Сапожников Виктор Максимович : другие произведения.

Фамилии не выбирают, но иногда и выбирают

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О фамилиях, национальной принадлежности и родителях

   Тост: "За народ, давший верующим Иисуса Христа,
   а неверующим Карла Маркса".
  
  Если б мне вчера кто - нибудь сказал, что я затрону эту тему, я бы покрутил пальцем у виска. Сейчас же я осознаю, что причиной настоящего текста являются совпавшие в сознании, возможно и хранившиеся в подсознании, впечатления, полученные в последние несколько недель.
  Но начну по порядку.
  В конце февраля я был приглашен на мероприятие, посвященный женскому и мужскому праздникам под условным названием "Встреча ветеранов".
  
  Надо б сказать, что я не люблю слово "ветераны" и избегаю пользоваться им в своих опубликованных статьях, вследствие очевидной подмены. Этим словом в публичном пространстве РФ, пожалуй, после исчезновения с карты мира СССР, относят к нему, к слову, разно всяких персон, как бы уравнивая их с фронтовиками. Персон, надевших воинскую гимнастерку, но тоже переживших 2МВ, не участвуя никоим образом в боевых действиях - чиновников, партийных деятелей КПСС, политработников разного ранга, охранников в ГУЛАГе - вертухаев, СМЕРШевцев и боевиков из заградотрядов.
  
  Я полагал, что здесь под ветеранами подразумевались бывшие коллеги, с которыми пришлось работать под началом выдающегося человека - Генерального конструктора авиационных и ракетных двигателей Н.Д. Кузнецова.
  Надо б упомянуть, что подобные мероприятия, в которых участвует много моих знакомых - бывших коллег, проводятся достаточно регулярно.
  Но меня, ни разу на них не приглашали. И только здесь, в этот раз, я понял почему. Потому что под словом "ветеран" понималось лицо, вышедшее на пенсию по возрасту на предприятии. Я же покинул предприятие в 1991 году, пустившись в собственный коммерческий полет. Так что пенсия меня застала весьма далеко от предприятия, о котором речь!
  
  Тем не менее, я был приглашен поучаствовать в этот раз.
  Надо сказать, было достаточно интересно. Да и количество ветеранов оказалось не превышало 50 - 60 человек. Увы, время неумолимо. Жизненный кегельбан работает, выбивая коллег из жизни.
  Посему, такая встреча ветеранов может только приветствоваться, освежая в памяти годы совместной работы.
  
  Как проходило мероприятие?
  Здесь ничего нового и необычного. По-советски.
  Сначала активистам были вручены почетные грамоты, а потом состоялся небольшой, чуть больше часа, но изнуряющий концерт какого - то фольклорного ансамбля.
  Почему изнуряющий?
  Потому что рядом с площадкой, на которой пели и плясали участники концерта, уже были накрыты столы, примыкающие друг к другу в виде буквы "П" в плане.
  Но все плохое, как и хорошее, рано или поздно кончается.
  Народ расселся за столы.
  
  Так получилось, что напротив меня оказалась персона, явно принадлежащая к числу организаторов встречи ветеранов.
  Вполне миловидная женщина, лет 50, как раз та, которая вручала почетные грамоты активистам коллектива ветеранов.
  Для удобства, я присвою этой даме идентификатор, скажем, ОВ - организатор встречи.
  Поскольку я был новым лицом, не встречающимся на прежних встречах, последовали вопросы о моей персоне и объяснения, упомянутые выше, почему я раньше не приглашался на подобные мероприятия.
  
