Прежде, чем приступить к чтению, возможному читателю следует знать, что это произведение является плодом авторской фантазии. На 100%. А также, что все реалии и персоналии, имеющиеся в этом тексте, являются вымышленными. На те же 100%. Что не исключает их сходства с реально существующими жителями Таллинна, опять-таки на все те же 100%. То есть, все совпадения, в основном, специальны.
Мы, читатели, давно уже знаем по литературным произведениям некоторые города России, может быть, даже лучше, чем коренные жители, среда обитания которых зачастую ограничивается несколькими станциями метро, а также районом, непосредственно примыкающему к их дому. Может, мы и не сориентируемся в Москве или Санкт-Петербурге так, как это сделает абориген, но, по крайней мере, названия некоторых улиц и площадей, а также особо примечательных зданий мы знаем очень неплохо. Однако, иногда возникает ощущение, что в России вся жизнь проходит именно в столицах, настоящей и бывшей. Редко-редко когда мы читаем о событиях, происходящих где-то еще на безбрежных просторах России. В каком-нибудь Шантарске, городе, впрочем, насквозь вымышленном.
Желая исправить это досадное недоразумение, автор счел возможным, и даже необходимым, избрать местом действия свой родной город. С сохранением всех названий в их естественной форме. То есть на языке данной местности. Если кому-то их произношение покажется трудно выговариваемым, то это единственно вследствие отсутствия каждодневной многолетней практики. Для местных жителей это не является сколь-нибудь серьезной проблемой.
Для тех читателей, кто знает Таллинн больше, чем понаслышке, надо напомнить, что данное произведение является, все-таки, вымыслом. Все легенды и мифы города Таллинна использовались автором в свободной форме, то есть он делал с ними, что хотел, не заботясь о соблюдении какой-либо достоверности, исторической или же литературной, если какие-либо сведения были почерпнуты из печатных источников. Просто автору было так интереснее. Да и удобнее.
В заключении отдельное "извините" организации, известной под названием "Таллиннский меч". Автор приносит им свои самые искренние извинения. Это реально существующая организация, цели и задачи которой абсолютно не совпадают с теми, что описаны в произведении.
Хотя, как знать...
Дети в подземелье
С утра все было за то, чтобы мы никуда не поехали. Сначала мы с Ленкой проспали. Как результат - встали с квадратными головами. Потом у Ленки пригорела каша и есть ее пришлось по рецепту Буратино: пополам с малиновым вареньем, чтобы как-то прибить привкус гари. Все по отдельности не более чем мелкие, практически незначительные неудобства, но вместе дающие достаточно сильный заряд отрицательной энергии. Настроение, короче, начало портится еще с утра. И я почти уже отказался от мысли ехать к Паше, но Ленка уперлась.
- Мы уже месяц нигде не были! Тебе самому не надоело сидеть в четырех стенах?
- Надоело. - Я не стал спорить. Тем более, что ехать я пока, все-таки, не отказывался. Да и повод был очень значительный, но об этом позже. Просто как-то душа не лежала. О чем я Ленке и сказал.
Ленка фыркнула и пошла краситься. С чем справилась в рекордно короткие сроки.
Следующим элементом ухудшения настроения были автобусы.
Первый автобус был из нашего Ласнамяэ до центра. Мы на него не должны были успеть: когда мы вышли из дома, мимо нас с грохотом промчался "шестидесятый", нагоняя упущенный график. Даже если бы мы побежали, то все равно не успели бы. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что мы были вполне готовы развернуться и вернуться домой. Стоять и ждать следующего автобуса было практически бессмысленно. У нас был точный график движения и, если мы из него выбивались, на этом первом этапе, то весь график летел к черту. Но мы не выбились.
Спокойно, никуда не торопясь, двигаясь скорее в силу заложенной программы, мы дошли до остановки, и также спокойно вошли в стоящий автобус. Удобно уселись и только тогда двери закрылись и автобус рванул с места, как укушенный. Виновник такой задержки, разваливающийся на ходу дедок, не успевший отойти от края тротуара, совершил кенгуриный прыжок и замахал вслед тростью, но водитель вдавил клаксон и под победный рев автобус помчался на немыслимой для городского транспорта скорости. График был настигнут и посрамлен.
Следующий автобус был не городской, а рейсовый. Он шел практически до Паши, но именно тот, который был нам нужен, не пришел. Все совпадало - номер автобуса, время отправления, место отправления, платформа, - все, только автобуса не было. Он не появился ни через пять минут, ни через двадцать. Интервал у них был минут пятьдесят, стоять и просто так ждать было тоскливо, но мы упрямо вглядывались во все подъезжающие автобусы, в надежде увидеть свой. Настроение портилось все больше, теперь уже не только у меня, но и у Ленки, но мы пошли на принцип. Все равно уедем, хоть будем торчать тут до ночи!
Но торчать до ночи не пришлось. В очередное, назначенное расписанием, время подкатила побитая жизнью и проселочными дорогами Эстонии "Скания", мы уселись и поехали.
Естественно, что со всеми этими нашими приключениями мы приехали к Паше не в лучшем состоянии, но по прибытии настроение начало резво подниматься. Все-таки увидеть снова всех вместе было здорово.
Когда мы наконец добрались до Паши, то вся наша компания была уже в сборе. Но сразу мне завладеть вниманием, конечно, не удалось. Сначала возник диспут о роли евреев в истории России, потом пили кофе и продолжали спор, потом как-то быстренько перешли в баню, потом долго сидели в предбаннике и нежились сладкой негой, попивая пиво из бидончика. Сидеть так можно было вечно. Друзья, любимая - что еще нужно человеку для полного счастья? Но Ленка начала делать мне знаки руками и пихать ногой под столом и я решил приступать. Обвязавшись полотенцем на манер тоги, я сходил за тубусом, который привез с собой, и принялся раскладывать на столике свои находки. Точнее, одну находку.
- Был я тут давеча в одном книжном магазине. - Я начал издалека. - Того, что напротив Нигулисте. Есть у них там уголок с картами, на манер старинных, розы ветров, чудища всякие, эфиры и белые пятна. Вся стена увешана. А скромно так, с краешку, висела там картина, из общего ряда выбивающаяся.
Я выложил на стол картину. Вроде ничего особенного, квадрат плотной бумаги, метр на метр, синий, с множеством линий на нем. Линии были прямые и кривые, сплошные и прерывистые, они переплетались в различные узоры и каждая вела себя совершенно независимо. На первый взгляд сплошное нагромождение линий. Как и на второй и на третий. Увидеть то, что увидел я, можно только случайно. Как я. Со мной случилось нечто вроде ступора: я застыл на месте и уставился в какую-то точку на картине. Сколько длилось мое путешествие по астралу - не знаю, наверно не долго, потому что никто не обратил на меня никакого внимания, а я вдруг понял, ЧТО я вижу на картине. Что послужило толчком к тому, что я увидел, сказать не смогу. Просто повезло скорее всего. Возможно здесь был заложен трюк с объемными картинками, столь популярными в последнее время. Но зато теперь с видом победителя я положил свою находку на стол, откинулся в кресле и глотнул пива.
