Аннотация: В эссе идет речь об одном из величайших ученых XVIII в. - М. В. Ломоносове. Подобно многим другим выдающимся деятелям того времени, он обладал талантами в самых разных областях науки и культуры, но по их широте и яркости проявления с Михайло Васильевичем может сравниться лишь гений Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Гениальный сын России
Физика, химия, геология, география, астрономия, технология, история, философия, литература, живопись... В истории науки и культуры в целом лишь двое людей обладали столь широчайшим спектром интересов, где они достигли весьма значительных успехов. Это итальянский гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и российский гений эпохи Просвещения Михаил Васильевич Ломоносов. Даже величайший ум Античности - Аристотель не обладал такой "универсальностью", не занимаясь ни литературным творчеством, ни живописью.
Феномен М. В. Ломоносова в России стал возможен благодаря двум предпосылкам. Первой из них были реформы Петра Великого. В 1711 г. вместо боярской думы, являвшейся оплотом консерватизма, был учрежден сенат. В 1721 г. церковь была подчинена государству, и вместо патриаршества введено коллегиальное управление - синод. Происходит обмирщение культуры. В обществе начинает складываться идеал деятельного и предприимчивого человека. Дополнительным стимулом социальной активности стало введение в 1722 г. "Табели о рангах". Это позволяло находиться на государственной службе выходцам из разных слоев населения, при этом у представителей непривилегированных сословий была возможность при карьерном росте получить сначала личное, а потом и потомственное дворянство. Также именно Петр I впервые из русских правителей обратил внимание на науку как один из важнейших компонентов экономической и военной мощи государства, вследствие чего он основал ряд светских учебных заведений (Инженерная, Навигацкая, Артиллерийская и Хирургическая школы, горные школы в Карелии и на Урале), учредил Морскую академию и Академию наук.
Другой предпосылкой стало поморское происхождение Михаила Васильевича. Это действительно стало важным фактором его становления как личности. Север России в ту эпоху находился в более благоприятном положении, по сравнению с другими регионами, так как там не было крепостного права. Не случайно Г. В. Плеханов писал: "архангельский мужик стал разумен и велик не только по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был, именно, архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника". Благодаря отсутствию крепостной зависимости местные жители отличались энергией, настойчивостью и трудолюбием. Большинство поморов были искусными мореплавателями, так как основные источники их дохода лежали в море: рыбная ловля, тюлений и моржовый промысел, внешняя торговля. Поморские корабли бывали во многих скандинавских и английских портах. Архангельск с XVI в. и вплоть до основания Петербурга был основными воротами торговли России с западными странами, в него часто приходили корабли из Англии и, реже, других европейских государств. По Волге же туда добирались и купцы из Персии. Зимой же поморские обозы с рыбой, моржовой костью и заграничными товарами отправлялись в Москву. Неудивительно, что у поморов и кругозор, и социальная активность были заметно больше, чем у крестьян и большинства городских жителей остальных районов России. Среди них было много искусных мастеров в различных областях, которые, по приглашению Петра I участвовали в возведении Петербурга и других российских городов. По приказу императора на севере построили несколько заводов и новых верфей. Постепенно распространялась среди поморов ученость. В первой четверти XVIII в. многие из них были не просто грамотными, то есть умевшими писать, читать и считать, но и высокообразованными по тем временам людьми, являясь выпускниками Навигацкой школы, Славяно-греко-латинской академии и даже европейских учебных заведений. Постепенно по Поморью распространяются различные книги, в том числе и опубликованные по распоряжению Петра I учебные пособия по математике и грамматике. Все это создавало действительно весьма благоприятную обстановку для возникновения могучего и пытливого гения Михаила Васильевича Ломоносова.
