Чтобы не повторяться, напомню в качестве иллюстрации понятия "Геноцид", окончание первой части моего эссе, всего несколько строк:
"..."исполнители" опять же из НКВД, возглавляемые комиссаром госбезопасности 3-го ранга Михаилом Гвишиани, которые в высокогорном ауле Хайбах, по его приказу загнали людей, 705 человек, преимущественно женщин, детей и стариков, в конюшню, которую и подожгли, использовав ту же методику, какую применяли коллаборационисты, читай предатели, к партизанским селам".
Для сравнения, Г.Васюра, организовавший разгром белорусского села Хатынь и убийство 152 человек - жителей этого села, был приговорен советским судом к расстрелу.
Михаил Гвишиани, организовавший убийство 705 человек в чеченском горном ауле Хайбах, тем же способом, что и Г.Васюра, считался в Советском Союзе уважаемым человеком, орденоносцем.
Рассказывал октябрятам и пионерам о своей воинской доблести в годы войны!
Тьфу, падаль!
Был, не поверите, сватом председателя правительства СССР А.Н.Косыгина.
Впрочем, он не был одинок в числе других организаторов и исполнителей геноцида, стыдливо именованного депортацией вайнахов - чеченцев и ингушей, коих было в совокупности около 650 тысяч, красиво названного операцией "Чечевица".
И множество военачальников и простых "исполнителей" геноцида чеченцев и ингушей, также оказались ордено- и медале- носцами за эту операцию.
Указом от 8 марта 1944 года 714 участников депортации были награждены "за образцовое выполнение специальных заданий", в том числе боевыми орденами Суворова, Кутузова и Красного Знамени.
Обратили внимание:
- еще не закончилась депортация, точнее геноцид, под видом депортации,
- еще там и сям расстреливались ни в чем не повинные группы чеченцев и ингушей,
- еще не успели сгореть 705 стариков, женщин и детей в горном ауле, вся вина которых заключалась не только в принадлежности к вайнахам, а еще и в том, что в этот день пошел сильный снег, затрудняющий депортацию,
- еще набивались этими несчастными людьми товарные вагоны, напоминая нам, сегодняшним о товарных вагонах в это же самое время везущих обреченных на смерть людей в Освенцим.
Но награждения уже начались!
Это говорит о том, что список награжденных лиц, лиц, намеченных к совершению военного преступления, преступления против человечности, готовился загодя и не спеша утверждался воинскими инстанциями и товарищем А.Щербаковым - начальником Главного политического управления Красной Армии.
Сообщалось о "ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать", но наказания никто не понес.
Кстати, а что такое "революционная законность" при осуществления геноцида, само проведение которого являлось военным преступлением?
Примеры?
Пожалуйста:
"Дислоцировавшиеся в горных районах войска занимались, помимо прочего, прямым истреблением оставшегося населения.
После выселения чеченцев и ингушей в Галанчожский район прибыли части учебного стрелкового полка майора Сайгатова для помощи государственной комиссии по сбору скота и имущества.
Надо полагать, учебный стрелковый полк - это молодые ребята, призванные в Красную Армию не так уж и давно еще не обстрелянные на фронте. Не до того было.
Так какова же была психика этих ребят?
Их направили собирать скот, а они занялись отстрелом беззащитных людей, включая детей!
Дислоцируясь на хуторах Галанчожского района, подразделения допустили ряд безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелов над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать в депортацию.
22 марта 1944 года на хуторе Геличи Галанчожского района некоторыми курсантами этого полка были расстреляны больные Гайсултанов Изнаур, Джабалка, Демильхан, калека Гайсултанов Умар, восьмилетний мальчик.
19 апреля 1944 г. этой же группой были расстреляны ещё два неизвестных чеченца.
По не уточнённым данным, курсанты этого же подразделения в Нашхоевском сельсовете Галанчожского района произвели самочинный расстрел больных и калек до 60 человек"
Конец цитаты.
Ну что, стоит гордиться Красной Армией!
А вы говорите - нацисты, гитлеровцы!
Ну, ладно, не говорите, а думаете!
Думаете, что кто-то понес наказание за совершенные деяния?
Не будьте наивными - это предусматривалось разработчиками операции "Чечевица" и считалось побочным продуктом операции.
Вспомните лозунг ГУЛАГа в этот же период времени: "Шаг в сторону считается побегом, прыжок на месте - провокация. Открываем огонь без предупреждения". И открывали. И не обязательно по указанным выше основаниям!
Так что, если вдуматься, если сравнить детали актов геноцида, геноцид вайнахов стал калькой с параллельно идущих событий, которые сегодня принято называть Холокостом!
Вот какие фортели выкидывает взбалмошная девица история!
