|
|
анекдот
"Нашел некто волшебную лампу. Как полагается, джин пообещал исполнить желание, но предупредил, что чудес не бывает и все произойдет максимально реалистично.
--
О'Кей. Пусть я получу много денег...
Джин щелкнул пальцами и, в ту же минуту, сообщили о смерти сына и принесли страховку..."
|
|
|
У Стругацких, в "Понедельнике..." упомянут Один Саваофович - очень древний маг, настолько древний, что руководители института являются учениками его учеников. Достигнув абсолютного могущества, он отказался от какого-либо применения сил, т.к. осознал связь всего со всем, и, соответственно, невозможность просчитать все последствия. А, значит, и соизмерить пользу и вред как для себя, так и для мира целиком.
|
|
|
Может быть, стоит улыбнуться такому максимализму, однако, сама проблема не надумана. Непредсказуемость последствий биоэнергетических "воспомоществований", сложность "казуальных корректировок" - ряд можно продолжить, но, в любом случае, готовность "прожигать ситуацию" по любому поводу свойственна скорее "молодым да горячим"...
|
|
|
немного о компьютерах
Создание так называемого объектного программирования (языков высокого уровня вообще) позволило решать крупные задачи, не беспокоясь о методах обработки и хранения конкретных байт данных, что было необходимо при работе на ассемблере (языках низкого уровня). Это привело к увеличению скорости и легкости написания, вернее почти автоматической генерации программного кода, при этом по умолчанию (т.е. без вмешательства человека) гарантируется стабильность и неконфликтность (с другими объектными программами), что также было немалой проблемой для языков низкого уровня.
Из негативных побочных эффектов применения объектного программирования следует отметить снижение скорости выполнения и увеличения объема программ.
|
"Меж тем, под бременем бездейства и сомненья, безвременно состарится оно"
|
|
Говоря иначе, можно заметить, что, даже будучи "семи пядей во лбу", не всегда можно корректно рассчитать последствия реализаций своих желаний. Потому, кстати, интеллигенция и уходит часто с ответственных позиций, не видя неущербного выхода и не желая брать на себя ответственность даже за "меньшее" зло. Но, тем самым, совершая еще один, увы, проблемный, выбор - освобождается место для достаточно пассионарной, но совершенно не думающей о будущем волне вояк, лавочников... ряд можно продолжить.
|
|
|
Переходя с околополитической орбиты к нашей теме, можно заметить сходную тенденцию, - понимая свою ответственность за воздействие на течение событий, человек часто вообще отказывается от "сил йоги", закрывая глаза при этом на то, что практически никто не может избежать использования психических сил даже при освоении школьного курса.
|
|
|
Между тем, как уже устойчиво найден ответ о роли интеллигенции, как воспитательно-образовательной (т.е. гармонизирующей) силы, так существует и решение вопроса о правомочности и целесообразности (необходимости и достаточности) сознательного использования психических сил. Причем, приблизительно в тех же целях.
|
|
|
Легко заметить, что конфликт, лежащий в основе начавшего эту статью анекдота, порожден именно неосторожным "ассемблерным" подходом к решению текущей проблемы (пока оставим в стороне само качество желания). Типично потребительский подход к управлению событиями: "Хочу именно так", не думая о наиболее вероятных методах решения и их последствиях (прямо как в шахматах - желание "съесть" эту конкретную пешку, без учета общей ситуации на доске, скорее всего, приведет к проигрышу). Говорят, что подобные ситуации специально создаются в играх служб безопасности или околомагических разборках - найти, где у соперника "тонко" и, спровоцировав его на активность в этой области, немного повлиять на вероятности.
Достаточно большое количество литературы на книжных раскладках предлагает методы "прожигания ситуации", корректирования "полей вероятности", "действенной визуализации". При этом этические вопросы рассматриваются на уровне желательных для использования, возможно очень желательных, но почти всегда как надстройка облагораживающая базис Силы.
Потому-то в Христианстве и отвергается принципиально любое культивирование психических сил, как заменяющее поиск Бога поиском Силы (одна из трактовок тезиса "Блаженны нищие духом"). Традиция Йоги более пластична - психические феномены рассматриваются как побочный эффект, который при появлении можно использовать для углубления сосредоточения. Впрочем, и в Христианстве существует такое понятие как "Дары Св. Духа"
|
общая их особенность, в частности, в том, что они более этические чем магические
|
|
Именно, наблюдая принятые к использованию методы психического действия крупных религий (молитва о благе, о ниспослании благословения, о заступничестве, или, если брать безличный аспект, прямая передача знания о неописуемом вербально) можно обнаружить использование принципов объектного программирования. Дается общее направление, как указание генеральной линии действия, или, в Йоге, человеку предоставляется возможность непосредственного (т.е. без посредничества какой либо визуальной, вербальной или иной формы) прикосновения к Основе существования.
