Аннотация: Было опубликовано почти шесть лет назад, сейчас тот старый журнал мало кому доступен, поэтому выкладываю.
Исполнилось полвека как наш спорт вышел на большую международную арену приняв участие в Олимпийских играх в 1952 году, в Хельсинки. Пятьдесят лет крупных успехов и досадных неудач. Впереди Греция! Олимпийские игры третьего тысячелетия.
Современный уровень развития мирового стрелкового спорта характеризуется рекордным уровнем и высокой плотностью результатов лидирующей группы спортсменов, представляющих многие страны мира. Сохранение мировой славы российских спортсменов-стрелков требует подвести итоги, проанализировать опыт предшествующих поколений стрелков и тренеров, сохранить и развивать всё полезное, отбросить то, что не оправдало себя.
Первый послевоенный период развития стрелкового спорта в СССР был посвящён поиску, методом проб и ошибок, рациональных приемов и способов выполнения прицельного выстрела в упражнениях программы международных соревнований. Много было удачных решений, но много и таких которые давали временный или кажущийся положительный эффект, однако принимались "на вооружение" и заводили в тупик.
Основным принципом организации спорта того времени была массовость и круглогодичная подготовка стрелков в условиях централизованных тренировочных сборов. 3 этих условиях основной метод тренировки - "настрел", выполнение большого количества прицельных выстрелов, принятый в нашем спорте, давал отдачу. Наши ведущие стрелки показывали результаты на уровне лучших мировых достижений того времени. Молодые стрелки - самородки постоянно пополняли длинную скамейку резерва сборной команды страны. Всё это приносило нашему спорту крупные победы на международной арене, особенно в командных видах соревнований. Создался миф, что методы тренировки того времени и являются наиболее эффективными, иллюзия этого сохраняется и в наше время.
За последние годы состояние развития стрелкового спорта в нашей стране претерпело значительные изменения, однако это мало отразилось на содержании тренировочного процесса стрелков старших категорий. Традиционно установившиеся методы подготовки, сформированные в других условиях развития спорта, неадекватны условиям нашего времени.
Эпоха, массовости, талантливых "самородков" и естественного отбора закончилась. Теперь необходима индивидуальная целенаправленная подготовка спортсмена- стрелка, опирающаяся на теоретические положения физиологии, психологии, спортивной педагогики, имеющие применение в стрелковом спорте.
От умения стрелять к умению тренироваться.
Умение стрелять - владение. техникой прицельного выстрела в упражнениях своего профиля.
Умение тренироваться - освоение методик тренировки направленных на развитие качеств, обеспечивающих рост результатов стрельбы.
Плато - нередко наблюдаемое в спорте явление, настойчивые тренировки не приводят к росту спортивных результатов. Причинами этого могут быть:
Результаты стрелка вышли на предельно возможный уровень. Например, как в упражнениях стрельбы на малокалиберной винтовки в положении лежа.
Исчерпаны потенциалы, спортивных возможностей стрелка, вероятно, каждому свойственен свой предел.
Применяемые методики тренировки не оказывают дальнейшего положительного влияния на рост результатов стрельбы. Можно утверждать, что именно здесь основные причины возникновения плато в стрелковом спорте Требование времени - нахождение методов тренировки, открывающих новые горизонты роста результатов стрельбы.
Настоящая методическая разработка является попыткой критического пересмотра некоторых традиционно установившихся взглядов на подготовку спортсменов-стрелков старших категории. Изложение претендует на охват всех проблем стрелкового спорта и исчерпывающую глубину рассматриваемых вопросов.
Автор не ставит перед собой задачу давать какие-либо рекомендации. Тренер сам определит, что может сказаться для него полезным в этом материале.
Тренировка.
Низкий КПД (коэффициент полезного действия) тренировки - бич и отличительная черта стрелкового спорта. Одна из причин этого - не полное соответствие практической работы стрелка требованиям и понятиям " Спортивной тренировки".
Тренировка - многократное выполнение спортивного действия в целях его лучшего освоения и развития функциональных возможностей организма. Каждое повторное выполнение должно иметь направленность на улучшение.
Прицельный выстрел - комплексное действие, его составляющими являются физические, технические, психические стороны работы, каждая из которых имеет свои подразделения. Для попадания в центр мишени каждым производимым выстрелом необходима полноценная работа всех элементов, чтобы испортить выстрел достаточно брака в одном из них. В поле внимания человека могут находиться одновременно до семи элементов, но степень внимания к ним различна, зависит от их значения в данный момент.