Все ждали продолжения.
Очень хотелось напустить побольше таинственности. Всю неделю я мучился оттого, что не могу поделиться своим открытием ни с кем. Конечно, Ленке я сказал в первую очередь, но хотелось аудитории более широкой. И вот теперь, когда есть возможность все рассказать близким людям, я сидел и молчал. Отчасти оттого, что хотелось немного помучить их нетерпением, но и из-за волнения тоже. У меня всегда так. А вдруг то, что так интересно мне, окажется не так уж интересно моим друзьям? Разочарование будет жестоким. Хоть и не продолжительным. Я прекрасно понимаю, что мы все разные, и интересы у нас различны, но ничего не могу поделать. Хочется мне всегда увлечь их своими идеями так же, как сам ими увлекаюсь. Очень я жизнерадостный человек.
Так или иначе, мы сидели и молчали: я волновался, они ждали. Наконец они не выдержали.
- Может, ему что-нибудь сломать? - Это вынырнул из своего обычного погружения Вадим.
- Не стоит. - Это Степан, вроде как вступился за меня.
- Да, пожалуй, не стоит. - Это уже хозяин, Павел. - А то еще обидится кто.
- Обязательно. И переломаю вам все подряд. - Это Ленка.
Некоторое время они снова смотрели на меня и ждали, а я уже с изрядной долей злорадства тянул время. Опять же, приятно побыть в центре внимания.
- Нет, все-таки надо ему что-нибудь сломать. - Вадим потеребил ус, шаря по мне безумным взглядом, видимо в поисках, с чего начать.
- Ну, так объясни нам, в чем дело-то? - Паша отнял у Степашки бидончик и глотнул, наконец, сам.
Я удовлетворенно вздохнул. Они не заметили, поэтому я буду тем самым первооткрывателем, который... и так далее.
- Вот это место. - Я обвел пальцем небольшой участок картины. - Никому ничего не напоминает?
Они снова склонились над листом, и некоторое время сосредоточенно изучали переплетение линий.
- Очевидно, это проход в параллельное пространство. - Вадим первым решил высказать свое мнение.
- Точнее, не сам проход. - Павел блеснул эрудицией. - Помнится, у Саймака описывалось: чтобы перейти в параллельный мир, надо было особым образом сосредоточиться, и для этого использовали детский волчок. А здесь такая вот паутина. Ты на нее смотришь, отрешаешься от всех мыслей, а она тебя засасывает.
Степа хихикнул. Паша откинулся в шезлонге:
- Ну, хорошо, а в чем, собственно, фокус? Не зря же ты это принес.
Я кивнул.
- Не зря. А фикус в том, что это, на первый взгляд хаотичное переплетение линий, до боли напоминает силуэт нашей любимой Ратуши.
Они, уже в который раз, снова склонились над картиной.
- Нет, ну это ерунда. - Павел развалился в шезлонге. - Просто случайность. Как в старом анекдоте, про обезьян. Помните? Если посадить за пишущую машинку обезьяну, то она когда-нибудь напечатает Британскую энциклопедию.
Степан скептически продолжал смотреть на лист, но Вадим решил, что он согласен с Пашей:
- Известное сходство, несомненно, есть, но только для взгляда, смотрящего под определенным углом. - И хлебнул пива.
Пока все шло именно так, как я и предполагал. Друзья у меня изрядные скептики. Я тоже, хотя я легко поддаюсь чужому настроению. У меня, впрочем, хватает мозгов, чтобы, понимая это, контролировать свое поведение, но факт остается фактом: я бы в аналогичной ситуации не стал бы делать скоропалительных выводов, а потребовал бы объяснений. А вдруг я чего-то не понимаю?
Ленка тем временем убрала картину со стола, а я развернул кальку, над изготовлением которой трудился два вечера.
- Ну, а на что похоже это? - Я любовно разгладил на столе дело рук своих.
- Если вот так, сходу, то на план Таллинна. Но, может быть, я не прав? - Степан завладел, наконец-то, бидончиком и теперь наслаждался пивом и ждал продолжения.
- Поразительная наблюдательность. - Я отобрал у Степана бидончик и глотнул. - А суть в том, что этот план срисован именно с той картины. Для пущей узнаваемости я распрямил некоторые линии и заострил углы.
Снова пришел черед картины. Сначала на нее смотрели просто так, потом через наложенную кальку, потом снова просто так. Паша в возбуждении начал легонько подпрыгивать на месте.
- Слушай, а ведь действительно. Блин, здорово. - Он посмотрел на меня. - Да, глаз - алмаз. Здорово, здорово.
Степан молча покивал головой, как бы соглашаясь, что "да, здорово".
- Действительно, план Таллинна. Надо сказать, очень оригинальный подход. Не на каждом плане вкупе с улицами отмечены какие-нибудь узнаваемые здания. - Вадим пощипал ус. - И кто автор сего шедевра?
Я ответил не сразу. Это был мой триумф, и я не желал пропускать ни секунды. Однако молчать целый вечер было выше моих сил. Да и не все еще кончилось. Все, наоборот, только начиналось.
- Автор там внизу написан. На рамочке. - Вокруг собственно картины была полоска белого цвета, на которой мелкими буковками были напечатаны выходные данные: издательство, тираж, автор. Названия не было. Зато был год создания этого шедевра - 1799. - Но это еще не все.
- Не все? - Настроение у ребят снова качнулось в сторону скепсиса. - И что же там еще?
Я поправил картину, подровнял на ней кальку и достал карандаш. Дома я нарочно не стал прорисовывать свое главное открытие, чтобы раньше времени не пришлось давать объяснения, что это там за пунктирные линии. Теперь же я посетовал на это: в предбаннике у Паши было не слишком светло, хоть и просторно. Когда просто сидишь после парилки, то нормально, но чертить или рисовать - запаришься, простите за каламбур.
Впрочем, все всегда приходит к своему логическому завершению. Закончив, я убрал картину и представил на всеобщее обозрение новый плод своего труда. Теперь план города был перечеркнут в нескольких местах пунктирными линиями. Они накладывались на город как паутина, хотя и не очень плотно.
Народ принялся изучать кальку и картину по новой. Сначала молча, потом послышались первые комментарии к увиденному. Я слушал и радовался тому, что их предположения далеки от истины. Во всяком случае, далеки от моих собственных выводов.
- Ну и что же это? - Первым не выдержал Степан, хотя, я догадываюсь, остальным было не менее интересно услышать мою версию.
Я опять помолчал. Но на этот раз только из-за волнения.
