Единство добра
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Единство добра
Произведение
МЭРИ БЭКЕР ЭДДИ
Первооткрывательницы и Основоположницы Христианской Науки и автора "Науки и здоровья с Ключом к Священному Писанию"
На территории Российской Федерации оригинальный английский текст данного произведения является общественным достоянием, т.к. с момента смерти автора прошло более 75 лет, а наследниками авторское право на него в РФ не было ни заявлено, ни зарегистрировано.
(C)В.М. Сардушкин, перевод на русский язык, 2012. Все права защищены.
Текст перевода был подготовлен при консультативной помощи рецензентов Теда Ф. Савченко, CS, и Мари А. Хелм, CSB, которым автор перевода благодарен; тем не менее он является единственным автором перевода, т.к. даже при согласии с их замечаниями конкретные изменения в тексте с целью сделать перевод точнее выбирались и вносились в окончательный текст только им.
Текст не подлежит никакому редактированию или правке. Дальнейшее распространение в Интернете допустимо с ведома автора перевода; рассылка отдельных копий духовным искателям приветствуется, но с ведома автора перевода; размещение в Интернете - категорически только с его ведома. Оригинал переведенного здесь текста можно найти в сборнике произведений Мэри Бэкер Эдди "Prose Works" под заглавием "Unity of Good".Содержание
Предостережение в Истине
Ведает ли и взирает ли Бог на грех, болезнь и смерть?
Посев и жатва
Реально ли что-либо осознаваемое физическими
чувствами?
Глубины Божьи
Пути, высшие, чем наши
Исправления
Диалог
Эго
Душа
Материи нет
Зрение
Осязание
Вкус
Сила
Смерти нет?
Личные заявления
Кредо
Верите ли вы в Бога?
Верите ли вы в человека?
Верите ли вы в материю?
Что вы скажете о женщине?
Что вы скажете о зле?
Страдания от чужих мыслей
Миссия Спасителя
Итоги
Единство добра
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ В ИСТИНЕ
Быть может, ни одна из доктрин Христианской Науки не вызывает так много естественных сомнений и вопросов, как доктрина о том, что Бог вообще не знает греха как такового. Поистине ее можно записать в разряд того "неудобовразумительного", о котором апостол Петр говорил, что этому учит его сотоварищ апостол Павел, и которое "невежды и неутвержденные [в Истине] искажают... к собственной своей погибели" (2 Петра 3:16).
Давайте же вместе порассуждаем над этим важным предметом, изложение которого в Христианской Науке по справедливости может быть охарактеризовано как чудесное.
Ведает ли и взирает ли Бог на грех, болезнь и смерть?
Природа и характер Бога так мало поняты и продемонстрированы смертными, что я советую моим ученикам в их обсуждениях Христианской Науки отложить на будущее этот бесконечный вопрос. Собственно говоря, им лучше не касаться этого предмета, пока они не станут ближе к божественной природе и пока не окажутся в состоянии практически свидетельствовать своей жизнью, что приближение к истинному пониманию Бога приводит к исчезновению всякого чувства заблуждения.
Писание провозглашает, что Бог слишком чист, чтобы взирать на злодеяния (Аввакум 1:13); но оно также провозглашает, что Бог жалеет тех, кто страшится Его; что нет такого места, где голос Его не был бы слышен; что Он - "скорый помощник в бедах".
У грешника нет другого прибежища от греха, кроме как в Боге, который является его спасением. Однако, чтобы спастись от греха, мы должны осознавать Божье присутствие, силу и любовь. Это осознание устраняет пристрастие человека ко греху и не позволяет больше получать от него удовольствие, и наконец, оно же удаляет боль, которая происходит от греха. Затем следует финальная нота в Науке: грешник утрачивает свое чувство греха и обретает возвышенное чувство Бога, в котором греха нет.
Истинный человек, по-настоящему спасенный, благодаря бесконечному проникновению Истины готов свидетельствовать о Боге и может подтвердить, что Разум, который благ (добр), то есть Бог, не знает греха.