  И вот только теперь я подошел к теме, которая была сформулирована в заголовке настоящего текста.
  К теме о фамилии.
  А переход был постепенным.
  Мне был задан вопрос, знаю ли я некую, популярную в публичном поле ветеранов, женщину. Она периодически читает ветеранам лекции на культурологические темы.
  Как не знать, если она моя близкая родственница, а ее фамилия - это девичья фамилия моей матери.
  Ее дед был двоюродным братом моей матери.
  К тому же, ее дед и бабушка играли для меня и моей младшей сестры, пусть земля ей будет пухом, роли и моего деда и бабушки, уничтоженных со всей большой семьей гитлеровцами в ноябре 1941 г.
  Что ж, придется затронуть и еврейскую тему.
  
  Мне ОВ был задан вопрос, о муже моей родственницы , которого я хорошо знаю еще со времени нашей параллельной учебы, моей - на физтехе, а его - на мехмате МГУ.
  А вопрос касался его фамилии.
  Нормальная еврейская фамилия.
  Я понял, что дело постепенно идет к дежурной теме любых посиделок - еврейской теме.
  Евреев в России, после массового отъезда в начале 90 - х годов 20 века, осталось от силы 0,1%, но еврейская тема не потеряла, увы, своей актуальности.
  
  Как - то мой хороший приятель и деловой партнер, доктор медицинских наук и руководитель одного из крупных медицинских учреждений Москвы, я могу об этом писать, не спрашивая его разрешения, т.к. его уже много лет нет с нами, заявил мне, мол, евреи всегда могут укрыться в Израиле, а куда деваться нам, татарам!
  Сегодня, в связи с войной Израиля с ХАМАСом и поддержкой Россией палестинских организаций, Израилем считающего террористическими, еврейская тема усилила свое звучание.
  
  Еще бы.
  Российский телевизор, который судя по информационным вставкам, является союзникам ХАМАСа, постоянно утверждает, что идет война Израиля с арабами, хотя Израиль столь же постоянно напоминает, что еврейское государство воюет не с мирным населением, а с террористической организацией.
  А гибель мирного населения - это вина ХАМАСа.
  
  С начала войны в Газе погибло 30 534 террористов и около 72 тысяч было ранено.
  Число пропавших без вести под руинами зданий в Газе возросло до 8500.
  К числу ликвидированных палестинских террористов следует добавить еще 1600 бандитов, уничтоженных на территории Израиля при ликвидации прорыва хамасовцев 7 октября.
  Так что, число ликвидированных и искалеченных палестинских бандитов перевалило за 110 тысяч.
  
  Когда палестинская сволочь, убивая еврейских женщин и детей, ликовала 7 октября, то явно не догадывалась, что за геноцид последует неминуемая расплата.
  Что ж - антисемитская падаль, в какой бы точке мира она не находилась, тупа и неспособна предвидеть неминуемую расплату за свои преступления...
  Не могу не привести цитату из творчества британского писателя Эндрю Клейвена:
  "В антисемитизме есть одна хорошая вещь: он позволяет выявить плохих людей.
  Правый или левый, черный или белый, чудаковатый или простой - в тот момент, когда человек начинает вещать о плохих евреях, понимаешь, что твой поезд только что врезался в мешок с дерьмом".
  
  Возвращаюсь к нашей беседе.
  Хочу заметить, что по моему наблюдению за всеми собравшимися, которых я знал по моей бывшей работе, они все принадлежали к русскому народу, среди них не было ни одного, скажу мягко, этнически чуждого, если вспомнить события 1951 - 1953 года с разоблачением псевдонимов "безродных космополитов".
  Единственным таким был ваш покорный слуга.
  Впрочем, назвать меня безродным невозможно. Ведь я единственный из всех сдал в Хьюстоне (штат Техас, США) анализ на ДНК. И сегодня, я единственный из всех знаю свое происхождение, пожалуй, лет на 400 - 500 вглубь веков.
  Но, в качестве своеобразного анахронизма и как наследие антисемитизма советского строя, в публичном поле уже и России, осталась уверенность в некой ущербности еврейского народа и превосходстве русского народа.
  В том, что ничего подобного на самом деле нет, может убедиться любой желающий, прочитав статью "Лицо русской национальности", опубликованной в журнале "КоммерсантВласть" в 2006 году.
  
