Сандманн Дима : другие произведения.

Над пропастью во ржи. Литературный обзор Љ2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Литературный обзор к роману Джерома Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи"

  Джером Д. Сэлинджер.
  "Над пропастью во ржи"
  Литературный обзор Љ2
  
  Есть такое расхожее выражение: "Иногда мы встречаем в своей жизни не тех людей, а иногда тех, но не в то время". Очень верное выражение, истина. Так вот книги, они как люди,- бывают хорошие, а бывают и так себе. Иные мы перечитываем, а другие читаем только один раз. И те что мы перечитываем тоже ведь разные: мы читаем периодически низкопробные истории или анекдоты просто чтоб развеселить себя или занять время, перечитываем действительно шедевры мировой литературы и это замечательно, они того заслуживают. Опять же, как и окружающие нас люди: иные низкопробные, но они рядом и под рукой и с ними приходится жить, а другие замечательные и интересные, и мы рады, что эти люди есть в нашей жизни. А есть категория людей и книг "тех, но не в то время". Смею вас заверить, что "Над пропастью во ржи" именно такая книга.
  Думаю, вы согласитесь со мной.
  И это произведение бесспорно шедевр мировой литературы.
  Думаю, и тут вы согласитесь со мной, если уже прочли его.
  А если еще не читали, то важно правильно выбрать момент для прочтения, хотя это абсолютно бессмысленная затея, как не парадоксально звучит. Тогда остается единственный шанс,- положитесь на свою интуицию. Если, по какой-либо причине вам очень захочется прочесть эту книгу,- читайте и не прогадаете.
  Единственной и самой важной особенностью таких книг являются чувства и внутренний мир главного героя. Я понимаю, вы сейчас прочли самую банальную и распространенную в литературных рецензиях и обзорах фразу. Минуточку терпения. Я продолжу и поясню. В таких произведениях все события описаны через видение их главным героем, это не просто произведения, описывающие пусть даже и интересный, но все-таки событийный ряд. Это произведения-ощущения, если можно так выразиться. Глубоко личные произведения. Такие произведения, даже если вы мастер экстра-класса в литературе, придумать невозможно,- их нужно прожить. Ценность таких произведений в максимальной искренности. А это самое состояние всегда приходит на пике ощущений жизни. И чем выше этот пик, тем больше вероятность для читателя встретить такое произведение "не в то время". Потому как максимальный эффект от прочтения возникнет в момент резонанса состояний автора и читателя. Да простят меня читатели за столь витиеватое отступление в курс школьной физики, но это так. Говоря современным языком, вы должны быть с произведением "на одной волне".
  "Над пропастью во ржи" написана очень легким и простым языком, это сплошь книга-эмоция. Ее вам придется не только прочесть, но и почувствовать, тогда будете обречены стать ее фанатом навсегда. Но это не просто эмоция в обычном нашем понимании, это много больше,- нерв души Холдена Колфилда.
  По ходу действия произведения мы читаем поток оценок шестнадцатилетним подростком окружающих его людей. Все эти оценки очень эмоциональны и несдержанны, часто даже приходит мысль, что они сверхэмоциональны и рефлексивны. "Ненавижу",- самое произносимое Холденом слово при формировании своего отношения практически к любому мало-мальски знакомому персонажу. Иногда, крайне редко проскальзывают и положительные нотки одобрения из уст Колфилда, что вызывает у читателя временное облегчение, смешанное с легким удивлением и приободрением. На ум даже приходит сравнение такого мира подростка с пресловутой бочкой меда с ложкой дёгтя, только наоборот, - дёгтя целая бочка, а вот мёда только ложка. И отношение к окружающему его людскому "дёгтю" исчерпывающе можно описать всего одной цитатой из книги:
  "Когда я совсем собрался, взял чемоданы и все, что надо, я остановился около лестницы и на прощание посмотрел на этот наш коридор. Кажется, я всплакнул. Сам не знаю почему. Но потом надел свою охотничью шапку по-своему, задом наперед, и заорал во всю глотку:
  - Спокойной ночи, кретины!
  Ручаюсь, что я разбудил всех этих ублюдков!
  Потом побежал вниз по лестнице. Какой-то болван набросал ореховой скорлупы, и я чуть не свернул себе шею ко всем чертям".
  Отношение же к окружающей человеческой "ложке мёда" диаметрально противоположное, но Колфилд, как и читатель вместе с ним, находит и собирает таких людей по крупицам.
  Такое соотношение "добра" и "зла" вызывает у мальчика внутренний и внешний протест, выражающийся в соответствующих радикальных, часто нелогичных и неразумных, поступках.
  Это так называемая "видимая часть айсберга".
  Неужели книга об этом и только?
  Безусловно, нет.
  Что бы ответить на это вопрос нам, читателям, придется задуматься над внутренним миром этого паренька, его возрастом, его мыслями, его чаяниями и стремлениями.
  Кто такой Холден Колфилд?
  Он романтик?
  Да.
  Он перфекционист?
  Да.
  Пожалуй, эти две его главные черты и определяют всю его сущность.
  Шестнадцать лет - это примерно тот возраст, когда все люди, подобные Колфилду, вынужденно сталкиваются с реалиями жизни. Это момент или период, если угодно, окончания детства и вхождения во взрослую жизнь со своими законами и принципами. И несоотвествие внутреннего мировоззрения с ними ведет к неизбежному внутреннему конфликту. И именно такой конфликт переживает в произведении шестнадцатилетний мальчик.
  Законы его сердца и души совершенно бесполезны в этом холодном и неуютном реальном мире. Стараясь закрыться от настоящего, Холден обращается либо к своему прошлому (умерший от белокровия брат Алли), либо к своему детству через младшую сестренку Фиби. В этих двух пространствах, практически идентичных, мальчик находит поддержку своим внутренним убеждениям, на которые так нещадно надвигается неуютная реальность.
  Стоит поподробнее остановиться и повнимательнее рассмотреть именно этот персонаж - младшую сестренку Фиби. На протяжении всей книги Холден регулярно вспоминает о ней и исключительно в теплых и искренних словах. Он так сильно торопится увидеться сам с ней и познакомить читателя, что последнему уже верится в Фиби так же безоговорочно как и в самого Холдена. По мере приближения встречи брата и младшей сестренки, все остальные персонажи меркнут в глазах мальчика. Да, когда-то они представляли из себя светлые пятна в его сознании, но жизнь неумолимая штука. Холден с внутренней грустью смотрит на это их личностное угасание, и единственный и самым последним его светлым оплотом остается Фиби. Холдену важна эта встреча как никогда. Возможно, он сам еще этого не осознает в полной мере, но интуитивно движется в правильном направлении. Гармония его внутреннего мира нарушена, сбита, выведена из равновесия, и Колфилд энергично, где-то даже панически пытается вернуть ее назад.
  Встречу с Фиби мы рассмотрим чуть позже, в самом конце, так будет правильнее.
  Теперь, пожалуй, пора рассмотреть и Ловца.
  Оригинальное название книги "The Catcher in the rye",- "Ловец во ржи". Оно отсылает нас к стихотворению Роберта Бернса, ознакомьтесь, если будет желание. Так вот, литературный перевод названия произведения на русский "Над пропастью во ржи" никак не менее сильный, чем оригинальное название. Мне нравятся оба варианта названия, русскоязычный даже больше, в нем не раскрывается персонаж Ловца, а это, пожалуй, интереснее для читателя.
  Персонаж Ловца точнее всего будет понять через религию, как не удивительно это будет на первый взгляд. Ведь любая из мировых религий проповедует только истинные человеческие ценности. Приведу здесь кульминационный отрывок произведения полностью, это важно:
  