Так может быть следует и геноцид вайнахов включить в понятие Холокост-2?
Думается, именно этим объясняется цензурный запрет в СССР на употребление слова Холокост, представляя относящиеся к нему события уничтожения еврейского населения на оккупированной немцами территории, увы, представителями титульного населения, не системным явлением, а рядом локальных событий, которые, упаси Боже, не следует связывать с системностью.
И кремлевские пропагандисты прятали сами упоминания об этих событиях за словами об уничтожении советских людей. и депортации якобы "народов - предателей" во время 2МВ, во время осуществления которых погибало до 40% представителей депортируемых народов.
И не следует понимать, что депортация - это бережное перемещение народа из одного места, в котором было прожито не одно поколение народа, в другое, столь же обжитое и удобное для жизни.
На самом деле людей внезапно вырывали из вполне сложившейся жизни, с детьми и стариками, грузили как скот в товарняки, без еды и питья на многосуточное перемещение в другую жизнь.
Прошу извинить за сравнение с перевозкой скота. Скот во время перевозок тщательно обустраивают, чтоб не дай Бог не потерял товарную ценность.
А жизнь человека в Российских условиях всегда не стоила и трех копеек. А уж жизнь депортируемых и подавно.
Причем, помимо невыносимых условий перемещения, депортируемых ожидали
невозможные для жизни условия, практически в чистом поле!
Вырывая людей из жизни, лишали их источника существования и нажитого имущества, включая домашний скот, оставляя все на поругание депортирующих.
А как быть с культурными свидетельствами существования народов, с культовыми, ритуальными и обрядовыми строениями, с могилами близких людей?
Придется коснуться этой проблемы чуть ниже!
А тех, кто не мог самостоятельно передвигаться, лежачих больных попросту пристреливали, иногда и вместе с их защитниками, даже детей, лишавшихся кормильцев!
Какая гуманность!
Вполне можно сделать вывод, что депортацию, вне зависимости от ее причин, точнее, вне зависимости от объяснения ее причин, следует однозначно причислить к геноциду.
А теперь, пользуясь приемами эмпатии, попытайтесь представить себе ощущения человека, которого вдруг вырывают из привычной жизни с семьей и домочадцами, обрекая не столько на неизвестное существование в неизвестных и необъявляемых ему условиях, сколько на прогнозируемую гибель части его социума.
Представили?
Ну и каково?
Страшно не стало?
Но я затрону тему геноцида в контексте истории всего двух народов - армян и чеченцев.
Несмотря на этнические отличия этих двух народов, конфессиональные предпочтения, геноцид чеченского народа 1944 года является калькой с геноцида армян 1915 года.
Разумеется, об этих событиях можно прочитать в Вики.
Оттуда вы узнаете, как все начиналось, как и кем осуществлялось, к чему привело, как закончилось, последствия для культуры народа и человечества и прочие подробности.
Но эти два геноцида в освещении Вики объединяет отсутствие объяснений причин осуществления геноцида, что инициировало его начало.
А если сравнивать с Холокостом, то геноцид еврейского населения Европы, включая уничтожение евреев на оккупированной советской территории, осуществлялся во многом силами местного населения с незначительным участием немцев, в то время как геноцид вайнахов осуществлялся армейскими подразделениями Красной Армии.
Почувствовали созвучие названия войсковой операции по депортации вайнахов - Чечевица, с названием депортируемого народа?
А это, несомненно, была войсковая операция, ведь в ней участвовало, по меньшей мере, 200 тысяч солдат и около 20 тысяч сотрудников НКВД.
С подробностями этой операции любому любопытствующему легко ознакомиться по публикациям в интернете, поэтому я упомяну лишь о неких частностях.
Предвижу возражения записных патриотов, что, мол, нельзя приравнивать депортацию к геноциду.
Давайте разбираться.
В предыдущей вводной части настоящего эссе мною приведена устоявшаяся формулировка геноцида как преднамеренное и систематическое уничтожение, полностью или частично, этнической, расовой, религиозной или национальной группы.
И в частности, помимо актов жестоких агрессий в отношении отдельных физических и социальных лиц, целенаправленного уничтожения исторической, культурной и экономической основ этих групп, в понятие геноцид входит и разрушение культурных ценностей и исторического наследия, систематическое уничтожение книг на родном языке этой группы, разрушение объектов исторического и культурного наследия (памятников, религиозных учреждений, музеев и т. д.).
Это определение нам потребуется нам позже при рассмотрении геноцида армян в Османской империи.
Давайте вместе посмотрим, имело ли это место при депортации вайнахов, а главное после нее.
Начнем с культурно-исторических потерь.