Как и многие поморские дети, он осваивал навыки грамотности в приходской школе. К 14 годам отрок считался лучшим чтецом в деревне, часто также он и подписывал документы за неграмотных односельчан. В круг его чтения в это время входила духовная литература, различные летописи, довольно широко распространенные на Севере, а также опубликованные в петровские времена разнообразные официальные печатные издания: военные донесения, летучие листки, лубки. Часто также он брал на дом книги из библиотеки соседа, унаследовавшего ее от своего родственника - холмогорского священника. В 18 лет Ломоносов стал выходить в море на корабле отца в качестве юнги. Плавания в низовьях Северной Двины, Белом море и Ледовитом океане знакомили юношу с грозной красотой и могуществом северной природы, позволяли наблюдать за редкими природными явлениями, например, северными сияниями. Торговые же рейсы давали возможность видеть различные технологические процессы и механические приспособления. Все это лишь разжигало жажду знаний молодого человека. Неудивительно, что он решил отказаться от возможности наследовать дело и состояние отца и отправился на учебу в Москву. Не надеясь получить отцовское благословение, он проделал этот путь тайно, присоединившись к попутному обозу.
Осознав, что для серьезного занятия исследованиями совершенно необходимо овладеть латинским языком, являвшимся тогда международным языком науки, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где имелась подобная возможность. Расцвет этого учебного заведения пришелся на царствование Петра I, когда выпускники академии занимали государственные посты, служили при посольствах, направлялись в экспедиции, работали на монетном дворе. После смерти императора предпринимались попытки превратить академию в высшее духовное училище, но подобная реорганизация не удалась, и она осталась практически всесословным учебным заведением, хоть правила приема туда и несколько ужесточились, из-за чего будущему великому ученому пришлось назваться сыном холмогорского дворянина. Несмотря на грамотность, Ломоносова зачислили в самый низший класс, ведь именно в четырех младших классах изучался латинский язык, которому юноша так желал обучиться. Это вызвало насмешки его соучеников. Как впоследствии он сам вспоминал: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!" Однако благодаря таланту и трудолюбию молодой Михайло Ломоносов за один год прошел программу трех младших классов. Несмотря на бытовые трудности, связанные со скудностью денежной стипендии, через несколько лет он освоил тот курс наук, который преподавался в академии: латинский и греческий языки, арифметика, география, история, древнегреческая литература, латинская и русская поэзия, теория стихосложения и основы риторики. Частым гостем он был не только в академической библиотеке, но и в "Библиотеке" Киприяновых - знаменитой на всю Москву книжной лавке, где имелась возможность и прочитать заинтересовавшую книгу или периодическое издание, в том числе научные и научно-популярные, издававшиеся Петербургской Академией наук. И Ломоносов начал осознавать, что уровень преподавания в Славяно-греко-латинской академии значительно отстает от передовых направлений науки и философии того времени. Тогда он решился перейти в Киево-Могилянскую академию, старейшее учебное заведение России, надеясь расширить свой научный кругозор, но его ждало разочарование - ничего нового там он не нашел, а потому вернулся в Москву. Но тут ему как раз и выпала счастливая возможность исполнить свою мечту, так как в 1735 г. он попал во второй набор из 12 учеников, отправленных для обучения в Петербургскую Академию наук, в ведении которой были также гимназия и университет. Способности Михаила Васильевича и его серьезное отношение к науке заметно выделяли его из общей массы студентов. Неудивительно, что через два месяца по своему прибытию в Петербург он был выбран вместе с двумя своими соучениками для командировки в Марбургский университет для обучения химии, металлургии и горному делу, что было связано с полным отсутствием подобных специалистов в России. Впрочем, предполагалось, что российские посланцы получат основательную подготовку по весьма широкому кругу естественнонаучных дисциплин.
И в Германии Ломоносов выделялся своей неистощимой жаждой знаний, удостаиваясь многочисленных похвал от своего куратора профессора Христиана Вольфа - одного из виднейших и знаменитейших немецких ученых и философов первой половины XVIII в. Три года обучения в Марбургском университете дали ему возможность ознакомиться с новейшими достижениями европейской науки во многих областях знаний. В этот же период он женился на Елизавете-Христине Цильх, которая до последних дней оставалась верной спутницей его жизни. После завершения университетского курса Ломоносов с товарищами отправился в Фрейберг к И. П. Генкелю для углубленного изучения металлургии, химии, минералогии и геологии. Однако сотрудничество с ним оказалось заметно менее плодотворным, так как тот, являясь практически исключительно практиком, по словам Михаила Васильевича, "презирал любую разумную философию". К тому же новый преподаватель имел тяжелый характер и установил над студентами мелочную опеку, что не могло понравиться темпераментному потомку поморов. Неудивительно, что в мае 1740 г. после очередной ссоры с Генкелем Ломоносов покинул его. Преодолев множество препятствий и пережив несколько приключений, в июле 1741 г. он вернулся в Петербургскую Академию наук. Тогда же он получил трагическую весть о гибели отца в одном из плаваний.
