В каком океане находится пролив Лаперуза, какие моря соединяет и между какими островами он лежит? Об этом даже младший школьник скажет уверенно. Но порою приходится усомнится в том, что известно со школьной скамьи и еще раз проверить, где же находится знаменитый Лаперузов пролив?
Такой случай представился совсем недавно. Во время экзаменов в ... одном известном учебном заведении.
На дворе лето. А еще ХХI век, новое тысячелетие, так сказать, идет уже не первый год. В этом известном военном институте, бывшем военно-морском училище, в разгаре летняя сессия. Для курсантов выпускного курса она последняя. Государственные экзамены и строгая флотская комиссия накаляют и без того нервную атмосферу.
У штурманов на экзаменах председательствует крупный флотский чин в звании капитана 1-го ранга. Заковыристость, въедливость и флотский юмор штурманского председателя известны уже не первый год. Особливо не шумит, но достает вопросами конкретно. Заработать хорошую оценку можно, но нужно попотеть.
А потеть штурманам пришлось в проливе Лаперуза ...
В первый день председательствующий штурманила озадачил ну если не краснодипломного отличника, то уж авторитетного навигатора-выпускника:
- Скажи-ка, милый, где же находится пролив Лаперуза?
Ожидая услышать бодрый ответ скороговоркой, но увидев на лице курсанта замешательство и изумление, председатель экзаменационной комиссии продолжил:
- Не торопись, дружек, давай так - чтобы уж точно была у тебя пятерка, скажи, какие моря соединяет пролив Лаперуза?
- Пролив Лаперуза? - уточнил молодой навигатор.
- Да, пролив Лаперуза.
- м ..., пролив ... Лаперуза ..., - лепетал курсант, но ответить не решался. "Наверное, растерялся", - подумал каперанг и решил уточнить вопрос:
- Не теряйся, дружок, ну не получается с морями, так скажи, между какими островами находится пролив Лаперуза?
- Островами? - опять пытается уточнить пятикурсник, без пяти минут лейтенант.
- Да, островами. Пролив Лаперуза находится между островами ..., - растягивая слова, пытается вывести курсанта на правильный ответ флотский Председатель, но ответа и при этом не получает. Настроение у него сегодня отличное и чтобы добиться хоть какого-то положительного результата с проливом Лаперуза, председательствующий каперанг, теперь уже с робкой надеждой, спрашивает:
- А в каком океане пролив Лаперуза находится?
Курсант с надеждой прямо и преданно смотрит в глаза каперангу, с его губ еле слышно даже не срывается, а просто сваливается шепот:
- в ... Индийском ...
- В ИНДИЙСКОМ ?
- В Индийском, - уже увереннее, но еще шепотом говорит курсант.
- В ИНДИЙСКОМ !!! ..., - и в воздухе повисает звенящая пауза. В аудитории становится как-то тихо-тихо. Председатель, он же каперанг, не отрываясь глядя на выпускника-навигатора, будущее штурманское светило, надежду и гордость флота, медленно приподнимается:
- КУРСАНТ ! ... КУРСАНТ, ВОН !!! - отчетливо и отрывисто говорит каперанг ... Через пролив Лаперуза! ... В Индийский океан! ... Между Сахалином и Хоккайдо ... Бегом, гаденыш, из Японского моря в Охотское ... ПРОЛИВОМ ЛАПЕРУЗА ...
Курсант вылетает за дверь. Все та же тишина в аудитории.
Каперанг встает и подходит к карте Тихого океана, смотрит на Сахалин и Хоккайдо - пролив Лаперуза на месте.
Не говоря ни слова, возвращается и садится на председательское место.
- Следующий ...
На второй день председательствующий штурманила озадачивать навигаторов-выпускников проливом Лаперуза даже и не помышлял. Все шло своим чередом - выпускники с разной степенью уверенности лепетали о штурманских делах, что-то рисовали на картах, щелкали калькуляторами и немного удивленно посматривали на разные гидрометеорологические приборы, разложенные на длинном столе в аудитории. Чтобы не смущать штурманскую поросль неожиданными вопросами, флотский каперанг задавал несложные вопросы, в основном те, которые уже были вчера. Курсанты отвечали в общем-то в тему и даже атмосферное давление в аудитории измеряли барографом, может быть только немного ошибаясь в размерности единиц измерений. Гектопаскали, миллибары и миллиметры ртутного столба в стройную систему еще не выложились в юношеских головах.