Города строятся не где-нибудь. Место для города специально определялось не только с точки зрения близости торговых путей или удобного стратегического расположения, но в первую очередь место должно было быть идеально энергетически. Древние умели определять такие места. Именно поэтому города на западе, точнее в Штатах, есть предельно функциональные сооружения, но о чем-либо большем говорить не приходится. Жить и работать, и все. Точнее, работать и ночевать. Американцы любят называть себя молодой нацией. Но они не молодая и не нация. Они оторванные от своих корней люди. Аура, или, если хотите, природный магнетизм того места, где человек родился и жил, так же, как на него самого, влиял на его предков, и будет влиять на его детей, внуков и правнуков. Он насквозь пропитан магнетизмом своей родины. Живя в естественной для себя среде, человек умел определять, на каком месте ему строить дом, а какое место лучше обойти стороной. Он не мог объяснить этого, он просто чувствовал, а те из его потомков, кто покинул родной край, такого чувства лишались. Вроде все очень похоже: небо синее, трава зеленая, вода мокрая, ан нет, все совсем другое, запах, вкус - все. Иное дело Европа.
Закладка новых городов в Европе закончилась еще при царе Горохе. Нет, не так. Давным-давно, когда наши предки бегали в шкурах и метелили друг друга по головам дубинами, они были значительно ближе к природе, чем мы с вами. Да что там, они и были Природой. Они чувствовали, где можно остановиться на ночлег, а где нельзя. С течением веков на некоторых из этих мест стали возникать сначала стойбища, потом поселения, а потом уже и города.
- Но это так, лирическое отступление. - Я смочил пересохшее горло пивом. - Сейчас полно разного калибра экстрасенсов, которые за определенную сумму определят вам, что кровать ваша стоит правильно, а дом надо подвинуть. Я не о том.
Для меня всегда было аксиомой, что любой правильныйгород стоит на разветвленной сети катакомб. Как Москва, например, или Одесса. Ну, может и не катакомб, а подземных коммуникаций. Кто знает, что было на этом месте сто лет назад? В Копли, например, парк разбит на месте бывшего кладбища. Нынешние строители часто используют старые сооружения при создании новых. Фундамент, или стены, меняя все внутри, или просто материал используют. Так и с катакомбами. Была каменоломня, потом приспособили под бомбоубежище, а потом под канализацию.
Надо сказать, я был несколько ошарашен. Меня слушали не перебивая, и это немного сбивало, поскольку я настроился на яростный спор. Даже Павел, который вообще-то умеет слушать, но если с чем-то не согласен, то до конца речи ждать никогда не будет. Определенную долю скептицизма в глазах своих друзей я увидел, но я и сам, услышав подобное, вряд ли воспринял все без тени сомнения.
- Ты хочешь сказать, что под Таллинном находится разветвленная сеть подземных ходов? Интересно. - Вадим взял картину и принялся ее снова разглядывать. - Интересно, как ты до этого дошел? Я лично ничего не могу разглядеть.
Я ухмыльнулся. Самодовольно. Я уже говорил, что мое открытие случайно. Но хоть и случайное, а все равно открытие, и потому приятно.
- Просто увидел. Не высматривал, а просто увидел. Не могу объяснить. - Не ахти какое объяснение, но другого я предложить не мог. Как выразить словами, что такое "нутром чуять"? Попробуйте кто-нибудь. Каждый хоть раз в жизни испытал подобное ощущение, но никто никогда не мог связно рассказать, что именно он чувствовал. - Но это не самое интересное. Мало ли планов Таллинна. На каждой автобусной остановке висит. А вот подземные ходы - это уже круче.
- Ты к чему ведешь? - Старый практик Паша решил взять быка за рога.
- По-моему, это очевидно. Берем план и лезем под землю.
Судя по лицу Паши, примерно такой ответ он и ожидал.
- Я не думаю, что там что-то осталось. Сколько лет прошло. Все обвалилось и ходов никаких не осталось. Все это красиво, - он показал на картину и на кальку, - но практической пользы от этого нет.
- А вот здесь я не согласен. - Вадим встал на мою защиту. - Грунт у нас здесь какой?
- Ну, как - какой? - Паша удивился.
- Никакого грунта у нас здесь нет. Камень, известняк. Ходы, если они действительно были, скорее всего, прорубались, а не прокапывались. Поэтому им и обвалиться значительно сложнее.
- Я согласен. - Степан тоже встал на мою, то есть, теперь на нашу с Вадькой сторону.
Мы испытующе посмотрели на Павла. Он у нас строитель, поэтому в стройматериалах разбираться должен, хотя бы теоретически. Паша в задумчивости посмотрел в потолок.
- Не знаю, может вы и правы, но я сомневаюсь. Грунтовые воды все-таки, да и столько лет прошло.
По лицу Степана было видно, что он согласен с Пашей, но соглашаться с обеими сторонами в споре как-то не нормально, поэтому он промолчал.
- А вот тут ты не прав. - У Вадьки нашелся контраргумент против Пашиного аргумента. - Мы имеем здесь план города, но только старой его части. То есть Тоомпеа, и немного вокруг. А Тоомпеа - это гора, поэтому вся вода стекла вниз еще во время ледникового периода.
- Знал бы ты, как любят грунтовые воды просачиваться куда угодно, не спорил бы. Но вообще, резон в твоих словах есть. Может и не все обвалилось.
- Тем более, - снова переметнулся Степан, - что Длинный Герман до сих пор стоит, и ничего ему не делается. А он тоже из известняка.
- Но выглядит он плохо. - Заметил Паша.
- Плохо, - согласился Степан. - Но стоит.
- Нормально он выглядит. - Заявила Ленка. - Прекрасно!
Я решил задать главный вопрос:
- Ну, так, когда полезем?
Степа отреагировал моментально:
- Да хоть завтра. Воскресенье, выходной, время есть.
Паша покачал головой:
- Так нельзя, надо подготовиться. Фонари хотя бы взять. Фонарь у кого есть?
Все приумолкли. Когда-то у меня был фонарик, и не один. В детстве. Тогда казалось, что жизнь без фонарика - не жизнь. Но с тех пор прошло много времени, и тогдашнее богатство перестало считаться таковым и исчезло из моей жизни без следа.
Наверно, у всех была такая же ситуация. Потому что молчали все. Впрочем, у Павла фонарь наверняка был, когда живешь в собственном доме эта вещь бывает нужна чаще, чем в простой городской квартире.
- У моего отца можно взять, у него есть. Только батарейки надо купить. - У Ленкиного отца чего только нет. Я чмокнул ее в щеку и сказал, обращаясь уже ко всем:
- У нас есть два фонаря. Один не знаю какой, а второй "циклоп", на лоб вешается.
- Не люблю такие. - Вадим скривился. Я его понимаю: довольно трудно представить Вадима с фонарем на лбу.
- Зато руки свободны. На всякий случай. - Я мысленно был уже в подземелье. Выглядело там все как в американских фильмах: немного паутины, сложенные из плитняка стены и все залито мертвенно-синим светом, как наш Универмаг. Я мысленно же хихикнул и переключился на окружающую действительность.
Никто не был против лезть в подземный ход завтра же, теперь надо было выяснить, в какую именно дыру.
