Существует бесчисленное количество граней, имеющих место во взаимоотношениях людей, но мы пока что ограничились лишь шестью вопросами. "Не противься злому" (Мф.5.39). Люди, читающие Евангелие, знают, что эта фраза принадлежит Христу. Он ее произнес, когда говорил одну из самых радикальных Своих проповедей. В ней Он учил подставлять левую щеку обидчику и благословлять проклинающего, а также требующему рубаху отдать и верхнюю одежду. Когда Христос учил, как вести себя в конфликтной ситуации, в самом разгаре ссоры, именно тогда Он сказал: "Не противься злому".
Зло - это довольно древнее философское явление и прежде всего, ассоциируется с грехом. Я думаю, что Никто Иной, как Бог, имеет силу, способность и желание уничтожить всякое зло. Но путь искоренения зла в Его Божьем представлении весьма удивляет. Имея такие возможности и способности, мы бы сразу уничтожили всякое насилие и зло. Именно поэтому в минуты несчастий или всеобщих трагедий в адрес Бога слышны обвинения и даже проклятия, или, еще хуже, аргументы в пользу неверия в Его существование. Но стратегия Бога - разрушить или изъять зло - весьма непредсказуема. Вероятно, это один из самых частых вопросов, которые задавали мне люди: "Почему же Бог не уничтожит зло?" Более того, Сам Христос говорит, не противься злу, которое направлено на тебя.
Отвечая на поставленный вопрос, стоит начать с того, что человек свободно выбирает зло. Я не говорю о последствиях, к которым нас всех приводит зло, я сейчас говорю о выборе. Адам и Ева первые из любопытства хотели узнать, что такое зло. Библия повествует, что в Раю было дерево познания не только добра, но и зла. Сегодня мы видим скорее не само зло, но последствия того, к чему оно привело человечество. Само зло крылось даже не в плоде, который сорвал и вкусил наш прародитель Адам. Зло кроется в непослушании Богу. Не играет никакой роли, какой именно был этот плод. Бог мог избрать и указать на любое дерево в саду или кустарник, или ягоды, либо даже водоем, сказав что это вода познания добра и зла. Это не столь важно, какой был путь познания зла. Само зло крылось и кроется в том, чтобы нарушить заповедь. Корень зла, сам образ зла - в открытом бунте, в противлении Богу. Бог не может изъять у человека возможность выбрать зло. Простите, но Бог не любит играться с куклами. Я спросил у одной молодой девушки, которая всячески утверждала, что она бы предпочла совершенно не познавать зла, а только добро. Я же утверждал, что Бог не может этого сделать. Она очень сопротивлялась, и тогда я спросил: "Сколько тебе лет?" "Восемнадцать", - последовал ответ. "Скажи, ты играешь с куклами?" Она немного смутилась: "Нет, конечно". "Почему? - спрашиваю я, - ведь это так просто, они абсолютно послушны, как ты их посадишь, как ты их положишь, так они и будут лежать. У тебя не будет никакой головной боли с куклами". "Но с ними неинтересно", - возразила она. Вот и Богу тоже неинтересно иметь дело с праведниками, которые не имеют возможности выбрать зло. Богу приятно иметь дело с личностью, которая знает, что такое зло, и может его выбрать, но сознательно и благородно избирает добро и праведность.
Почему же Христос так учил - "не противься злому?" Конечно, Бог может искоренить зло насильственным способом, установить свое правосудие и наказать зло в человеке, но это не есть победа над злом. Справедливость - это только половина победы. Поймите, когда зло наказуемо во мне, то страдаю я, совершивший преступление, а дьявол, посеявший это зло в моем сердце, просто смеется над тем, сколько горя я принес людям и сколько горя причинили мне люди в ответ. Я оказываюсь заложником зла и греха, похоти, рабом дьявола и, с другой стороны, я наказуем Богом. Таким образом, зло само не уничтожаемо, я только страдаю как человек. Что ненавижу - то делаю, а что хочу делать - не делаю. То есть, я - раб греха и Бог меня справедливо наказывает, но является ли это победой над злом? Нет, это победа всего лишь над преступником, но не над преступлением. Если вы родители, представьте себе, что вы пытаетесь что-то доказать своему ребенку а он вас не понимает. Вы знаете, что вы правы, и опыт вашей жизни неоднократно доказал, что вы правы, и это бесспорно. Вы изо всех сил пытаетесь ему это доказать, но он спорит с вами и приводит вам свои доказательства, хотя ваши факты и ваши аргументы более убедительны. В итоге, вы победили, вы доказали ему, что вы правы. Вы торжествуете, потому что победили в диспуте, ваша справедливость и опыт взяли верх. Но если ваши сын или дочь, не принимают этого а не согласны с вашими доводами, будет ли это победой? Это - не вся победа, согласитесь. Полной победу можно признать только тогда, когда ваш ребенок согласится, что он не прав и поступает или мыслит неверно. Вот это и есть победа - осудить зло в человеке, нет, не человека осудить за содеянное зло, а осудить зло в человеке. Каким уж методом, каким образом это доходит до злого человека или грешника, это уже другой вопрос. Мы будем об этом говорить немного позже.