По вопросам билета отвечал уже третий или четвертый по списку выпускник, когда, просматривая выпускную аттестацию и итоговые оценки в ведомости за пять лет обучения, Председательский глаз зацепился за пятерку в ведомости. Напротив предмета "Военно-морская география" в ведомости отчетливо выделялась оценка - "отлично". Эта пятерка била в глаза в однообразно длинном столбце остальных оценок "удовлетворительно". "Светоч !", - подумал экзаменатор и у него появилось жуткое желание задать какой-нибудь географический вопрос. Сомнений в том, что географическое светило может не знать ответа, в мыслях председательствующего даже не промелькнуло.
- Скажи-ка, милый, какие моря Лаперузов пролив соединяет? - вкрадчиво спросил у курсанта, держащий его выпускную аттестацию Председатель комиссии.
- Японское и Охотское, товарищ капитан 1 ранга, - не задумываясь ответил "географ" и засиял глазами.
- Молодец ! - у флотского глаза засияли так же, как у географа, - а где же находится пролив Лаперуза? - уже более уверенно был задан курсанту дополнительный вопрос по проливу Лаперуза.
- Между островами Хоккайдо и Сахалин, товарищ капитан 1-го ранга! - все также бодро и уверенно отчеканил географ.
Довольный проверяющий повернулся к другим членам комиссии:
- Ну что, знает! А вы говорили ..., - как бы подтверждая правильность своих убеждений, что о проливе Лаперуза знает любой, каперанг, ни на секунду не сомневаясь, легко бросил географу:
- Ну а теперь на карте покажи пролив Лаперуза.
... дальше наступила немая сцена. Географ на ватных ногах сделал несколько шагов к стене, на которой висела карта Тихого океана, невидящим взглядом посмотрел на разноцветное полотно карты. Пытаясь сообразить, а также помогая себе выпирающими из головы знаниями, он довольно громко начал бормотать, одновременно ища на карте:
- Пролив Лаперуза соединяет Японское и Охотское моря ...
- Так, правильно, - подбодрил его председатель.
- ... между островами Хоккайдо и Сахалин ...
- Ну же!
- ...
Указка географа поднялась к карте, описала непонятную дугу и ткнулась ... где-то у берегов АВСТРАЛИИ ...
У географа и вопрошающего председателя одновременно пропал дар речи. Еще секунду назад так симпатичные друг другу, они смотрели теперь как два зверя - заяц и волк. "Волчище-председатель", глядя на "зайца-географа", из-под густых черных бровей прорычал:
- КУРСАНТ ! ... ГЕОГРАФ ! ... ВО-О-ОН !!! ...
С заячьей прытью географ исчез за дверью, которая за ним даже не скрипнула.
Каперанг встал и подошел к карте Тихого океана, посмотрел на Сахалин и Хоккайдо - пролив Лаперуза на месте, Охотское и Японское моря тоже.
Не говоря ни слова, вернулся и сел на председательское место.
- Следующий ...
Третий экзаменационный день от других дней почти ничем не отличался. Разве что курсант пошел потяжелее. Потяжелее - это в смысле сообразительности. Умненькие и хитренькие старались посдавать экзамены в первые дни и спокойненько расслабляться, ожидая, когда теперь уже непременно, лейтенантские погоны лягут на плечи. Наиболее продвинутые и смекалистые вообще предпочитали пройти этап "ПРЕДЗАЩИТЫ" - предварительно, еще до начала экзаменационной сессии, показно для других защитить свою дипломную работу.
В третий день все было тяжелее. Чтобы не ставить выпускников в тупик, флотский председатель задавал вопросы только из "Навигационного минимума". Причем, отклонений от темы дипломной работы ни в коем случае не допускал.
По выполненным расчетам перехода корабля из Владивостока в Петропавловск-Камчатский докладывал крепкий середнячек. По всему чувствовалось, что над дипломом работал и может быть даже самостоятельно. На карте красной полосой выделялся проложенный маршрут: от Владивостока через Сангарский пролив, мимо Курильских островов и далее загибаясь к Камчатке и уходя в Авачинский залив. Наметанный флотский взгляд, брошенный на карту, сразу не уловил, но сориентировавшись понял - на карте НЕТ ПРОЛИВА ЛАПЕРУЗА. Вернее, есть, но он заклеен сверху плановой таблицей перехода корабля по маршруту. Плановая таблица надежно закрыла пролив Лаперуза, южную часть острова Сахалин и северную половину японских островов.