Согласно плану, счастливо обретенному, было три норы, выходящих на поверхность. Одна в Пирита, на территории монастыря Св. Бригитты, но про него знали все, также как все знали, что он - подземный ход, - обвалился еще при штурме монастыря восставшими крестьянами под предводительством беглого русского боярина, а даже если и сохранился, то излазан вдоль и поперек. Хотя я лично сомневаюсь в его целостности, почему и не искал его никогда. И не знаю никого, кто по нему ходил. Хотя дворовые легенды, естественно, рассказывали о неких смельчаках, которые проходили по нему от начала до конца, находивших сказочные сокровища и возвращавшихся с победой. Но это были все какие-то малознакомые знакомые полуприятелей и ни одного конкретного человека. С моими аргументами согласились и принялись изучать план дальше. Дружно, как будто и не было только что спора, ставящего под сомнение саму идею, все склонились над планом и принялись, отталкивая руки других, водить пальцами по кальке, в поисках входа в подземелье. Я подключился к общему делу парой секунд позже: я смотрел на всех и радовался. Давненько мы с таким энтузиазмом не занимались чем-то сообща.
Второй выход находился на самом Тоомпеа, на одной из смотровых площадок, замаскированный под колодец. Самим колодцем никто уже лет триста не пользуется, но ход должен был сохраниться. Если всяким мусором не засыпали. После не продолжительной дискуссии этот вариант тоже отвергли.
- Не очень удачное место, - проговорил Паша. - Людное. Если полезем под землю там, наверняка внимание привлечем. Надо бы какое-нибудь место более укромное.
Все с ним согласились. Но третий вход в подземелье был во дворе Доминиканского монастыря, также изображая из себя колодец. Доминиканский монастырь давно уже перестал быть обителью. Теперь там музей, тоже не пустыня, к тому же по соседству разместился маленький ресторанчик, так что количество нежелательных глаз было просто несчетным.
Я погрустнел. Получалось, что или отказываться от самой мысли исследовать подземные ходы, или лезть в них ночью.
Степашка, почти весь вечер промолчавший, неожиданно встрепенулся. Последние полчаса он изучал план, столь пристально, как этого не делал я. Впрочем, когда я разглядел на картине кроме плана города еще и план подземелья, то не стал копать глубоко, сочтя, что это от меня не уйдет. Я был слишком возбужден самим фактом своего открытия. Перечерчивая набело, я, наверняка, обнаружил бы все возможные ходы, но тут как раз подоспели выходные и я оставил все как есть.
- А что вот это такое? - Степан ткнул пальцем в какой-то участок на кальке.
Все обернулись к нему. Он поднял растянутый лист кальки, чтобы на просвет было лучше видно.
- Видите, в центре, как будто квадрат какой-то?
В середине плана действительно был некий прямоугольник, образованный пересечением нескольких линий, обозначающих проходы. Сам прямоугольник приходился на Тоомпеа.
- Несколько ходов, которые пересекаются. - Я пожал плечами. - И что?
- Я думаю, что это комната. Или какая-то пещера. Или еще какая полость в горе.
Мысль эта так понравилась нам всем, что в ближайшие полчаса мы только ее и обсуждали. К тому времени мы уже давно сидели не в предбаннике, а наверху. Пиво сменилось глинтвейном, в динамиках надрывался Дэвид Боуи, всем было хорошо.
Следуя последним достижениям, мы нашли еще два места, могущих быть помещениями. Одно было в Нижнем городе, в районе Вируских ворот, ориентировочно под Горкой поцелуев, но этот выход скорее всего был разрушен или закопан, поскольку с трех сторон горка была монолитна, а с четвертой был общественный туалет, а из него пока никто не находил второго выхода. Второе место, к нашему удивлению, находилось вне пределов Старого города. Почему-то нам казалось, мне, во всяком случае, что все ходы и помещения должны территориально располагаться под Старым городом, что, как оказалось, было не так. Но этот ход делал хитрую петлю и замыкался на себя. Облом.
Вопрос оставался открытым: как попасть под землю? Как вариант, можно было поехать в Пирита и попробовать все-таки там, в монастыре Бригитты, но это мы оставили на потом, как резерв, а пока мы стали тщательно просматривать кальку в поисках возможных лазов, которые я пропустил. Я, кстати, не сомневался, что мы найдем. Три хода - это мало, так мне казалось. И оказалось, что я прав.
Нашел опять Степан. Пока мы изучали кальку, он рассматривал саму картину. И был вознагражден. При переносе линий на кальку я был не слишком внимателен. Точнее, допустил ошибку. В одном месте на картине две линии сходились близко друг к другу, но не до конца, а я провел сплошную линию, объединив два хода. Теперь уже мы все начали изучать картину. Это было сложно, потому что в том изобилии линий надо было найти именно те, которые обозначают ходы. Через какое-то время стало ясно, что, просто водя пальцем, мы ничего не добьемся.
Паша сходил и принес лист ватмана и карандаш. Я, как наиболее поднаторевший в подобного рода упражнениях за последнюю неделю, начал рисовать план подземелья по новой. Правда, делал я это сейчас более топорно, не соблюдая масштаб и прямолинейность линий. Главным было нарисовать план с учетом всех мелких деталей, которые выпали из моего внимания в первый раз. Потом, с линейкой и циркулем, мы начертим безупречный по своим пропорциям план, а пока и так нормально.
Когда я закончил, выяснилось, что лазов на самом деле значительно больше, чем представлялось поначалу. Сколько из них осталось в действительности - неизвестно, но хотя бы часть должна быть действующей.
Мы просидели почти всю ночь. Из-за возбуждения, охватившего нас, времени мы не замечали, поэтому все очень удивились, когда я заявил, что утро вечера мудренее. Было четыре часа, и спать хотелось невыносимо.
- Я думаю, всем не мешает отдохнуть, если мы собираемся завтра действительно лезть под землю.
- Мы можем и ночью туда лезть, - резонно заметил Вадим, - там все равно темно.
- Но если я высплюсь, мне это доставит больше удовольствия. - Я чуть не разорвал челюсти от зевка. - Милая, ты как?
Ленка не выглядела утомленной, но это ни о чем не говорило: она, пока не ляжет, кажется бодрой. Впрочем, она меня поддержала:
- Если мы действительно туда завтра полезем, то лучше отдохнуть. Но я бы не настраивалась на это. Неизвестно, сколько вы будете еще сам лаз искать.
Иногда я удивляюсь на свою девушку. То есть, я удивляюсь на нее постоянно, но иногда очень. Она может узреть такое, что для нас кажется тайной за семью печатями. Даже не тайной, просто мы этого вообще не видим. Так и теперь. Мне даже в голову не приходило, что мы можем долго искать лаз. Почему-то казалось, что он нас только и ждет: мы придем и сразу же его найдем.
- Да, об этом мы как-то не подумали. - Паша выглядел немного растерянным. - Ну ладно, если завтра не полезем, так хоть обстановку разведаем. Завтра с утра подберем место и поедем.
Это он хорошо придумал. Но получилось не совсем так, как мы планировали с вечера. Начать с того, что утро у нас началось часа в два после полудня. То есть, в это время мы встали. Пока позавтракали, пока то да се - прошел еще час. В итоге, когда мы, наконец, выехали, было три часа и мне почему-то казалось, что времени у нас мало. Я обдумал свои чувства, и решил, что прав Вадим: во сколько бы мы не залезли под землю, там все равно темно, а посему - включай фонарь.