Но сам пик, торжество, триумф победы над злом заключается не в справедливости, не только в том, чтобы осудить чей-то поступок и доказать чью-то неправоту. Вся победа заключается в том, что человек освобождается от зла.
2. Преимущество милости.
Почему тюрьма не может перевоспитать преступника? Ведь тюрьма - это отражение справедливости. Человек наказан за совершенное им зло. Почему же тюрьма не перевоспитывает человека? Да, тюрьма - это победа справедливости, я согласен. Но является ли это победой над злом? Я думаю, что это победа старого завета, когда закон призывал, чтобы "рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его" (Вт.17.7). И в Библии часто повторялась фраза: "Истреби зло из среды" Израиля. И как же истребляли это зло, скажите мне? Истреблялся человек, совершивший это зло. Но истреблялось ли зло? Поэтому Божий подход и Божий метод освободить человечество от зла не в справедливости. Если бы Бог только по справедливости осуждал зло, которое мы делаем, Он бы действительно был Богом только Ветхого Завета. То есть, уничтожающим меня вместе с тем злом, которое я делаю. Но вот пришел Христос, и Библия говорит, что "Он спасет людей Своих от грехов их". (Мф.1.21). Бог понимает лучше, чем мы, что наказание не освобождает от зла. От зла как раз освобождает милость. Поэтому Христос и учил, что когда ты отвечаешь злом на зло, ты поступаешь справедливо, потому что он сделал тебе зло. И древним было сказано: "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб" (Лев.24.19) - это абсолютное равенство и справедливость. "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф.5.38).
В чем суть этого учения? Когда мне делают зло, я не противлюсь ему. Вот здесь и кроется вся тайна и развязка того, о чем мы говорим, - зло можно победить только добром. Христос пришел "проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы" (Ис.61.1). То есть, Он пришел Своим путем освободить узников от зла. Каким путем? Путем милости и добра. Если я делаю зло в ответ на зло, я не смогу победить зла. Зло, которое делает мне кто-то, находит место во мне. Оно отображается во мне и проявляется через меня в ответной реакции. Таким образом, зло не уменьшается, а растет, благодаря семени зла, которое мы засеваем, когда мстим. Но чтобы остановить процесс зла, в чем и состоит учение Иисуса Христа, и не только учение, но и Его личный пример, нужно не отвечать злом на зло. Он узников, виновных людей, за свои грехи и преступления попавших в узы темницы и в рабство греха, приходит освободить. Нет, не наказать! Он Спаситель: "Он спасет людей Своих от грехов их", а не уничтожит за совершенные грехи. Мы говорим не о справедливости над злом, мы говорим о спасении от зла. Если же говорить о справедливости, то вы совершенно правы, что нужно дать сдачу человеку, который сделал вам зло, вы совершенно правы, что нужно пойти и подать на него в суд. Но учтите, таким образом вы зла не уничтожите, вы только его удвоите. Нет победителей в ссоре. Каждый прав по-своему, и ссора не имеет границ и конца. Она доводит до полнейшего безумия, она озлобляет людей, а зло злом никогда не остановишь. Даже если вы выиграете суд и будет доказана ваша правота, даже если у вас больше аргументов, и вы раздавите вашего соперника, он все равно уйдет с ожесточенным сердцем. По справедливости вы победили, но зла вы не уничтожили. Зло как раз уничтожается тогда, когда вы в ответ на зло, делаете добро. Тогда вы собираете горячие уголья на его голову. Тогда вы заставляете его совесть мучить его, тогда вы останавливаете процесс зла. Зло не может существовать само по себе или причинить кому-то зло. Оно должно воплотиться и проявиться через кого-то. И чтобы остановить процесс зла, нужно противоядие. И как раз добро является противоядием.