Аналогичным образом больные утрачивают свое чувство болезни и обретают то духовное чувство гармонии, в котором нет ни разлада, ни недуга.
Согласно тому же правилу в божественной Науке, умирающие, если они умирают в Господе, пробуждаются от чувства смерти к чувству Жизни во Христе, со знанием Истины и Любви, превосходящим то, которым они обладали прежде, - поскольку их жизнь достигает "возраста зрелости" во Христе Иисусе, они стали готовы к духовному преображению через свою любовь и понимание.
Если же люди достигают перехода, называемого смертью, не сумев извлечь пользы из уроков начальной школы смертного существования, не усовершенствовавшись должным образом и все еще веря в реальность материи, в ее наслаждение и боль, то они не готовы понять бессмертие. Поэтому они пробуждаются лишь к другой сфере жизненного опыта и должны пройти еще через какое-то состояние, предназначенное для испытания, прежде чем о них можно будет поистине сказать: "Блаженны мертвые, умирающие в Господе".
Те, над кем вторая смерть, о которой мы читаем в Апокалипсисе (Откровение 20:6), не имеет власти, - это люди, повиновавшиеся заповедям Божьим и отмывшие свои одежды добела через страдания плоти и победы Духа. Таким образом они достигли цели в божественной Науке, познав Того, в кого уверовали. Это знание - не запретный плод греха, болезни и смерти, а плод, растущий на "древе жизни". Это - понимание Бога, благодаря которому человек открывается во образе и подобии добра, а не зла; здоровья, а не болезни; Жизни, а не смерти.
Бог есть Все-во-всем. Поэтому Он только в Самом Себе, в Своей собственной природе и сущности, и является совершенным бытием или совершенным сознанием. Он есть вся Жизнь и весь Разум, который существует или может существовать. В Нем Самом находится всякое воплощение Жизни и Разума.
Коль скоро Он есть все, Он не может иметь никакого сознания чего-либо не похожего на Себя, потому что, если Он вездесущ, не может быть ничего вне Его Самого.
Итак, тот же самый Бог - наш помощник. Он жалеет нас. Он проявляет к нам милость и направляет всякое событие на нашем жизненном пути. Он близок к благоговейно любящим Его. Понимать Его, без всякой примеси нашего смертного, конечного чувства греха, болезни и смерти, означает приближаться к Нему и становиться подобными Ему.
Истина есть Бог, и она в законе Божьем. Этот закон провозглашает, что Истина есть Все и что заблуждения не существует. Этот закон Истины уничтожает любую стадию заблуждения. Обрести временное осознание закона Божьего означает почувствовать, в некотором конечном человеческом смысле, что Бог приходит к нам и жалеет нас; но когда мы благодаря Науке о Боге достигаем понимания Его присутствия, тем самым вообще уничтожается наше чувство несовершенства или чувство, что Бога с нами нет, уничтожается благодаря высшему, небесному чувству, что Бог есть всякое истинное сознание; и это убеждает нас, что, приближаясь к Нему еще теснее, мы должны навсегда утратить наше собственное сознание заблуждения.
Но как бы мы могли утратить всякое сознание заблуждения, если бы его осознавал Бог? Бог не воспретил человеку познавать Его; совсем напротив, Отец призывает человека иметь тот же разум, "который во Христе Иисусе", - а это, безусловно, был божественный Разум; однако Бог действительно воспрещает человеку знакомиться со злом. Почему? Потому что зло не является частью божественного знания.
Евангелие от Иоанна провозглашает (17:3), что "жизнь вечная" состоит в познании единого истинного Бога и Иисуса Христа, посланного Им. Конечно же, из такого понимания Науки, из такого познания полностью исключено видение греха.
Тем не менее, в нынешнюю эпоху духовной незрелости ни один мудрый мужчина или мудрая женщина не станет примитивным образом или преждевременно заводить обсуждение темы, которая затрагивает Всю бесконечность.