На первый раз мы выбрали отстоящий довольно далеко от центра ход. Я его даже немного знал. То есть знал очень даже хорошо. В том районе, где он находился, я когда-то жил, и в детстве мы частенько лазали в него, правда, не далеко. Впрочем, далеко было и не залезть. На проходимом участке это было похоже на бомбоубежище, а дальше было не только не пройти, но и не пролезть. Я подозреваю, что не пролезть нам было больше со страху, чем от невозможности. Да нам хватало и того, что было: какие-то нары, кучи мусора и одиноко горящая лампочка. Откуда там лампа? Может, это, конечно, мне сейчас так кажется, а на самом деле лампочки не было, но очень уж отчетливое воспоминание.
Не обошлось без приключений. До города за рулем сидел я: уболтал Вадьку дать мне порулить, а то я совсем потеряю квалификацию. И, выезжая с гравийки на шоссе, машина заглохла. Вроде ничего страшного, если не считать, что заглох я прямо посреди шоссе. Но шоссе в обе стороны было пустынным на большом расстоянии, только где-то вдали, с той стороны, где Кейла, виднелся какой-то автомобиль. Автомобиль был далеко, времени хватало, я спокойно завелся и поехал дальше. Буквально через три секунды рядом засвистели тормоза и черная "Ауди-100" начала притирать меня к обочине. Я сразу даже и не понял, в чем дело, решил, что этому придурку хочется непременно подрезать единственную машину на пустынном шоссе. Но не тут-то было. Он явно пытался прижать меня к обочине, и я, чтобы избежать столкновения отвернул в сторону и затормозил. Придурок тоже затормозил, выскочил из машины и побежал в нашу сторону, размахивая руками. Я вылез: интересно ведь, что происходит. Издалека он начал орать, что уроет меня, всю мою семью и мою собаку заодно, потому что он, трам-тара-рам, чуть не вылетел с дороги. До меня наконец дошло, что скорость у этого малого была километров сто пятьдесят, а потому расстояние, казавшееся мне бесконечным он покрыл за исчезающе малое количество секунд. Не прав был он, и он это понимал, а потому избрал единственно верный вариант - нападение. Но он не учел несколько факторов, точнее, три. За моей спиной хлопнули дверцы и Пашин голос нежно произнес:
- Ну мужик, ну извини! - И сопроводил это лучезарной улыбкой.
Судя по всему придурок не разглядел в машине никого, кроме меня. Поэтому удивление его было безграничным. Он на полушаге затормозил, и резво, в очень хорошем темпе ринулся обратно. "Ауди-100" - не плохая тачка, заведомо лучше "копейки", а потому уже через минуту мы его не видели. Вообще. Сами же мы спокойно заняли места в машине - Вадим за рулем, - и поехали дальше. За все время, когда происходила эта история, я не произнес ни слова.
Машину мы оставили на площадке, где раньше как раз и был вход. Вход находился с одной из сторон горки, которая когда-то казалась настолько большой, что мы с нее зимой катались на санках, но в один прекрасный день ее сровняли с землей и все вокруг заасфальтировали. Впрочем, это было не важно. Как я помнил, ход тянулся до самого Кадриорга, будучи совершенно прямым. Когда начали строительство скоростного трамвая, то есть выкопали Канаву, некоторое время было видно зияющее отверстие, ведущее куда-то вглубь склона, а потом его заложили кирпичной стеной, достаточно хлипкой, чтобы быть серьезным препятствием.
- Это что? - Пока Паша выгребал из багажника фонари, Вадим исследовал окрестности.
- Раньше это гостиница была, для моряков. Угадай, как называлась? - Я чувствовал себя как прожженный чичероне рядом с наивными гостями моей родины.
- Не иначе как "Волна". Или "Чайка".
- Эх, ты. "Чайка" на Таллинн-Вяйке была. Кажется. А это носила гордое имя "Нептун". Впрочем, времена меняются. Теперь это не пойми что. Сплошные черномазые.
- Ладно, расисты, пошли. Леха, ты знаешь куда идти? - Паша выдал нам по фонарю.
- Строго на северо-восток порядка ста пятидесяти метров. Вперед, други мои, и да не посрамим знамени нашего и не запятнаем чести нашей делами не благородными. - Меня переполняли самые радостные чувства, которые я постоянно выплескивал из себя.
Тирада моя была воспринята благосклонно, а поскольку возражений не последовало, то я пошел вперед.
Старая лестница, по которой в детстве я ходил в зоопарк, сохранилась, в отличии от зоопарка. При виде ее у меня возникло легкое щемящее чувство быстротечности времени. Потому что кроме лестницы не осталось ничего. На месте зоопарка пролегло шоссе, и только остатки железобетонных стенок медвежьих вольеров напоминали о том, что тут когда-то было.
- А вон там раньше проход был. Поверху забор шел и со стороны дороги лежал камень, здоровый такой, как трактор, а за ним в заборе дыра была, мы там без билета в зоопарк лазали.
Впрочем, мои ностальгические воспоминания, кроме меня, никому особо интересны не были. Оно и понятно. Детство у нас всех было разное и в разных местах, поэтому чьи-то излияния не находили отклика в душах других, разве что вежливое внимание.
Проход, нужный нам, был заложен. Кирпичная кладка перекрывала его полностью, поэтому невозможно было даже представить, что там находиться за ней.
- Ну, и что будем делать? - Высказал общее мнение Степан.
Все посмотрели на меня. Я почесал затылок и, как не странно, мне это помогло. Я вспомнил, что некогда, еще когда не было Канавы, на склоне через какие-то промежутки находились вентиляционные шахты. Куда они вели, мы тогда так и не выяснили, но больше, по моему мнению, было некуда. О чем я и рассказал.
Беда была в том, что Канаву проложили, частично срезав склон, бывшим некогда естественной границей между Кадриоргом и Морским районом. Мы просто пошли поверху в поисках возможно уцелевших шахт и шагов через сто были вознаграждены - из земли торчала маленькая кирпичная постройка с покатой крышей и решетками на каждой из четырех сторон.
Решетки оказались намертво заделаны в кладку. Кроме одной. Эта одна легко вытаскивалась, хотя с первого взгляда казалась такой же монументальной, как и прочие.
- Интересно, почему? - Ленка задала вопрос вроде бы и риторически, но ей немедленно ответили сразу три голоса:
- Бомжи.
Первым вниз спустился Степан. Проблем это не составило: в темноту уходил ряд заржавевших, но достаточно крепких скоб. Спускался Степан в темноте, поэтому не сразу сообразил, что уже достиг дна. Только пошаркав ногой и обнаружив, что следующей скобы нет, он включил фонарь и увидел уходящий куда-то ход. Он поднял голову, но не увидел ни неба - из-за грибка над колодцем, - ни вообще света: кто-то засунул голову в лаз и пытался рассмотреть, что там, внизу, происходит. Степан пару раз мигнул вверх фонариком и углубился в проход.
Идти было не сложно, хотя приходилось сильно пригибаться. В сечении ход представлял собой квадрат, достаточно большой.