3. Зло от Бога.
Конечно, есть своего рода исключения, отдельные моменты, когда зло приходит по допущению Бога. Зло как трагедия, горе или бедствие. Оно хочет меня задеть, затронуть, оно как бы рассчитывает, что сможет разозлить меня и вызовет во мне ответную реакцию, то есть ответное зло. Христос сказал: "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". (Мр.7.15). "Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство - все это зло исходит из человека и оскверняет его". (Мр.7.21-23). Вопрос: каким же образом зло попадает в сердце? Где начало зла? В данном случае человек более напоминает зеркало. Это определенное отражение, он где-то увидел, где-то услышал, что-то пришло ему на ум, и человек допускает это в свое сердце и становится источником зла. Нет, не первоисточником, а больше отражением или продолжением зла. Потому, когда зло приходит от Бога, то есть по допущению Бога, нет, (я не о наказании, я говорю о несчастье в жизни святых и праведных людей), как мы реагируем на зло подобного рода?
Иов, которого в один день постигли все несчастья, говорит: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов 2.10). Если взять во внимание слова Иова, о котором Бог сказал, что он верно говорил о Господе, и не согрешил устами своими, когда так сказал, значит, в этом есть определенная истина. А истина в том, чтобы уметь принимать зло от Бога. Как раз когда я не принимаю этих обстоятельств, я противлюсь злому, и, как следствие, сам становлюсь злым, потому что противлюсь. И зол я на Бога. В подобных обстоятельствах Бог испытывает человека: даст ли он место злу в себе, разозлится ли он на Бога, допускающего злое в его жизнь. Об Иове написано, что он был "человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла" (Иов 1.8). Это было в его характере - удаляться от зла. Поэтому Иов не злился в ответ на все то зло, которое его постигло. Не принимая трудных обстоятельств, люди могут доходить до богохульства. В ситуации с Иовом Бог имел Свою задачу. Ему было важно определить реакцию Иова на зло, постигшее его. Если мы не примем смиренно, как от Бога, самые трудные обстоятельства в нашей жизни, тогда зло откликнется в нас обидой на Бога, гневом и злом. А это значит, что зло как раз и достигло своей цели. Оно разозлило человека, он дал ему место, отреагировал. Как? Справедливо. То есть, мы злимся справедливо в ответ на любое зло, но мы этим не побеждаем зла, мы только даем ему больше места. Если же мы не противимся злому и принимаем все, как от руки Божьей, мы уничтожаем зло, и приходит победа. Победа Иова как раз состояла в благодарности: не в ропоте, не в негодовании, не в хуле, не в возмущении, не в вопросах, а в благодарности. Иов поклонился. "Да будет имя Господне благословенно!" (Иов 1. 21) - это именно то, что он сказал.
Поэтому я верю, что учение о непротивлении злу чрезвычайно важно. В большинстве случаев мы не можем изменить обстоятельств, но они могут изменить и разрушить нас.
Я не один раз встречался с удивительной женщиной, Евгенией Полищук, которая была парализована больше четырех лет. Меня всегда удивляло, что она, порядочнейшая христианка, когда слегла в постель, никогда не возмущалась. Даже во время интервью я смотрел на нее и говорил: "Ну, как? Ну, что, у вас даже вопросов не возникало, никакой ответной реакции на зло, которое вас постигло, на паралич, который вас разбил, на горб, который вырос на вашей спине?" Вы знаете, долго имитировать смирение невозможно. Вот и Евгению Полищук возмутить и задеть оказалось невозможным. И, поверьте, в этом и была ее победа. Хоть зло и разбило ее плоть, но души ее оно не достигло. Оно не нашло в ней места, не откликнулось справедливым возмущением. Она не отреагировала обидой или негодованием на Бога. Она пела и славила Бога и, как Иов, приняла не только добро, но и зло. И как раз в этом и весь триумф - зло не смогло разрастись. Оно было уничтожено благодарностью.
