Аннотация: Кто такие хазары и на каком языке они говорили
И подумать не мог, что когда - нибудь придется обратиться к известным пушкинским строкам из его баллады "Песнь о вещем Олеге". А ведь прошло уже более полувека с тех пор, когда в школе на уроках литературы нам вколачивали в мозги эти строки, считая, что в своей жизни мы не сможем без них обойтись.
А вы, уважаемый читатель, их помните?
Да не кивайте головой, вижу, что не забылось!
Cюжет произведения не нов.
И молодой Пушкин, в 22 года, скорее всего, познакомился с ним, с сюжетом, в прозаических произведениях популярного в те годы литератора Н.Карамзина, позиционирующего себя историком. Карамзина, входившего в комиссию графа Шувалова, создававшего по заданию Екатерины Второй новую древнюю историю России.
Карамзин в свою очередь, позаимствовал сюжет в античных источниках.
Сам сюжет меня интересует исключительно в том плане, что в нем упомянуты, наряду с именем вещего Олега, о котором будет речь впереди, слово "хазары", в котором, в общепринятом сегодня написании, вместо буквы О в первом слоге, как у Пушкина, употребляется гласная буква А.
Посему, я не стал воспроизводить нужные мне строки по памяти, а напрямую скачал из интернета, считая, что содержание строк, отражающее прочтенный у Карамзина текст, принадлежит самому поэту!
Откуда Карамзин черпал свои знания о хазарах, не известно.
Но, вот что удивительно, после, как официально считается, исчезновения хазарской государственности, ко времени Пушкина и Карамзина прошло уже 9 веков, а тема хазар не исчезла из публичного поля, хотя за эти 9 веков исчезло немало народностей, которых и в памяти не осталось?
Как вы думаете, в чем причина этого?
Более того, про хазар вспомнили и в СССР!
Но об этом придется сказать чуть позже.
Более того, и в наше время появляются публикации про хазар, увы, обычно написанные не вполне грамотными комментаторами, плохо ориентирующимися в теме, по сути, пересказывая опубликованное до них.
Понятное дело, где им еще почерпнуть информацию об этом и пересказать своими словами!
Что поделать, новое для них - это хорошо забытое старое!
Это подобно регулярно возрождающемуся спору о том, были ли американцы на Луне!
Что поделать, работает эффект Даннинга - Крюгера: чем меньше человек знает, тем более он уверен в своей правоте!
Итак, вот они, пушкинские строки:
"Как ныне сбирается вещий Олег,
Отмстить неразумным хОзарам..."
Всего две строки, но, сразу же, появляется несколько вопросов, касающихся как персоны вещего Олега, и представлений поэта о нем, так и неразумности хазаров. И прежде всего, этничности и Олега, и хазаров.
Что ж, видимо Господу было угодно, чтобы и я, в конце концов, приступил к теме о хазарах, опираясь на собственные представления, многое из которых было изложено мною в разных публикациях.
Согласно Википедии, как говорит легенда, не подтвержденная, как обычно, никакими письменными документами, князь Олег, называемый вещим, дабы отличать его от других, присутствующих в истории древних князей с тем же именем, жил в конце 9 века и даже стал киевским князем.
Иногда этих князей не совсем грамотные лица, позиционирующие себя историками, называют русскими князьями и даже древнерусскими.
Замечу, что слово "русский" и однокоренные с ним, появились в публичном поле после переименования Московии Петром Первым в Руссию, т.е. после 2 ноября 1721 г.
Таким образом, употреблять это слово в текстах, описывающих исторические события до указанной даты, не представляется правомерным.
По этой же причине и слово "древнерусский" является анахронизмом и имеет такое же право на жизнь, что и слова "древнесоветский", "древнекоммунистический", "древнетелефонный" и еще куча слов с приставкой "древне".
Я же, когда вижу это слово в тексте произведения, которое автор считает историческим, мгновенно прекращаю чтение, поскольку считаю, что история в тексте закончилась и с этого слова дальше начинается сказка.
Слово "древнерусский" является, скорее всего, отсветом придуманного советским агитпропом слова "древнееврейский", коим был так назван язык иврит, дабы созвучное слово, похожее на слово "еврей", которое появилось в публичном поле Российской империи после первого издания Библии, не звучало громко.
Какое там, древнееврейский, когда на этом языке говорит все население Израиля, одного из самых развитых и могучих государств планеты.
Любой израильский школьник в состоянии прочитать кумранские рукописи, которым не менее 2 тысяч лет, найденные в1947 году в пещерах около Мертвого моря.