  О чем она?
  Российский фонд фундаментальных исследований выделил грант ученым из лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа.
  И выяснили, например, что русские - это никакие не "восточные славяне", а финны. Кстати, эти исследования в пух и прах разгромили пресловутый миф о "восточных славянах" - о том, что якобы белорусы, украинцы и русские "составляют группу восточных славян".
  
  Единственными славянами из этих трех народов оказались только белорусы, но при этом выяснилось, что белорусы - это вовсе не "восточные славяне", а западные - ибо они генетически практически не отличаются от поляков.
  Так что миф о "родственной крови белорусов и русских" оказался полностью разрушен: белорусы оказались фактически идентичны полякам, белорусы генетически очень далеки от русских, но зато очень близки чехам и словакам.
  А вот финны Финляндии оказались для русских, куда генетически ближе, чем белорусы.
  Впрочем, прочтите сами, удивитесь!
  Даю ссылку - "КОММЕРСАНТВласть", статья под названием "Лицо русской национальности" Дарьи Лаане и Сергея Петухова (No 38, 26 сентября 2006 г., стр. 54-60).
  
  Как следствие предполагаемой ущербности еврейского народа в Советском Союзе, оказался невнятный налет этой ущербности на слове "еврей", которое в публичном поле СССР подменялось эвфемизмами, типа сионист.
  Я же не вижу никакой ущербности ни в том, ни в другом слове.
  И, замечу, даже в слове "жид".
  Еще бы, с 1918 по 1922 г. в Украине действовал еврейский ударный батальон, который вполне успешно, вместе с украинскими повстанческими силами, боролся с установлением советской власти в Украине, называясь по - украински "Жидовский пробойный курень". Да и в самих этих повстанческих силах, давно исчезнувших из публичного поля, действовавших на территории СССР аж до 1956 года, была изрядная жидовская прослойка.
  Ныне эти организации почему - то запрещены в России.
  Скажем, нацистская партия НСДАП, не запрещена!
  Как этот запрет понимать?
  Скажем, афганские талибаны запрещены в России, но регулярно сюда приезжают и встречаются с руководством государства!
  Могу вспомнить и ежегодные в Польше фестивали под названием "Польша и жидовская культура".
  Все ли понятно?
  
  Так что, заданный мне вопрос о фамилии мужа моей родственницы, надо считать, был всего лишь шагом по дороге, которая должна была привести к обсуждению еврейского, а на самом деле - русского вопроса.
  Но пока что это был всего лишь переход к моей фамилии.
  И намек на это был сделан со стороны ОВ тем, что якобы моя фамилия не подходит к моей персоне.
  Я догадался, что ОВ не решается произнести слово "еврей", посему решил ей помочь, рассказав историю, приключившуюся со мной накануне шабата в Тель - Авиве.
  
  Во второй половине пятницы, готовясь с шабату, все жители и гости Израиля, коим был и я, производят покупки съестного, т.к. согласно догматам иудаизма, в субботу нельзя делать никакой работы.
  А в Израиле, уровень доверия к покупателю весьма высок.
  Фрукты и овощи располагаются в ящиках на лотках вокруг магазина, а кассир находится внутри магазина.
  Набираешь продукцию и начинаешь теперь общаться с кассиром.
  Так сделал и я. Она мне быстро пробормотала сумму на иврите. И тогда я ее спросил: А по - русски можешь?
  Она была поражена и заявила, что никогда бы не подумала, что я могу говорить на русском языке.
  И действительно, меня вполне можно было принять за израильтянина - жара, я в шортах и сандалетах на босу ногу!
  И неминуемо следует сказать, что всегда национальная принадлежность накладывает на лицо индивидуума свой оттенок.
  Для нас, живущих в средней полосе России, все южные народности, прошу меня простить их представителей, выглядят практически одинаково. Посему вульгарно и называются не только нерусью, но и косоглазыми и черномазами.
  Мой однокашник по группе физтеха, выросший в Ташкенте, ныне преподаватель в МИФИ, как - то рассказал мне, что свободно отличает узбека от казаха, киргиза и таджика.
  Устали?
  