В жизни апостола Павла обстоятельства не влияли на него. Он всегда сохранял баланс духа и всегда был благодарен. Будь то тюрьма, будь он избит, это все не могло повлиять на его духовного человека. Внешние обстоятельства не влияли на его внутреннее состояние. Он говорил: ''Ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни нагота, ничто не отлучит меня от любви Божьей''. То есть, он это легко воспринимал, без вопросов. Это не меняло того, что он знал, - Бог на троне, Бог царствует, Бог справедлив. Он мог принимать злые обстоятельства в свою жизнь и славить Бога и благодарить, как ни в чем не бывало. Именно тогда и происходила развязка, именно тогда Бог приходил в торжество и начинал трясти землетрясением эту тюрьму, и проявлялась великая Божья слава через то, что человек не дал место для зла в своем сердце. Зла злом не победишь. Зло побеждается добром.
4. Зло как индикатор.
Иногда в жизни Бог останавливает и смиряет нас злыми обстоятельствами. Да, и здесь опять-таки мы должны не противиться злому от Бога. А, напротив, смириться и исправиться. Зло или проблемы всегда неприятны, но они часто выступают в роли индикатора. Скажем, боль в вашем теле - это приятно или нет? Вы скажете, что за глупые вопросы - когда это боль могла быть приятной? Скажем, вы порезались или прокололи ногу, наступили на гвоздь. У вас жуткая боль. Разве это приятно? Но ведь согласитесь, что боль - это не есть вред. Это есть благо. Боль - это индикатор того, что в нашем теле что-то не ладно, в нашем организме что-то произошло. Это сигнал тревоги. Если я, не реагируя на боль, буду колоть себя обезболивающими уколами, это будет просто глупо. Потому что я не устраняю проблемы, я всего лишь заглушаю боль. И это может даже окончиться смертью. Это глупейшая ошибка. Так и боль, проблемы, и зло, допускаемые Богом в нашу жизнь, имеют определенную цель: чтобы мы не просто противились злому, кололи обезболивающие уколы, подавляя боль, а пытались устранить подлинную причину проблемы.
Посмотрите на Иону. Как он противился тому, что его постигло на море. Первый раз этот человек воспротивился Богу, когда молился и Бог ему поручил проповедовать в Ниневии. Он не послушал. Бог послал бурю на море. И люди противятся этому злому ветру - они усиленно гребут к берегу. Нет, Бога они слушать не желают. Они выбрасывают груз, усиленно гребут и делают все возможное, чтобы победить Бога. Да, победить Бога, побороть. Они не хотят прислушаться к сигналу тревоги. Они делают себе "обезболивающий укол". Конечно, это уже совершенно другая ситуация, нежели с Иовом. Иона прекрасно знает причину проблемы, но он не хочет ее устранять. Прямым текстом Бог предлагает ему вернуться назад, в Ниневию, но он противится обстоятельствам. Когда уже ничего не удается, говорит: "Выбрасывайте меня за борт". Когда его бросают за борт, Бог тоже не сдается: Иону проглатывает большая рыба - кит. Бог не дает ему утонуть. В книге Ионы написано, что он уже взывает из чрева кита и говорит: "Объяли меня воды до души моей" (Ин.2.6) . В других переводах говорится, что имеется в виду то, что Иона стоял в буквальном смысле на цыпочках, и вода достигала его нижней губы. Так он простоял трое суток в чреве кита. То есть, его жизнь висела на волоске. И этот человек вынужден был стоять на пальчиках трое суток и должен был смиряться, смиряться, смиряться, то есть, не противиться злому. Один человек мне сказал: "Неужели у Ионы был выбор?" Я ответил: "Конечно, как и у всех остальных всегда есть и будет выбор, так и у Ионы был выбор - смириться и спастись, или... Он бы точно так же вышел из кита, только не с той стороны". У него не было третьего варианта. У каждого из нас, равным образом, нет большого выбора: или смириться и не противиться злым обстоятельствам, понять, почему эта боль или трагедия присутствует в нашей жизни, или... Мы можем тратить нервы и силы, грызть локти и рвать волосы на голове, решать вопросы по своему: выбрасывать груз, тянуть паруса, грести усиленно к берегу, сушить себя постами, но если мы не поймем, почему послан этот сигнал тревоги, почему это зло допущено Богом и пришло в нашу жизнь, если мы не примем его, значит, будем противиться ему. Если мы не смиримся, зло просто нас уничтожит, оно разрушит нас, как написано в притчах: "Упорство невежд убьет их" (Пр. 1.32). Если я не знаю и не понимаю этих истин, я упорно буду бороться с Богом, как Иаков. Буду идти против рожна, как Савл. Трудно идти против рожна.