Удивляет, конечно, то, что язык иврит, на котором написаны эти рукописи, первый буквенный язык в истории планеты, из которого пошла письменность и всех других народов, созданный вышедшими из египетского рабства иудеями, за прошедшие пару тысяч лет, практически не изменился, хотя лексика постоянно дополнялась новыми словами!
9 век, согласно истории Хазарии, еще был временем существования этого государства.
Историками считается, что в конце 10 века исчезла государственность Хазарского каганата, просуществовавшего с 7 по 10 век.
Скажем, Хазарское присутствие в Киеве отрицать невозможно.
Оно сохранилось до наших дней, обозначая известные районы и архитектурные объекты Киева.
Чем был Киев для Хазарии?
Это был важный таможенный пункт на коммерческом пути из Европы в Китай и Индию.
Собственно, и топоним Киев, это чуть искаженный фонетический вариант слова "таможня" на иврите. Т.е. на языке, которым, несомненно, владела знать Хазарии.
Можете оспорить?
Поверьте, я тоже знаком с несколькими легендами о происхождении названия Киева, ничем не подтвержденными, ни одним документом!
А теперь немножко истории появления в Восточной Европе тюркских племен, якобы принявших самоназвание "хазары".
Почему, якобы?
Дабы сохранить интригу, не стану до поры, до времени это объяснять!
Хочу удивить читателя исторической версией событий, не скрою, рожденной автором этих строк, которая никогда, ни одним словом, не звучала в публичном поле.
Но коль зашла речь об исторических версиях, необходимо напомнить, что по мере углубления историка вглубь веков, даже при наличии письменных источников, история становится многовариантной.
И каждый вариант истории имеет право на жизнь.
А при отсутствии письменных источников, тем более.
В те далекие древние времена, когда государственность, если и была общепризнанным понятием в публичном поле, была понятием условным, миграция населения как принудительная, так и добровольная, как гласит история, была обычным явлением.
Даже в ТаНаХе, пардон, в Ветхом завете, об этом неоднократно упоминается. А как можно иначе назвать депортацию иудеев в Вавилон, называемую Вавилонским пленением. И возвращение их в родные пенаты.
Напомню, что Вавилонское пленение послужило гениальному композитору Дж.Верди основой для написания выдающегося музыкального произведения - "Набукко", хор еврейских рабов из которого, в 20 веке был исполнен на похоронах композитора и даже некоторое время был гимном Италии.
Или потоки 10 колен израилевых на Восток после захвата Иудеи и Израиля ассирийцами. Скажем, в 722 году до н. э., когда иудаизму, порожденному Авраамом, было уже 1000 лет, Северное царство Израиля было завоевано ассирийским царём Саргоном II, и большая часть его населения, опять же, согласно библейской легенде, была выселена, интересно, каким образом, и рассеяна по империи. Да и Южное царство, Иудею, постигла та же судьба.
Разумеется, территория царств была много больше нынешней территории Израиля.
Ну, это так, к слову!
Так что иудейские колонии, вполне компактные поселения и ныне, как в европейских, так и в восточных государствах, ныне присутствующие в Афганистане, Индии, Китае, Камбодже, Вьетнаме, Японии, являются следствием иудейской миграции.
Скажем, с XVII века существует теория, что японцы являются потомками Десяти потерянных колен. Её основанием служат параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком. Этой теме я намерен посвятить специальное исследование.
Поскольку ниже придется прикоснуться к истории Российской империи и Украины, упомяну, что и здесь, на Востоке Европы, уже в начале первого тысячелетия н.э. возникли иудейские общины, представители которых, в отличие от представителей окружающих их племен, обладали письменностью и достаточно тщательно разработанной религиозной догматикой.
Обратим на последнее утверждение особую внимательность! Оно нам понадобится чуть ниже!
Трудно возразить, что слово "хазары" в сегодняшней исторической интерпретации, является объединительным обозначением нескольких тюркских племен. Пока что воздержусь от обсуждения самого этнонима.
Современная историография утверждает, что освоение восточной Европы этими племенами началось в 4 - 5 веках н.э. с северного Предкавказья. А затем этими племенами заселялись земли Восточной Европы ближе к северу и западу.
Кстати, официальной историей утверждается, что в этот же период времени происходила миграция угро - финских племен с севера Восточной Европы в более южные земли, зачастую соседствуя с хазарскими племенами.
Напомню, что согласно генетическому исследованию российских биологов, проведенному в 2000 - 2005 гг., русский народ - это никакие не славяне, как утверждал и утверждает российский агитпроп, а потомки угро - финских племен.