С этого времени начинается верное служение Михаила Васильевича российской науке. К сожалению, очень много сил у великого ученого занимала его борьба с многочисленными неблагожелателями, прежде всего с правителем Академической канцелярии И. Д. Шумахером, который, несмотря на свою, казалось бы, сравнительно незначительную должность, в реальности вершил практически всеми делами Академии. К примеру, несмотря на солидную научную подготовку, полученную Ломоносовым во время пятилетнего обучения в Германии, он продолжал числиться лишь студентом. В это время он переводил на русский язык научные статьи, торжественные оды и надписи к праздничным иллюминациям. Лишь в январе 1742 г. его назначают адъюнктом физического класса. В те годы это было самое первое научное звание, присваивавшееся студентам, проявившим способности к научной работе. Оно давало возможность заниматься преподавательской деятельностью, вести самостоятельные исследования и участвовать в заседаниях академического собрания, обсуждая научные и организационные вопросы. Своей сферой деятельности молодой ученый выбрал химию, в великой пользе которой он был убежден. Именно благодаря его самоотверженной работе на этом поприще в июне 1745 г. академическое собрание присваивает ему профессорское звание по кафедре химии (то есть он становится полноправным академиком), что через месяц утверждается указом императрицы Елизаветы I. Таким образом, М. В. Ломоносов стал первым русским академиком в составе Петербургской Академии наук. Впрочем, это не давало ему прочного положения в обществе, на которое можно было рассчитывать лишь имея высокий чин. Академикам чины присваивались решением сената. В случае Ломоносова это произошло лишь в марте 1751 г., когда ему был присвоен чин 6-го класса - коллежского советника "за его отличное в науках искусство". Это автоматически возводило Михаила Васильевича в дворянское звание, что давало ряд существенных привилегий в социальном и материальном положении. Однако следующий чин - статского советника - он получил только через 12 лет.
Со временем Ломоносов стал занимать в Петербургской Академии наук и административные должности. Наиболее важной из них стало заведование с 1760 г. имеющимися при академии гимназией и университетом. Михаил Васильевич вообще выступал за как можно более широкое привлечение в науку представителей непривилегированных слоев населения, включая даже отпущенных на волю крепостных крестьян. В 1746 г. он впервые прочел в стенах академии публичную лекцию по физике на русском языке, которая вызвала очень большой интерес слушателей. Огромное значение для распространения в России образования имела инициатива Ломоносова об основании университета в Москве, который, благодаря поддержке придворного вельможи И. И. Шувалова, был открыт в 1755 г. Он изначально задумывался как всесословное учебное заведение с тремя факультетами: философским (из физико-математического и словесного отделений), медицинским и юридическим. Характерно, что обязательный для европейских университетов богословский факультет не предусматривался. В отличие от Академии наук, где основное внимание уделялось естественнонаучной тематике, Московский университет занимался преимущественно гуманитарными и социальными исследованиями. Кроме того, там читали общедоступные лекции по различным областям науки, а также устраивали научные диспуты студентов. В 1830 г. на торжественном юбилее в честь 75-летия основания Московского университета М. А. Максимович произнес речь, где подчеркивал роль Михаила Васильевича в этом важнейшем в истории научной жизни России событии:
"Шувалов, как просвещенный вельможа и царедворец, был ходатаем у Елисаветы за Университет, основателем его и первым куратором, - Ломоносов внушил ему эту мысль, составил план для учреждения Университета, и был главным действующим лицом в этом деле... Ломоносов сделал все для просвещения России, что только можно было сделать гению-гражданину". Очень точен и выразителен сказанный по этому поводу афоризм А. С. Пушкина: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом". Он также выступал за независимый от Академии наук Петербургский университет, но таковой был основан в 1819 г., через 54 года после смерти великого ученого.