5. Письмо Анастасии Рылеевой.
Позвольте прочитать вам письмо - документ, который является подлинной записью, сделанной рукой Анастасии Матвеевны Рылеевой, матери декабриста Кондратия Рылеева. Если вы помните, этот декабрист был казнен в июне 1826 года. Мать Кондратия Рылеева умерла в 1824 году, то есть за 2 года до его казни. Вот это письмо:
"Коня, сын мой, два раза я вымаливала жизнь твою у Бога (учтите, что она пишет это письмо ему уже в тюрьму). Сохранит ли Он ее и теперь, когда смертельный страх закрался в мою душу? Я пишу эти строки, потому что не смею рассказать все, не смею смущать твое сердце моим материнским страхом. Да будут ясны и смелы каждый твой шаг и каждое помышление. Но ты ли сам или кто другой развернет когда-нибудь эти листки, знайте, что все, написанное мной, - святая правда, именем твоим клянусь, сын мой, а ты знаешь, что у меня нет никого и ничего дороже тебя. Я была матерью четверых детей, родившихся до моего Конечки, и все они умирали в младенчестве. Как я молилась, как я просила Господа Бога о сохранении им жизни. И когда я увидела крест на свежей могилке последнего из них, я не могла встать с колен, я упала головой на маленький холмик, охватила его руками и молила. Нет, я не молила, я требовала, требовала живого ребенка, живого, здоровенького и я вымолила его у Бога. Родился мой Конечка. Три года я была счастливой матерью. Конечка радовал меня, рос хорошо, наш домашний доктор радовался вместе с нами. И вот новое горе вошло в наш дом. Конечка тяжело заболел. Он лежал в жару, никого не узнавал и задыхался. Наш врач сразу попросил созвать консилиум. Приехал известный доктор из Петербурга, осмотрел Конечку и молча вышел из комнаты. Разговаривал только с нашим доктором, а, уходя, сказал Федору Андреевичу: "Бывают чудеса, и если вы набожны, молитесь". Со мной врачи не говорили. Да разве мне нужны были слова, я же мать, я и так понимала, что дитя мое обречено - мой Конечка, мое счастье, единственный, кому нужна была моя жизнь. Наступила ночь. Как считали врачи, последняя ночь моего сына. Я отпустила нашу матушку отдохнуть и осталась одна у его постельки. Ребенок продолжал метаться, он весь осунулся, личико его посинело, а из горла слышался свист, сменявшийся страшным, заставляющим сжиматься мое сердце, хрипением. Поймите и, прочитав все, что я пишу дальше, не осудите - у меня умирал единственный сын, моя надежда, моя радость. Где искать защиты от злой судьбы, в чем или в ком искать спасение? Неужели так дано - на могиле моего ребенка я за тем и вымолила у Бога чудесный дар вновь рожденной жизни, чтобы через 3 года утратить ее. Не может этого быть. Это слишком жестоко. Ведь мы именуем Всевышнего человеколюбцем. Спасение - только в милосердии Божьем, только в нем. Как я молилась, никогда в жизни, ни до той ночи, ни позже, я не знала такого состояния. Тогда вся душа моя была полна мольбы и надежды. Не заученные молитвы повторяла я, скорбь матери говорила за меня. Я не знаю, что случилось со мною в тот час, я протянула руки к Богу и закричала: "Всемогущий Боже, ты сам молился в саду Гефсиманском. Если возможно, да минует меня чаша сия. Пойми же меня в моей скорби. Все страдания, какие захочешь Ты послать, низвергни на меня, но спаси жизнь моего сына. Ты учил нас молиться: "Да будет воля твоя", но я говорю только в этом, только в этом единственном: "Да будет воля моя, верни мне сына, утверди волю мою". Теперь Ты скажи мне: "Да будет воля твоя".