Скорее они возрадуются и тому малому пониманию цельности Божества, которое уже обрели, и постепенно, осторожно будут продвигаться ввысь, к совершенной божественной мысли. Такая кротость будет способствовать их большему пониманию Бога, поскольку смута в их разуме и спесивая убежденность в собственном мнении пропорционально уменьшатся.
Нужно убеждать каждого не принимать никаких личных мнений по такому важному вопросу, а искать ответа божественной Науки по этому вопросу Истины, следуя тем индивидуальным убеждениям, которые ведут нас ввысь, и не тревожась чувством, что вам якобы необходимо разрешить все задачи Жизни за один день.
"Велика тайна благочестия", - говорит Павел, а слово "тайна" подразумевает неведомое. Никакое упрямое стремление навязать себе скоропалительные выводы по этому вопросу не откроет в нас более высокого осознания Божества; оно не будет способствовать ни Делу Истины, ни просвещению индивидуальной мысли.
Давайте уважать права совести и свободу сынов Божьих, чтобы наша "кротость была известна всем человекам". Не позволяйте никакой враждебности, никакому несдержанному спору возникать между изучающими Христианскую Науку и теми христианами, которые полностью или частично расходятся с ними во мнениях по поводу природы греха и того чудесного единства человека с Богом, которое предвещается в научной мысли. Пусть лучше величественное развитие этой замечательной грани Истины будет предоставлено водительству Всевышнего.
"Это лишь части путей Твоих", - говорит Иов; а целое больше его частей. Наше нынешнее понимание - всего лишь "семя в самом себе", ибо оно - божественная Наука, "приносящая плод по роду своему".
В конце концов весь род человеческий познАет, что пропорционально пониманию безупречного Божьего "Я" человеческая природа преобразится и человек обретет более высокое "я", происходящее от Бога, и тогда искупление смертных от греха, болезни и смерти будет утверждено на вечно нерушимых основаниях.
Наука физической гармонии, в том виде, как мы ныне представляем ее людям в божественном свете, достаточно радикальна, чтобы вызвать столкновения мысли, настолько сильные, насколько этот век сможет выдержать. Пока небесный закон здоровья, согласно Христианской Науке, еще не утвержден прочно, даже мыслители не готовы разумно ответить на главные вопросы о Боге и грехе, а мир далек от готовности к усвоению столь великой и всеохватывающей истины о божественной природе и характере, как та, которая содержится в теории о Божьей слепоте к заблуждению и неведении греха. Ни одна разумная мать, пусть даже закончившая Уэлсли-Колледж, не станет говорить со своим младенцем о задачах Евклида.
Всего немногим более полувека назад утверждение о всеобщем спасении порождало и полемику, и даже ужас, подобные тем, что наши заявления о грехе и о Божестве, должно быть, возбудят, если их станут опрометчиво широко пропагандировать преждевременно, пока отряды Христианской Науки еще не достаточно обучены более простым приемам владения их духовным оружием. "Твердо уповайте на Господа", и не пройдет и пятидесяти лет, как имя Его возвеличится и пониманием этих новых идей, подобно тому, как Он уже прославлен благодаря широко распространившемуся верованию в непредвзятость благодати Божией, что показывают перемены в Андоверской семинарии и во многих других религиозных учреждениях.
Тем не менее, хотя я и говорю так, и говорю от всего сердца, мой долг по отношению к Христианской Науке и к самой себе требует также сделать следующее заявление: когда я очень ясно увидела и сильно почувствовала, что бесконечный Бог не признает никакой болезни, это не только не разлучило меня с Ним, но напротив, так связало меня с Богом, что я смогла мгновенно исцелить раковую опухоль, уже проникшую до яремной вены.
В том же духовном состоянии я смогла вправить на место вывихнутые суставы и мгновенно восстановить здоровье умирающих. Люди, которые могут засвидетельствовать эти исцеления, еще живы. В этом мое доказательство, ниспосланное свыше, что взгляды по данному предмету, обнародованные здесь, верны.
