Набоков считал эту книгу одной из самых жестоких в истории мировой литературы, ибо в ней высмеивается само добро. Публика, похоже, в большинстве своем думает иначе.
Юмор семнадцатого века, безусловно, имеет право на существование. Тем более, что человек с тех пор изменился вовсе не фундаментально. Автор вправе предлагать в качестве повода для смеха бесконечные колотушки, которые получает долговязый Петрушка с палаческим мечом, и кишечные газы, испускаемые его простодушным спутником. Автор даже может позволить своему герою на правах юродивого высказать пару мыслей о принципах государственного и общественного устройства.
Но зачем же назначать идиотствующую комическую куклу символом наивного служения филантропическим идеалам? Скорбное остроумие современника великого кремлевского сидения польских конфедератов уже давно перебродило и обратилось в уксус самопародии, которым можно сдобрить для пикантности пресноватое блюдо современной массовой культуры, но невозможно хлестать из "ствола" в качестве самодостаточного нетленного шедевра.