Пройдя метров двадцать, он никуда не пришел, ни до завала, ни до какого-либо помещения. Он вернулся к колодцу и столкнулся с Вадимом, который как раз спустился:
- Ну, что там?
- А ничего. Пусто. - Степан посветил в проход. Не было видно ничего, кроме темноты. - То есть, я далеко не уходил, вас ждал.
- А мы уже тут. - Я спрыгнул с последней скобы и подошел к ним. - Сейчас Ленка спускается, за ней Паша и идем.
Пару минут спустя мы уже шли в неизвестность. Шли, что называется, цугом. Впереди, по-прежнему, Степан, за ним Вадим, потом я, Ленка, и замыкал нашу колону Паша. Он, когда залез в колодец, поставил решетку обратно. На всякий случай.
Идти было непривычно. Фонарики не помогали, а только ухудшали видимость: вокруг светлых пятен темнота еще более сгущалась и не видно было практически ничего, только в светлых пятнах мелькали фрагменты коридора. Не видя, куда ставишь ногу, невольно замедляешь шаг, а в нашем случае еще и пригибаешь голову, так что скорость колонны была невысока.
Внезапно Степан, по-прежнему возглавлявший процессию, чертыхнулся и луч его фонарика метнулся из стороны в сторону.
- Что случилось? - Спросил Вадим, на всякий случай остановившийся.
- Пока ничего. Только ступеньку нашел. Давайте вперед, только осторожно.
Ступенька была достаточно высока, пришлось спрыгивать. Скучившись возле стены мы начали посвечивать фонарями в разные стороны, и потихоньку сложилось представление о помещении, в которое мы попали, и способ, каким мы это осуществили.
Шли мы, как скорее всего и было, по вентиляционному ходу, а попали в некую комнату, достаточно большую, с потолком привычной высоты, какими-то нарами вдоль стен. Комната была в меру захламлена, причем сделано это было давно. Очень.
- Интересно, а что тут раньше было? - Спросила Ленка.
- Тюрьма. - Ответил я. - Улица Асундусе, где находился некогда заасфальтированный ныне проход, переводиться как "острог".
- Очень интересно. Значит мы теперь в камере?
- Наверно. Вопрос в том, есть ли тут ходы не только в сторону заделанного прохода.
- Сейчас все узнаем. - Паша закончил исследовать дверь, находившуюся между нарами.
Дверь была не заперта. Выходила она в коридор, равно как и три точно таких же двери. Беглый осмотр дал нулевой результат: в остальных камерах набор предметов был точно такой же, как и в первой. Но вентиляционная шахта была только в одной, в нашей.
Коридор с одной стороны заканчивался завалом из гравия. Очевидно, именно тут и был некогда выход наверх, через который мы в детстве и спускались. Мы развернулись и пошли обратно.
В этот раз идти пришлось несколько дольше. Иногда попадались комнаты, но в них по-прежнему ничего не было. И мы шли дальше.
Впрочем, недалеко. Стены вдруг резко разошлись в стороны, и мы оказались в небольшом помещении, абсолютно пустом. И без выхода.
- Ну и куда дальше? - Вопрос был риторический, но, тем не менее, в тему.
Никто мне не ответил. Все разбрелись по комнате, посвечивая фонарями по сторонам, пытаясь увидеть только им одним ведомое нечто, подспудно стараясь держаться покучнее и поближе к центру. Я не отставал от других, дистантно изучая противоположную входу стену.
- Я понял. - Степан издал торжествующий вопль. - Вы ни на что не обратили внимание, пока шли?
Мы задумались. Не знаю как другие, а я следил за тем, чтобы Ленка не ударилась головой. Хоть она явно не доставала до потолка, но тем не менее... Я посветил в проход: луч растворился в темноте. Что там особенного? Проход как проход. Чистенький такой. Удобненький. И?
Я посмотрел на Степана: он просто сиял от удовольствия сделанного открытия. Которое немедленно обнародовал.
- А действительно. - Вадим подошел к проходу, и некоторое время вглядывался в темноту. - Как-то все странно получается. Решетка кажется закрепленной, а на самом деле легко вынимается, проход откровенно чист и не загажен. При этом приводит в никуда. То есть сюда, откуда нет выхода. Зачем такие сложности? Кому нужна эта чистота в месте, где нет ничего? Не бомжам же?
Все с ним согласились.
Я походил по комнате, посвечивая по сторонам. Что я пытался увидеть - трудно сказать, но просто так стоять мне было трудно. Я чувствовал, что мы стоим на пороге, только еще не переступили его, и даже не догадываемся, что осталось сделать всего один шаг и все станет на свои места.
Комната была, как уже упоминалось, небольшой и абсолютно пустой. Голые бетонные стены, на полу ни соринки. Ни следов сырости, ни пятен, ни надписей на стенах. Воздух - и тот какой-то странный. То есть не странный, а наоборот, необычайно свежий. Как на поверхности. Ожидалось, мне, по крайней мере, что под землей воздух будет затхлый, застоявшийся, при этом обязательно сырой. Ничего подобного. Никаких неприятных запахов, все как в музее: самые оптимальные температура и влажность, даже легкий сквознячок вроде бы. Черт побери, вот оно!
Я похлопал по карманам, заведомо зная, что там нет того, что мне нужно.
- Степка, дай зажигалку. - Он у нас единственный курящий.
- Зачем тебе? - Спросил он, но зажигалку, тем не менее, протянул.
- Экспериментальная проверка одной теории.
Я отошел ко входу в комнату. Остальные наблюдали за мной, но от комментариев пока воздерживались. Я вытер вдруг вспотевшую ладонь о штанину и оглянулся: мой мандраж начал потихоньку передаваться всем.
Я отрегулировал огонь на максимум, чиркнул колесиком и поднял зажигалку на уровень глаз. Сначала, как водится, ничего не происходило, но уже спустя пару секунд пламя качнулось. Помотавшись для порядка немного туда-сюда, огонек угомонился и уже отчетливо лег на бок, показывая на противоположную входу стену. Стараясь не беспокоить пламя понапрасну, я медленно пошел в ту сторону. Впрочем, мои старания были почти тщетны: огонек трепетал все равно. Но, когда я подошел к стене и остановился, стараясь не дышать в сторону руки с зажатой в ней зажигалкой, огонь быстро успокоился и снова начал показывать направление. Прямо в стену. Бетонную, с маленьким светлым кружочком, отбрасываемым племенем зажигалки.
С легким недоумением я посмотрел на стену, потом перевел взгляд на зажигалку. "Путеводная звезда" недвусмысленно показывала в сторону стены и никаких разночтений быть не могло: пламя не двоилось, не моталось из стороны в сторону. Оно, казалось, вообще застыло.
Я оглянулся к остальным. Оказалось, что все уже давно стоят рядом со мной и также удивленно смотрят на пламя, на стену и, заодно, на меня.
Я пожал плечами. Мистика какая-то. Сквозняк не может быть направлен в глухую стену. Законы природы против этого активно возражают. Я снова пожал плечами, протянул руку и по локоть засунул ее в стену.