Основной и практически единственной традиционно установившейся, формой тренировки стрелка является "настрел"- выполнение большого количества выстрелов с стремлением к сиюминутному получению, любыми способами, возможно более высокого результата на мишени. Концентрируясь на действиях завершающей фазы выстрела - уточнении прицеливания и выжиме спуска, стрелок оставляет вне поля внимания другие элементы работы. Не контролируемый сознанием процесс их выполнения нередко содержит большие или меньшие ошибки, вместо установки на улучшение происходит закрепление ошибочных действий.
Основным средством тренировки являются тренировочные нагрузки, они характеризуются объёмом, интенсивностью, направленностью. Из этих характеристик большинством тренеров и спортсменов принят "на вооружение" только объём - длительность работы на огневом рубеже, с оружием, и выполнение большого количества прицельных выстрелов.
Объём. Осторожно, Навык! да здравствует навык!
Большие объёмы тренировочной работы "хлеб спорта", "всему голова" но для продвижения по пути спортивного мастерства необходимо чтобы тренируемые действия выполнялись правильно, были разучены. Упрочившиеся в результате многократных повторений действия выполняются, в значительной степени, автоматизировано, без контроля со стороны сознания. Сформированный навык закрепляет как правильно, таки ошибочно выполняемые действия, становится косным, трудно поддаётся перестройке.
В подготовке спортсмена -стрелка разучивание и тренировка выступают в тесной взаимосвязи, имея при этом свои цели задачи и методы. .Упрощено говоря, разучивание формирует программу выполнения действий, а тренировка закрепляет её. В практике работы эти различия зачастую игнорируются, действия стрелка содержат недостаточно разученные, приблизительно правильные действия, в расчете, что всё само собой разовьётся и станет на свои места. Такой подход снижает эффективность тренировки и нередко заводит в тупик.
Разучивание
Создание точных и полных представлений о разучиваемом действии. Мысленное видение конечной и промежуточных целей действия. Осмысливание, прочувствование, запоминание процесса его выполнения: величины, согласованности, продолжительности производимых усилий.
В основе всякого обучения лежит образование системы обратных связей. Результат попытки выполнения разучиваемых действий сравнивается с мысленной моделью и в программу вносятся изменения, приближающие повторное выполнение к цели. И так до полного овладения разучиваемым действием.
Стрелок должен знать, на что смотреть, что видеть, для чего видеть. Необходима конкретность задачи, ограничение количества разучиваемых элементов, полная концентрация на своих действиях Пример: Стрелок разучивает положение рукоятки пистолета в кисти руки. Задача: при подъёме оружия на мишень мушка должна оказываться совмещённой с прорезью целика. После каждой попытки стрелок несколько перемещает рукоятку в кисти, добиваясь нужного расположения её, которое и будет закреплено в памяти.
Готовясь к соревнованиям в стрельбе из пистолета служебного назначения, стрелок разучивает управление спуском. Служебные пистолеты большого калибра имеют тяжёлый спуск и длинный ход спускового крючка. Эти конструктивные особенности связаны с требованиями надёжности спускового механизма и безопасности в обращении.
Задача стрелка: научиться первым же решительным и уверенным усилием указательного пальца выжимать большую часть всего натяжения спусковой пружины, оставляя на завершающую часть работы над выстрелом только "пленочку", которая и будет преодолеваться плавным усилием пальца. Проведя несколько полных выжимов спуска, запомнив требующееся для этого усилие, стрелок переходит к разучиванию предварительной фазы. Через каждые два - три "включения" пальца в усилие спуска он дожимает остающуюся часть, определяя по её величине правильность своих ощущений.
Разучиванию подлежат как технические так и психологические стороны работы стрелка, такие как управление вниманием, формирование установок, восприятие мышечных ощущений, самообладание в напряжённых ситуациях, состояние готовности к в стрелу, соревнованиям и пр.
.У стрелка любого уровня подготовленности возникает необходимость разучить какой-то новый элемент техники стрельбы, что-то проверить, поэкспериментировать. Поработать над более сложными или менее освоенными элементами.
Таких элементов бывает много, а объём внимания ограничен. Это делает необходимым раздельную отработку с последующим объединением осваиваемых элементов в комплексное действие.
Важным свойством навыка является то, что пока действие протекает гладко, его выполнение не замечается стрелком, однако малейшие нарушения правильности работы немедленно отражаются в сознании. Это позволяет при выполнении прицельного выстрела сосредотачиваться на уточнении прицеливания и выжиме спуска, когда как другие предшествующие и сопутствующие элементы работы протекают автоматизировано. Стремление контролировать сознанием автоматизировано протекающие процессы вызывает дезорганизацию их.