Цитата из Вики:
"По УКАЗАНИЮ партийно-советского руководства были разграблены мечети и кладбища.
Надгробные камни использовались при закладке фундаментов заводов и ферм, прокладке дорог, в качестве бордюров.
На площадях Грозного жгли книги на чеченском, ингушском и арабском языках.
Из остальных книг вырывались или замазывались страницы с упоминанием коренных народов области.
Дирекция республиканской библиотеки с риском для жизни спасла от уничтожения и укрывала до восстановления автономии несколько сот книг на национальных языках.
Подверглась чистке в соответствии с новыми установками коллекция республиканского краеведческого музея.
Уничтожалось и расхищалось многовековое культурно-историческое наследие чеченцев и ингушей: рукописные книги и библиотеки, золотые и серебряные украшения, оружие, ковры, утварь, мебель.
Был взорван памятник видному борцу за установление Советской власти в Чечено-Ингушетии Асланбеку Шерипову.
На месте этого памятника был установлен памятник завоевателю Чечни генералу А. П. Ермолову.
На ограждении памятника были установлены чугунные плиты с цитатами.
На одной из них была надпись:
"Народа сего под солнцем нет подлее и коварней. Ермолов о чеченцах".
Улицам, аулам и районам вместо исконных, срочно давались русские и осетинские названия.
Уничтожению и надругательству подверглись средневековые башенные, культовые и погребальные сооружения в сёлах Эзми, Кяхки, Хамхи, Джейрах, Гарак и целом ряде других".
Конец цитаты.
И коль вдруг возникла фамилия генерала Ермолова, палача чеченского народа, последствия действий военной армады которого на Кавказе гениально описаны в 17-й главе произведения "Хаджи Мурат" глыбы русской литературы Льва Николаевича Толстого, то эти действия должны квалифицироваться как элемент геноцида не только этнического, но и религиозного.
Забегая вперед должен сказать, что согласно моей версии объяснения геноцида армян в Османской империи, которую я представлю в следующих частях моего эссе, именно эти действия Русской армии привели в 1915 году к событиям, на основе которых и было сформулировано определение геноцида.
Но если ввести понятие коэффициента интенсивности геноцида, как отношение количества населения, права которого были ущемлены, к площади проживания, то мы увидим, что относительно вайнахов этот коэффициент оказался в разы выше, чем у армян, поскольку площадь территории Османской империи, где проживали армяне, больше территории Чечено - Ингушской АССР в 15 раз.
Ай да советская власть, ай да сукины дети!
Ну что, убедились, что сотворенное с чеченцами и ингушами в полной мере подпадает под определение геноцида?
Об этом говорит и следующее, нашлись-таки разумные люди, пусть и через 45 лет, признавшие факт геноцида.
Только за это Михаил Сергеевич Горбачев, в то время олицетворявший верховную власть СССР, может быть признан великим человеком!
14 ноября 1989 года была принята Декларация Верховного Совета СССР "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав".
Согласно Декларации были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.
И уже после издыхания советской власти, вдогонку, 26 апреля 1991 года был принят Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов, который признал депортацию народов "политикой клеветы и геноцида".
26 февраля 2004 года Европейский парламент признал факт депортации чеченцев и ингушей актом геноцида.
Вроде бы справедливость восстановлена.
Но кому от этого стало легче?
Ведь мы же не забыли еще две чеченские войны во времена Ельцина, в которых с обеих сторон погибло не считанное количество мальчиков и мужчин. Да и гражданских бы не забыть.
Поэтому, когда мы слышим: "Хватит кормить Кавказ!", мы должны понимать, что у говорящих это, отсутствует историческая память и совесть. Мы должны понимать, что бюджетные деньги, неважно даже в каком объеме, направляемые в Чечню и Ингушетию, представляют собой восстановление исторической справедливости, компенсацию содеянного с вайнахами.
Тему геноцида вайнахов, пусть не вполне смело, но поднимали деятели культуры еще в советское время, когда до издыхания советской власти было еще далеко.
Почти сразу после смерти советского диктатора в 1953 году Семен Липкин написал поэму "Вождь и племя: туман в горах", посвящённую чеченцу, скрывшемуся от депортации в горах. Но тема его так захватила, что в 1980 году он же написал повесть "Декада", посвящённую депортации тавларов (вымышленного собирательного кавказского народа).
В 1977 году Владимиром Высоцким была написана посвящённая депортации вайнахов песня "Летела жизнь", слова которой от имени чеченца, коим Высоцкий себя представлял в этой песне, кратко говорят о геноциде:
"Нас закаляли в климате морозном,
Нет никому ни в чём отказа там.
Так что чечены, жившие при Грозном,
Намылились с Кавказа в Казахстан".
Но это еще не все.