Характерно, что присутствуют и "побочные эффекты" - в отличие от агрессивных техник воздействия, результат проявляется часто весьма неспешно и требует как неоднократного внимания со стороны воздействующего, так и непротивления самого человека. Однако положительные стороны объектного (комплексного) подхода много важнее - изменения происходят неспешно по той причине, что происходят изнутри, согласовано со всем психическим миром человека.
|
"Свято место пусто не бывает"
|
|
Показателен пример с попытками вылечить пьянство (наркоманию вообще). Любые штурмовые методы подобны попытке запрудить реку - прорвет. Пока не будет осознанной внутренней радостной альтернативы для наркотической эйфории, пока человек не научиться естественным образом прикасаться к Источнику, до тех пор любые психические или химические костыли будут ломаться.
Перефразируя Есенина: чтобы "черти в душе не водились", нужно чтобы "ангелы жили в ней".
|
|
|
"Молится нужно каждый день, иначе лучше совсем не молиться". Можно не согласиться с резкостью тезиса ("иначе..."), но такая крайняя акцентуация наводит на мысль о необходимости создания "естественно-магического фона", говоря иначе - "хождения под Господом". Тогда странным образом гармонично (не говорю "выгодно") сочетаются события жизни. И применять хирургический нож силового психического воздействия (попросту говоря колдовства) не будет необходимости. А в большинстве случаев не потребуется и обычное медицинское вмешательство.
|
*) в смысле: "по образу и подобию..."
|
|
То же касается и внимания к окружающим: почти преступно "излечивать" (т.е. удалять симптомы, заметные вторичные проявления) более или менее мелкие недомогания, оставляя нетронутыми причины - невежественные условия труда, жизни и, что еще важнее, слабое психическое развитие. Соответственно, "объектный подход" выразится в образовании* внутреннего человека.
|
|
|
В Иудаизме "закон" (тут: знание о мире) включает в себя образно-этическую (собственно "закон"), интеллектуально-эрудиционную ("смысл закона"), и сокровенную, опытно-мистическую ("душа смысла закона") части. Если первое ("закон") прививается самой культурно-бытовой частью традиции, т.е. ему "обучается" все население, второе ("смысл...") преподается системой дополнительного образования и доступно ограниченной, но все же немалой части, то последняя составляющая образования передается исключительно в индивидуальном порядке. Тогда Дающий обращается к Силам Горним с просьбой о резонансе Божественного Откровения для ученика (подопечного). Опять таки лучший эффект достигается при неторопливости и неоднократности (ритмичности) Обращения
|
Anno Domini - Благодать Господня
|
|
При этом, как уже неоднократно писалось, молитва это не поклоны и не тексты. Это даже не "священомолчание" (см. "Малое Добротолюбие"). Пожалуй, единственным критерием достаточности я сейчас вижу глубокое касание Источника, и, как следствие, очищение (катарсис; но можно и без боли), наполнение творческим вдохновением, и на взлете Anno Domini.
|
|
|
На всякий случай
Чуть обобщая Л.Гумилева, термин "пассионарность" можно определить как "сверхситуативную активность", т.е. желание творить, в меру своего понимания и сил. Один из лидеров I-го крестового похода Боэмунд Тарентский, выдающийся "бабник" Дон Жуан и реформатор современной физики Эйнштейн - разные виды этой активности. Мало того, можно смело утверждать, что т.н. "энергия интереса", в очень разных своих проявлениях, является природным авансом для пассионарности.
|
|
|
Теперь о качестве желаний. Существует легенда, что Серафим Саровский готовясь к уходу просил Богородицу не оставить заботой нескольких монахинь из подопечного ему женского монастыря. Серафиму было Отвечено, что благодаря его немалым заслугам эти женщины будут спасены не смотря ни на что. Тому же подвижнику принадлежит двухлетний труд ежедневного отмаливания грехов современного ему и следующего поколений...
|
|
|
Я хотел было оставить последний абзац ("Цели" в комплиментарность вышеизложенным "Методам") без комментариев, но Ольга (см. другие статьи "Телескопа") справедливо заметила, что не поднят вопрос о праве действовать.
|
"О, я самый тяжелобольной в мире человек!" - сказал Карлсон
|
|
В общем случае, правом действия обладает любой достаточно пассионарный человек. Однако при несоразмерных тратах сил (сначала на реализацию, затем на погашение последствий; причем последнее может быть заметно более трудоемко), как уже отмечалось выше, большая часть "экспериментаторов", обжегшись, уходит с этого фронта, нередко с удовольствием лелея свою боль. И тогда возникают требования типа "не пущать!", "это вредно!" и т.д.
|
|
|
Повторю за классикой: "не труд вреден, но невежественные условия труда". С таким же подходом вредно было пещерному человеку обрабатывать первые каменные топоры - можно разбить пальцы себе и голову соседу - негуманно, неинтеллигентно. Но ведь та же интеллигентность, завязанная на чувство меры и ответственности, в сочетании с пассионарностью могут подсказать и оптимальные (оптимизируемые) точки приложения сил, и что важно, дать энергию для этого "приложения".
|