  Самое время для анекдота.
  Метро в Нью - Йорке. Сидит афроамериканец и читает газету на иврите.
  Сидящий рядом еврей его спрашивает: Тебе что, мало того, что ты негр?
  
  Почему - то существует мнение, что еврейские фамилии птичьи, имея в виду, что они якобы напоминают щебетание птиц. Но так может думать только весьма малограмотный индивидуум.
  На самом деле совокупность еврейских фамилий весьма многогранна.
  Этой теме посвятил немало информативных страниц известный советский писатель Анатолий Рыбаков в своей повести "Тяжелый песок".
  Помните, кто такой Анатолий Рыбаков.
  Ну, как же, это автор произведений "Кортик" и "Бронзовая птица", которыми мы зачитывались в отрочестве.
  Да и потом - "Дети Арбата" - тоже дело его рук и интеллекта.
  Оказалось, что Рыбаков - это псевдоним. Это фамилия его матери. Так что, когда он покинул СССР он стал Натаном Ароновым.
  
  Черт возьми, все отвлекаюсь, никак не могу упорно двигаться по выбранной дороге.
  "Посланный нахер, бреду по дороге.
  Думаю, пьяный ты скот!
  Ведь по этой дороге шел в борьбе и тревоге
  Боевой 18 -й год!"
   И.Губерман.
  Шутка!
  
  В продолжение темы о моей фамилии.
  ОВ повторно сказала, что моя фамилия мне не подходит.
  Понимаю, что она имела в виду некие привычные для нее варианты еврейских фамилий.
  Ее право заявлять что угодно о своих представлениях.
  Что я мог сказать, извините, в свое оправдание?
  Да и оправдания не требовалось.
  И наша беседа неожиданно завершилась, поскольку ОВ позвали куда - то для обсуждения чего - то.
  Впрочем, я не в претензии.
  
  Но, все же, скажу.
  Конечно, мою фамилию может носить представитель любого народа, населяющего Россию. И евреи не исключение. Как написал А.Рыбаков в повести "Тяжелый песок", многие еврейские фамилии связаны со сферой производственной деятельности евреев.
  Приведу замечательный пример.
  В 2005 году Фондом "Народная память" основываясь на данных архива Министерства Обороны СССР, был издан 8 - томник "Книга памяти воинов - евреев, павших в боях с нацизмом 1941 -1945".
  В борьбе с нацизмом из 500 тысяч воевавших евреев, погибло и пропало без вести их 40%, т.е. почти 200 тысяч человек.
  По моим грубым подсчетам, перечисление погибших моих однофамильцев, коротким информационным сообщением в 4 строки, дает их численность около 700 человек.
  Вот так.
  Кстати, среди них я обнаружил, на что и не рассчитывал, своего дядю, близнеца моего отца, перед войной в 1939 году закончившего военную академию им.Сталина, танкиста. Дядя, командир корпуса 2 ранга пропал без вести под Прохоровкой!
  
  Коль зашла речь о фамилиях будет вполне уместно упомянуть про В.В.Жириновского, всю жизнь носившего фамилию не своего отца Вольфа Исааковича Эдельштейна, а первого мужа своей матери.
  Имел право. И не такой уж исключительный этот случай.
  Впрочем, ВВЖ, согласно Галахе евреем и не был, т.к. еврейкой не была его мать.
  Так что, созданная властью Страны Советов ЛДПР, в лице ВВЖ, приобрела не только председателя и нетерпимость к всякого рода инородцам, но и некоторую художественную самодеятельность, балаган и клоунаду, поднявших рейтинг и его, и возглавляемой им ЛДПР.
  