Разучивание технических действий должно Проходить в условиях индивидуальной работы, позволяющей сосредотачиваться на внутренних ощущениях, не отвлекаясь на внешние факторы. Разучивание психологических сторон подготовка может потребовать организации занятий моделирующих соревновательные ситуации, ставящие стрелка в условия, вынуждающие его к проявлений нужных качеств. Это могут быть "соревновательные" тренировки известные как "Стрелковые игры', различные варианты которых позволяют переносить акцент нагрузок на развитие желаемых качеств.
Описание этих форм тренировки содержится в нашей методической литературе. Следует учитывать, что закрепление навыка зависит как от количества повторений, так и от эмоционального состояния стрелка при выполнении действий. Соревновательные формы тренировки неизбежно вызывают повышенное эмоциональное возбуждение спортсмена.
Интенсивность.
Стрелковому спорту свойственна стереотипность тренировки спортсмена. Равная продолжительность занятий и количество производимых выстрелов. Постоянство ставящихся перед спортсменом задач - показать возможно более высокий результат на мишени. Ориентация результатов стрельбы на уровне своей группы, "быть не хуже других", занимать прочное место в команде. Всё это вызывает привыкание стрелка к определённой манере работы, формирует отношение к тренировке, к работе над выстрелом, по принципу: "я стараюсь, а уж там как получится" Навыки такого отношения к своей подготовке, ровный эмоциональный фон тренировочных занятий, формируют "барьер адаптации" препятствующий продвижению стрелка. по пути спортивного совершенствования. Для его преодоления необходимо постоянное повышение интенсивности тренировочных нагрузок, их направленности на стороны подготовки содержащие потенциалы роста результатов. Они содержатся в физических и психических сторонах подготовки.
Физические нагрузки связаны, в основном, с длительностью тренировочного занятия, суммарным временем нахождения в позе изготовки с оружием, преодолением веса оружия, удерживаемого при изготовке к стрельбе.
При прохождений тренировочного сбора продолжительность тренировочного занятия составляет, обычно, четыре часа. Примерно 25% этого времени стрелок находится в позе изготовки с оружием, испытываемые физические нагрузки постоянны, в процессе многолетних занятий стрелковым спортом организм спортсмена уже адаптировался, их преодоление не оказывает тренирующего воздействия.
Несколько иначе обстоит с преодолением веса оружия. Стрелок из произвольного пистолета производит выстрел примерно за 16 секунд. На протяжении этого времени, и особенно в завершающей фазе работы над выстрелом, сознание стрелка должно быть освобождено от необходимости контроля мышц удерживающих руку с оружием. Вес пистолета относительно невелик, но оружие удерживается вытянутой рукой стрелка. Возникающее плечо сил и создаёт проблему, предъявляет дополнительные требования к специальной выносливости стрелка.
Стрелок должен обладать силовой выносливостью мышц, позволяющей без волевой стимуляции удерживать руку с оружием на протяжении полуторного отрезка времени, необходимого для выполнения выстрела. Это порядка 25 секунд. Подчёркиваем, что время до начала утомления руки. Производить выстрел в соревнованиях, преодолевая нарастающее чувство утомления мышц - недопустимо.
Силовая выносливость руки - базовое качество устойчивости наведенного в цель оружия. Пока она в достаточной степени не сформирована, рассчитывать на рост результатов стрельбы не приходится. Тренировки в практической стрельбе, в этих условиях, не столько способствуют, сколько препятствуют совершенствованию технического мастерства.
Психические нагрузки.
В процессе выполнения прицельного выстрела психическая напряженность стрелка возрастает постепенно, достигая своего максимума в завершающей фазе выстрела.
Это выглядит примерно таким образом:
Подготовка к выстрелу. Заряжание оружия, чувство готовности к работе 4 секунды, психическая напряженность 30%
Принятие изготовки к стрельбе, проверка правильности и привычности положения звеньев тела и удерживания оружия - 4 секунды. психическая напряженность 40%
Грубая наводка оружия на мишень - 5 секунд, психическая напряженность 60%
Переход к уточнению прицеливания, постепенное снижение глубины дыхания - 3 секунды, психическая напряженность 80%
Завершающая фаза выстрела. Достижение устойчивости наведенного в цель оружия. - 4 секунды, психическая напряженность 100%
Последействие. Отметка выстрела, установка на следующий выстрел - индивидуально, психическая напряженность 60%
Стрелок произвёл сто прицельных выстрелов, но не каждый выстрел происходит с первой прикладки. Условимся, что прикладок было сто пятьдесят. Следовательно, суммарная продолжительность работы на полной психической напряжённости составляет; 150 х 4 = 600 секунд, или 10 минут, 4,3% всего времени тренировочного занятия, продолжительностью 4 часа.