В связи с этим опытом и и благодаря тому, что моя мысль была открыта в ожидании, мне представились некоторые положения, доказательство которых - в них самих. Вот один из таких тезисов, в которых я убеждена: признание совершенства бесконечного Незримого дарует такую силу, которую не способно дать ничто другое. В божественной Науке неоспоримо: поскольку Бог есть Все, то осознание этого факта рассеивает даже само чувство или сознание греха и приближает нас к Богу, раскрывая высшие проявления Всеохватывающего Разума.
Посев и жатва
Давайте теперь рассмотрим другой вопрос, который доставляет немало хлопот многим серьезным мыслителям, пока на него не ответит Наука.
Реально ли что-либо осознаваемое физическими чувствами?
Все настолько реально, насколько реальным делаете его вы, и не более того. То, что вы видите, слышите, чувствуете - это форма сознания, и оно не может иметь никакой другой реальности, кроме той, которая присутствует в вашем сознании.
Полагаться на свидетельства чувств - опасно, ибо эти свидетельства не абсолютны, а потому и не реальны в том смысле этого слова, которым пользуется автор. Все, что прекрасно и хорошо в вашем индивидуальном сознании, - постоянно. То, что таковым не является, иллюзорно и постепенно исчезает. Настаивать на надлежащем понимании нереальности материи и зла меня побуждают их вредные физические, нравственные и интеллектуальные воздействия на род человеческий.
В Науке искореняются все виды заблуждения, на той же самой основе, на которой исцеляются болезни, а именно утверждением - при помощи логического рассуждения, откровения и Науки - небытия любых притязаний заблуждения, вплоть до теории наследственности и других физических причин. Вы демонстрируете процесс Науки, и он исчерпывающе доказывает мою точку зрения, что смертный разум является причиной всех болезней. Уничтожьте мысленное ощущение болезни, и исчезнет сама болезнь. Уничтожьте греховное чувство, и исчезнет сам грех.
Материальное и чувственное сознание смертно. Следовательно, его когда-нибудь так или иначе должны признать нереальным. И отчасти это время уже пришло, а иначе мои слова не были бы произнесены. Иисус сделал путь очевидным, настолько очевидным, что все, кто не идет им, лишены оправдания; но этот путь - не стезя материальной науки, человеческой философии или мистической психологии.
Таланты и гении веков мыслили ошибочно. Они не строили свои доводы и заключения об источнике и ресурсах бытия, его сочетаниях, явлениях и результате, основываясь на откровении, - вместо этого они строили их на песке человеческих рассуждений. Они не приняли простое учение и жизнь Иисуса как единственное истинное решение запутанной проблемы человеческого существования.
Те, кто не смог меня понять, иногда говорят, что я монополизирую; и это говорится потому, что идей, сходных с моими, придерживались некоторые духовные мыслители во все века. Они их действительно придерживались, но в весьма отличающейся форме. Исцеления происходили постоянно; однако исцеление, как я его преподаю, не практиковалось со времен Христа.
В чем заключается кардинальное отличие моей метафизической системы? В том, что, познавая нереальность болезни, греха и смерти, вы демонстрируете всебытие Бога. Это отличие полностью отделяет мою систему от всех других. Я отрицаю реальность этих якобы существующих явлений потому, что их невозможно найти в Боге, а данная система основана на Нем как единственной причине всего. Трудно найти в прошлом примеры учителей, которые бы учили так, как описано выше, за исключением Иисуса Христа и его апостолов.
Если в моем учении и присутствует какая-либо монопольность, то она заключается именно в том, что я полностью полагаюсь на единого Бога, которому принадлежит все.
Жизнь есть Бог, то есть Дух, недоступное чувствам вечное начало. Вселенная и человек есть духовные явления, принадлежащие этому единому бесконечному Разуму. Духовные явления никогда не сводятся ни к чему иному, кроме бесконечного Божества. Их стадии духовны и божественны. Они не могут разрушиться или впасть в свою противоположность, ибо Бог является их божественным Принципом. Они живут, потому что живет Он, и они вечно совершенны, потому что Он совершенен и управляет ими в Истине божественной Науки, в которой Бог есть Альфа и Омега, центр и окружность.