В советское время, в публичное пространство ее идеологическими службами страны было вброшено утверждение о том, что потомки угро - финнов являются ее коренным населением, отказывая в этом иудеям, пардон, в это время иудеев называли евреями.
И этой темы мне придется в настоящем тексте коснуться ниже.
Почему - то устоялось мнение, что хазарские племена являются кочевыми.
Ничего себе, докочевались, остановившись и задержавшись на огромной территории и контролируя ее более трех веков.
Думаю, эта задержка не была случайностью, а, судя по дальнейшей истории хазарских племен, была преднамеренной.
Вполне можно допустить, что в процессе миграции эти тюркские племена бывали на территориях, где компактно проживали иудеи из числа 10 колен израилевых, изгнанных с родины ассирийскими оккупантами. И проживая некоторое время рядом с ними, познакомились с верованием иудеев.
Впрочем, истории известен как минимум и еще один такой же, подобный пример.
Погонщик верблюдов, 19 - летний бедуин из племени курайшит, в конце 7 века случайно оказался в оазисе Мекка, где в то время вполне мирно проживали иудеи и христиане.
Он заинтересовался их верованиями.
В итоге породилось новое конфессиональное направление - ислам.
Верно, это был пророк Мухаммед!
Так что, и с тюркскими племенами могло приключиться нечто подобное в процессе миграции. И эти племена, достигнув восточной Европы, где издавна были многочисленные иудейские поселения, посчитали дальнейшую миграцию исчерпанной.
Так что, желание знати этих племен ознакомиться с религией иудеев, уже имеющих письменность и сложившуюся религиозную догматику и ритуальность, в отличие от соседствующих с иудеями этносов, было вполне осознанным. Поэтому нельзя не признать закономерным, что руководство племен посчитало для себя необходимым принять иудаизм в качестве своего вероисповедания.
Что это значит?
Дело в том, что иудаизм это не просто религия, а еще и конфессионально - этническое сообщество его носителей.
Согласно иудейскому закону Галахе, считается, что иудеем может быть не только человек, рожденный матерью - иудейского происхождения.
"А впрочем, это не секрет.
Чтоб с богом вам соединиться,
Вас должен кто - нибудь крестить,
А нам достаточно родиться".
Это завершающие строки из стихотворения Людмилы Седовой, посвященного отказу католической церкви от обвинений иудеев в гибели Иисуса.
Но полноправными иудеями признаются и т.н. геры, т.е. лица, ставшие иудеями пройдя своеобразный экзамен у раввинской комиссии на право стать иудеями.
Главным элементом такого экзамена является знание правил иудейской жизни и желание их соблюдать до конца жизни.
Экзамен не простой.
Поэтому поначалу раввины отказывают в гиюре, обратившимся к ним лицам, предлагая им в течение года ознакомиться с догматикой иудаизма и жизнью иудеев. И если у желающего лица желание не пропадает, прийти через год.
И эта процедура повторяется до трех лет.
Иванка, дочь бывшего президента Д.Трампа, а ныне кандидата в президенты США, сумела за три года пройти гиюр, став ортодоксальной иудейкой.
В еврейской среде, прошу меня простить за употребление этого слова в связи с упомянутой темой, мне придется в дальнейшем им пользоваться, существует убеждение, точнее молва, что евреем считается то лицо, у которого внуки евреи.
Так что, по этому признаку Трамп вполне может быть признан евреем. И он это знает.
А что, ведь, правда, красиво!
Итак, хазарская знать, ознакомившись с основами иудаизма, не спрашивайте, каким образом, грамотные раввины на принявшей хазаров территории, конечно же, были надо признать, возжелала пройти гиюр.
Нет сомнений, что наряду с мужчинами, гиюр проходили и женщины.
Так что их потомство было иудейским, усиливая иудейские демографические тенденции.
Прошедшие гиюр и порожденное женщинами потомство, уже не были хазарами, а согласно Галахе, были иудеями.
Поэтому очевидно, что уже через несколько десятилетий, иудеи составляли изрядную долю населения Хазарии. Причем, выполняя заповеди не только Декалога, но и все 613, извлеченные из Торы!
В итоге Хазария превратилась к 10 веку в такой средневековый многонациональный и демократический Израиль.
Много информации об этом государстве изложено в письмах кагана, которого вполне можно назвать "мелех Иосиф", разумеется, написанных на иврите, в адрес испанского сановника Шабтая ибн Шапрута.