Спортсмены - стрелки отмечают значительные различия в испытываемых ими нагрузках в зависимости от того, являлась стрельба тренировочной или соревновательной. В первом случае стрельба ведётся на привычном уровне напряжений, нередко по принципу "как получится". Во втором - неизбежно возникает повышенное эмоциональное возбуждение, чувство ответственности за результат стрельбы, возрастание сосредоточенности и требовательности к своим действиям.
Высокий результат серии или упражнения далеко не всегда свидетельствует о высокой интенсивности усилий стрелка. Нередко, в условиях оптимального психического состояния стрельба проходит гладко за счет сформированных навыков, не требуя повышенных усилий. Стрельба на автопилоте; даже дающая высокий результат на мишени, тренирующего воздействия не оказывает.
Нередко после четырёхчасовой тренировки и выполнения ста прицельные выстрелов спортсмен уходит свежим с линии огня. Но каким же утомлённым чувствует он себя после шестидесяти зачётных выстрелов соревновательной стрельбы, продолжительностью два часа.
Степень психической напряженности, с которой проводится стрельба, должна входить в понятие "объём тренировки" и учитываться при оценке тренировочных нагрузок. Путь повышения интенсивности тренировки стрелка в постановке задач решение которых вызывает психическую напряжённость, превышающую привычный уровень.
Это конкретизация и постоянное возрастание трудности задач, жёсткость требований их решения, соревновательные формы тренировки
Развитие функциональных возможностей организма.
Каждый вид спорта предъявляет свои требования к физическим и психическим качествам спортсмена, стремящегося к борьбе за победу в соревнованиях высшего ранга.
В зарубежной методической литературе пулевую стрельбу относят к "психологическим видам" спорта. Это относится не к большой сложности психологических проблем с которыми сталкивается стрелок, а их большому удельному весу в общем комплексе работы стрелка и высокой зависимости результатов стрельбы от психологического состояния спортсмена.
Совершенствование стрелка высокого класса, опирается на развитие, физических и психических качеств, прямо или косвенно задействованных в формировании спортивного мастерства. Специальные физические качества стрелков старших категорий вышли на уровень требований отвечающих формуле ''необходимо и достаточно" Содержащиеся в них резервы роста результатов стрельбы в значительной степени иcчерпаны. Исключение оставляет мышечная деятельность, связанная с обеспечением устойчивости оружия. Потенциалы спортивного совершенствования сместились в психические механизмы жизнедеятельности. Это, в первую очередь:
Ощущения и восприятия мышечных процессов, позволяющее оказывать регулирующее влияние на их деятельность.
Внимание, организующее и контролирующее выполнение действий.
Мышление, определяющее задачу и пути её решения, устанавливающее систему обратных связей, формирующее установки на деятельность.
Волевые качества, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей лежащих на пути достижения поставленной цели.
Психические функции следует рассматривать как полноценную составляющую спортивного мастерства стрелка. Любая сторона деятельности человека - физическая, умственная, волевая, может быть развита путём специально подобранных тренировочных нагрузок.
Приведём несколько примеров организации тренировочного процесса, направленного на развитие психических функций стрелка;
Доклад стрелка, перед началом тренировочного занятия о задачах, которые он ставит перед собой путей их решения, вызывает необходимость продумать предстоящие действия, воспроизвести мысленный образ их. Это программирует мышечные процессы, положительно влияет на продуктивность тренировки.
В перерыве на отдых, между сериями, предложим стрелку рассказать,. над чем работал, что получалось, что не получалось, какие задачи ставит перед собой на последующую работу? Это заставят его вдумываться в проделанное, проанализировать и критически оценить свои усилия и их результаты, скорректировать установки, в первую очередь на уровень требований к себе, своим действиям.
Периодически, не реже одного раза в неделю, стрелки выполняют одну, лучше две, серию. "До первой девятки" Количество пробных не ограничено, результаты заносятся в постоянно дополняемый график, доступный всеобщему обозрению. возрастает ответственность за каждый производимый выстрел, гласность результатов обостряет эмоциональное отношение стрелка к своей работе.
Упражнение направлено на развитие следующих качеств:
Понять, прочувствовать, технические действия обеспечивающие попадание в десятку.
Осознать, прочувствовать, своё состояние психической готовности к этой работе.
.Укреплять навыки безошибочной работы над выстрелом.
Развивать умения регуляции своего психического состояния в целях воссоздания состояния готовности к высокорезультативной стрельбе.
Формировать психологическую адаптацию к высоким результатам стрельбы, большому количеству идущих подряд десяток, что нередко приобретает свойства стресс-фактора.
Укреплять веру в себя, свои возможности и умения "знаю, умею, могу, требую !?"
А там ли мы ищем?