Пытаться рассчитать могучие пути Его на основе свидетельств материальных чувств - так же бессмысленно, как если бы вы пытались усвоить принципы сложения, отталкиваясь от знака "минус".
Не в вихре бури был Бог. Он не является слепой силой материальной вселенной. Смертные должны это понять; если, конечно, преследуемые своими страхами, они не захотят попытаться скрыться от Его присутствия за собственной ложью, и не станут напрасно призывать горы нечестивости укрыть их от наказания за их заблуждение.
Иисус учил нас ходить над потоками материи или смертного разума, а не вступать в них и не двигаться с ними. Его учения бросают вызов львам в их логове. Он превращал воду в вино, он повелевал ветрами, он исцелял больных, - все это в прямом противоречии с человеческой философией и так называемыми естественными науками. Он аннулировал законы материи, показав, что это законы смертного разума, а не Бога. Он показал необходимость изменить этот разум и его бесплодные законы. Он потребовал перемены сознания и внешних проявлений и осуществил эту перемену через Божьи высшие законы. Парализованная рука стала двигаться, невзирая на бахвальство физического закона и порядка. Иисус не снисходил ни до уровня человеческого сознания, ни до свидетельства чувств. Он не внимал насмешливому замечанию: "Эта высохшая рука выглядит очень реально и очень реальна на ощупь"; нет, он прерывал эту суетную похвальбу и уничтожал человеческую гордыню, устраняя материальное доказательство. Если его пациент оказывался богословом какой-нибудь фанатической секты, врачом или преподавателем естественной философии (в её преобладавшей тогда более грубой разновидности), то он так и не благодарил Иисуса за излечение своей парализованной руки; но ни формальные запреты, ни пренебрежение не могли воспрепятствовать божественному процессу. Иисусу не требовались ни периоды времени, ни размышления, чтобы готовность к совершенству и потенциал его возможностей полностью созрели. Он сказал, что царство небесное уже здесь и что оно включено в Разум; а также, что, когда вы говорите: "Еще четыре месяца, и тогда наступит жатва, я говорю, возведите (а не опускайте) очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве"; и собирайте урожай мысленно, а не материальным путем. Мало работников на этой ниве посева и жатвы Разума; но пусть они направят загнутый серп вечного круга Разума на ожидающие их хлебА, и пусть свяжут их в снопы жгутами Души.
Глубины Божии
Наука опровергает свидетельства чувств в богословии согласно тому же принципу, который применяется в астрономии. Общепринятое богословие делает Бога подчиненным человеку, приходящим по его призыву; тогда как в Науке истинно обратное. Люди должны с почтением приближаться к Богу, совершая свое дело в покорности божественному закону, чтобы реализовать на практике предусмотренную Им гармонию бытия.
Принцип музыки не ведает разлада. Бог есть самобытие гармонии. Его универсальные законы, Его неизменность не более нарушаются и в этике, чем в музыке. Для Него не существует нравственной дисгармонии; мы познаем это пропорционально нашему обретению истинного понимания Божества. Если бы Бог мог осознавать грех, Его бесконечная сила сразу же обратила бы вселенную в хаос.
Если Бог обладает каким бы то ни было реальным знанием греха, болезни и смерти, то они должны быть вечными, поскольку Он, по самому складу существа Своего, - "не имеющий ни начала лет, ни конца дней". Если бы Бог знал что-либо непостоянное, то отсюда следовало бы, что Он знает нечто, что Он должен суметь забыть, для пользы рода нашего.
Подобный взгляд привел бы нас к устаревшей теологической платформе, содержащей такие положения, как божественное раскаяние и верование в то, что Бог должен будет однажды переделать Свою работу заново, потому что изначально она не была сделана верно.
Может ли какой-либо мыслитель серьезно утверждать, что спустя долгое время после того, как Бог сотворил вселенную - землю, человека, животных, растения, солнце, луну "и звезды", - Он стал настолько мудрее и сильнее на прошлом опыте, что сможет значительно усовершенствовать Свою собственную предыдущую работу, подобно тому как корабельный мастер Берджесс исправляет в корабле "Доброволец" недостатки модели "Пуританина"?
