Аннотация: Видеофайлы о встрече с Валентином Распутиным - смотрите : http://video.mail.ru/mail/sam-oil/71
"Русская Душа"
( О торжественном вечере, посвященном 70-летию Валентина Распутина)
Трудно передать атмосферу истинного патриотизма и любви к Родине, которая царила сегодня (18 марта 2007 г.) на торжественном вечере в МХАТ им. М.Горького, посвященном 70-летию замечательного русского писателя, сибиряка Валентина Григорьевича Распутина.
Наверное, наше общество накопило необходимую интеллектуальную кинетическую энергию для переосмысления того положения, в котором сейчас находится Россия. О чем еще 20-25 лет назад предупреждал этот русский писатель. Ведь не секрет, что истинные писатели, поэты художники и композиторы на Руси (да и вообще - в мире) обладают даром предвидения. Даром, который, увы, в России никогда не был востребован, ибо "нет пророка в своем отечестве"...
Но если дар этот не интересен (а порой - опасен) для власть предержащих - это вовсе не означает, что он не востребован народом и будущими поколениями нашей страны. На сегодняшнем вечере это явственно ощутил каждый.
Родился Валентин Григорьевич Распутин 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. После окончания Усть-Удинской средней школы поступает на историко-филологический факультет ИГУ. Еще студентом сотрудничает в газете "Советская молодежь". После университета работает корреспондентом "Советской молодежи", редактором на Иркутской студии телевидения, в красноярских газетах. Первая публикация писателя - рассказ "Я забыл спросить у Лешки" (альманах "Ангара", 1961 год). В 1965 году участвует в Читинском семинаре молодых писателей. В 1966 году Распутин уходит на профессиональную литературную работу. В 1967 году вступает в Союз писателей СССР.
Сегодня имя Валентина Распутина известно всему русскому читающему миру. Валентин Григорьевич стал при жизни классиком русской литературы. Его произведения отличает сила и глубина изображения жизни, яркость характеров, острота поставленных проблем. В конце 60-х появляются повести "Уроки французского", "Деньги для Марии", "Последний срок". В 70-е - повести "Живи и помни", "Прощание с Матерой". Во второй половине 70-х годов по его произведениям ставятся спектакли и фильмы. Его книги издаются в стране и за рубежом. Писатель удостаивается высоких государственных наград и премий. Входит в правление Союза писателей РСФСР. В 80-е годы выходит повесть В.Распутина "Пожар". После этого писатель обращается к публицистике и рассказам. В Москве издается сборник его рассказов "Век живи - век люби". В Иркутске выходит книга очерков "Что в слове, что за словом ?". В 90-е годы писатель ведет большую общественно-политическую работу. Избирается депутатом Верховного Совета СССР. Входил в президентский Совет при Горбачеве (приглашается на на заседания совета по культуре и нынешним президентом). В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты "Литературный Иркутск". В последнее время в столичных журналах появляются очерки, статьи, рассказы, где писатель с болью пишет о сегодняшнем "смутном" времени.
За неделю до дня рождения писатель был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил Валентина Григорьевича Распутина с 70-летним юбилеем.
Большую душевную теплоту в подготовку торжественного вечера В. Распутина внесли актеры коллектива МХАТ им Горького под руководством народной артистки России Т.В. Дорониной. Взяв публицистику В. Распутина в качестве камертона общего настроя действа на сцене - мхатовцы проникновенно читали стихи Н.Рубцова, Н.Зиновьева, Н.Тряпкина, Ю.Кузнецова. Эти монологи о России и Боге были как бы связующими нитями всего вечера между сценическими фрагментами из произведений В.Распутина: "Прощание с Матёрой", "Дочь Ивана, мать Ивана", "Женский разговор".
Искренней любовью к юбиляру были проникнуты слова многочисленных выступавших : Председателя Правления СП России В. Ганичева, Н. Бурляева, актера А. Михайлова, Т. Дорониной, коллег по перу из Сибири, Дагестана, Центральных регионов России.