Тормозом роста результатов стрелка зачастую является недопонимание смысловой задачи, стоящей перед данным элементом техники выстрела, недооценка или переоценка его значимости в комплексном выполнении прицельного выстрела, стремление поднять результаты стрельбы за счёт составляющих, которые уже исчерпали потенциалы своего положительного влияния.
Техника прицельного выстрела складывается из трёх основных элементов: изготовки, прицеливания, спуска. Они различаются по сложности выполнения и лёгкости освоения.
Изготовка - поза, принимаемая стрелком для удерживания оружия и направления его в цель. В настоящее время рациональная поза изготовки к стрельбе во всех упражнениях программы соревнований эмпирически найдена. Сильнейшие стрелки мира не имеют существенных различий между собой в позе изготовки.
В начальном обучении изготовка оказывает значительное влияние н результаты стрельбы, однако после того как сформированы навыки позы изготовки мышцы стрелка обрели тренированность, обеспечивающую длительное сохранение её, изготовка утрачивает влияние на дальнейший рост результатов стрельбы. Нередко наблюдаемые попытки стрелков и тренеров поднять результаты стрельбы за счёт нахождения "более выгодной" изготовки, исходя из "индивидуальных особенностей" стрелка перспективы не имеет. Такое стремление к "совершенствованию" изготовки больше связано с тем, что составляющие её действия лежат на поверхности, легко просматриваются се стороны, тогда как истинные причины слабых результатов содержатся, как правило, в психических механизмах регуляции мышечной деятельности стрелка, не имеющей внешних проявлений, методы контроля и управления ими не разработаны, тренеру не подвластны.
Известны случаи, когда в соревнованиях, пытаясь улучшить результаты слабо идущей стрельбы, спортсмен что-то меняет в своей изготовке и результаты улучшаются. Это даёт основание к поиску совершенной изготовки, "которая сама стреляет".
Слабые результаты соревновательной стрельбы, как правило, связаны с неблагоприятным психическим состоянием стрелка. Стремление избежать неудачи, осознание провала, нейтрализовали воздействие стрессогенных факторов, возвратили психо-эмоциональную напряжённость к тренировочному уровню, восстановили работоспособность спортсмена, результаты пошли вверх.
Стрелок, а нередко и его тренер, связывает это улучшение результатов с нахождением более выгодной изготовки, что только уводит от установления истинных причин слабой стрельбы и определения путей её исправления.
Существовавшая ранее теория существования устойчивой и неустойчивой изготовки не выдержала проверки временем. Только длительное пребывание в позе изготовки развивает соответствующие группы мышц, формирует навыки изготовки создающие привычность и удобство нахождения в ней.
Прицеливание.
Прицеливание - наведение оружия в цель. Для уточнения прицеливания служит прицельное приспособление, состоящее из мушки и целика. Задача стрелка из пистолета - установление "ровной мушки", совмещение "ровной мушки" с точкой прицеливания, сохранение оружия в приданом положении пока не произойдет выстрел.
Наше зрение с высокой точностью определяет симметрию предметов. Визуальное определение правильности положения мушки в прорези целика сложности не представляет, в тренировке не нуждается. Тем не менее, в практике спорта требование "ровной мушки" звучит как заклинание, становится центральной задачей. Это формирует сенсомоторную установку на готовность восстановить " ровную мушку" в случае нарушения её. Такая установка противодействует закреплению запястного сустава, что является необходимым условием высоких и стабильных результатов стрельбы из пистолета. Необходимо заменить требование "ровной мушки" на требование "жёстко неподвижной мушки". То, что она должна быть "ровной" само собой разумеется.
Так же не требует тренировки точность совмещения "ровной мушки" с точкой прицеливания на мишени. И новичок, и чемпион не имеют различий в этом.
Основная, трудно решаемая проблема стоящая перед стрелком при прицеливании - устойчивость оружия, сохранение его в приданном положении пока не произойдёт выстрел. Устойчивость оружия - базовое качество роста результатов стрельбы, однако этому направлению подготовки зачастую придаётся второстепенное значение.
Устойчивость оружия необходима и достаточна на протяжении полутора - двух секунд в завершающей "фазе работы над выстрелом. Несмотря на кратковременность это сложная проблема, "самотеком" не решаемая.
Формирование устойчивости - длительный и трудоёмкий процесс, основным содержанием которого является активная и упорная борьба за достижение неподвижности наведенного в цель оружия и возможно более длительное сохранение ее.
Спуск
Выжим спуска, завершая работу над выстрелом, по праву считается наиболее ответственным элементом прицельного выстрела. Общеизвестное требование плавности спуска является бесспорным, однако зачастую упускается из вида, что плавность спуска не самоцель, не самостоятельный элемент подготовки, а только приём, облегчающий выполнение основной задачи - не нарушить этим действием положения наведенного в цель оружия. Причинами смещения оружия в момент выстрела могут быть:
- Недостаточная автономия работы указательного пальца, вызывающая одновременное включение других мышц кисти руки удерживающих оружие.