Христианам заповедано возрастать в благодати. Было ли необходимо Богу возрасти в благодати, чтобы Он смог исправить Свою духовную вселенную?
В ограниченной иудейской религии Иегове могло потребоваться раскаяние, поскольку сотворенные им дети оказались грешными; однако Новый Завет говорит нам об "Отце светов, у Которого нет ни изменения и ни тени перемены". Бог - не вращающийся на шпиле флюгер, но краеугольный камень из живой скалы, который тверже вековых холмов.
Поскольку Бог есть Разум, то если этот Разум знаком со злом, в Нем не может абсолютно все быть добром. Будь это так, мы лишились бы своего бесконечного образца. То, что есть в вечном Разуме, должно быть отражено в человеке, образе Разума. Как же тогда мог бы человек избежать или надеяться избежать того знания, которое вечно пребывает в его творце?
Бог никогда не говорил, что человек станет лучше, научившись отличать зло от добра, но напротив, что посредством этого познания, посредством первого непослушания человека, пришла "смерть в мир и все невзгоды наши".
Смертный "человек праведнее ли Бога?" - спрашивает поэт-патриарх. Могут ли люди избавиться от злого духа, которого Бог никогда не сможет свергнуть? Знают ли смертные больше, чем Бог, чтобы они могли провозгласить Его абсолютно осознающим грех?
Бог сотворил все сущее и провозгласил его хорошим. Было ли зло среди этих хороших вещей? Человек есть дитя Божье и образ Божий. Если Бог ведает зло, то также должен знать его и человек, или же подобие будет неполным, образ искаженным.
Если человека должно погубить познание зла, тогда получается, что его гибель происходит от того самого знания, которое он перенял от Бога, и сотворенное существо получает наказание за свое подобие Творцу.
Бога обычно называют безгрешным, а человека греховным; но если помышление о грехе могло бы оказаться возможным в Божестве, было бы тогда Божество безгрешным? Разве тогда Бог не должен бы был первенствовать как бесконечный грешник, и человеческий грех - стать лишь отголоском греха божественного?
Такие причудливые странности можно найти в религиозной истории язычества. Существуют или, по крайней мере, были люди, поклоняющиеся не доброму Божеству, которое не нанесет им зла, а божеству злому, стремящемуся причинить им вред, которое они именно поэтому желают своими молитвами подкупить или утихомирить, как преступник, давая взятку, умиротворяет продажное должностное лицо.
Несомненно, это не христианское поклонение Богу! В христианстве человек преклоняется перед бесконечным совершенством, которому ему заповедано подражать. В Истине такие термины, как божественный грех и бесконечный грешник - это неслыханные противоречия, нелепости; но разве они были бы явным вздором, если бы Бог обладал, или мог бы обладать истинным знанием греха?
Пути, высшие, чем наши
Ложь имеет лишь один шанс успешно обмануть - быть принятой за истину. Зло стремится связать всякое заблуждение с Божеством и тем самым сделать так, чтобы ложь показалась частью вечной Истины.
Ральф Эмерсон говорит: "Запрягите в свой фургон звезду". Я же говорю: "Заключите союз с божественною силой, и все доброе станет содействовать вашему путешествию, подобно тому, как звезды с путей своих сражались с Сисарою" (Книга Судей 5:20). Вот так в Христианской Науке человек ежечасно вступает в брачный союз с Богом или же, скорее, скрепляет союз, предопределенный от века; но зло привязывает свою телегу отбросов к божественным колесницам - или по крайней мере старается сделать это - дабы его мерзость была наречена чистотой, и его тьма обрела бы утешение от позаимствованного блеска.
Иисус недвусмысленно учил надменных фарисеев, что с самого начала их отец, диавол, претендовал стать убийцей Истины. Верное понимание чудесных изречений того, кто "говорил [так], как никогда [прежде] человек не говорил", лишит заблуждение его позаимствованного плюмажа и преобразит вселенную в дом удивительного света, - "это ли не цель желанная?".
