Аннотация: Оптическое растяжение "разумной рептилии", или о пользе изучения истории искусства.
Оптическое растяжение "разумной рептилии"
или о пользе изучения истории искусства.
Взглянув на картину Ганса Гольбейна "Посланники" трудно не заметить странный предмет, располагающийся на полу впереди фигур послов. Этот предмет сильно вытянут в длину и изображен под таким углом, что будь он на самом деле в предметном мире изображения, то устоять на полу не смог бы, разве что его привинтили к полу.
Тень странного предмета расположена под другим углом, чем у фигур послов, у которых нарисованы тени в напревлении назад и чуть налево, как будто окно находится справа за спиной зрителя. Пропорции предмета очень необычны, как и странная желтовато-черная палитра цветов.
Странные пропорции объекта привели к очевидной мысли применить для обработки изображения компьютер.
Сначала (2) объект был выделен в рамку,
Затем (3) - повернут в горизонтальное положение по часовой стрелке примерно на 35 градусов.
Потом объект был сжат по горизонтали более чем в пять раз (4) командой "размер объекта" программы "фотошоп". Получилось изображение... черепа, похожего с первого взгляда на человеческий, но не совсем.
Во-первых, у человека глазницы имеют почти круглую форму и разделены одна от другой, что вы можете легко определить, ощупав свое лицо или посмотрев на изображение черепа в учебнике биолгии иил анатомии. А у этого глазницы несколько другой формы смыкаются в верхней части.
Во-вторых, загадочные останки имеют две наклонные кости на передней части лица, не вполне соответствующие человеческим скулам.
В-третьих - острый выступ вниз от скуловой кости, который выдавался бы вниз за зубы.
В-четвертых, на нижней челюсти нет следов зубов, зато есть некая дужка впереди.
Конечно, можно предположить незнание анатомии художником, но Гольбейн известен также и как автор холодного оружия и доспехов. А для создания последних нужно хорошее знание анатомии, чтобы доспех не препятствовал естественным движениям человека, но в тоже время не позволял получить травму сустава из-за его переразгибания в неестественном направлении.
Теперь попробую представить, что руководило художником при рисоовании этой головоломки. Предположу для начала, что в руки Гольбейна откуда-то попал сильно необычный череп, очевидно принадлежавший разумному существу, но не человеку. Диковину мог привезти солдат, заказывавший доспех, или путешественник, или кто-то, копаясь в земле, нашел его. Но на дворе 15 век, зверствует инквизиция...
Художник понимал, что в его руках предмет очень необычный, или даже до него дошли легенды о другой расе разумных существ из глубин космоса или из далекого прошлого...
И Гольбейн решил изобразить находку на одной из своих картин. Он торопился - в любой момент к нему могли прийти и найти "дьявольские останки", и тогда только чудо спасло бы его от церковников. Но рисовать "как есть", значит навлечь на себя гнев церкви. И тогда автор "растянул" изображение по длинной стороне в несколько раз, надеясь, что наблюдательные потомки разгадают загадку.
Скорее всего, он тщательно зарисовал костяк чужака, а затем "растянул" изображение при помощи цилиндрической или полуцилиндрической линзы, например бутыли с водой. Или просто применил "перенос по клеточкам" от квадратной сетке на рисунке с натуры на растянутую прямоугольную сетку на картине.
Проанализировав изображение, автор углядел некое сходство с ротовым аппаратом черепахи. Действительно, при чуть ином развитии истории и эволюции, почему бы разум не мог появиться у рептилий? Крокодилы имеют четырехкамерное сердце, некоторые ящерицы способны повышать температуру тела, соотношение массы глаз и мозга к массе тела у многих рептилий выше, чем у человека.
Поразительно, но практически такой же череп описывает Иван Ефремов в повести "Звездные корабли":
... Давыдов извлек из шкафа широкий лоток.
Перед Шатровым оказался странный темно-фиолетовый череп, покрытый орнаментом из ямок и бороздок, углубленных в кость. Мощный костяной купол - вместилище мозга - был совершенно подобен человеческому, так же как и огромные глазные впадины, направленные прямо вперед и разделенные узким костным мостиком переносицы. Вполне человеческими были и круглый, крутой затылок и короткая, почти отвесная лицевая часть, ушедшая под огромный, надвинутый на нее лоб. Но вместо выступающих носовых костей была треугольная ямка. От основания ямки верхняя челюсть, клювообразная, слегка загнутая вниз на конце, резко выдвигалась вперед. Нижняя челюсть соответствовала верхней и также не имела ни малейшего следа зубов. Ее суставные концы упирались почти горизонтально в ямки на концах широких отростков, спускавшихся вниз впереди круглых больших отверстий по бокам черепа, под висками.
- Он прочен? - тихо спросил Шатров и после утвердительного кивка Давыдова взял череп в руки. - Вместо зубов, видимо, режущий роговой край челюсти, как у черепахи? - спросил Шатров и, не дожидаясь ответа, продолжал: - Строение челюстей, носа, слухового аппарата довольно примитивно... Эти ямки на костях, вся скульптура показывают, что кожа очень плотно прилегала к кости, без подкожного мышечного слоя. Такая кожа вряд ли могла иметь волосы. А отдельные кости... в них, конечно, нужно поразобраться, но смотрите: челюсть из двух костей; это тоже более примитивно, чем у человека...
....
- Я просто не могу подобрать название. Ведь нельзя называть его человеком, если соблюдать научную терминологию. Это человек по мысли, по технике, общественности, но ведь он выработался на иной анатомической основе. Его организм явно не родствен нашему. Это другой зверь. Вот я и зову его небесным зверем - "бестия целестис" по-латыни. Можно взять греческий корень для родового названия - пусть будет "терион целестис". ....
Как видите, придуманный Ефремовым облик разумного существа чем-то похож на тот, который изображен на картине Ганса Гольбейна.
А если предположить, что повесть написана по реальным событиям и в руки ученого действительно попал череп разумного существа внеземного происхождения?
Если бы такая находка имела место в монгольских экспедициях Ефремова, то о ней ничего бы не написали, более того, партия и КГБ скорее всего отобрали бы ископаемое и взяли бы с ученые подписку о неразглашении. Потому что для любых тоталитарных правителей непереносима мысль о том, что во Вселенной есть кто-то превзошедший землян по техническому уровню на века и при этом способный посетить Землю. Диктаторы просто боятся неведомой превосходящей силы, которая руководствуется принципами гуманизма, по мнению Ефремова столь же едиными для всей Вселенной, как и таблица Менделеева. А не следующая этим принципам цивилизация просто не сможет достичь других звезд на обитаемых кораблях.
В любом случае, примененный Гольбейном способ оптической обработки изображения сам по себе интересен. А сама картина задает загадки и побуждает к дальнейшим исследованиям.