Вообще-то я хотел только постучать по стене. Но мои пальцы неожиданно не встретили никакого сопротивления, и рука ушла туда. Я отдернул руку, будто засунул ее прямо в пламя костра. Но с рукой не случилось ничего страшного. С ней вообще ничего не произошло.
На всех нас это произвело очень сильное впечатление. Мало того, что я сам отскочил от стены как ошпаренный, остальные тоже подались назад. Но в себя мы пришли достаточно быстро.
- Мистика какая-то! - Ленка вслух произнесла мои мысли, высказав тем самым общее мнение.
Как бы то ни было, надо было что-то делать. Не стоять же просто так! Я снова подошел к стене, направил на нее луч фонаря и стал внимательно рассматривать. Ничего особенного, стена как стена. Я протянул к ней руку и обнаружил, что все еще держу в руке антонову зажигалку. Взяв ее двумя пальцами, я аккуратно ткнул зажигалкой в стену. Ничего не произошло. Зажигалка вошла в стену, как в воду, разве что круги не пошли. Я оглянулся: все смотрели на мои действия, затаив дыхание. Я вздохнул. Пора было делать следующий шаг.
Сделать его мне не дали. Ленка ухватила меня за рукав куртки.
- Нет!
Я удивленно обернулся:
- Почему?
- Нет! - Она секунду молчала, а потом добавила:
- Я боюсь.
- Тогда пошли вдвоем. - Мне это представилось оптимальным вариантом. Но не тут-то было. Идти со мной она тоже боялась.
Лично я ничего не боялся. Не потому, что я такой смелый, просто я не чувствовал никакой опасности. У меня было абсолютно безмятежное состояние духа, а это, как следовало из моего личного опыта, говорило о том, что в ближайшее время мне ничего не грозит. Я привык полагаться на свои чувства, была у меня возможность убедиться, что сигналы моей интуиции я могу воспринимать с полным доверием. И Ленкины страхи казались мне совершенно нерациональными. Впрочем, скорее тут сыграла роль моя толстокожесть: я обычно осознаю опасность не "до", а "после". Не самое полезное качество, но тут уже поздно что-либо менять. Разве что учитывать это, прежде чем начать действовать.
Я ненавязчиво шагнул к стене и, как бы невзначай, в нее.
Ленка крепче вцепилась в мою руку. Но было поздно, я наполовину погрузился в стену.
Ощущение было... необычным. Мягко выражаясь.
Для игроков в "DOOM" знакомо ощущение прохода через стену, особенно, если предварительно набрать IDDCLIP. Можно выбрать такое положение, когда видишь и то, что по эту сторону стены, и то, что по ту. При этом сама стена загадочно рябит.
Так и тут. Стена представилась некой завесой, разделяющей два помещения. Причем с обратной стороны она была абсолютно прозрачной. Если бы мы шли с той стороны, то могли бы и не заметить ее вовсе, если бы, конечно, не оглянулись.
Я вернулся обратно. Получил тычок в живот от Ленки, рассказал, что увидел там, и мы начали думать, что будем делать дальше. А пока говорили, все заглянули за загадочный покров.
Посмотреть туда стоило. Потому что ход, открывающийся любознательному взору, разительно отличался от того, по которому шли мы. Он был также чист и ухожен, но на этом сходство заканчивалось.
Приведший нас сюда ход был современным. Бетон со всех сторон, следы от опалубки, вообще, весь дизайн, если можно так сказать, были плоть от плоти нашего века. Зато дальше шло откровенное средневековье.
Достаточно широкий проход, размаха рук не хватает, сводчатый потолок, материал, использованный для кладки - все напоминало подземные ходы, как мы их представляем, почерпнув свои знания из фильмов и иллюстраций к книгам. Разница была в том, что на всем лежал отпечаток многих веков. И тут не надо быть таким уж изощренным экспертом. Видно, и все тут.
Даже вопроса не возникло - идти дальше или нет. Лихорадочное возбуждение охватило всех. История, начавшаяся как легкий треп в предбаннике, получила продолжение, достойное историй Шахразады. Все мы были любителями фантастики, в том числе такого ее подвида, как "фэнтези", а происходящее с нами полностью соответствовало канонам жанра. Случайное открытие, кажущееся не более чем игрой ума, желание нестандартно провести выходной, таинственные завесы, фантастические сами по себе, но еще и скрывающие полные тайн подземелья под, казалось бы, насквозь знакомым городом. Есть от чего придти в возбужденное состояние.
Несмотря на охвативший нас азарт, продвигались мы вперед тихо. В смысле - молча.
Пока что ничего особенного мы не увидели. Не считая той самой "завесы" все вокруг было достаточно обыденным, даже банальным. Проход как проход, в хорошей сохранности. Хотя это, пожалуй, и было той странностью, что наблюдалась, а больше ничего. Не мог подземный ход сохраниться так без помощи рук человека. Внимательно приглядываясь, Паша, как профессиональный строитель, обнаружил, что местами кладка имеет возраст сопоставимый с нашим. Иными словами, кто-то совсем недавно подновлял стены, ставил на цементный раствор выпавшие блоки, что было очевидно даже для нас, в строительстве не понимающих. Правда, после того, как на эти места указал Павел.
Но мы зря расстраивались. Пройдя пару десятков метров, мы обнаружили интересный эффект: можно было идти без фонарей. Сначала неясно, а после все более ярко нас начало окружать золотистое сияние. С видимостью примерно метров на десять-пятнадцать, дальше все сливалось в темно-золотое пятно, но зато на этом участке все было видно удивительно четко и ясно.
- Все чудесатее и чудесатее! - Процитировал Вадим.
- Все страньше и страньше! - В тон ему продолжил я.
Степан тоже решил не отставать:
- А вы знаете, как оно все в сказках бывает?
- Как? - Спросила Ленка.
- Чем дальше, тем страшнее.
- Не каркай. - Ленка поморщилась. Что-то не давало ей покоя, но она никак не могла разобраться в своих чувствах, поэтому паники не поднимала. У меня вообще очень рассудительная девушка.
Чувствуя, что Ленку что-то гнетет, я решил немного разрядить напряжение, сковывавшее ее.
- Ты как? - Начал я вроде бы нейтрально.
- В смысле?
- Ну, вот это сияние, например. Да и "завеса" эта, тоже вещь неординарная.
- Ты на что намекаешь? - Ленка заподозрила подвох.
- Ну, как... Так же не бывает.
У нас с ней давний спор. При общей для обоих романтичности натуры Ленка остается убежденным материалистом, я же напротив, охотно верю во всякого рода сверхъестественные штуки. Скалли и Малдер. Ленке жалко, что волшебство невозможно, я допускаю его существование. Теперь я получил возможность практически доказать свою правоту. Хотя бы частично. Но Ленка очень упрямый человек.
- Просто это какой-то неизвестный нам закон природы. Или применение неизвестных нам технологий. - Ленка на время забыла о своих тревогах, а остальное мне было неважно. Вроде дружелюбного тычка под ребра. Таким образом мы с ней спорим.
Вадим решил тоже немного разрядить обстановку. На свой лад.
