Аннотация: Задумывался как фанфик к Ст.Сергееву "Достойны ли мы отцов и дедов". Именно его я брал за "прототип" в сцене МВ-Оружейники. (и если Ст.Сергеев не пожелает вставить его в свой роман, я вставлю его в МВ, ессно изменив некоторые обстоятельства - т.к. год 42й, а не 41й)
Семен Алексеевич Лавочкин ждал решения своей судьбы.
Вообще-то решаться должна судьба его самолета. Но для хорошего конструктора, его машина, его творение, становилось частью его самого. Тем более, если эта машина - первая, и пока что единственная. И возможно, последняя.
Тогда, в тридцать восьмом, они, трое молодых энтузиастов, задумали не меньше чем сразу встать в один ряд с признанным "королем истребителей", Поликарповым. Нам нет преград, ни в море ни на суше - только безудержной верой в себя, и в торжество советской науки, можно объяснить, как они, сотрудники первого главка наркомата авиапромышленности, решились предъявить на конкурс свою разработку.
Им поверили. Было создано новое, Опытовое КБ, на 310м заводе в Химках. Весной 40го самолет уже взлетел. И оказался на целых 20км/ч быстрее, чем яковлевский И-26! Конечно, была огромная куча замечаний, неполадок, недоделок. Но у Яковлева - их было не меньше!
Изюминкой конструкции был материал - дерево, после особой химической и прессовой обработки, приближающееся по прочности к алюминию. Это привлекло всех -так было заманчиво, сделать боевой самолет из самых дешевых и недефицитных материалов - ведь дешевизна, это большее число, при тех же производственных мощностях и трате ресурса! Но это стало и главной слабостью проекта.
Мы верили тогда, в войну "малой кровью, на чужой территории!" - с болью подумал Семен Алексеевич - что-то наподобие освободительного похода 39го, или Халхин-Гола, или даже Финской - с жертвами, героизмом, но где-то там, на чужой земле! Этого не говорилось - просто, никто даже не думал, что импортные смолы, необходимые для изготовления нашего материала, "дельта-древесины", станут недоступны - и придется пускать в работу обычную сосну! Никто не предполагал, что к станкам на новых заводах встанут женщины и подростки - не имеющие квалификации! И мы впрочем, тоже были хороши - стараясь выжать из машины все, не оставляли резервов, а ведь известно, что почти любая доработка по устранению замечаний, которых просто не может не быть - это рост веса!
В итоге - "лакированный гарантированный гроб", как печально острили летчики. Самолет прочный, добротно сделанный - но слишком медлительный. 549 километров в час, вместо 605 у прототипа - и против 570 у мессера! В то же время - нет великолепного маневра, который так выручал "ишачков". Вдобавок, строг в пилотаже - хотя и проще Миг-3 - но тут у Яковлева честно признать, преимущество: опыт создания спортивных авиеток, в яках так и осталось что-то от спортивных машин, легких и послушных, но все ж это ласточки, они плохо принимают ответный огонь. А Лаги прочны - и этого тоже не отнимешь, вот с фронта сообщают, наш Лагг таранил мессера, так немец, хоть и цельнометаллический, развалился в воздухе - а наш, сумел сесть на аэродром! Или другой случай - когда Лагг вернулся, потеряв почти половину левой плоскости, буквально "на одном крыле"! Опять же - в дополнение к протектору в баках, еще и заполнение их отработанными выхлопными газами, что резко снижает горючесть - и чего нет ни на Яках, ни у немцев!
(прим. - оба случая, реальны! Правда в РИ, относятся к осени 42го).
Но все же - "летчикам нравятся Яки". И это - звучало как приговор. На 153м заводе в Новосибирске уже сменили в цехах, Лаги на Яки. 31й завод из Таганрога эвакуируется в Тбилиси - и что там будут выпускать, пока неизвестно. Остается горьковский завод, номер 21 - но и туда зачастили люди из КБ Яковлева, не скрывая от заводчан, что очень скоро командовать здесь будут они.
И вот, вызов в Москву. Без очевидной производственной необходимости. КБ и завод делали все, что в их силах - чтобы где-то что-то улучшить, доработать, внедрить - и наращивали выпуск самолетов. Но - "летчикам нравятся Яки". Так что - ясно, зачем.
Сохранится ли КБ - после такого? Сработавшийся коллектив, отличные люди. Вот, Алексеев, его зам - напоминал Семену Алексеевичу, его самого, три года назад. Может быть, он тоже станет Конструктором. А останется ли таковым - он сам?