Заблуждение говорит, что Бог должен знать зло, поскольку Он знает все; но Святое Писание провозглашает: Бог сказал нашим первым прародителям, что в день, когда они вкусят от плода зла, они непременно умрут. Разве не следует из этого нелепый вывод, что Бог должен погибнуть, коль скоро он ведает зло, а зло непременно ведет к самоуничтожению? Давайте же лучше помышлять о Боге как о говорящем: "Я есмь бесконечное благо, посему не ведаю Я зла. Пребывая во свете, Я могу лицезреть лишь блеск Моей собственной славы".
Заблуждение может сказать, что Бог никогда не сможет спасти человека от греха, если Он не знает и не видит его; однако Бог говорит: "Я слишком чист, чтобы видеть беззаконие, и уничтожаю все, что не подобно Мне".
Многие представляют себе, будто наш небесный Отец рассуждает так: "Если бы не было боли и скорби в Моем разуме, Я не мог бы исцелять их и утирать слезы с глаз детей моих". Заблуждение говорит, что нужно познать горе, дабы утешить его. Истина, Бог, говорит, что вы чаще всего утешаете других в печалях, которых у вас самих нет. Разве не находится наш утешитель всегда вне и выше нас?
Бог говорит: "Я являю свою жалость посредством божественного закона, а не человеческого. Именно Мое согласие с гармонией и Мое знание ее (а не дисгармонии) делают Меня способным порицать и в конечном итоге уничтожать любое предположение о существовании разлада".
Заблуждение говорит, что Бог должен знать смерть, чтобы рубить ее под корень; но Бог изрекает: "Я - вечно осознающая Себя Жизнь, и так Я побеждаю смерть; ибо вечно сознавать Жизнь означает никогда не осознавать смерть. Я Есмь Все. Знание чего бы то ни было, кроме Меня, невозможно".
Если бы подобное знание зла было возможно Богу, оно бы принизило Его статус.
У Бога знание - это обязательно предвидение, а предвидение и предначертание должны быть одним и тем же в бесконечном Существе. Что Божество предвидит, Божество должно предопределять; иначе Он не всемогущ, а подобно нам, Он предвидит события, противоречащие Его творящей воле, но которые Он, однако, не может предотвратить.
Если бы Бог вообще знал зло, то Он должен бы был его предвидеть; а если бы Он предвидел его, то Он должен бы был буквально запланировать его, то есть предписать его заранее - предопределить его; иначе как оно могло бы придти в мир?
Но этому мы не можем поверить о Боге; ибо, если бы высшее добро могло предопределить или предвидеть зло, в Божестве был бы грех, а это положило бы конец бесконечному нравственному единству. "Итак, если свет, который в тебе, - тьма, насколько же велика эта тьма!" Напротив, зло - всего лишь иллюзорный обман, лишенный всякой действительности, которую может ведать Истина.
Исправления
Как исправить ошибку? Заменой ее на противоположное, или пересмотром - видя ее в подлинном свете и затем превращая ее в противоположность или отвращаясь от нее.
Мы отменяем утверждения заблуждения, превращая их в противоположность.
Через три следующих утверждения, или, вернее, лжеутверждения, зло обретает власть и силу:
Первое: Господь сотворил его.
Второе: Господь знает его.
Третье: Я боюсь его.
Посредством противоположного процесса аргументации зло должно быть низложено:
Первое: Бог никогда не сотворял зла.
Второе: Он его не знает.
Третье: Поэтому нам не нужно страшиться его.
Испытайте этот процесс, дорогой пытливый читатель, и таким образом вы достигнете той совершенной Любви, которая "изгоняет страх", и затем сами убедитесь, не уничтожит ли эта Любовь в вас всякую ненависть и чувство зла. Вы пробудитесь к восприятию Бога как Всего-во-всем. Вы обнаружите, что утрачиваете знание греха и его действие исчезает для вас пропорционально тому, насколько вы осознаете божественную бесконечность и уверуете, что Он не может видеть ничего того, что вне Его собственного поля зрения.