Почему я ввел в рассмотрение слово "мелех", не имеющее в русском языке однокоренных слов?
Мелех на иврите - это царь, король, каган и т.п.
Ввел только потому, что в российской топонимии этим словом оставлена глубокая борозда.
Своеобразный привет от хазар, пардон, превратившихся в иудеев.
Так что это привет от иудеев.
На карте бывшего СССР присутствовало более 20 населенных пунктов с корнем "мелех", которые отыскал известный историк Сергей Николаевич Колибаба - наш современник.
Что говорить, когда происхождение древних названий городов Самара, Симбирск (Ульяновск), Мелекесс, обязано этим, как показано автором этих строк, ивриту.
Да, что там, вспомните фамилию главного героя "Тихого Дона" - Григория Мелехова!
Возвращаюсь к Шабтаю ибн Шапруту, имя которого, по вполне понятной причине, искажено переводчиками и в письмах, и в электронной библиотеке, на Хасдая.
По Википедии:
" Хасдай (Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра) ибн Шапрут - еврейский учёный, меценат и политический деятель; врач и советник Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Покровительствовал иудейской общине в Испании.
Известен, также, своей перепиской с правителем Хазарского каганата Иосифом".
И далее, цитата: "...Беседуя с купцами из Хорасана, Хасдай узнал, что где-то на востоке существует иудейское государство, которое называется Хазария.
Поскольку евреи не имели ни собственного государства, ни собственной земли, это известие стало, в высшей степени, ошеломительным.
Более подробные сведения были получены от византийских купцов, которые подтвердили сомневающемуся Хасдаю, что хазарское царство действительно существует и сообщили, что царствующего хазарского правителя зовут Иосиф.
Тогда Хасдай написал ему письмо.
В послании он выразил восхищение фактом существования еврейского государства, отметив что эта весть вселила радость и надежду в сердца всех евреев, рассказал о себе, своём статусе о стране и положении в ней евреев.
Далее просил Иосифа рассказать об истории, географии и политическом устройстве его державы. В конце спрашивал, когда наступит "конец чудес" - избавление еврейского народа.
Письмо было написано в период между 954 и 961 годами.
Сначала Хасдай отправил его со своим слугой Исааком бен Натаном в Константинополь, но византийский император отказался пропустить послов через свою территорию.
Тогда письмо было доставлено посредством еврейских купцов окружным путём через Венгрию, Русь и Булгарию.
(ВС - Замечу, что и здесь Википедия лукавит. Возможно это лукавство на совести переводчика.
Ни Руси, ни Болгарии тогда не существовало в понятийном поле!
За Русь по тем временам, можно было б принять территорию, в которую входил населенный хазарами Киев, населенный еще и русами - русинами, известными ныне как украинцы.
А за будущую Болгарию можно было б принять территорию, на которую из Северного Предкавказья пришли два булгарских племени, впоследствии славянизировавшиеся и давшие государству имя, созвучное их происхождению!
Впрочем, в письме ибн Шапрута, с которым я знаком лишь в переводе на русский язык (ВС - см. П.К.Коковцов "Еврейско-хазарская переписка"), опубликованном в 1932 г., по мнению переводчиков, и Русь и Болгария присутствуют, как обычно в иврите, при отсутствии гласных букв.
Отмечу еще и то, что слов, однокоренных со словом "еврей" ни тот, ни другой не употребляли, т.к. эти слова в публичном поле появились в публичном поле на русском языке только в 18 веке после издания екатерининской Библии, в которой Авраам назывался Евреином Авраамом.
Хазарский правитель получил его и написал ответное послание.
Копии обоих памятников сохранились до сегодняшнего дня.
Известен также фрагмент частного отчёта, составленного для Хасдая одним придворным хазарским евреем. Данные письма имеют уникальную историческую ценность, так как это единственные известные собственно хазарские документы".
Конец цитаты.
Еще раз отмечу лукавость текста, из которого извлечена цитата, поскольку и в то древнее время в публичном поле еще не появились слова "евреи" и однокоренные с ним. Правильнее было использовать слово "иудеи", четко указывающее на религиозную основу содержания писем.
Стоит сказать, что в письмах упоминается об исламе как религии исмаэлитов, в соответствии с догматикой ислама об упомянутом в Торе первом сыне Авраама, Ишмаэле, от служанки Агарь, имя которого, нигде больше в догматике иудаизма не используется.