Выступление Валентина Григорьевича Распутина было как всегда скромным по форме и емким по содержанию. Он ещё раз сделал акцент на "эпохе смешения" в которой мы живем, когда зло перемешалось с Добром, когда человек отделился от природы и противопоставил себя ей, когда русское слово начинает терять свои корни... Когда "бранное слово" используется не на поле брани или в тяжёлом труде, а стало господствовать повсюду (и используется молодёжью попусту), отражая общее падение нравственности и озлобленности человека. Но самое главное, сказал писатель, говоря словами одного из своих персонажей - совесть "истончается в людях".
По его мнению, язык русский и национальная культура не могут существовать раздельно от русской земли. Нужно обязательно находиться на своей Родине, разделяя её тяготы, жить её чаяниями, прорастать вместе с памятью пращуров на Отчизне... Заботиться о земле, возделывать её, разговаривать с ней, касаться её руками. Тогда, как он выразился, земля "начинает работать", передавать свою энергию народу, который населяет её, помогает своему народу, делает его добрее и целостнее!
С особой горечью русский писатель отозвался об эмиграции основного генетического богатства России - прекрасных дочерей нашей Родины за рубеж. Ежегодно нашу страну покидают 300 - 400 тыс. женщин, большинство из которых так и не находят счастья на чужбине. Им горько признаваться в этом и они избегают встреч с себе подобными за рубежом (может быть, чувствуя свою вину перед землей, которая их взрастила). А между тем - преклонение перед русской женщиной является одной из важных черт творчества В. Распутина. Если обратиться к его произведениям - действительно, в них именно женщине отводится высшая роль "очищающей силы", которая интуитивно восстала против поворота сибирских рек, карает насильников и подлецов, преграждает путь злу и беззаконию. По выражению Валерия Ганичева (Председатель Правления СП России), женщины Валентина Распутина - Анны, Дарьи, Настёны и Алены - "спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули силы"...
В простом и доходчивом юморе Распутина - глубокая народная мудрость. Он говорит, что не понимает фразы: "ни дня без строчки...", по его мнению, если так подходить к творчеству - то и "строчки" соответствующие получатся... Он считает, что творческий процесс скорее сродни протеканию беременности у женщин - если не было зачатия - хоть строчку в день, хоть несколько глав пиши - всё не то. А вот если идея "завязалась", то после длительного её "вынашивания" работа над произведением происходит бурная и страстная...
В интонациях юбиляра чувствуется неподдельно-бережное отношение к русскому языку. С учёбы в школе пронёс он эту любовь к родному языку через всю жизнь. По словам В.Распутина, "... в конечном счёте, не важно, какой сюжет или интригу "завернет" автор того или иного литературного произведения. Для меня главное - какой язык у него, и есть ли он у него вообще!"
Вспоминая первые шаги В.Распутина в большой литературе, его коллеги-сибиряки вспоминали ту радость, которую испытали многие, когда были опубликованы первые произведения молодого писателя из Сибири. Они отмечали тот слог, говор, сохранение живого русского языка регионов Сибири, где обитали герои его произведений. Тогда, в далекие шестидесятые, заполненные заказной макулатурой о "строителях коммунизма", страдавшей косноязычием и преснословием, русский читатель впервые ощутил духовную правду и исконность живого языка в произведениях Валентина Распутина. За ним и наряду с ним появились другие - Ю.Бондарев, Б. Васильев, В. Белов, В. Лечутин, Чингиз Айтматов, и многие другие - такова, очевидно была воля самого русского языка того времени, пожелавшего быть отраженным в кристальных озерах душ этих славных писателей и сохраненным в их произведениях. Недаром юбилейный вечер В. Распутина был назван "Похвала русскому слову" - емкость и необычайно широкая цветовая гамма которого, пожалуй, не знает аналогов в мировой культуре.
Невольно сам облик В. Распутина и его творчество ассоциируются с Сибирью и замечательными людьми, живущими на её необъятных просторах. Недаром, каждый раз, когда нашей стране угрожала смертельная опасность, именно Сибирь и Урал - решали судьбу государства. Сейчас же, когда невидимая линия фронта пролегла в душах людей - именно выходцы из этого "костяка земли русской" являются оплотом духовной силы и возрождения нравственности России, основанной на глубокой и истинной христианской вере. На одном из языков местных народов Восточной Сибири само это слово "Сибирья" - означает "спящий агнец". Но, согласно легенде, "настанет день, волшебный ягненок проснется и настанет на просторах его земель царствие любви и братства между людьми, которые сокрушат силы тьмы на Земле...".