеймо покинуло его при переточке от "стамески" к нормальному профилю с плоскими спусками. (на шнурке под рубашкой всегда)
Увесистый складник советского производства, лежавший в рюкзаке на случай потери одного из вышепомянутых.
Микро-викторинокс с ножницами, для состригания заусенцев и ухода за ногтями, возможной обработки ран (удаление заноз пинцетом). То в кармане рубашки, то в поясном подсумке с фотоаппаратом.
Алмазный надфиль и двусторонний брусок, так как поездка долгая, и предполагалось точить топоры и пилы.
Плоскогубцы ViseGrip, причем "фирменные" Ирвин, а не китайскую подделку. Т-образная отвертка со сменными битами ножом не является, но оказывается очень полезной, поэтому упомяну и ее.
Ножами пользовался часто, и еду приготовить, и веревки резать, и колышки для топосьемки заострять, и проводку в доме чинил, и мусор из цепи бензопилы ковырял.
Дорогие и хорошие ножи в эту поездку не стал брать из соображений, чтобы не украли.
"Боевого" и "пугательного" применения не случилось, так под рукой все время то топор, то пила, то коса, а нетрезвые селяне тем не менее представляют себе поражающие возможности этих инструментов, и не пристают.
На обратном пути, в плацкартном вагоне, я услышал привычную уже фразу "ножика не найдется" от шести шоферов, ехавших забирать сельхозтехнику в другой город и перегонять ее в свое хозяйство. Колбасу они резали моим ножом, а на промежуточной станции сбегали до станционного магазина за нарезанными и в пластиковой упаковке сыром и хлебом. А вот у очень цветущей и спортивной на вид девушки с сигилем на брелке ножик был, и она в поезде не ограничилась бутербродами, а нарезала салат. Маленький серебряный пентакль, пришитый к бретельке ее лифчика, дополнительно подтверждал ее жизненные убеждения.
По контрасту вспомнилась прошлогодняя поездка на бельтайновский шабаш, а затем и на Купалу, где у всех присутствовавших ножи или висели на поясах, или выглядывали из карманов. Видел и то, как изящная девушка выдернула из ножен сзади справа на поясе нож приличных размеров, чтобы настрогать растопку для костра, а затем, убрав его в ножны, раскрыла маленький складничок с тонким клинком, готовя поесть для своей группы, пока парни рубили и пилили валежник для костра и ставили палатки. Словом, присутствовавшие там ножи имели и использовали по назначению.
И в археологической экспедиции, и на обратном пути стал исподволь выяснять принадлежность собеседников к разным религиям, надеясь найти некую закономерность между религиозными мировоззрениями и наличием ножа в кармане. Закономерность оказалось более чем интересная - без ножей ходили все восемь опрошенных мной мусульман и все десять человек с крестиками на шеях, но у двух девушек, последовательниц Реи-Кибелы и викканки со славянским оберегом на браслете, ножи были, как и навыки заточки всего режущего. Из разговора с последней выяснилось, что она хоть и живет в городе, но каждое лето проводит в деревне и считает косьбу и рубку дров неплохой заменой фитнес-зала, и даже пару раз резала барашка на шашлык.
В прошлом веке все крестьяне были номинально православными, но на самом деле придерживались остатков древней веры (в Белоруссии в глухих деревнях пару раз видел Триглав в красном углу избы рядом с иконками) и по хозяйственной надобности постоянно носили ножик на поясе. Причем ножи зауральских крестьян как две капли воды похожи на финские пуукко или ножи из раскопок средневекового Новгорода, Аркаима или меотских курганов - назначение определило форму.
Вернувшись и решив исследовать феномен отсутствия ножей, сбегал до супермаркета изучить соотношение нарезанных и целых продуктов. Большая часть морепродуктов, треть ассортимента колбас, и даже два сорта хлеба продавались в нарезанном виде, плюс к ним горизонтально разрезанные булочки для бигмаков и проткнутые насквозь еще на хлебокомбинате булки для хотдогов.
Удивительно, но в не только в городской жизни у многих людей исчезает не только привычка носить с собой хоть какой-то нож, но и многие селяне тоже расстаются с ножом в кармане. Это можно было бы объяснить опасением нарушить дурацкие законы, но чем объяснить нежелание резать продукты на собственной кухне? Как это понимать? Ножей хороших в продаже полно, всеми ругаемая "трамонтина" при грамотной заточке на мокром камне двух номеров режет вполне приемлемо несколько дней, потом только пройтись камешком и опять острая. Нечем точить? Да таких низких цен на точильные камни ни в одной стране мира нет, 40 - 50 рублей за синтетический корундовый брусок с разной зернистостью на сторонах - куда уж дешевле.