- Изменение усилия хватки при приближении выстрела, спад закрепления запястного сустава.
- Спонтанные (стихийные, неконтролируемые) мышечные реакции проявляющиеся в снижении или усилении напряжённости мышц туловища, руки, шеи.
Наиболее часто в основе этих ошибок лежит стремление спортсмена произвести выстрел, используя первый же" краткосрочный" момент совмещения мушки с точкой прицеливания.
Сосредоточение на работе указательного пальца выводит из под контроля сознания другие стороны работы, в частности устойчивость оружия Зрительное восприятие нужного положения мушки автоматически включает мышца указательного пальца в работу при этом автономия его усилий сохраняется далеко не всегда. Зачастую выстрел, а нередко и чувство его приближения, связанное с завершением спускового усилия, становятся сигналом окончания работы, вызывая спад психической и мышечной напряженности, обеспечивавшей устойчивость оружия. Совпадая с моментом выстрела, эти явления приводят к отрывам.
Профилактика этих нежелательных явлений содержится в психологических установках программирующих внимание стрелка в завершающей фазе выстрела.
Программа соревнований включает упражнения выполняемые из служебного пистолета, спортивного, произвольного, пневматического. Все модели различаются характером спуска. В каждом упражнении управление спуском должно специально разучиваться. Так, выжим тяжелого и длинного спуска служебного пистолета существенно отличается от пульсирующего характера работы указательного пальца на шнеллерном спуске при стрельбе из произвольного пистолета на пятьдесят метров.
"ДЕФЕКТ-ВЕДОМОСТЬ"
Наиболее часто встречающиеся ошибки в методике подготовки стрелков начального и среднего уровней.
Мы очень спешим.
Как только начинающий стрелок освоил основные правила выполнения прицельного выстрела перед им уже ставится задача выполнения спортивного норматива. Вместе планомерного постепенного развития нужных качеств возникает стремление показать любыми средствами желаемый результат. Сосредотачиваясь на работе указательного пальца, чтобы вовремя произвести выстрел, новичок допускает ошибки в других элементах работы. Закрепляясь многократным повторением и состоянием эмоционального возбуждения, возникающего в связи с близостью желаемого результата, эти ошибки становятся в дальнейшем тормозом совершенствования.
Не уподобляемся ли мы в подобных случаях садовнику, тянущему растение из земли руками бы ускорить его рост, что приводят к гибели растения?
Нужно спешить! Приоритет базовым качествам.
Становление технического мастерства стрелка возможно только при условии достаточного уровня развития спецфизических качеств. Сохранение изготовки, удерживание оружия при прицеливании должно протекать за счёт сформированных навыков, не требуя волевых усилий. Развитие спецфизических качеств стрелка, отвечающее формуле "необходимо и достаточно" должно рассматриваться как первостепенная задача подготовки. Вынесение её в самостоятельную задачу, применение соответствующих средств и методик позволяет решить проблему в течение двух - четырех месяцев. Однако вместо интенсивной тренировки концентрирующей усилия на развитии спецфизических качеств мы нередко ожидаем, когда необходимый уровень развития произойдёт сам собой в процессе тренировки в стрельбе. В итоге эта сторона подготовки, являющаяся базой технического совершенствования, растягивается на длительное. время, негативно отражаясь и на формировании технического мастерства спортсмена--стрелка.
Процесс. а не результат.
Развитие спецфизичвских качеств происходит в процессе длительного нахождения стрелка в позе изготовки с оружием, преодолевая при этом нарастающее утомление мышц. Не следует при этом ставить перед стрелком задачу показа высокого для него результата на мишени.
Лучше если работа проводится без выстрела, но иногда, новичкам, для поддержания интереса, приходится предоставлять тренировку с практической стрельбой. Не следует при этом акцентировать внимание на результатах попадания, не допускать, чтобы выстрел являлся сигналом прекращения работы, нарушением изготовки. Ведь задача тренировки состоит в длительном пребывании в позе изготовки, что формирует навыки изготовки.
Результат, а не процесс.
Принято считать, если спортсмен ведёт стрельбу по мишени, значит
он тренируется. Если при этом он показывает высокий результат на мишени, значит, тренировка а походит хорошо, продуктивно.
Но задача каждого тренировочного занятия - оказание тренирующего воздействия на развиваемые качества. Оно достигается при выполнении работы, требующей напряжений, превышающих привычный уровень. В практике стрелкового спорта нередки случаи, когда подготовленный стрелок показывает высокие тренировочные результаты без повышенных стараний и напряжений. Такая работа тренирующего воздействия не содержит.