Не хватает оценки причин геноцида вайнахов, хотя какие могут быть причины для оправдания геноцида.
Но читаем в Википедии: "Реальные причины депортации не установлены до сих пор".
Надо же, народ истреблялся, а причинами этого не оперировали.
Нет, конечно, любое историческое действо всегда можно прикрыть шелестом слов.
Бла-бла-бла.
В качестве причин депортации официально назывались массовое сотрудничество с оккупантами, антисоветская деятельность и бандитизм.
Однако вайнахи физически не могли сотрудничать с оккупантами ввиду отсутствия оккупации.
Немцы смогли захватить лишь незначительную часть Малгобекского района и довольно скоро были выбиты оттуда.
А что же было на самом деле?
Чеченцы воевали и неплохо воевали.
Согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей (19,5 тысяч призванных или пошедших на фронт добровольцами плюс девять тысяч тех, кого война застала в армии), а по информации чеченского Общества ветеранов войны - даже 44 тысячи человек.
На фронте погибли около 2300 чеченцев и ингушей.
Четверо стали Героями Советского Союза, а еще шестерым это звание присвоили задним числом после реабилитации репрессированных народов.
При этом, по имеющимся данным, было заполнено около 40 представлений, но с февраля 1942 года действовало негласное указание "придерживать" наградные листы.
Герой Советского Союза снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 военнослужащих противника, а другой Герой, Ханпаша Нурадилов, взял 12 "языков".
Имена трех чеченцев и одного ингуша увековечены в Мемориальном комплексе защитников Брестской крепости.
При этом исключений в 1944 году не сделали ни для кого. Часть вайнахов сняли с фронта немедленно, другим дали довоевать, но после войны всех неукоснительно отправили на поселение и лесоповал, в том числе подполковника Мавлиди Висаитова, который первым из старших советских офицеров приветствовал союзников на Эльбе и был награжден американским орденом.
Масштабы антисоветской деятельности и бандитизма в республике также не превышали аналогичных показателей в соседних регионах.
Официальные данные были большей частью сфальсифицированы для оправдания действий власти.
Приведу интересный пример, скажу так, бизнеса сотрудников НКВД.
Они захватывали заложников, требуя от родственников за их освобождение сдачи стволов. Неплохой бизнес, можно сказать интеллектуальный - чеченцы покупали у сотрудников НКВД стволы, которые потом им же и сдавались. Примечательно, что таким образом было сдано 20 000 стволов.
При этом, как всегда, в публичном пространстве использовался прием подмены темы: на протяжении десятилетий с 1917 года были, конечно же, протесты против колхозного строя и всевластия НКВД.
Не только в Чечено - Ингушской АССР, но и в других регионах СССР.
Но это никогда не служило основанием для признания властью коллективной вины.
Достаточно вспомнить стихотворение Давида Самойлова "Я вел расстреливать бандитку", обратите внимание на слова, выделенные прописными буквами:
"Я вел расстреливать бандитку.
Она пощады не просила.
Смотрела гордо и сердито.
Платок от боли закусила.
Потом сказала: "Слушай, парень,
Я все равно от пули сгину.
Дай перед тем, как будешь хлопать,
Дай поглядеть на Украину.
На Украине кони скачут
Под стягом с именем Бандеры.
На Украине ружья прячут,
На Украине ищут веры.
Кипит зеленая горилка
В беленых хатах под Березно,
И пьяным москалям с ухмылкой
В затылки тычутся обрезы.
Пора пограбить печенегам!
Пора поплакать русским бабам!
Довольно украинским хлебом
Кормиться москалям и швабам!
Им не жиреть на нашем сале
И нашей водкой не обпиться!
Еще не начисто вписали
Хохлов в Россию летописцы!
Пускай уздечкой, как монистом,
Позвякает бульбаш по полю!
Пусть как желают коммунисты
В своей Руси будуют волю...
Придуманы колхозы ими
Для ротозея и растяпы.
НАМ ВСЕ РАВНО НА УКРАИНЕ,
НКВД ИЛИ ГЕСТАПО".
И я сказал: "Пошли, гадюка,
Получишь то, что заслужила.
Не ты ль вчера ножом без звука
Дружка навеки уложила.
Таких, как ты, полно по свету,
Таких, как он, на свете мало.
Так помирать тебе в кювете,
Не ожидая трибунала".
Мы шли. А поле было дико.
В дубраве птица голосила.
Я вел расстреливать бандитку.
Она пощады не просила.
Но они, протесты, никоим образом не были связаны с гитлеровцами, были протестами против колхозного строя, фактически крестьянского рабства.
Рискну высказать и свою версию депортации вайнахов. Можете бросать в меня камни.