Я не знаю, сколько времени я простояла на коленях, я даже не знаю, где я была, только не на земле, но вдруг я почувствовала неестественное забытье, какой-то странный, необыкновенный сон. Заснуть, когда умирает мой Конечка, мой сынок, да разве это возможно? Не знаю, что было дальше. Кажется, я сидела, склонившись над умирающим, и целовала его худенькие судорожно сжатые ручки, как вдруг оттуда, где я только что стояла на коленях, раздался голос: "Опомнись, женщина, ты не знаешь, о чем просишь Господа". Я обернулась и увидела ангела с горящей свечой в руках. Как ни странно, я не испугалась и не удивилась, как будто так и должно быть, я только в мольбе сложила руки. "Опомнись", - опять заговорил ангел. И в его голосе я услышала скорбную укоризну: "Не моли о выздоровлении сына, Бог всеведущий. Он знает, зачем должна угаснуть эта жизнь. Бог милосерд и Он хочет избавить тебя от ужасных страданий". "Я готова на все, я все страдания приму с благодарностью, лишь бы жил мой ребенок". "Но страдания ждут не только тебя, будет страдать и твой сын. Хочешь, я покажу тебе все, что его ждет? Неужели и тогда ты будешь упорствовать в слепоте своей?". "Да, хочу. Покажи все, все. Но я и тогда буду молить Бога о жизни моего сына. Да будет воля моя". "Следуй за мной, женщина", - и ангел словно поплыл передо мной, паря в воздухе. Я шла, сама не зная куда, я проходила длинный ряд комнат, отделенных друг от друга не дверьми, а толстыми темными завесами. Перед каждой завесой ангел останавливался и спрашивал меня: "Ты упорствуешь, ты хочешь видеть, что будет дальше?". "Да", - отвечала я. - "Я хочу видеть все. Я ко всему готова". И тогда ангел отодвигал завесу, и мы входили в следующую комнату, а голос ангела становился все строже, и лицо его, когда он поворачивался ко мне, из скорбного становилось грозным. Но я шла дальше без колебаний, я шла за жизнью моего сына. В первой комнате, куда я вошла, я увидела моего Конечку в кроватке, но он уже не умирал, он тихо спал, румяный и здоровый. Я протянула к нему руки, хотела броситься к нему, но ангел властно простер свою руку и позвал меня с собой. Во второй комнате я увидела моего мальчика отроком, он сидел за столом, он учился, он читал что-то и увлеченный книгой даже не поднял на меня глаз. В третьей комнате, которую мы прошли очень быстро, я увидела его юношей в военном мундире, он шел по городу, который мне был неизвестен. В четвертой комнате я увидела его совсем взрослым в гражданском платье, он был чем-то занят, мне показалось, что он был на службе. Мы вошли в пятую комнату. В ней было много народу, совсем мне незнакомые люди о чем-то говорили, спорили, было шумно, но вот поднялся мой сын и, как только заговорил он, все замолчали, все слушали его с великим вниманием и, я бы сказала, с восторгом. Я слышала его голос, он говорил громко и отчетливо, но я не усваивала ни одного слова, я ничего не понимала, а ангел уже подводил меня к следующей завесе. И когда он обратил лицо свое ко мне, я ужаснулась грозной силе его. "Сейчас увидишь ужасное", - сказал он сурово. - "И это ужасное ждет твоего сына, одумайся, пока не поздно. Если ты войдешь за эту завесу, все предначертанное свершится, но если смиришься, то вот я повею крылом, и свеча угаснет, и с ней угаснет жизнь твоего сына, и он избавлен будет от мук, и покинет землю, не зная зла. Хочешь ли ты видеть то, что сокрыто за этой завесой?" "Бог милосерд", - сказала я. "Он пощадит нас. Хочу. Веди меня, да будет воля моя", - отвечала я и пошла вперед. Ангел отдернул завесу и за ней я увидела виселицу. Ужас охватил меня, я вскрикнула и проснулась или, вернее, пришла в себя, очнулась. Я сидела, все так же склонившись над кроваткой Конечки. Рука моя отказывается держать перо, но я должна дописать все. Сын мой, радость моя единственная, ты сладко спал, повернувшись ко мне личиком, и тихо, спокойно дышал. Я не смела пошевелиться, боясь разбудить тебя. И не смела верить своему счастью. А счастье было так велико, что заслонило собой все страшные мгновения ночного видения. Я только плакала и благодарила Бога, а потом стало постепенно забываться все, что показал мне в ту ночь грозный ангел".