И дабы немного развлечь вас, уважаемые читатели, одновременно введя в курс рассматриваемых проблем, процитирую опубликованную 18 апреля 2011 г. поэму Наума Сагаловского, описывающую в иронической форме самое начало Ветхого Завета, так сказать, постановочную часть:
вот уж Сарра стала старой, но детей всё нет и нет.
А у них была служанка, как оно водилось встарь,
молодая египтянка с редким именем Агарь.
И без всяких "how are you", "I love you" и "just a joke"
переспал пророк с Агарью, родился у них сынок -
не вода текла по жилам у седого старика!
И назвали Измаилом Авраамова сынка.
Тут же сразу - крики, свары с поминанием чертей:
в чём причина, что у Сарры почему-то нет детей?
И Агарь, поддавши жару в разгоревшийся сыр-бор,
свысока глядеть на Сарру стала с некоторых пор.
Но средь этого кошмара Бог сказал: "Хала-бала!",
и тогда старушка Сарра тоже сына родила!
Он отмечен Божьим знаком будет много лет спустя.
И назвали Исааком Авраамово дитя.
Вот как полон чудесами Ветхий божеский Завет!
Впрочем, вы уже и сами этот знаете сюжет -
всё предписано судьбою. Дальше дело было так.
Враждовали меж собою Измаил и Исаак,
и давно понять пора бы: Измаил был бит не раз,
от него пошли арабы - хуммус, алгебра, Хамас,
а цветок оранжереи - Исаак - был весь в отца,
от него пошли евреи - Ойстрах, шекели, маца.
Оба - дети Авраама, но заклятые враги!
Жизнь сурова и упряма, ей перечить не моги.
О, библейские масштабы!
Сколько лет прошло с тех пор,
а евреи и арабы всё ведут жестокий спор -
за высокую идею, куст, что был неопалим,
Самарию, Иудею и за Иерусалим.
Мы живём, растём, стареем, чтим незыблемый завет,
а измученным евреям от арабов жизни нет.
Нам кощунствовать негоже, но весь этот тарарам
заварил - прости нас, Боже! - прародитель Авраам.
Мозг ли был подёрнут хмарью, или белый свет немил?
Не сношался б он с Агарью - не родился б Измаил,
значит, не было б арабов, вообще о них забудь!
Мир без ихних шиш-кебабов обошёлся б как-нибудь.
Полон взор картиной странной:
проживает без хлопот на земле обетованной
Богом избранный народ,
не тревожат слух "Кассамы", не звучит "аллах акбар",
ни Аль-Кайды, ни Осамы, ни хиджабов и шальвар,
и куда ни кинешь глазом, всюду тишь и благодать,
а уж всякой нефти с газом - налетай, кому продать!
Что бы стоило пророку не снимать свои штаны?
И евреи бы, нивроку, жили мирно, без войны,
всё досталось бы не зря им, прекратился б кавардак.
И ООН бы на Израиль не навешивал собак.
Жизнь - подобье лотереи, неудач - не перечесть.
Так что, граждане евреи, принимайте всё, как есть.
Что упало, то пропало, мир - отнюдь не Божий храм.
Но не спите с кем попало, как наш предок Авраам!"
Посмеялись, идем дальше!
Для исмаэлитов, которых мы сегодня называем мусульманами, Тора стала источником собственной религиозной догматики.
Имя Ишмаэль, присутствующее в Торе, рожденной за две тысячи лет до рождения ислама, никем не было присвоено и было взято на вооружение исламом, иерархи которого тщательно изучили Тору и заявили, что Ишмаэль, якобы был родоначальником ислама.
Не криминально!
Хотя в иудаизме считается, что это имя принадлежало исчезнувшим народам!
В любом случае, это красивая мусульманская легенда.
Пришлось и мне затратить интеллектуальные усилия на изучение перевода этих писем обоих адресатов на русский язык с подробными комментариями многих их исследователей, несомненно, профессионалами, коих, комментариев, оказалось почти сотня.
И придется сказать о том, что в вопросах происхождения хазаров Иосиф оказался человеком несведущим, ссылающимся на библейские легенды.
Он сослался на дежурную легенду о якобы неком патриархе, стоящем в начале некоего исторического события.
Как обычно в библейских легендах, этот патриарх имел кучу потомков мужского пола. Здесь их перечислено десять.
А о женах патриархов и рожденных ими девочках, никогда и нет речи.
Так что, Иосифа невозможно признать знатоком истории, которая вплоть до 17 века не имела статуса науки.
Впрочем, обвинять в незнании истории руководителя государства, нельзя признать корректным. От него требуются другие умения!
Это не единственный такой случай в истории человеческой цивилизации.