Результат тренировки следует оценивать не по сумме очков, на мишени, а по успешности решения поставленной тренировочной задачи, по достижению тренирующего воздействия на развитие стрелковых качество. Решение задачи может потребовать работы на пределе напряжений, что негативно отразится на результате стрельбы.
Не следует ставить знак равенства между понятием "результат тренировки" и результатом стрельбы на мишени.
Разучивание и тренировка
Являясь составляющими единого процесса подготовки стрелка, разучивание и тренировка имеют свои цели, средства и методы. В практике спорта эти различия нередко игнорируются, всё сводится к стрельбе в цель, что негативно отражается на становлении мастерства молодых стрелков.
Обратные связи.
Прицельный выстрел - комплексное действие, составляющими которого являются физические, технические, психические стороны работы, рост спортивного мастерства лежит через полноценное развитие каждого из них.
При выполнении придельного выстрела обратные связи устанавливаются между точностью наводки орудия, выжимом спуска и результатом попадания. Все другие элементы работы из сознания вытесняются, их развитие требует выделения в самостоятельную задачу тренировки, что позволит установить обратные связи между "эталоном" - мысленным образом и процессом выполнения, что оказывает регулирующее влияние на содержание действий.
Техническая или "Холостая"?
Нередко, у молодых стрелков формируется негативное отношение к тренировке без выстрела, как вынужденно, неинтересной, монотонной, не дающей видимых результатов работе. Это следствие недопонимания целей и путей их достижения, неконкретности ставящихся задач, сложности оценки их решения.
Техническая / без выстрела/ тренировка позволяет более осознанно и отчётливо контролировать процессы работы вытесняемые на периферию внимания при производстве прицельного выстрела. Это высокоэффективный метод совершенствования техники выстрела имеющий свои задачи, которые не решаются огневой тренировкой.
В методической литературе прошлого времени можно встретить рекомендации "воспитательных воздействий" на стрелка путём назначения обязательной "холостой" тренировки, как штрафа, наказания, за неудовлетворительные результаты стрельбы. От этого следует отказаться, как и от самого термина "холостая". Это понятие, ассоциирующееся с работой, не дающей результата. А наказывать стрелка, если это требуется в назидание другим, нужно за недостаточную старательность, уход от трудностей решения -поставленной задачи, безответственное отношение и неполную отдачу в работе.
Тренировка и соревнования.
Как часто тренеры разводят руками по поводу слабого выступления своего ученика в соревнованиях, объясняя это "недостатками психологической подготовки". На тренировках, контрольных стрельбах, спорт смея показывал высокие /для себя/ результаты, а. на в соревнованиях - провал.
Соревновательная стрельба отличается от тренировочной не содержанием действий, а изменением ситуации, в которой они выполняются. Неизбежно возникающая напряжённость затрудняет выполнение даже хорошо освоенных в тренировке действий.
Умения и навыки психорегуляции, воссоздания состояния готовности к соревнованиям, - важная составляющая мастерства спортсмена-стрелка. Эти качества не приходят сами собой, этому нужно учиться.
Соревнования закончились, начался период тренировки. Казалось бы, подготовка стрелка должна быть направлена на укрепление слабого звена подготовленности, не выдержавшего напряжения соревновательной борьбы. Однако в большинстве случаев усилия стрелка и тренера вновь направляются на совершенствование техники выстрела. В следующих соревнованиях "ситуация провала может повториться.
Высокоэффективным вспомогательным методом подготовки стрелка является идеомоторная тренировка. Она способствует совершенствованию технического мастерства и навыков регуляции своего психического состояния. Идеомоторная тренировка не требует большого времени и специальных условий, может и должна проводиться вне тира, в домашних условиях. Содержание, условия, решаемые задачи, общеизвестны, описание содержится в методической литературе. Однако, за редким исключением, тренеры и спортсмены пренебрегают проведением идеомоторной тренировки. Причины этого:
Недооценка тренером возможностей содержащихся в идеомоторной тренировке.
Неумение убедить стрелка в необходимости. реальной пользе её проведения.
Недостаточно полноценное инструктирование спортсмена, отсутствие перспективных целей, неконкретность ставящихся задач, недостаточная осознанность тренируемых действий, затрудняющая воссоздание их мысленного образа.
Дыхание.
Общеизвестно, при выполнении прицельного выстрела дыхание необходимо затаивать, однако зачастую этому элементу придаётся необоснованно большое значение.
Стрелок из пистолета обычно расходует на выполнение прицельного выстрела двенадцать - шестнадцать секунд, из этого отрезка времени полное прекращение дыхания необходимо только на четыре - пять секунд завершающей фазы работы над выстрелом. что сложности не представляет и специальной тренировки не требует.