Я даже не пытаюсь делать какие-то выводы после прочтения этого письма. Я никогда не был на месте этой женщины, и не допусти, Господь, чтобы мне оказаться там. Я не смею ни на мгновение осудить ее за то, что она сделала такой выбор, за ее упорство. Но я только хочу сказать, что есть в нашей жизни отдельные моменты и отдельные обстоятельства, когда они выглядят большим злом и могут нас возмутить против Бога. Но мы не понимаем, не знаем, не видим. Давайте это признаем. Как бы ни было тяжело, как бы ни было сложно, давайте согласимся и поймем, что Бог знает лучше, и мы не должны противиться злому. Эта женщина воспротивилась Богу. Это была трагедия ее жизни, это было большое горе, которое ее постигло, она смогла настоять на своем, и Бог ей уступил, но это закончилось еще большей трагедией и горем и для нее самой, и для ее же сына.
6. Побеждай зло добром.
Теперь я хочу остановиться на взаимоотношениях между людьми и процитировать вам несколько текстов из Библии, из учения Иисуса. На мой взгляд, Его учение самое радикальное и у Него самый ясный взгляд на решение дилеммы зла. "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Он благ и не к благодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд" (Лук.6.35). Этому же продолжали учить и Апостолы. "Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим.12.17-21). Дальше: "И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь" (1 Петр.3.13,14). "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло" 1 Фес. 5.15. Апостолы строго предупреждали и останавливали этот естественный процесс, когда хочется разобраться в ответ на зло. Надеюсь, что мы начинаем понимать учение Христа. "Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми" (Мф.5.45). По справедливости злые не заслуживают этого добра, не заслуживают блага, но он посылает дождь на праведных и неправедных. Мы говорим не о справедливости, мы говорим о чем-то большем. Зло не может быть побеждено справедливостью. Зло можно победить только противоядием - только добром.
Человек, в принципе, боится не справедливости, человек боится милости. Я знаю, что это странно звучит. Каждый, когда делает зло, где-то в душе ожидает справедливого воздаяния. Он, если честно, боится милости, потому что не выдержит, не устоит перед милостью.
У Достоевского в "Преступлении и наказании" есть эпизод, когда Раскольников ведет под руку пьяного человека домой, и этот говорит ему: "Ты знаешь, о чем я сейчас молю Бога? Чтобы, когда моя жена откроет двери и увидит меня пьяным и поймет, что я пропил очередную зарплату, чтобы она схватила меня за волосы и таскала меня по полу, чтобы она била меня, чтобы она обругала меня. Иначе я не перенесу, я не перенесу, если она мне ничего не скажет и будет плакать всю ночь". И вот они подходят к двери, стучат в дом и открывает женщина, худая, высохшая от болезни, с окровавленным платком. Она кашляет, она больна туберкулезом, ее горящие глаза направлены на своего пьяного мужа, и она в одно мгновение все понимает. Она оборачивается, не говоря ни слова, тихо уходит в свою комнату, дети начинают плакать, и этот человек начинает рвать на себе волосы. Он начинает кричать: "Я же говорил, я этого не переживу, я этого не перенесу, я не смогу так дальше жить". Ни слова укора, никакого упрека, и человека начинает мучить совесть. В данном случае эта женщина не сделала никакого добра, она просто его не упрекнула. Мы боимся не справедливости, мы сами ненавидим свои поступки и мы хотим, чтобы правосудие явилось над нами.
Потому Христос учил: не противься злому. Справедливо быть злым в ответ на зло, справедливо дать сдачи, справедливо судить провинившегося человека государственным судом - это все так. Но зло можно остановить только любовью. Как писал поэт:
"Огонь не гасится огнем,
Пожары тушатся водою,
За зло не воздавайте злом, -
Сказал Спаситель нам с тобою".
Написано так: "Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей" (1 Пет. 2.15). Единственное, что может закрыть уста всякому невежеству, и в человеке может заговорить совесть, единственное, что может собрать горящие уголья на голову нашему врагу - это если мы делаем добро в ответ на зло, которое причиняют нам. И дальше апостол пишет, что Христос, "будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2.23).
Вот почему Он пришел не как справедливый Судья, не просто обнаружить в нас зло, поймать нас и наказать. Он пришел как Спаситель, чтобы спасти нас от зла. Чтобы освободить нас. Чтобы служить нам. Только добро может остановить зло. Не справедливость, а милость. Поэтому давайте уразумеем истину - "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим.12.21).