Кроме того, Ломоносов прилагал огромные усилия для организации научных исследований и изысканий непосредственно на территории России. Он добивается создания первой научной химической лаборатории, добивался отправки специальных астрономических экспедиций и плаваний для изучения Северного морского пути, а также выступал с многочисленными проектами переустройства Петербургской Академии наук.
Собственные же научные интересы и работы Михаила Васильевича поражают своей разносторонностью и отличаются настоящей энциклопедичностью. Прежде всего, он стремился познать законы и основы строения мироздания, раскрыв "всеобщее согласие причин", то есть взаимную связь явлений природы. При этом ученый абсолютно справедливо считал, что составить подлинно научное представление о мире можно лишь начав изучение с материи, из которой состоит мир. Основой своего мировоззрения Ломоносов выбрал атомистическую теорию, которая, по его словам, позволяет создать физическую картину мира без неких умозрительных "нечувствительных материй". Главным достижением в атомистической теории Михаила Васильевича было его утверждение о том, существовании двух типов частиц материи - элементов (то есть атомов) и корпускул (молекул). Эта теория была подлинным новаторством в науке, опередив свое время на целый век, так как официально была признана лишь в 1860 г. на съезде химиков в Карлсруэ. К сожалению, Ломоносов не успел изложить свои атомистические взгляды в масштабном труде, как того хотел, но на их основе объяснял строение твердых тел, природу теплоты и холода и разработал теорию упругости газов. Благодаря этому он отверг принятые в то время взгляды о существовании особой тепловой жидкости флогистоне, якобы существующей в каждом предмете и являющейся источником горения, и объяснял нагревание "коловратным" (вращательным) движением элементарных частиц, а горение считал результатом соединения вещества с воздухом, что было точно доказано 17 лет спустя французским ученым А. Лавуазье. Кроме того, Ломоносов обосновал ряд важных физических принципов и законов, например, существование абсолютного нуля. Ему также вместе с академиком И. А. Брауном впервые удалось заморозить ртуть, превратив ее в твердое тело, что вызвало настоящую сенсацию в научном мире. Очень большой вклад Михаил Васильевич внес в изучение природы электричества. Огромное значение имели также его работы и опыты в области обычной и физической химии.
Значительны открытия Ломоносова в области астрономии, сделанные им в последние 10-12 лет жизни. Особое значение имеют его наблюдения в 1761 г. прохождения Венеры по диску Солнца, благодаря которому он открыл наличие у нее атмосферы. Также Михаил Васильевич активно и непреклонно выступал в защиту гелиоцентрического учения, которое в то время еще не получило абсолютного признания. Чрезвычайно важное значение имело его предположения о единой природе света и электричества, о связи с ними и явлений теплового излучения и о существовании резонанса между светом и веществом, развитые новыми поколениями ученых в XIX в. Благодаря занятиям в области прикладной оптики, Ломоносов разработал новые улучшенные модели различных оптических приборов, нашедших позже широкое применение в науке и мореходстве.
Геология и минералогия, как отмечалось выше, были первыми науками, которые Михаил Васильевич стал всерьез изучать. Позже он ввел в оборот русские названия многих минералов и ряд ставших позже общеупотребительными научных терминов (атмосфера, горный хребет, земная ось, удельный вес и др.). Одновременно он пытался понять структуру строения Земли и причины землетрясений, отстаивал взгляды об постепенных изменениях поверхности планеты, происходящих под воздействием природных сил, указывал на органическое происхождение некоторых минералов и полезных ископаемых. Много он сделал и для изучения природы различных кристаллов.
Важное значение ученый придавал географии и метеорологии. По его настоянию были проведены географическо-статистические исследования, давшие очень ценные сведения, составлены более точные карты России и подготовлена морская экспедиция для изучения северных морей, к сожалению, отправившаяся лишь после смерти Ломоносова. Кроме того, он изобрел различные метеорологические приборы для изучения атмосферы и "аэродромическую" машину - аналог современных беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа - для их подъема на большую высоту.