  "- Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак."
  
  То пространство, о котором говорит Холден в этом отрывке, это наша жизнь, такая, какой он ее видит. А видит он эту жизнь разделенной на две части: поле ржи и пропасть.
  Поле ржи - это детство. Но детство не как промежуток времени от рождения и до взрослой жизни, а гораздо большее. Его детство - это первичное сознание человека, то сознание, которое дано нам от рождения. Это чистое сознание, максимально приближенное к Мирозданию и ,если угодно, к Богу. Это тот период времени, когда мы смотрим на мир "детскими глазами", "глазами ребенка". Знакомые выражение, не правда ли? Это тот период, когда наши реакции на увиденное, услышанное, осознанное, понятое самые чистые и непосредственные. В этих реакциях нет жизненного опыта. Это чистые реакции чистого сознания. Скажу даже более, возможно немного пафосно, но как есть,- это реакции Человека. Именно Человека с большой буквы, человека как существа максимально приближенного к Богу и Мирозданию. Когда фальшь и ложь этого мира еще не тронула сознание любого такого человека. И пока это так, то человек остается Человеком.
  Пропасть - это наш бренный мир. Мир со всеми его пороками. Этот мир лишает Человека самого главного - возможности остаться таковым и впредь. Войдя во взрослую жизнь, "упав в эту пропасть", мы перестаем смотреть на мир "глазами ребенка", наш взгляд тускнеет, и мы как Человек умираем.
  Дети во ржи - те самые люди, которые еще "видят мир глазами ребенка". Их возраст может быть любым, но большинство из них совсем молоды, потому как неопытны. А те кто немолоды, те знают где край у поля ржи, их нет нужды охранять.
  Кроме Холдена в этом поле нет ни одного взрослого.
  Так где они, спросите вы?
  Они уже упали в пропасть и от них нет никакого толку, ведь найдут обратную дорогу из пропасти в поле из них только еденицы.
  Холден стоит на краю пропасти, потому как он уже увидел мир глазами взрослого человека, - увидел край пропасти. Но, ему этот мир не понравился, Холден хочет остаться во ржи, но знает, что есть во ржи еще много детей, которые не знают пока о наличии пропасти и края поля ржи.
  Мальчик делает серьезный выбор, ни смотря ни на что остаться Человеком в этой жизни и оградить других "детей" от падения в пропасть.
  И в этом выборе, по началу неосознанном, интуитивном и смутном, помогает Холдену Колфилду его младшенькая сестренка Фиби.
  И те мысли, которые он сказал ее, обрели реальность во взрослом мире.
  Мальчик понял, что младшая сестренка Фиби, притащившая огромный чемодан скарба и изъявившая желание ехать с ним хоть куда, и есть первый маленький ребенок, неожиданно выбежавший на Холдена прямо изо ржи.
  Мы же понимаем, что он не даст ей упасть в пропасть, ведь он ее любит очень сильно и по-настоящему, иначе не собирал бы ночью, в холод, пьяный, осколки так нелепо разбитой редкой пластинки, в карман задубевшими руками.
  
  22-27.11.2011года.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"