Гудков, Горбунов - вернулись обратно в Наркомат. Все ж это было - не их. А вот Семен Алексеевич - пожалуй, уже не смог бы. Почувствовать себя творцом - как из ничего, из воображения, рождается нечто, обретает форму, совершенствуется.. Имеет свою судьбу - от первого полета, до снятия с вооружения. Проживает настоящую жизнь. Жаль, что жизнь Лагга оказалась такой короткой. Все ж самолет изначально задумывался под новый мотор, М-106, именно его характеристики были заложены в расчетах. Но мотор так и остался недоведенным - а М-105 был заметно слабей. А ведь будь другое "сердце" - и мог бы выйти ИСТРЕБИТЕЛЬ!
Настораживала лишь форма вызова - "сдать дела заму, на срок неделя, или больше". С похожей формулировкой - правда, без указания срока - уезжали в Москву те, кто уже не возвращался назад. Хотя - тут Семен Алексеевич печально улыбнулся, вспомнив случай, четыре года назад. Был на Урале завод, а на нем директор, без особых успехов, но и без больших грехов - как все. И вот, приходит директору вызов. Год однако был, 37й. Директоров отчего-то не принято было арестовывать на месте - их вызывали в наркомат, а уж там.. Тогда директор пошел в кабинет, выпил стакан водки, достал браунинг, и приставил к виску - чтобы хоть семья не попала во "враги народа". После выяснилось, что его вызывали, чтоб наградить орденом "Знак почета" - и назначить в наркомат, на только что освободившуюся должность.
(прим. В РИ - рассказ моей бабушки. 1906 г.р, в 37м получившей 8 лет как "член семьи". Правда, сама она этого директора не знала, слышала от других. Так что, может и байка.).
Спокойствия Семену Алексеевичу не прибавили два командира в форме НКВД, встретившие его в наркомате. Обращались правда, предельно вежливо - посадили в машину, и повезли, нет, не на Лубянку, как ожидалось, а в Кремль.
(тут процедура, допуска к ИВС. Или ЛПБ? Нет все ж ИВС).
-Здравствуйте, товарищ Лавочкин. Садитесь. Вам известно, что летчики с фронта думают про ваш самолет?
Семену Алексеевичу было страшно. Но, только он услышал этот вопрос, страх исчез. Потому что это была его компетенция, его правота - за которую он готов был спорить хоть с самим товарищем Сталиным, хоть с господом богом, если б верил.
-Мне известны эти нелестные оценки, товарищ Сталин. "Лакированный гарантированный гроб", "летчикам больше нравятся Яки". Однако же считаю, что нашим ВВС необходим истребитель, дополняющий Як-1.
-Дополняющий - в чем?
-Товарищ Сталин, даже в нынешнем виде, Лагг имеет прочную конструкцию, способную поглотить значительное количество повреждений, это самолет-солдат, в то время как Як-1 все ж больше подходит тактика "ударить и убежать". Возможность установки более мощного вооружения, способного как более успешно бороться с бомбардировщиками, так и атаковать наземные цели. В перспективе, больший запас топлива, а значит и дальность полета..
-В пэрспективэ. И что же вам не хватает, для нее?
-Двигатель. Верно, что с М-105, летные данные самолета недостаточны. Однако когда от промышленности получим М-107, ожидаемой мощностью 1600 сил. Тогда Лагг - полетит!
-Вы готовы подписаться под этими словами? И нести всю ответственность, за результат? Подумайте, я вас нэ тороплю.
-Да, товарищ Сталин!
-Вам повезло, товарищ Лавочкин, потому что такой мотор у нас ЕСТЬ. И вы его получите - со всей ответственностью, которую только что на себя взяли.
Если б Семен Алексеевич был командиром РККА, он бы вскочил со словами "Служу трудовому народу". Но он был авиаконструктором - и потому сказал:
-Ваше доверие оправдаю, товарищ Сталин. Каким сроком могу располагать?
-Сроки? Вчера. Товарищ Лавочкин, по уму следовало бы посмотреть, как вы справитесь с этим делом. Но времени нет - совсем. Я хотел бы поручить вам чрезвычайно ответственную работу, которая очень поможет СССР, позволив перевернуть весь ход войны в воздухе - а значит, и войны в целом. Но это также очень сильно изменит вашу жизнь, вашу судьбу, даже ваше мировоззрение. Вы вправе отказаться, ограничившись доведением вашего самолета. Если же вы согласитесь - пути назад для вас уже не будет!
-Я готов, товарищ Сталин!
-Возьмите эти документы. Вас проводят в комнату, где никто не побеспокоит вас, в течении двух часов. Этого времени будет достаточно? А затем - продолжим разговор.
