Несомненно, что мы живем в эпоху невообразимых коммуникативных возможностей, в эпоху информационной доступности. В Эпоху Разума. Разума, но не бездуховности, не бездушия, ведь в таких условиях нет места искусству. Не стоит говорить о том, что человечество как социум имеет множество патологий. Наверное, мы никогда не избавимся от ненависти, зависти, страха. Однако, причина большинства проблем - банальное непонимание, то есть неумение или нежелание находить общую систему ценностей и взглядов. Искусство, во многом, и есть попытка объединить людей, попытка к диалогу, massage, послание в эстетической упаковке. Значит, искусство созвучно настоящему; являясь частью информационного пространства, искусство эволюционирует, принимает новые формы, способные вместить динамику происходящего. Не случайно двадцатый век спровоцировал появление множества жанров и направлений. Основа литературы - слово, единица языка, формирующегося и развивающегося обусловленно. Даже за последние годы русский язык оброс прямо на глазах иностранизмами, что вообще характерно для русской ментальности исторически. В условиях неспособности создавать "домашние" модели функционирования общества, приходиться перенимать готовые, а равно, и терминологию, описывающую их.
Хотя русская литература сравнительно молода, сложно отрицать ее мировое значение. Этот высокий уровень - заслуга тех, кого мы привыкли называть классиками. Но как обстоят дела в настоящем. Если прозаические жанры более или менее представлены за счет высокой востребованности, то с поэзией все обстоит сложнее. Русская поэзия во многом связана с песенными жанрами, где я усматриваю следующую последовательность: романс - авторская (бардовская) песня - "русский" рок. Конечно, существуют еще эстрадная песня, народная и так далее. Кстати, ошибочно утверждать, что "блатная песня" - национальное изобретение. Например, существуют на западе, а в последнее время широко представлены и у нас, так называемые Рэп и Хип-Хоп, отличающиеся только афроколоритом и современной электронной музыкой, но по сути своей, повествующие о тех же самых жизненных реалиях. Появление и развитие новых течений обосновано, прежде всего, жизненным прогрессом, изменением психологии общества. Не могу сказать, что, положим, романс - пережиток, но его специфика понятна (созвучна) далеко уже не каждому. Итак, поэзия должна быть современной, а значит, автор должен быть динамично развивающейся личностью. Естественно, что непритязательная аудитория, имеющая представление о поэзии, основанное на полузабытом школьном курсе литературы, долго еще будет "глотать" "свечки и печки", выложенные на обозрение "современниками". Настоящее искусство, это, прежде всего, индивидуальное восприятие, оригинальная интерпретация жизни. Поэзия должна заставлять читателя мыслить, провоцировать его на новые вопросы к себе и к миру. В противном случае, механизм духовной сопричастности не работает. Стоит уточнить следующее. В широком смысле, словоряд не может устареть в контексте. Ярким тому примером служит творчество поэта и барда Михаила Щербакова (филологический факультет МГУ), где органично сосуществуют устаревающие слова и понятия и современный русский язык, современная парадигма. Видимо, образование не мешает. Собственно, литература обязана несколько предвосхищать интеллектуальную и нравственную позицию общества.
Зачастую новое поколение подвергается критике за отсутствие идеалов, целей из которых оно выросло, - не значит переросло, просто молодость легче впитывает новизну этого мира. Я много раз слышал о "поэтической традиции" и не собираюсь опровергать ее существование, умалять ее значимость, наверное, важно правильно понимать суть явления, а не пытаться бездумно копировать учителей. Интересно, что западная поэзия иногда более адекватна реальности, это касается и западной русскоязычной поэзии. Что, вероятно, продиктовано экономической стороной жизни.
Существует ли эта самая пресловутая проблема поэтического непонимания зрелых и молодых? Возможно - да. Конечно, ее легко списать на амбиции и нигилизм последних и осознание собственной состоятельности первых. На самом деле это вопрос культуры и образованности, единого понимания предназначения литературы. К сожалению, разрыв между позицией и действительностью бывает огромным. Вот не придуманный случай. Некий человек, пишущий электронную музыку, причастный к молодежной субкультуре и подрабатывающий диджеем в одном из клубов города, с улыбкой, но вполне серьезно, заявил: "...стихи? А кто их читает? Если Пушкин жил бы в наше время, он стал бы диджеем, я в этом уверен!" Парадоксальное заявление, хорошо иллюстрирующее положение дел. Просто культура сама по себе должна провоцировать интерес к культуре. Странно, что поэзия - тонкая и сложная материя, зачастую, ни чего не может противопоставить примитивной зевотной рефлексии. Это не всеобщая картина, но реальная ее часть. С одной стороны нелепо призывать к всеобщему пониманию поэзии, но с другой, нельзя отрицать и то, что сама поэзия должна расти в глазах реального читателя.
Я не стал переходить к персоналиям за бессмысленность подобного шага. Нет надобности критиковать поэтов, надо критиковать поэзию, ведь она еще жива в наш холодный Век Разума. Вспоминается строчка "не ум и рай, мой лебедь, ад и сердце..." ( (с) Дядя Миша-Сан).
В размытый туман и бескровное небо - больное, душу, укутал.
Город. Прилёг, как утопленник, на границе стихий, - гордый, как Сатана.
Город, с душой меланхоличного нильского крокодила, -
Нашепчет снов. А мягкой зимой - во всей красе, - как на бал.
Только вплавь и понять, - неземно - приятный - город.
Можно сказать - нет рифм, нет размера, сложно все это, и не вписывается в мое узкое понимания. Тогда, посмотрите вокруг, и скажите лучше! Скажите в соответствии с удобными канонами и знакомыми правилами, и это будет хорошо, ведь искусство - это коммуникабельность духовного.