Ошибочна манера затаивания дыхания на полном вдохе или глубоком выдохе. Нельзя производить выстрел, когда грудную клетку распирает от
избытка воздуха или ощущается потребность вдоха.
Рекомендуется следующая -последовательность регуляции дыхания при подготовке к выстрелу: Один - два вдоха и выдоха средней глубины. Полувыдох и постепенный переход а поверхностному дыханию, полное прекращение дыхания на завершающее этапе работы над выстрелом.
Вопрос темпа стрельбы.
Нередко можно слышать слова тренера, обращённые к молодым стрелкам, наблюдающим за тренировкой ведущих стрелков: Вон, видите, чемпион мира, Владимир Столыпин, стреляет. Каждый выстрел за двенадцать секунд и пробоина в десятке. А вы тратите восемнадцать-двадцать секунд и в девятке удержаться не можете. Надо выстрел производить быстро, как он, тогда и результат будет!" Насколько оправданы такие рекомендаций?
Высокоподготовленные спортсмены-стрелки обладают высокой устойчивостью оружия, способностью быстрого достижения её при прицеливании, высокоразвитым специализированным чувством надежности этого состояния. Это обеспечивает быстрый переход от ;предварительной, подготовительной фазы работы над выстрелом к его завершению. При этом продолжительность завершающей фазы работы у высокоподготовленных стрелков не меньше чем у новичков, а возможно и превосходит её, что и обеспечивает безошибочную работу над выстрелом. Сравнительно короткое суммарное время работы над выстрелом, высокий темп стрельбы, являются результатом предшествующих длительных, целеустремлённых и настойчивых тренировок.
Не обладая этими качествами, стремление искуственно вписывать цикл своих действий в заранее определённые рамки времени, "идти от темпа" перспективы роста спортивного мастерства не содержит.
Затяжка выстрела.
Наверно все спортсмены-стрелки на практике убеждались в вредоносном влияний на результат попадания затянутого, передержанного, выстрела. Момент упущен и на мишени отрыв. Не затягивай выстрел! - одно из наиболее частых указаний тренера. А во всех ли случаях затяжка выстрела несёт в себе только негативные последствия?
Основные потенциалы роста результатов стрельбы из пистолета и винтовки в положении стоя содержатся в устойчивости наведенного в цель оружия. Активная борьба за качество попадания в условиях искусственной затяжки выстрела оказывает высокое тренирующее воздействие на развитие устойчивости. Устойчивость оружия - тренируемое качество и его нужно именно тренировать, активно и настойчиво, а не ждать когда оно, возможно, сформируется само собой.
План индивидуальной подготовки
Правильно разработанный и постоянно корректируемый план индивидуальной подготовки спортсмена-стрелка способствует целенаправленности тренировочного процесса и конкретности ставящихся задач.
Исходными данными должна служить оценка развития составляющих спортивного мастерства / физических, технических, психологических, методические, личностных/ относительно требований "Модели Чемпиона": основные выводы следует делать по результатам соревновательной стрельбы, здесь обнажаются все недостатки подготовленности, на преодоление которых будут направляться усилия стрелка.
Нередко план индивидуальной подготовки ограничивается перечнем мероприятий, в которых предстоит участвовать стрелку и фиксацией результатов, показанных в соревнованиях. При этом показывается сумма очков упражнения, занятое место. Эти данные не содержат достаточной информации для оценки готовности спортсмена к выступлению и анализа динамики психического состояния под воздействием хода соревновательной стрельбы. Отсутствие данных ограничивает направленность подготовки и тренерские воспитательные влияния на спортсмена.
В течение сезона стрелки проходят подготовку в составе тренировочных сборов регионов, ведомств, национальной команды. Выступают в соревнованиях соответствующего уровня. Находятся под влиянием тренеров этих организаций. Личным тренером спортсмена ни один из них может и не быть. В случае неудачного выступления спортсмена в соревнованиях высшего ранга виновных не находится. " Иван кивает на Петра, а Пётр на Ивана". В случае победы спортсмена каждый заявляет о своей доле участия в ней.
'То мнению автора, личный тренер должен разрабатывать индивидуальный план подготовки своего ученика, контролировать его исполнение я корректировать содержание. Свою работу он должен проводить в контакте с другими тренерами, с которыми стрелок сталкивается в течение сезона. План индивидуальной подготовки стрелка входящего в состав национальной команды, должен утверждаться Главным тренером .
Проблема "Личного тренера" - один факторов сдерживающих подготовку стрелков высшего уровня. Проблема ждет своего решения. Личный тренер спортсмена должен нести всю ответственность и ему принадлежит вся слава победы