  Закономерным итогом этого балагана стало его избрание в Думу и ее вице спикером!
  И повышение его рейтинга в кругу русских националистов.
  Но обязательно следует упомянуть, что на склоне лет ВВЖ ощущал ущербность своей позиции, ощущал себя не самим собой, а как бы под чужой кожей.
  Об этом свидетельствует его поездка в Израиль, где он отыскал дом, в котором жил его отец Вольф Исаакович Эдельштейн.
  Надо же не забыл отца, с которым, наверняка, были самые теплые отношения, так что вся жизнь ВВЖ фактически стала предательством памяти отца. Нашёл и могилу Вольфа Исааковича, посетил её и пролил над ней сыновнюю слезу.
  Впрочем, отрезвление наступило, когда нога ВВЖ ступила на родную землю и чужая кожа заставила его продолжать начатое - возбуждение ненависти к инородцам!
  
  Но, честно говоря, весь предыдущий текст, можно воспринять как своеобразное введение в тему, опять же, о родителях известной персоны, недавно скончавшегося Александра Градского.
  Об этом хорошо написал малоизвестный российскому читателю российско - израильский публицист Илья Войтовецкий.
  Приведу слова о нем Александра Бовина из его книги "5 лет среди евреев и МИДовцев" (Бовин в 1990 - 97 гг. был послом России в Израиле и дружил с Ильей):
  "Поездка на Мёртвое море памятна еще и потому, что познакомился с чудесным человеком - Ильёй Войтовецким.
  Илья возник в 1936 году на Украине. С 1941 по 1971 - Урал. Учился, работал, жил. Инженер. В 1971 году с тёщей, женой и двумя сыновьями добрался до Израиля и сразу осел в Беэр-Шеве, на границе с пустыней Негев. Участвовал в войне Судного дня. Потом и до пенсии трудился инженером по ЭВМ на Химическом комбинате Мёртвого моря. На пенсии отрастил бороду, стал похож на Хемингуэя. Пишет стихи, иногда - прозу. Хобби - компьютер и всё, что можно на нём выделывать. Главное хобби - слабый якобы пол. А вообще, повторяю, чудесный человек, настоящий товарищ, который не подведёт".
  Конец цитаты.
  
  И в завершение приведу цитату из его статьи в интернете "Рубеж", No 8 2011 г. под названием "Три сына" о К.Марксе, В. Жириновском и А.Градском.
  Цитату пришлось, увы, несколько сократить.
  Итак, обещанная цитата:
  "С Тамарой Павловной Градской и её мужем Борисом Абрамовичем Фрадкиным мы подружились. Нередко, ... Тамара Павловна просила меня присмотреть за маленьким Сашей, и я охотно выполнял её просьбы.
  Понятен мой интерес к персоне её знаменитого сына, о котором я узнал после падения "железного занавеса", когда в Израиле появилась возможность смотреть московское телевидение.
  На крыше моего дома появилась "тарелка", и я на экране вскоре увидел высокого (тогда ещё не обрюзгшего и не заматеревшего) молодого человека с божественным голосом, лицом похожего на Бориса Абрамовича, а фамилией на Тамару Павловну.
  ...
  Позднее появился интернет, в нём завелась "Википедия", и я заглянул в неё.
  Об Александре Борисовиче Градском там была написана полная белиберда:
  "Родился в семье инженера Бориса Градского".
  
  Я написал в редакцию: помилуйте, господа присяжные энциклопедисты, "Градская" - девичья фамилия Тамары Павловны, её супруг и отец её сына не Градский, он другой.
  Я отправил фотокопию страниц моей книги "Вечный Судный день", предложил направить запрос в ЗАГС города Копейска и обратиться к самому ребёнку, которому к тому времени уже перевалило за 60, он, слава Всевышнему, жив, пребывает в полном здравии и расцвете творческих сил и, конечно, знает анкетные данные собственного папаши.
  Имя призрачного Бориса Градского было тут же из текста похерено, но ФИО отца персонажа (Борис Абрамович Фрадкин!) смутило энциклопедистов. Не дрогнув, сии высоколобые мужи и дамы воспользовались бессмертным опытом Ленина-Сталина, и вот как теперь выглядит откорректированный абзац:
  "Родился в семье инженера-механика и драматической артистки Тамары Павловны Градской" (!!!)
  