Фотография. Самолет похож на Лагг - только с затупленным носом, как у И-16. Чертежи, схемы. Таблица летных данных - ого, выше чем у Лагг-3 эталонного! Мотор М-82, как же это удалось, "лобастый", мало того, что тяжелее, так еще и шире фюзеляжа, не состыкуешь - на этом погорел Гудков, пытаясь поставить 82й на планер Лагга. Фальшборты, оригинально, а охлаждение - вот совки, по бокам фюзеляжа, а как центровка, все ж лишние 250кг веса? Текст - очевидно, история. "все КБ собралось в цехе вокруг безмоторного планера Лагг, к которому на талях подвели М-82, стали смотреть и выяснили, к удивлению, что лишний вес мало влияет на центровку, это легко скомпенсировать переносом некоторого оборудования в хвост" - ну да, мотор хоть и тяжелей, но как бы "прижат" назад, короче. Интересно, и когда же это было в его КБ? Что? Сорок второй год? СОРОК ВТОРОЙ???
Семен Алексеевич был материалистом. Но решить, что товарищ Сталин станет его разыгрывать - было еще труднее, чем поверить в информацию из будущего.
Еще фотографии - уже развитие этого самолета. Гаргрот за кабиной убран, фонарь каплевидной формы, с обзором назад. Снимки явно сделаны на фронтовом аэродроме - техники готовят самолет к вылету, а вот ряд этих же самолетов, на борту крайнего маленькие звездочки в несколько рядов - тридцать с лишним, сбитых, ого! Летные данные еще выше - мотор еще более мощный, 82ФН - 1850 лошадок, так это вообще, невероятно! (для 41го - рекорд! Это в 45г, и 2000 было нормой). Текст - подробно расписаны достоинства и недостатки, а это что за документ - ого, отчет немецких испытателей трофейного Ла-5ФН, осень 43 года! И что там пишут - "маневренность выше, скорость крена, эффективность элеронов выдающаяся". Для сравнения - а это что за зверь? Немец, похож даже внешне - Фоке-Вульф-190, вот его летные данные и чертежи - в люфтваффе с осени 41го - то есть, сейчас их новейший истребитель, про который даже не слышали на фронте!
Дальше - другой самолет? Ла-5 был все ж угловатым, этот же стал законченно стройным, зализанным, совки по бокам исчезли, фюзеляж ровнее. Летные данные - скорость 680, фантастика, вооружение, три 20мм пушки! Ла-7 - как тут написано, "лучший советский и один из лучших в мире истребителей Второй мировой войны"! И это тоже - будет ЕГО машина?
Хотя вот это - непорядок. Тут написано, что управление мотором - в ручном режиме.. То есть, чтобы изменить режим полета, с крейсерского на максимал, пилоту нужно отработать ШЕСТЬЮ рычагами и переключателями - а немцу на ФоккеВульфе достаточно двигать один лишь сектор газа, все остальное автоматика? А как все это - в воздущном бою? Ну ничего, доработаем. Чтоб было не хуже.
И напоследок - еще один самолет, отдаленно похож, но лишь отдаленно. Крыло совсем другой формы, обрубленное - ага, и профиль ламинарный. Весь цельнометаллический, четыре пушки! Летные данные - скорость 697, дальность.. Это что - дальний истребитель сопровождения? Приборное оборудование - как сейчас у бомберов не на всех, удобная кабина. Ла-9 - послевоенный, 1946 года. Значит, война будет до 45го? И еще одни самолет - похож, но нос с "бородой" маслорадиатора - вот это, дальний, истребитель Ла-11, летные данные, фото - даже на льдине, подпись - аэродром в районе Северного полюса, куда забрались, это с кем же там воевать?
-Вы все прочли, товарищ Лавочкин?
-Так точно, товарищ Сталин! Но это...
-Это ЕСТЬ, товарищ Лавочкин. Вот так. Наши потомки, из будущего, оказывают нам помощь - информацией, и не только.. впрочем, вам хватит и этого. Вы понимаете, что это является государственной тайной СССР - и что последует за разглашение?
-Так точно, товарищ Сталин!
-Однако же, ваша конструкторская мысль - это лишь ваше, и только ваше творение. Ну а что иные из ваших гениальных конструкторских решений, вы примете на основе этой информации, останется между нами. Дальше, вам следует разобраться во ВСЕЙ информации, что передали нам потомки - касаемо авиации и самолетостроения. На предмет - что ценное, мы реально можем внедрить. Учитывая реальное состояние нашей научной и производственной базы. Впрочем, рекомендации по развитию этой базы также будут входить в круг ваших обязанностей - например, по закупке оборудования, или интенсификации исследований в каком-то направлении. Естественно, вам следует помнить, что пока "все для фронта - все для победы" - не допуская заметного снижения количества и качества выпускаемых самолетов. Для этого, вам будет доверен пост замнаркома - так же как у Яковлева. Теперь вы понимаете, ЧТО вам предстоит, и за ЧТО вы взялись, товарищ Лавочкин?