Что-то проясняет появление "ножетупильных" разделочных досок из пластмассы, которые стремительно тупят любые клинки. Собственно, нож при резке на доске тупится не от самого резания, а от отодвигания ножом вправо нарезанного продукта, когда режущая кромка боком скользит по пластику доски. Но и эти дурные доски не у всех на кухнях висят. Так в чем же дело, что за явление вырвало из рук и карманов русских людей ножи, приучило к запаянной в пластик пахнущей машинным маслом нарезке...
Исчезновение простейших навыков ручного труда - еще один феномен нашего времени. Понимаю удивление окружающих, услышавших, что ножницы точить можно, нужно и совсем просто. Надо всего лишь поймать угол наклона бранши к камню (примерно 45-60 градусов) и точить, пока не исчезнет блеск на кромке, а потом снять заусенец, проведя плоскостью бранши по плоскости камня почти совсем без нажима. Но когда сельский житель в глухом селе на просьбу одолжить косу спрашивает, умеет ли одалживающий ее точить и отбивать без специального приспособления, как это понимать.
Может быть, именно доступность нарезанных продуктов и полуфабрикатов и приводит к утере навыков пользования ножом и привычки его носить, кто знает. Но куда же делась присущая мужчинам тяга к оружию, клинкам, куда выродилось мальчишеское хвастовство, у кого ножик лучше, неужели в современном цивилизованном мире роль статусного предмета окончательно перешла к хрупкому пластиковому предмету, каковым является телефон?
Но всем стоит помнить, что цивилизация имеет прискорбное свойство быстро и внезапно прекращаться на каком-то участке пространства и времени. И неважно, будет ли таковым пораженный цунами город или конкретно ваша автомашина, окончательно сломавшаяся в глухой местности, где до ближайшего человека сотня труднопроходимых километров. Впрочем, многим для того, чтобы заблудиться и погибнуть, хватит и трети от этого расстояния. Да впрочем зачем в глушь забираться, сколько из 50 тысяч жертв насильственных преступлений не имело с собой хоть какого-нибудь ножика, чтобы хотя бы если не выжить, то подороже продать свою жизнь в схватке с группой пьяных от безнаказанности обкуренных подростков. В последнем случае, по опыту людей, по долгу службы носящих оружие, ничто так не отрезвляет подонков, как мысль о том, что роли поменялись, и сейчас они не охотники, а дичь перед лицом спокойного безжалостного хищника, в которого превратился незаметный внешне, но хорошо подготовленный офицер с пистолетом и двумя полными магазинами.
Конечно, самозащита с ножом - это крайность, но если эта крайность застанет вас тогда, когда ваше оружие дома в сейфе, в запертой машине, словом вне досягаемости, то лучше хоть что-то в виде карманного складного ножа, чем ничего совсем.
Печальная статистика наводнения в Юго-Восточной Азии показала, что немногие утонувшие были завалены руинами домов или убиты падающими тяжелыми предметами, больше трети погибших запутались в разного рода веревках, проводах, старых сетях и прочих вполне разрезаемых субстанциях и не смогли всплыть или убежать. Мне неизвестно, имели ли эти утопленники при себе ножи, но скорее всего, нет.
Из теории вероятности известно, что чем больше элементов имеет система, тем вероятнее ее отказ. Современный город как раз и является сложной системой жизнеобеспечения населения, и отказ чего угодно превращается в ситуацию разной степени экстремальности. Вспоминаю, как люди давились в очереди на автобус и платили огромные деньги частникам, чтобы проехать какие-то 5-10 км от работы до дома при отключении электричества. А что такое 10 км - два часа пешком, всего лишь, конечно, когда знаешь, куда идти, если сможешь выковыряться из обесточенного лифта или троллейбуса, вылезти на поверхность из метро, и так далее. Конечно, запас прочности городского хозяйства очень велик, но не бесконечен. И когда он закончится, отсутствие хоть какого-то ножика для очень многих будет гранью между быть или не быть. Все вышенаписанное известно, написано много книг, снято много фильмов, и что? Утрата простейших бытовых навыков жизни вдалеке от супермаркета продолжается. И горе не имеющему походных навыков городскому жителю, которого судьба отбросит подальше от города и магазина.
Может быть, теория Вернадского о ноосфере и представления древних греков о Богине Земли в чем-то верны, и все это проявление некоего естественного отбора, который отсеет из цивилизации некоторую часть популяции при помощи естественной или искусственной катастрофы, или просто череды не очень серьезных происшествий?
Кому-то и катастрофы не нужно - в той же экспедиции попытался некий субъект за обедом проглотить изрядный кусок тушенки целиком, из лени попросить передать ему столовый нож, подавился и пришлось его лупить по спине и трясти, свесив задыхающуюся тушку через колено. А может не стоило - "дураком меньше - планете легче", как говорил один датский философ.
Так что отсутствие ножа как раз и есть тот самый признак, который послужит неестественному отбору... Задумайтесь над тем, нужна ли вам Дарвиновская премия или "деревянный крест за заслуги".