Не перебивая докладывающего дипломника, каперанг внимательно всматривался в карту со своего председательского места. Нервозность в нем была, но окружающим еще не передалась. Поерзав на стуле, флотский штурманила, тихо встал, бесшумно, не мешая докладчику, подошел к висевшей карте. Почти уткнувшись носом в красный маршрут, он прошелся взглядом (и носом тоже) от Владивостока до Камчатки.
- Товарищ капитан 1-го ранга! Курсант ... доклад по выполненной дипломной работе окончил! - оторвал его от карты дипломник.
Озорно взглянув на курсанта, председательствующий взял указку и протянул ее курсанту.
- Скажи-ка, дружек, а есть ли еще маршрут, по которому корабль может дойти из Владивостока до Камчатки?
- Из Владивостока до Камчатки можно пройти другим маршрутом, вот здесь ...
Курсант уверенно вел указкой, но найти другой маршрут не получилось. Указка уперлась в таблицу, под которой должно быть находился этот другой маршрут.
- Ну и где же этот другой маршрут пройдет? - с сарказмом уточнил стоящий рядом с курсантом офицер.
- Здесь. Между островами ...
Указка по-прежнему елозила по таблице и, подразумевалось, что под ней находятся Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза меж ними.
- Между какими островами? - не очень требовательно уточнил каперанг.
- Между островами ... ЭТИМ .. и ... ТЕМ ..., - тыкал курсант в карту, не называя при этом островов.
- А какой же пролив между островами ЭТИМ и ТЕМ ?
Экзаменующий капитан 1-го ранга уже с явным удовольствием издевался над курсантом. По виду и особенно по глазам курсанта было видно - не знает он названий островов и пролива. Выдавить из трудненького все равно что-то было нужно и ему опять был задан уточняющий вопрос:
- ЭТОТ японский остров называется Хоккайдо. Пролив между Хоккайдо и ТЕМ островом называется? - испытывающе испрашивал настырный каперанг ...
- ЛАПЕРУЗА ?
- ЛАПЕРУЗА !!! - обрадовался каперанг, - так, а ТОТ остров, значит, каким будет?
- ... японским ? - не то спросил, не то ответил утвердительно курсант. В глазах флотского штурмана мелькнула злая искорка.
- Куда служить идешь, сынок? На мостике какого корабля стоять будешь?
- В пограничники, - с явным удовольствием ответил курсант, думая, что вопросы на карте про острова и проливы окончились.
- А что же ты, гад пограничный, Родину продаешь? - прошипел каперанг, - кто тебе право дал, Сахалин разбазаривать?! Думаешь табличку приклеил и нет острова?! Не хрена - не угадал, Сахалин и до тебя и после российским будет!
Голос офицера был теперь громким и слышен на всю аудиторию. Забрав у курсанта резким движением указку, каперанг вскинул ее в направлении двери. От неожиданности курсант отшатнулся.
- ВО-О-О-ОН !!!
Курсант, с залитым краской лицом, быстро проследовал по направлению указки за дверь. Повернувшись к карте, каперанг концом указки подцепил снизу приклеенную табличку и лихим движением ... освободил Сахалин. Посмотрев внимательно и убедившись, что Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза на месте, офицер не спеша вернулся к столу и не говоря больше ни слова, сел на свое председательское место. Он явно испытывал удовольствие от того, что Сахалин сегодня отстояли и его роль в этом святом деле была не последней.
- Следующий ...
В последующие дни при сдаче экзаменов и защите дипломных работ Председатель экзаменационной комиссии выпускников-штурманов о проливе Лаперуза не спрашивал. Но к карте подходил каждое утро перед началом экзамена. По всей видимости, он убеждался в том, что пролив Лаперуза с утра находится там, где ему и положено находиться - между островами Сахалин и Хоккайдо и соединяет он все так же моря Японское и Охотское. Отходил каперанг от карты с улыбкой, которая была как-то по-французски загадочной.