  Примечание "Рубежа".
  Видимо, редакторы "Википедии" прочли все же эту статью Ильи Войтовецкого (она размещена на ряде сайтов), потому что на сегодняшний день информация о родителях Градского претерпела очередные изменения.
  Теперь это место в Википедии выглядит следующим образом:
  "Отец - Градский (Фрадкин) Борис Абрамович (1926), инженер-механик. Большое влияние на развитие будущего музыканта оказала его мать, выпускница ГИТИСа Тамара Павловна Градская, которой он лишился в четырнадцатилетнем возрасте".
  В общем, этакая компиляция. Отец музыканта все-таки стал Фрадкиным, хотя и не перестал быть Градским.
  Когда мы сообщили это Илье Войтовецкому, то получили от него краткий комментарий: "История с отцовством Градского тянулась долго, была позорной и изнурительной. А вот теперь, как видите, появились два отца, Градский и Фрадкин, но абсолютные тёзки - и по имени, и по отчеству. Вот как, вот как, серенький козлик!"
  
  Также в своем ответе Илья Войтовецкий рассказал об однажды сделанной попытке общения с самим мэтром, Александром Градским. Приводим это свидетельство в качестве постскриптума.
  P.S. В 1992 году я написал повесть "Maestro" и посчитал своим долгом помянуть в ней добрым словом Тамару Павловну.
  Повесть вошла в мою книгу "Вечный Судный день" (1996), которую по моей просьбе передал "вокалисту, поэту, композитору и гитаристу" мой друг Александр Моисеевич Городницкий.
  Никакой реакции от будущего Народного артиста России не последовало.
  Через несколько лет Александр Борисович Градский (Фрадкин?) оказался в Израиле в составе группы гастролёров. Я узнал номер телефона гостиницы, в которой остановилась группа, и позвонил в гостиничный номер.
  Мне показалось, что мой бывший воспитанник был немножко после обильного возлияния.
  Представившись, я напомнил собеседнику о переданной мною книге, где сказаны добрые слова о его родителях, особенно о маме.
  Радости в его голосе я не почувствовал.
  - Не помню, не читал, - сказал он. - Не могу же я читать всё, что пишут о моих родителях разные графоманы.
  - Александр Борисович, а я ведь нянчил вас, когда вы были совсем маленьким. Вы очень тепло писали мне на колени.
  - С тех пор я всю Россию успел обоссать, - сообщил мне будущий Народный. Продолжать беседу мне расхотелось. Я спешно попрощался и положил трубку".
  
  Как - то будучи в Израиле, со своим племянником посетил синагогу. После молитвы, все участники, как обычно уселись за стол со снедью, а раввин стал обсуждать недельную главу Торы, т.е. нечто, мне непонятное, т.к. я не владею ивритом. Я спросил племянника, о чем он говорит.
  Он ответил, что речь идет об уважении родителей.
  В ответ, уже я, ему сказал: Посмотри на этих людей, Все лысые и седые. У них уже и внуки подросли. Какие там, родители, коих уже нет на свете.
  В следующий шабат ситуация повторилась. Но речь, как сказал племянник, шла о том же - об уважении родителей.
  Я сказал, постой, но об этом уже была речь в прошлый шабат!
  А в ответ услышал: "Это вечная тема и помнить об этом следует всю жизнь!"
  
  На этом хочется завершить все обсужденные темы.
  
  Спасибо за внимание
  
  05.03.2024
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"