Интерес к истории у Ломоносова был с юности, возникнув благодаря раннему знакомству с народными сказаниями и летописями о "стародавних" временах, широко распространенных в Поморье. Позже он ознакомился с историческими документами в Славяно-греко-латинской и Киево-Могилянской академиях. Михаил Васильевич был непримиримым противником так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. С начала 50-х гг. он начал работу над масштабным трудом "Древняя Российская история". К сожалению, до своей смерти он смог завершить лишь его первый том, охватывающий события до 1054 г., который вышел в 1766 г. Кроме того, Ломоносов составил "Краткий российский летописец с родословием", где сжато излагались основные исторические события с 862 г. до 1725 г. Оба этих труда получили признание, переводились на иностранные языки и выдержали несколько изданий. Наконец, Михаил Васильевич занимался подготовкой материалов для труда Вольтера "История Российской империи при Петре Великом" и его последующим редактированием.
Трудно переоценить значение М. В. Ломоносова для отечественной культуры. Неслучайно, В. Г. Белинский назвал его "Петром Великим" русской литературы, ее родоначальником. Еще в 1739 г. он написал знаменитую оду в честь взятия Хотина, где впервые использовал тонических стих, значительно более подходящий для русского языка, чем распространенный ранее силлабический. И позже он пишет различные оды, стихи, эпитафии. Поэзия Михаила Васильевича, отличавшаяся красотой и силой слова, была встречена восторженно. Несколько десятилетий слава Ломоносова-поэта значительно превосходила его известность как ученого. Огромное значение имел выход свет в 1747 г. его учебника по риторике, впервые написанном на русском языке. Еще более важным было создание Михаилом Васильевичем в 1755 г. учебного пособия "Российская грамматика", явившегося лучшим по данному предмету в XVIII в. Он выдержал 15 изданий и широко использовался вплоть до 30-х гг. следующего века. В изобразительном искусстве Ломоносов особенно ценил мозаики. Вместе со своими учениками он создал ряд превосходных мозаичных портретов, а также масштабную мозаичную картину "Полтавская баталия", завершенную в 1764 г. К сожалению, после его смерти мозаичное искусство в России пришло в упадок вплоть до середины XX в.
В начале 60-х гг. научная и творческая деятельность Ломоносова получила широкое признание. Он был избран почетным членом Академии художеств, Шведской и Болонской Академий наук. Однако собственно в Петербургской Академии наук его положение было сложным. Продолжавшие интриги чиновников Академии и явно высказанная немилость новой императрицы Екатерины II привели к тому, что два раза Михаил Васильевич подавал в отставку, и, хотя оба раза он оставался на службе и даже был повышен в чине, но возможностей для плодотворной работы у него больше не было. К тому же в это время у него участились приступы тяжелой болезни. 4(15) апреля 1765 г. на 54 году жизни он скончался.
Без всякого сомнения, Михаил Васильевич Ломоносов был величайший умом русской научной мысли XVIII в. и одним из крупнейших деятелей мирового масштаба эпохи Просвещения. Абсолютно прав был академик С. И. Вавилов, когда писал: "Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества". Этот гениальный сын России - мыслитель, ученый, поэт, художник, общественный деятель - занимает совершенно уникальное место в русской истории и мировой культуре. Преодолевая сомнения и борясь с интригами, он смог создать целостную картину мира, многие постулаты которой обогнали его время на века и не смогли быть оценены современниками. Однако потомки воздали ему должное. Именем Ломоносова названы не только открытый по его инициативе МГУ, но и один из минералов, горный хребет в Северном Ледовитом океане, экваториальное противотечение в Атлантике, кратер на обратной стороне Луны, астероид. В 1956 г. была учреждена Золотая медаль имени М. В. Ломоносова - высшая награда Академии наук России за выдающиеся достижения в области естественных наук.
Хочется надеяться, что сбудется одно из главных желаний великого ученого и человечество направит свою энергию не на конфликты и войны, а на постижение мироздания и использование полученных знаний для улучшения жизни всех людей.