- Мне вот это сияние не дает покоя. Не является ли это продуктом полураспада какого-либо элемента таблицы Менделеева? Из нижней строчки?
Предположение абсурдное. Но забавное, поэтому некоторое время мы развлекались, изобретая различные версии появления под Ласнамяэ могильника радиоактивных отходов.
Шутки шутками, а продвинулись мы по проходу весьма существенно, не замечая расстояния за разговорами. Правда, и смотреть по сторонам было не на что. Стены и стены, ни одного бокового ответвления. Достаточно скучно, если честно.
- Стоп. - Вадим остановился, осененный какой-то идеей. - Предлагаю свериться с картой. Определим местоположение, а заодно узнаем насколько можно доверять нашему чертежу.
- Правильно. Только наоборот. Сначала уточним подлинность карты, а потом будем искать, где мы находимся.
- Да, пожалуй, так будет лучше. - Мы с Вадькой пожали руки, и я расстелил карту, за неимением лучшего, на полу.
Сразу же выяснилось, что карта точна. Замаскированного прохода там не было, то есть, проход был, а насчет маскировки можно было узнать только на месте. И оказалось, что мы почти дошли до некоего подземного помещения. Оставалось буквально пара десятков метров.
Ориентироваться под землей тяжело. Стороны света и на поверхности не особенно заметны, а под землей тем более. Но на наше счастье подземный ход не был прямолинеен, как рельса. Имелись в нем кое-какие загибы и повороты. Не столь уж крутые повороты, но заметные невооруженным взглядом. По ним мы определили свое местоположение. Получалось, что, пройдя вряд ли больше пятисот метров, мы повернули градусов на сорок и сейчас находились где-то под Маяка, в районе кулинарного профтеха. Какого-либо заметного уклона не было, но можно было предположить, что он есть. По легкой "негоризонтальности" швов в кладке.
Вышли мы на некое подобие карниза на стене довольно большой комнаты. Во всяком случае, высота потолка была внушительной. Это стало очевидно, когда мы спустились со своего карниза вниз по узкой лесенке, вырубленной прямо в стене. Метров, наверно, десять. Хотя с глазомером у меня плоховато, мне всегда нужен какой-нибудь образец под боком, а лучше рядом с измеряемым объектом. А так, на глаз, можно было предположить, что высота стены где-то порядка трех этажей стандартного дома.
- Этажа четыре. - Вадим тоже, оказывается, прикинул высоту в этажах. Я с ним согласился.
Мельком подумалось с суеверным ужасом о том, какие, оказывается пустоты есть под городом. И ведь до сих пор ничего про них не известно, иначе какая-нибудь информация просочилась бы. Но меня от моих мыслей отвлекли, позвав на совет.
Стали решать, что делать дальше. До следующего помещения было в три раза дальше, чем мы уже прошли. Постановили: идем вперед.
- Ленка, ты как, не очень устала? - Я спрашивал для проформы. На уставшую она не походила, к тому же я знал, на какие пешие переходы способна моя девушка.
- Я в порядке.
- Ну и ладно. - Паша, до сих пор достаточно спокойно относившийся к происходящему, заметно оживился. Очки его возбужденно сверкали, и, по-моему, не всегда отраженным светом, тем более, что ярко выраженного источника освещения не было. - Я думаю, на сегодня будет достаточным дойти до того помещения и поворачивать обратно. Временем мы не ограничены, я думаю, обследовать все подземелье за один день не стоит. Таллинн никто сносить не собирается.
- А даже если и так, то подземелий это вряд ли коснется. - Поддержал его Вадим.
- Тогда вперед. - Не то спросил, не то констатировал я, обращаясь в основном к Ленке. Она не возражала, и мы пошли.
Удивительно, как быстро человек привыкает ко всему необычному. Всего час назад мы с испугом смотрели на "маскировочную" стену, закрывающую дальнейший путь, потом удивились самоосвещаемости подземных ходов, а теперь и вовсе этого не замечаем. Почему? Ведь подобное никаким образом не укладывается в ту картину мира, которой нас учили в школе, которую мы знали, исходя из своего жизненного опыта. Однако прошло немного времени и золотистое сияние, освещающее наш путь, уже не вызывает никаких чувств, кроме радости по поводу того, что можно сэкономить батарейки в фонариках. Даже Ленка, известный скептик, никаким образом не выказывает своего удивления, а воспринимает все как должное. Или мы такие толстокожие, или у нас имеется некая разновидность иммунитета на нежданные чудеса. Иммунитет, доставшийся нам в наследство от предков, для которых подобные явления были не так, как для нас, чудом, а напротив, самой, что ни на есть объективной реальностью. А с другой стороны, как нам надо было себя вести? Стоять раскрыв рот и тупо, с благоговением на лицах, вроде как приобщились, взирать на неучтенное чудо света? Не интересно как-то. Да и не красиво.
Шли мы долго. Сколько точно - сказать не возьмусь, потому что со временем начали происходить непонятные вещи. Оно то убыстрялось, то замедлялось, то, казалось, шло параллельно. У меня от этих шуток времени началось некое подобие морской болезни, правда, быстро закончившейся.
Кстати, никто больше такого не испытывал. Так что, все это, может быть, мои домыслы.
Тем не менее, не смотря на все мои недуги, шли довольно быстро. Ничего особенного вокруг не было. Не считая золотистого сияния, освещавшего наш путь. Очень удобным это оказалось. Видно было прекрасно, а из-за того, что свет лился отовсюду, не было и никаких теней. Туннель был чист, каких-то крутых поворотов не было, поэтому путь вперед просматривался хорошо, насколько возможно. Иногда встречались подобия зал, маленьких, но в которых возможно было немного отдохнуть. Благо вдоль стен были устроены каменные скамьи. На плане такие зальчики учтены не были.
Разговаривали мы мало. Обстановка обязывала, или еще что. Изредка обменивались какими-то малозначащими фразами, как правило, остававшимися без ответа, и шли дальше. Да и обсуждать было пока нечего. Не кладку же камней, в самом деле? Зато в конце...
Мы вышли в просторный, по сравнению с предыдущими, зал. Также, как и раньше вдоль стен были каменные скамьи, потолок, хоть и не очень высокий, был сделан казалось из одной большой плиты. Или это была естественного происхождения пещера, просто стены спрятали за кладкой, а потолок подровняли, сделав немного сводчатым. Вездесущее золотистое сияние здесь было, казалось, ярче, даже под скамьями, я специально наклонился и посмотрел: видно было очень четко, до последней трещинки в камне. Но это после. А тогда наше внимание сразу же приковала к себе фигура, лежащая посередине зала.
Полный рыцарский доспех, слегка помятый и довольно сильно поржавевший, но тем не менее неплохо выглядевший. Если его почистить, то он вполне сойдет для того, чтобы стоять у входа в дом, или возле камина, или в музее, если на то пошло. На ристалище в нем выйти было бы рискованно.
Мы встали вокруг. Все части доспеха были состыкованы между собой, ни одна не отлетела в сторону и было не видно, есть там что-то внутри или нет.